Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 9 часть



9 [7—8] — история учит, „что народы
и правительства никогда ничему
не учились из истории: каждое
время для этого слишком ин-
д и в и д уа л ь н о":


Остроумнои умно!

очень
умно!




«Но опыт и история учат, что наро- ды и правительства никогда ничему не научались из истории и не дей- ствовали согласно урокам, которые из нее можно было бы извлечь. Каждой эпохе свойственны сголь своеобразные обстоятельства, она представляет собой столь индиви-

NB

NB


* Hegel. Werke, Bd. IX, Berlin, 1837. Ред.
** Гегель.
Сочинения, т. VIII, М. — Л., 1935, Ред.





дуальное состояние, что только
исходя из него самого, основываясь
на нем, должно и единственно воз-
можно судить о ней».


 

стр. 12 [10] - - „разум правит миром"...



швах!

NB

20 [17]: субстанция материи — тяжесть.
» духа — свобода.

22 [19]. „Всемирная история есть прогресс
в сознании свободы, прогресс, кото-
рый мы должны познать в его необ-
ходимости"...

24 [20] — (подход к историческому мате-
риализму). Чем руководятся люди?
Больше всего „Selbstsucht" *, — мо-
тивы любви etc. реже и их круг уже.
Что же выходит из этого сплетения
страстей etc. ? потребностей etc. ?

28 [23—24] „Ничто великое в мире не со-
вершается без страсти"... страсть есть
субъективная, «постольку формаль-
ная сторона энергии»...

28 i. f. [24] — История не начинается
с сознательной цели... Важно то,
что

29 [25]... является бессознательно для лю-
дей
в итоге их действий...

30 [27]

30 [25]... В этом смысле „разум правит
миром".

31 [27]... В истории совершается через
действия людей «еще (получается)
нечто иное, чем то, чего они доби-
ваются и достигают, что они непо-
средственно знают и хотят».


• — «эгоизмом». Ред.

 



30 [27]... «Они» (die Menschen *) «осуще-
ствляют свой интерес, но тем самым
осуществляется еще нечто более
далекое, что хотя и заключено
внутренне в этом интересе, однако
не заключено в их сознании и в их
намерении».



32 [29]... «Великие люди в истории —
это те, чьи личные, частные цели
заключают в себе субстанциаль-
ное, являющееся волей мирового
духа»...

36 [36] — очень почтенна религиоз-
ность и добродетель пастуха, кре-
стьянина etc. (примеры!! NB), но
... «право мирового духа стоит выше
всех частных прав»...


NB

(ср. Эн-
гельс 149)

„великие
люди"


 




Нередко здесь у Гегеля о боженьке, религии, нравственности вообще — архипошлый идеалисти- ческий вздор. 97 [94]: „постепенная отмена рабства лучше вне- запной"...

 


 


50 [44]. Конституция государства
вместе с его религией... филосо-
фией, мыслями, образованием,
„внешними силами" (климат, со-
седи... ) составляют „одну субстан-
цию, один дух"...

51 [51]. В природе движение только
в кругу (!!) — в истории создается
новое...

62 [60]. Язык богаче в неразвитом,
первобытном состоянии народов, —
язык беднеет с цивилизацией и
образованием грамматики.


?


* — люди. Ред.





см. ни- же

очень
хорошо

Sehr

wichtig! *

см. ниже

полное

это место **

NB
ср. Пле-

!!!

ханов


67 [64]: „Всемирная история движется
на более высокой почве, чем та,
местом (Statte) которой является
мораль"...

73 [69]: Замечательная картина исто-
рии: сумма индивидуальных стра-
стей, действий etc. («повсюду отно-
сящееся к нам и потому повсюду
возбуждается наш интерес за или
против»), то масса общего интереса,
то бездна „мелких сил" («беско-
нечное напряжение малых сил, ко-
торые из того, что кажется незна-
чительным, порождают грандиоз-
ное»).



Итог? Итог — „утомление".
Стр. 74 [75] — конец введения.
Стр. 75 [76] — «Географическая основа
всемирной и
стории»(характерное
заглавие): (75—101) [76-97].

75 [76] —„Под мягким небом Ионии"
мог легче возникнуть Гомер, — по
не только эта причина. — „Не под
турецким господством" etc.

82 [82] — Иммиграция в Америку
устраняет „недовольство" «и гаран-
тируется дальнейшее существова-
ние современного гражданского по-
рядка»... (а этот Zustand *** «бо-
гатство и бедность» 81 [82])...

82 [82]. В Европе нет этого отлива:
будь в Германии леса, не было бы
французской революции.
102[99]: 3 формы всемирной истории:
1) деспотизм, 2) демократия и ари-
стократия, 3) монархия.


• — Очень важно! Ред.
'* Эти слова написаны синим карандашом, по-видимому, позднее.
Ниже В. И. Ленин приводит выписку «Гегель о всемирной истории» (см,
астоящий том, стр. 289—290), Ред.
*** — порядок. Ред,



Деление: восточный мир — греческий —
римский — германский мир. Фра-
зерство пустейшее о нравственности
etc. etc.

Китай. I глава (113 — до 139) [111-
131]. Описание китайского харак-
тера,
учреждений etc. etc. Nil, nil,
nil!*

Индия — до 176 [162] — До...

Персия (и Египет) до 231 [207]. Почему
Персидское царство (империя) пало,
а Китай и Индия нет? Dauer ** еще
не есть vortreffliches ***. — «Вечные
горы не обладают преимуществом
перед быстро облетающей розой с ее
мимолетной жизнью» (229) [206].
Персия пала, ибо здесь началось
«духовное созерцание» (230) [206],
а греки оказались выше, «более
высокий принцип» организации,
«сознающей себя свободы» (231)
[206-207].



232 [211]: «Греческий мир»... принцип
„чистой индивидуальности" — пе-
риод его развития, расцвета и
упадка, «соприкосновение с более
поздним органом всемирной исто-
рии»
(233) [212] — Рим с его „суб-
станцией" (ib. ).

234 [213]: Географические условия Гре-
ции: разнообразие природы (в
отличие от однообразия Вос-
тока).

2 4 2 [220] — Колонии в Греции. Накоп-
ление богатства. С ним „всегда"
связана нужда и бедность...


всемирная

история как

целое п

отдельные
народы —

„органы"

Богатство
и бедность


* — Ничего, ничего, ничего1 Ред.
** — продолжительность. Ред.
*** — превосходное. Ред.








Гегель и Фейербах151

у Гегеля
зачатки
историче-
ского мате-
риализма

Гегель

и
Marx

??

Гегель и
„противо-
речия" в
истории


246 [224]. «То природное, которое объяс-
няется людьми, внутреннее, суще-
ственное в нем, есть начало боже-
ственного вообще» (по поводу мифо-
логии греков).

251 [227]: «Человек со своими потреб-
ностями относится к внешней приро-
де практически; удовлетворяя свои
потребности с помощью природы,
он ее преодолевает, действуя при
этом в качестве посредника. Дело
в том, что предметы природы могу-
щественны и оказывают всякого
рода сопротивление. Чтобы поко-
рить их, человек вставляет между
ними другие предметы природы,
обращает таким образом природу
против самой природы и изобретает
для этой цели орудия. Эти чело-
веческие изобретения принадлежат
духу, и такое орудие должно быть
поставлено выше, чем предмет при-
роды... Честь человеческого изобре-
тения, имеющего целью покорить
природу, приписывается богам»
(у греков).

264 [240]: Демократия в Греции была
связана с малым объемом госу-
дарств. Речь, живая речь связывала
граждан, создавала Erwarmung *.
„Поэтому" в французской револю-
ции никогда не было республикан-
ской конституции.

322—323 [295]: «Он» (Casar) «устранил
внутреннее противоречие» (устра-
нив республику, которая была уже
„тенью"), «и вызвал новое. Ибо
мировое господство доселе дости-


* — пылкость. Ред.




гало лишь вершины Альп, Цезарь
же открыл новое поприще: он со-
здал ту арену, которая должна
была отныне сделаться средоточием
всемирной истории».

И затем по поводу убийства
Цезаря:

... «Вообще государственный пе-
реворот как бы санкционируется
в мнении людей, если он повто-
ряется» (Наполеон, Бурбоны)...
«То, что вначале казалось лишь
случайным и возможным, благодаря
повторению, становится чем-то дей-
ствительным и подтвержденным»
(323) [296].

„Христианство"(328—346) [301-316].
Пошло-поповская идеалистическая
болтовня о величии христианства
(с цитатами из Евангелия!!). Мерз-
ко, вонюче!

420—421 [391-392]: Почему реформация
ограничилась несколькими на-
циями? Между прочим — „славян-
ские нации были земледельческие"
(421) [391], а это ведет за собой
„отношения господ и кнехтов",
меньшую „Betriebsamkeit" etc. *
А романские нации почему? их
характер (Grundcharakter ** 421
i. f. [393]).

42 9 [399]:... «Польская свобода также
была не чем иным, как свободой
баронов по отношению к монарху...
Таким образом, у народа был та-
кой же интерес по отношению к
баронам, как у королей... Когда


категории

возможного

и случайного

versus
действитель-
ность и под-
тверждение
в истории

NB

классовые
отношения


* — «старательность» и т. д. Ред,
**
— основной характер. Рев.




!!

ср. Marx und
Engels152

?


говорят о свободе, всегда надо об-
ращать внимание на то, не идет
ли, собственно, речь о частных ин-
тересах» (430) [399].

439 [411—412]: О французской револю-
ции... Почему французы перешли
«сразу от теории к практике», а нем-
цы нет? У немцев реформация «уже
все исправила», устранила «невы-
разимую несправедливость» и т. д.

441 [413—414]: Впервые (в французской
революции) человек пришел к тому,
что «человек становится на голову,
т. е. на мысль, и строит действи-
тельность согласно последней»...
«Это был... величественный восход
солнца»...

Рассматривая далее „ход револю-
ции во Франции" (441) [414], Гегель
подчеркивает в свободе вообще —
свободу собственности, промыш-
ленности
(ib. ).

... Издание законов? Воля всех...
«Немногие должны быть предста-
вителями
многих, но часто они
становятся лишь их подавителя-
ми»...
(442) [415]. «Точно так же
власть большинства над меньшин-
ством есть огромная непоследова-
тельность» (ib. ).

444 [418]:... «По своему содержанию со-
бытие это» (французская револю-
ция) «имеет всемирно-историческое
значение»...

„Либерализм" (444) [418], „либе-
ральные учреждения" (443) [417]
распространились по Европе.


 

446 [422] стр. - — конец.

4 4 6 [422]: «Всемирная история есть
не что иное, как развитие понятия
свободы»...






В общем, философия истории дает очень и очень мало — это понятно, ибо именно здесь, именно в этой обла- сти, в этой науке Маркс и Энгельс сде- лали наибольший шаг вперед. Здесь Гегель наиболее устарел и антикви- рован. (См. следующую стр. **)

N В: Важнее всего Einleitung*, где много прекрасного в поста- новке во- проса.

 


ГЕГЕЛЬ О ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

«Если, наконец, мы будем рассматривать всемирную
историю с точки зрения той категории, с которой ее
надлежит рассматривать, то перед нами откроется
бесконечная картина человеческой жизни, деятельности
при разнообразнейших условиях, с многоразличными
целями и непохожими друг на друга событиями и
судьбами. Во всех этих происшествиях и случаях мы
видим на первом плане человеческие дела и стремления;
повсюду то, что касается нас и поэтому возбуждает
наш интерес за или против. То оно привлекает нас
красотой, свободой, богатством, то энергией, то даже
порок умеет выступить как нечто значительное. Часто
мы видим огромную массу какого-либо общего инте-
реса, которая тяжело движется вперед, но еще чаще
бесконечное напряжение малых сил, которые из того, что
кажется незначительным, порождают нечто грандиоз-
ное; повсюду пестрое зрелище, и стоит чему-нибудь од-
ному исчезнуть, как на его место становится другое.


* — Введение. Ред. ** - В рукописи на следующей странице начинается выписка «Гегель о всемирной истории». Ред,

Однако ближайшим результатом такого рассмотре-
ния, несмотря на всю его привлекательность, является


утомление, которое наступает вслед за тем, как прошло
разнообразное зрелище картин волшебного фонаря, и
хотя мы признаем за каждым отдельным представле-
нием его ценность, все же у нас возникает вопрос,
какова же конечная цель всех этих единичных событий,
исчерпывается ли каждое своей особой целью, или,
напротив, мы должны мыслить себе одну конечную
цель всех этих происшествий; не происходит ли под
громким шумом этой поверхности работа и созидание
какого-то произведения, внутреннего, тихого и тайного
произведения, в котором сохранена существенная сила
всех этих преходящих явлений? Но если не привносить
во всемирную историю с самого начала мысль, разумное
познание, то должно к ней подходить, по крайней мере,
с крепкой несокрушимой верой в то, что в ней присут-
ствует разум, или по крайней мере в то, что мир интел-
лекта и самосознающей себя воли не является жертвой
случая, а должен обнаруживаться в свете знающей
себя идеи» (73—74) * [69] **.


* Hegel. Werke, Bd. IX, Berlin, 1837. Ред. ** Гегель. Сочинения, т. VIII, М. —Л., 1935. Ред, *** — «обработка». Ред,

((NB: в предисловии, стр. XVIII [431] издатель, то
есть редактор Ed. Gans указал, что до стр. 73 напи-
сана Гегелем в 1830 г. рукопись — „Ausarbeitung" ***. ))


КОНСПЕКТ КНИГИ НОЭЛЯ «ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ»153

ЖОРЖ НОЭЛЬ. «ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ»

ПАРИЖ, 1897





Bibliotheque de Geneve, Ca, 1219




Печаталась статьями в „Revue de Metaphysique et de Morale"; редактор Xavier Leon 154.

 



* Здесь и нише петитом в квадратных скобках переводы терминов на русский язык даны редакцией. Ред.

Автор идеалист и мелкий. Пересказ Гегеля, защита
его от „современных философов", сопоставление с Кан-
том etc. Нет интересного. Нет глубокого. Ни слова о
материалистической диалектике: автор, должно быть,
понятия о ней не имеет.

 

Отметить переводы терминов Гегеля:  
Ê t r е Essence Notion. (Mesure etc. )
[Бытие Сущность Понятие. (Мера и т. Д. )] *•
Devenir (das Gewordene) [Ставшее].  
L'etre determine (Dasein) [Определенное бытие, налич-
ное бытие].  
Etre pour un autre (Sein-fur-Anderes) [Бытие для
другого].  
Quelque chose (Etwas) [Нечто].  
Limite (Grenze) [Граница].  
Borne (Schranke) [Предел].  
Devoir etre (Sollen) [Долженствование].  
Etre pour soi (Fur-sich-Sein) [Для себя бытие].  

 

Existence hors de soi (Außer-sich-Sein) [Вне себя
бытие].
La connaissance (das Erkennen) [Познание].
Actualite (Wirklichkeit) [Действительность].
Apparence (Schein) [Кажимость].
Etre pose (das Gesetztsein) [Положенное бытие].
Position (Setzende Reflexion) [Полагающая рефлексия].
Fondement ou raison d'etre (Grund) [Основание].
L'universel (das Allgemeine) [Всеобщее].
Particulier (das Besondere) [Особое].
Jugement (das Urteil) [Суждение].
Raisonnement ou Syllogisme (Schluß) [Умозаключение,
или силлогизм (заключение)].

NB!

Отметить еще забавные попытки автора оправдать,
as it were *, Гегеля от обвинений, в „реализме" (читай:
материализме). У Гегеля «философия в целом является
силлогизмом. И вот в этом силлогизме логика есть
всеобщее, природа — особое, а дух — индивидуальное»
(стр. 123). Автор „разбирает" (= жует) последние фразы
Логики о переходе от идеи к природе. Выходит, что ум
через природу (в природе) познает идею = закономер-
ность, абстракции etc... Караул, почти материализм!!...
«Рассматривать природу в себе, абстра-
гируя от духа, — не значит ли это тем
самым вернуться к самому наивному реа-
лизму?»

NB

«Правда, вставляя между логикой и фи-
лософией духа философию природы, Гегель
тем самым становится на точку зрения
реализма; но здесь нет никакой непосле-
довательности с его стороны... Реализм
Гегеля является лишь переходной сту-
пенью. Это точка зрения, которая должна
быть преодолена» (129).

«Что реализм заключает в себе относи-
тельную истину, — это неоспоримо. Столь

* — так сказать. Ред.



NB
!!??

естественная и всеобщая точка зрения
не может быть случайным заблуждением
человеческого духа... Чтобы преодолеть
реализм, она» (la dialéctique) «сначала
должна будет дать ему полное развитие,
и только таким образом она докажет необ-
ходимость идеализма. Вот почему Гегель
принимает время и пространство за общие
определения природы, а не за формы ра-
зума. Кажется, что в этом пункте он рас-
ходится с Кантом, но это — лишь по ви-
димости и на словах... »

NB Гегель = „реалист" NB

... «Это объясняет, почему он» (Hegel)
«говорит о чувственных качествах, как
если бы они были реально присущи телу.
Удивительно, что г-н Вундт обвиняет его
по этому поводу в невежестве. Неужели
ученый философ полагает, что Гегель
никогда не читал Декарта, Локка или
даже Канта? Если он реалист, то не в силу
невежества, не из-за непоследовательно-
сти, но лишь в виде переходного положе-
ния и следуя методу» (130).

Сравнивая Гегеля с Спинозой, автор говорит: «Таким образом, Гегель и Спиноза равно подчиняют природу логике» (стр. 140), но-де у Гегеля логика есть логика
не математическая, а логика противоречий, перехода „от чистой абстракции к реальности" (etc. ). У Спинозы-де «с ним» (Spinosa) «мы оказываемся у антиподов
идеализма» (138); ибо «мир духов» (у Спинозы) «нахо-
дится рядом с миром тел, а не стоит над ним»...

... «Идея развития, столь характерная для гегельян-
ства, лишена смысла для Спинозы»... (138).

Гегель развивает диалектику Платона («вместе с Пла-
тоном признает необходимое сосуществование противо-
положностей» 140) — к Гегелю близок Лейбниц (141).


Просмотров 299

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!