Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 10 часть



Ноэль защищает Гегеля от обвинения в пантеизме...
(вот-де как мотивируется это обвинение):

... «Что такое абсолютный дух, — эта вершина его»
(гегелевской) «диалектики, — как не дух идеализиро-


ванного и обожествленного человека? Существует ли его
бог где-нибудь, кроме природы и человечества?» (142).


„Защита" Ноэля состоит в подчеркивании (разжевывании) того, что Гегель — идеалист.

Гегель не„скептик"

Не „догматик" ли Гегель? (глава VI:
«Догматизм Гегеля»). Да, в смысле
не-скептицизма, в смысле древних
(стр. 147). Но у Канта это = познавае-
мость „вещей в себе". Гегель (как и
Фихте) отрицает вещи в себе.

NB

У Кант а «агностический реализм»
(стр. 148 i. f. ).

Кант агностик

... «Кант определяет догматизм с точки
зрения агностицизма. Догматик тот,
кто считает возможным определить вещь
в себе, познать непознаваемое. Впро-
чем, догматизм может принимать двоя-
кую форму»... (149). Или-де мистицизм,
или-де

NB материали- сты = „дог- матики"

... «он может также наивно возво-
дить чувственную действительность
в абсолютную действительность,
отождествлять феномен и ноумен.
Тогда мы имеем дело с эмпириче-
ским догматизмом, с догматизмом
обывателей и ученых, чуждых фи-
лософии. Материалисты впадают в
эту вторую ошибку; первая ошиб-
ка, это — ошибка Платона, Де-
карта и их учеников»...
У Гегеля-де нет и следа догматизма, ибо «его, конечно, не обвинят в том, что он не признает относительность вещей к мысли, ибо вся его система основана на этом принципе. Не обвинят его также и в том, что он применяет категории без разбора и без критики. Разве его логика не является именно критикой кате-
горий, — критикой, гораздо более глубокой, чем критика Канта?» (150).



 
 

NB

... «Разумеется, отвергая ноумены, он»
(Hegel) «тем самым помещает действи-
тельность в феномен, но эта действитель-
ность в феномене как таковом — есть лишь
непосредственная действительность, а сле-
довательно, относительная и внутренне
неполная. Истинной действительностью
она является лишь по подразумеваемому
смыслу и при условии своего дальнейшего
развития»... (151).



недурно!

... «Впрочем, между умопостигаемым и
чувственным нет абсолютной противо-
положности, нет разрыва, нет неперехо-
димой бездны. Чувственное есть предва-
ренное чувством умопостигаемое, умопости-
гаемое есть понятое чувственное»... (152).

(Даже и тебе, пошлый идеалист, Гегель
кое на что пригодился!)

... «Чувственное бытие, по смыслу своему, заключает
в себе абсолютное, и мы посредством непрерывной
постепенности восходим от первого ко второму»
(153).

... «Таким образом, что бы там ни говорили, филосо-
фии Канта присущ основной порок мистического догма-
тизма. Мы находим в ней обе характерные черты этой
доктрины: абсолютное противоположение чувственного
и сверхчувственного и непосредственный переход от
одного к другому» (156).

позитивизм = агностицизм

В главе VII: «Гегель и современная
мысль» Ноэль берет позитивизм Огюста
Конта (Comte) и, разбирая его, называет
его «агностической системой» (166).

(Id. 169: «позитивистский агностицизм». )

Критикуя позитивизм как агностицизм, автор недур-
но иногда бьет его за половинчатость, — говоря,
например, что вопроса об источнике законов или
„постоянства" в фактах („des faits permanents" *, 170)
не избежать:

• — «постоянных фактов». Ред.




... «В зависимости от признания их» (les faits per-
manents) «непознаваемыми или познаваемыми прихо-
дишь или к агностицизму или к догматической фило-
софии»... (170 i. f. ).

Неокритицизм г. Renouvier есть-де эклектицизм,
среднее между «позитивистским феноменализмом и
собственно кантианством» (175).






Болтая о морали, свободе etc., Ноэль, опошлитель Гегеля, ничегошеньки не говорит о свободе как понимании необходимости.

 


Французские переводы Гегеля: Vera: „Логика", „Фи-
лософия духа", „Философия религии", „Философия
природы";

Ch. Benard: „Эстетика и поэтика".

Сочинения о гегелизме:

Е. Beaussire. „Antecedents de I'hegelianisme" *.

P. Janet. „La dialectique dans Hegel et dans Platon" **.

1860.
Mariano. „La Philosophie contemporaine en Italie" ***.
Vera. „Introduction a la Philosophie de Hegel" ****.

Написано в 1915 г.

Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XII

' Е. Боссир. «Предшественники гегельянства». Ред.
• * — П. Жанз. «Диалектика у Гегеля и у Платона» Ред.
*** — Мариано «Современная философия в Италии». Ред.
***• — Вера. «Введение в филоcофию Гегеля». Ред.


ПЛАН ДИАЛЕКТИКИ (ЛОГИКИ) ГЕГЕЛЯ 155

[ОГЛАВЛЕНИЕ МАЛОЙ ЛОГИКИ (ЭНЦИКЛОПЕДИИ)]

I. Учение о бытии. А; Качество

a) бытие;

b) наличное бытие;

c) для-себя-бытие.

B) Количество

a) чистое количество;

b) величина (Quantum);

c) степень.

C) Мера.

II. Учение о сущности. А) Сущность, как основа су-

ществования

a) тождество — различие—

основа;

b) существование;

c) вещь.

B) Явление

a) мир явления;

b) содержание и форма;

c) отношение.

C) Действительность

a) отношение субстанци-

альности;

b) » каузальности;

c) взаимодействие.

III. Учение опонятии. А)Субъективное понятие



a) понятие;

b) суждение;

c) заключение.


B) Объект

a) механизм;

b) химизм;

c) телеология.

C) Идея

a) жизнь;

b) познание;

c) абсолютная идея.

 

Понятие ( познание) в бытии (в непосредственных
явлениях) открывает сущность (закон причины,
тождества, различия etc. ) — таков действительно
общий ход всего человеческого познания (всей
науки) вообще. Таков ход и естествознания
и полит и ч е с к о й экономии | и истории |.
Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение исто-
рии мысли. Чрезвычайно благодарной кажется задача
проследить сие конкретнее, подробнее, на истории
отдельных наук. В логике история мысли должна,
в общем и целом, совпадать с законами мышления. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1




абстрактное „Sein" только как момент

* * * **

в

Бросается в глаза, что иногда
Гегель идет от абстрактного к кон-
кретному (Sein * (абстрактное) —
X) a s е i п** (конкретное) — Fiir-
sichsein ***), — иногда наоборот
(субъективное понятие — объект—
истина (абсолютная идея)). Не
есть ли это непоследовательность
идеалиста (то, что Marx называл
Ideenmystik **** у Гегеля)? Или
есть более глубокие резоны? (на-
пример, бытие — ничто — идея


* — бытие. Ред.

*• — наличное бытие. Ред.

** — для себя бытие. Ред.

• •*• — мистикой идей. Ред.

••••* — все течет. Ред.



# Качество и ощущение (Emp- findung) одно и то же, говорит Фейер- бах. Самым первым и самым первона- чальным является ощущение, а в н е м неизбежно и ка- честв о...

становления, развития). Сначала
мелькают впечатления, затем вы-
деляется нечто, — потом разви-
ваются понятия качества # (опре-
деления вещи или явления) и
количества. Затем изучение и раз-
мышление направляют мысль к по-
знанию тождества — различия —
основы — сущности versus явле-
ния, — причинности etc. Все эти
моменты (шаги, ступени, про-
цессы) познания направляются от
субъекта к объекту, проверяясь
практикой и приходя через эту
проверку к истине (= абсолют-
ной идее).





Если Магх не оставил „Логики" (с большой буквы), то он оставил логику „Капитала", и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В „Капи- тале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания

не надо 3-х слов: это одно и то же

материализма, взявшего все ценное у Гегеля и дви- нувшего сие ценное вперед.

 


Товар — деньги — капитал


производство абсолютной Mehrwert *
производство относительной Mehrwert.




История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее.

 


Начало — самое простое, обычное, массовидное, непо-
средственное „бытие": отдельный товар („Sein" в по-
литической экономии). Анализ его как отношения

• — прибавочной стоимости. Ред.



социального. Анализ двоякий, дедуктивный и индук-
тивный, — логический и исторический (формы стои-
мости).

Проверка фактами respective практи-
кой есть здесь в каждом шаге анализа.

Ср. к вопросу о сущности versus явление

— цена и стоимость — спрос и предложение

versus Wert

(= kristallisierte Arbeit)*

— заработная плата и цена рабочей силы.

Написано в 1915 г.

Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XII

* — стоимость (= кристаллизированный труд). Ред.


КОНСПЕКТ КНИГИ ЛАССАЛЯ

«ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА ТЕМНОГО

ИЗ ЭФЕСА» 156

Написано в 1915 г.

Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XII


Ф. ЛАССАЛЬ. «ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА

ТЕМНОГО ИЗ ЭФЕСА»

2 ТОМА. БЕРЛИН, 1858 (379 + 479 стр. )

(Bern: Log. 119. 1)

В эпиграфе, между прочим, из Гегеля — из его
„Истории философии" — что нет ни одного положения
Гераклита, которое бы он не взял в свою логику.

 

Гегель. Сочинения, том XIII, Моя цитата „Vorlesungen iiber Philosophie" 157. стр. die 328 * [246] Geschichte ** der

Понятно, почему Магх назвал это сочинение Лассаля
„ученическим" (см. письмо к Энгельсу от... 158): Лассаль
просто повторяет Гегеля, списывает его, пережевывает
миллион раз по поводу отдельных мест Гераклита,
снабжая свой труд невероятной бездной ученейшего,
гелертерского-архи, балласта.

Отличие от Магх'а: у Магх'а тьма нового и интересует
его только движение вперед о т Гегеля и от Фейербаха
дальше, от идеалистической диалектики к материа-
листической. У Лассаля рюминирование Гегеля на
взятую частную тему: в сущности, списывание Гегеля
по поводу цитат из Гераклита и о Гераклите.


* Hegel. Werke, Bd. XIII, Berlin, 1833. Ред. •• Гегель. Сочинения, т. IX, 1932. Ред.

Лассаль разделил свой труд на 2 части: «Об-
щая часть. Введение» (т. I, стр. 1—68) и «Историче-
ская часть. Фрагменты и свидетельства» (остальное).
Глава III в общей части: «Краткое логическое раз-
витие гераклитовской системы» (45—68 стр. ) — дает



квинтэссенцию метода — выводов Лассаля. Эта глава —
чистое списывание, рабское повторение Гегеля по по-
воду
Гераклита! Учености и тут (а еще больше в исто-
рической части) тьма, но это ученость низшего сорта:
задали задачу — отыскать гегелевское в Гераклите.
Strebsamer * ученик выполняет ее „блестяще", перечи-
тывая у всех древних (и новых) писателей в с е о Ге-
раклите и в с е толкуя под Гегеля.

Marx в 1844—1847 гг. ушел от Гегеля к Фейербаху
и дальше Фейербаха к историческому (и диалекти-
ческому) материализму. Лассаль в 1846 г. начал (Пре-
дисловие, стр. III), в 1855 г. возобновил и в VIII. 1857 г.
(Предисловие, XV) кончил работу голого, пустого, ник-
чемного, гелертерского пережевывания гегельянщины!!

Отдельные главы II части интересны и небесполезны
лишь по переводам отрывков из Гераклита и по популя-
ризации Гегеля, но это не устраняет всех указанных
недостатков.

Иногда прямо прелестна по своей детской наивности
философия древних и Гераклита, например, стр. 162—
«чем объяснить, что моча тех, которые поели чеснока **,
пахнет чесноком?»

И ответ: «не тем ли, что, как говорят некоторые из по-
следователей Гераклита, один и тот же огненный про-
цесс превращения происходит как в мироздании, так и
в (органических) телах, а затем после охлаждения вы-
ступает там (в мироздании) как влага, здесь прини-
мает форму мочи, а превращение ( ***) из
пищи сообщает запах того, из чего она благодаря сме-
шению с ним возникла?»... (162—163).

Гераклит о золоте и товарах

На стр. 221 if. Лассаль цитирует Плу-
тарха, который говорит о Гераклите:

... «как из огня все создается путем превра-
щения, так и огонь из всего, подобно тому
как за золото мы имеем вещи, а за вещи
золото»...

• — Старательный. Ред.
** Слово «чеснока» написано В. И. Лениным над словом «Knob-
lauch» Ред.

* * * — испарение. Ред.



неверно идеализм Лассаля

По этому поводу Лассаль говорит о
стоимости (Wert) (стр. 223 NB)
| и о Function des Geldes * |, по-гегелевски
развивая ее (как «выделившееся абстракт-
ное единство») и добавляя:... «что это

единство, деньги, не является чем-то дей-
ствительным,
а представляет собой нечто
только идеальное (курсив Лассаля), видно

из того» etc...

(Но все же NB, что это писано в книге, вышедшей
в 1858 г., предисловие датировано августом 1857. )
В примечании 3 на стр. 224 (224—225 стр. ) Лассаль
еще подробнее говорит о деньгах, что-де Гераклит не был
„националь-экономом", что-де деньги ((только (??)))
Wertzeichen etc. etc. ** («всякие деньги — только иде-
альное единство, или выражение стоимости, всех реаль-
ных, находящихся е обращении продуктов») (224) etc.


 

Так как Лассаль здесь говорит смутно о moderne
Entdeckungen auf diesem Gebiet *** — теории стои-
мости и денег, то можно предположить, что он имеет
в виду именно беседы и письма Маркса.    
         

Стр. 225—228. Лассаль приводит большой о т р ы-
в о к
из Плутарха, доказывая далее (убедительно), что
речь идет именно о Гераклите, что Плутарх здесь изла-
гает «в основных чертах спекулятивную теологию Ге-
раклита» (стр. 228).


* — функции денег. Ред. ** — знак стоимости и т. д. и т. д. Ред. •** — современных открытиях в этой области. Ред.

Отрывок хорош: передает дух греческой философии,
наивность, глубину, переходы-переливы 159.

 

Лассаль вычитывает у Гераклита теологии и „объективную логику" одним словом, Гегель „по поводу" и целую систему (sic!!) и т. д. — Гераклита!!

 

Бесконечное подчеркивает и (поистине утомительное) число раз пережевывает Лассаль, что Гераклит

не только признает во всем движение, что его прин-
цип движение или становление (Werden), но что
именно все дело в понимании „процессирующего
тождества безусловных (schlechthin) противополож-
ностей" (стр. 289 и многие другие). Лассаль, так
сказать, вбивает колотушкой в голову читателя ту
гегелевскую мысль, что в абстрактных понятиях
(и в их системе) нельзя иначе выразить принцип
движения, как принципом тождества противополож-
ностей. Движение и Werden, вообще говоря, могут
быть без повторения, без возврата к исходному
пункту и тогда такое движение не было бы
„тождеством противоположностей". Но и астроно-
мическое и механическое (на земле) движение и
жизнь растений и животных и человека — все это
вбивало человечеству в головы не только идею дви-
жения, но именно движения с возвратами к исход-
ным пунктам, т. е. диалектического движения.

Наивно и прелестно выражено это в знаменитой фор-
муле (или изречении) Гераклита: „нельзя войти дважды
в одну и ту же реку" — а в сущности (как сказал уже
Кратил —"ученик Гераклита) и одного раза нельзя
(ибо пока все тело опустится в воду, вода будет уже
не прежняя).

(NB: Этот Кратил диалектику Гераклита доводил
до софистики, стр. 294—295 и многие другие, говоря:
ничто не истинно, ничего ни о чем сказать нельзя.
Отрицательный (и только отрицательный) вывод из
диалектики. У Гераклита же наоборот был принцип:
„все истинно", во всем есть (доля) истины. Кратил
только „двигал пальцем" в ответ на все, показывая,
что все движется, ничего ни о чем сказать нельзя.



Лассаль совершенно не знает чувства меры
в этом сочинении, прямо-таки топя Гераклита
в Гегеле. Это жаль. Гераклит в меру, как
один из основоположников диалектики, был бы
архиполезен: из 850 страниц Лассаля надо бы
сделать 85 страниц квинтэссенции и перевести на

 

 

русский: „Гераклит как один из основополож-
ников диалектики (по Лассалю)". Могла бы выйти
полезная вещь

Основной закон мира, по Гераклиту, ( , иногда
*) есть „закон превращения в противополож-
ность" (стр. 327) ( , ).

Лассаль излагает смысл как «закон раз-

вития» (стр. 333), приводя, между прочим,

слова Nemesius: «Демокрит, Гераклит и Эпикур
полагают, что ни для всеобщего, ни для единичного
не существует провидения» (ib. ).

И слова Гераклита: «Мир не создан никем из богов
и никем из людей, но он есть вечно живой огонь и всегда
будет им» (ibid. ).

 

Странно, что, пережевывая религиозную фило-
софию Гераклита, Лассаль ни разу не цитирует и
не называет Фейербаха! Как относился вообще
Лассаль к Фейербаху? Как идеалист-гегельянец?

Поэтому-де Филон (Philo) сказал про учение Гера-
клита,

... «что оно» (die Lehre **), «подобно уче-
нию стоиков, все выводит и з мира и в мир,
но не верит, чтобы что-нибудь произошло
от бога» (334).
Пример „отделки" под Гегеля:
Знаменитый отрывок Гераклита (по Stobaeus) о „Das
Eine Weise" *** ( ) Лассаль переводит:

«Сколько я ни слыхал рассуждений, никто не до-
стиг познания того, что мудрое есть ото всего (т. е.
ото всего существующего) отделенное» (344)
— считая слова „зверь или бог" вставкой, отвер-
гая переводы Риттера («мудрость далека от всех»)
(344) и Шлейермахера «мудрое отделено ото всего» в
смысле „познания" отличного от знания частностей.

* — логос, иногда необходимость. Ред.
"
— учение. Ред.
**• — «едином мудром». Ред.

 

 

По Лассалю смысл сего такой:
что «абсолютное (мудрое) чуждо всякому чувствен-
ному наличному бытию, что оно отрицательное»
(349) — т. е. Negative * = принцип отрицания,
принцип движения. Ясная подделка под Гегеля!
Вкладывание Гегеля в Гераклита.




Куча подробностей о связи (внешней) Герак- лита с персидской теологией, Ормузд — Ари- ман 160, с учением магии etc. etc. etc.

 


Гераклит сказал: „время есть тело" (стр. 358)... это-де
в смысле единства бытия и ничто. Время есть чистое
единство бытия и небытия и т. д. !

Огонь у Гераклита-де = принцип движения [а не про-
сто огонь], нечто-де подобное огонь в учении философии
(и религии) персидской! (362).

Если-де Гераклит первый употребил термин
(„слово") в смысле объективном (закон), то и сие взято
из персидской религии... (364).

— Цитата из Зенд-Авесты l6l (367).

В § 17 об отношении ** Лассаль

толкует эти идеи Гераклита в смысле „необходи-
мо с т и", „с в я з и"
(376).

 

NB: „связь всего" ( ) (стр. 379)

Платон-де (в „Т h е а е t е t е s" ***) выражает ге-
раклитовскую философию, говоря:


Просмотров 287

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!