Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 6 часть



причем превращение одни понимают в
смысле наличности мелких качественно-
определенных частиц и роста (respective
уменьшения) [соединения и разъедине-

ния] их. Другое понимание (Гераклит) —
превращение одного в другое (403).


превра-
щение
(значе-
ние его)


 

Существование и понятие — должно быть, У Ге-
геля отличаются примерно как: факт (бытие) от-
дельно взятый, вырванный из связи, и связь (поня-
тие), соотношение , сцепление, закон, необходимость.
             

415 [302]:... «Понятие есть то, что вещи сами в себе и
для себя суть»...

Говоря о том, что трава — цель для животного, оно
для человека etc. etc., Гегель заключает:

«Круг, завершенный внутри себя, но завершение
которого равным образом есть переход в другой круг; —
вихрь, центр которого, куда он возвращается, лежит
непосредственно на периферии другого высшего круга,
поглощающего его»... (414) [303].

NB: „общее" как „сущность"

До сих пор-де мало дали древние:
«Общее есть скудное определение, ка-
ждый знает об общем, но не знает о нем
как о сущности» (416) [304].



„развитие природы познания"

... «Но здесь начинается более опре-
деленное развитие отношения сознания
к бытию, развитие природы познания
как познания истинного» (417). «Дух
продвинулся до выражения сущности
как мысли» (418) [305].
«Это развитие общего, в котором сущность совер-
шенно переходит на сторону сознания, мы видим в столь
ославленной мудрости софистов» (418) [306].

((Конец I тома)) |П том начинается с софистов. [




 



XIV ТОМ. ВТОРОЙ ТОМ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ СОФИСТОВ

По поводу софистов 124 Гегель архиподробно жует
ту мысль, что-де в софистике есть элемент, общий
всякому образованию (Bildung) вообще, и нашему в
том числе, именно выдвигание доводов (Griinde) und
Gegengriinde *, —„рефлектирующее резонирование", —
нахождение во всем многоразличных точек зрения;
((субъективизм — отсутствие объективизма)). Говоря о
Протагоре и о его знаменитом тезисе (человек есть мера
всех вещей), Гегель сближает с ним Канта:



Прота- гор и Кант

... «Человек есть мера всего, — человек,
стало быть, субъект вообще; сущее, следо-
вательно, существует не изолированно, а есть
для моего знания, — сознание по существу
своему есть то, что в предметном производит
содержание, субъективное мышление прини-
мает в этом самое существенное участие.
И это то, что доходит вплоть до новейшей
философии. Кант говорит, что мы знаем
лишь явления, т. е. что то, что нам предста-
вляется как объективное, как реальность
должно рассматриваться лишь в его отно-
шении к сознанию и не существует без этого
отношения»... (31) ** [25] ***.

Второй-де „момент" — объективизм (das Allgemeine ****) «оно положено мной, но оно также и

* — и противодоводов. Ред.

•* Hegel. Werke, Bd. XIV, Berlin, 1833. Ред.

*** Гегель. Сочинения, т. X, М., 1932. Ред.

**** — общее, всеобщее. Ред.



само по себе объективно всеобще, не будучи поло-
жено мной»... (32) [25].

релятивизм софиста...

Diese „Relativitat" * (32). «Все об-
ладает лишь относительной истиной»
(33) [25] по Протагору.

Кант и софисты и феномено- логией a la Мах 125 NB

... «Кантовское явление есть не что
иное, как толчок извне, некий х, неиз-
вестное, то, что получает определения
впервые через наше чувство, через нас.
Хотя и есть объективное основание
того, что мы это называем холодным,
а то — теплым, так что, хотя мы можем
сказать, что они должны заключать
в себе отличие одного от другого, од-
нако тепло и холод — есть только в на-
шем ощущении, точно так же и вещи
суть и т. д.... таким образом, опыт был
назван явлением» (34) [27].



не только релятивизм

«Мир есть явление не потому, что он
существует для сознания, т. е. что его
бытие только относительное для созна-
ния, но в равной мере он есть явление
в себе».

скептицизм

... «Гораздо большей глубины достиг
этот скептицизм у Горгия»... (35) [28].

NB

... «Его диалектика»... Горгия,
софиста [много раз: стр. 36 [28], id.
стр. 37 [29]].

Гегель о „здравом смысле"

Тидеман сказал, что Горгий зашел
дальше, чем „здоровый (здравый) смысл"
человека. И Гегель смеется: всякая
философия идет дальше „здравого
смысла", ибо здравый смысл не есть
философия. До Коперника было против
здравого смысла говорить, что земля
вертится.


• — Эта «относительность». Ред.



«Этот» (der gesunde Menschenver-
stand *) «есть такой способ мышления
какой-либо эпохи, в котором содер-
жатся все предрассудки своего вре-
мени» (36) [291.

Горгий(стр. 37 [29—30]): 1) ничто не существует. Ни-
чего нет

2) если даже есть, непозна-
ваемо

3) если даже познаваемо,
сообщение о познанном
невозможно.

... «Горгий сознает в отношении их» (их, бытия и
небытия, их взаимоуничтожения), «что это — исчезаю-
щие моменты; бессознательное представление тоже
обладает этой истиной, но ничего не знает о ней»...
(40) [32].




„Исчезающие моменты" = бытие и небы- тие. Это — прекрасное определение диалек- тики!!

 


 


... «Горгий ) правильно полемизи-
рует против абсолютного реализма, ко-
торый, имея представления, полагает,
что обладает самой вещью, на самом же
деле обладает лишь относительным;
) впадает в дурной идеализм нового
времени: «мыслимое всегда субъективно,
стало быть, оно не есть существующее,
посредством мышления мы превращаем
существующее в мыслимое»»... (41)
[32—33].



(И ниже (стр. 41 i. f. [33]) Кант

назван еще раз. )


Горгий,

„абсолютный

реализм"

(и Кант)


* — здравый смысл. Ред.




диалектика
в самом
предмете


Добавить о Горгии: он ставит „или —
или" к основным вопросам. «Это
однако — не истинная диалектика;
было бы необходимо доказать, что
предмет всегда необходимо бывает
в каком-нибудь одном определе-
нии, а не в себе и для себя. Предмет
разлагается только в такие опре-
деления; но из этого не следует
ничего против природы самого пред-
мета» (39) [31] *.


 



 


Еще добавить о Горгии:

Излагая его взгляд, что нельзя пере-
дать, сообщить сущее:

NB
ср. Фейер- бах 126

«Речь, посредством которой должно
быть сообщено о том, что есть, не яв-
ляется тем, что есть, — то, что сооб-
щается, это не самый предмет, а только
речь» (Sextus Empiricus. „Adversus
Mathematical. VII. § 83—84) — стр. 41
[33] — Гегель пишет: «Сущее пости-
гается также не как сущее, а его по-
стижение есть превращение его во все-
общее».
... «Это единичное совершенно не может быть выска-
зано»...




Всякое слово (речь) уже обобщает ср. Фейербах 127.

 

Чувства показывают реальность; мысль и слово — общее.

Заключительные слова §-фа о софистах: «Следова-
тельно, софисты также и диалектику, общую филосо-
фию делали предметом своего рассмотрения; они были
глубокими мыслителями»... (42) [33].

• Эта и следующая выписки о философии Горгия сделаны
В. И. Лениным несколько позднее, при конспектировании раздела о
Сократе (см. настоящий том, стр. 247—248). Ред.



ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

Сократ — «всемирно-историческая личность» (42) [34],
„интереснейшая" (ib. ) в древней философии — „субъек-
тивность мышления" (42) [33] |„свобода самосознания"
(44) [351}.

«В этом заключается двусмысленность диалек-
тики и софистики; объективное исчезает»: случайно
ли субъективное или в нем („an ihm selbst" *) есть
объективное и всеобщее? (43) [34] **.

«Истинное мышление мыслит так, что его содержание
вместе с тем не субъективно, а объективно» (44) [35] —
и у Сократа и Платона мы видим-де не только субъек-
тивность («сведение решения к сознанию обще ему» —
Сократу — «с софистами»), — но и объективность.

NB

«Объективность имеет здесь» (у Со-
крата) «смысл в себе и для себя сущей
всеобщности, а не внешней объектив-
ности» (45) [35] — id. 46 [36]: «не внеш-
няя объективность, но духовная всеобщ-
ность»...

И через 2 строки:

Кант

«Кантовский идеал — явление, кото-
рое само по себе не объективно»...

остроумно!

Сократ называл свой метод НеЪапг-
menkunst***
— (стр. 64) [48] (от ма-
тери-де), ((мать Сократа = акушерка)) —
помочь мысли родиться.

Werden = Nichtsein und Sein ****

Пример Гегеля: всякий знает-де, что
такое Werden, но нас удивляет, если,
анализируя (reflektirend), мы находим,
что «оно есть бытие и вместе с тем небы-
тие»—«столь огромное различие» (67) [50].

* — «в нем самом». Ред.
** В рукописи вслед за этим абзацем помещена выписка о филосо-
фии Горгия, начинающаяся словами: «Добавить о Горгии... » (см, настоящий
том, стр. 246). Ред.

*** —• искусством повивальной бабки. Ред.
* * • * — Становление небытие и бытие. Ред.




Менон („Meno" Plato's) 128 сравнил
Сократа с электрическим угрем (Zitter-
aal), который делает прикасающегося
к нему „narkotisch" * (69) [51]: и я-до
„narkotisch" и отвечать не могу**.

... «То, что для меня должно быть
истиной, справедливостью, есть дух от
моего духа. Но то, что дух таким обра-
зом творит из самого себя, что он счи-
тает таковым, должно произойти из
него как всеобщего, как духа, дейст-
вующего в качестве всеобщего, а не
из его страстей, интересов, прихотей,
капризов, целей, склонностей и т. д.
Последнее, правда, также представляет
собой внутреннее, «вложенное в нас
природой», но оно является нашим соб-
ственным лишь природным образом»...
(74-75) [56].


Умный идеализм ближе к умному материализму,

чем глупый материализм.

Диалектический идеализм вместо умный;
метафизический, неразвитый, мертвый, гру-
бый, неподвижный вместо глупый.




Разработать: Плеханов написал о философии (диа- лектике), вероятно, до 1000 страниц (Бельтов + против Богданова + против кантианцев + основные вопросы etc. etc. ) 129. Из них о большой Логике, п о поводу нее, ее мысли (т. е. с о б с т- в е н н о диалектика как философская наука) nil!! ****

NB

 


* — «одурманенным». Ред.

** В рукописи вслед за этим абзацем помещена выписка о философии Горгия, начинающаяся словами "Еще добавить о Горгии... » (см. настоящий том, стр. 246). Ред

*** — очень хорошо сказано!! Ред,
**** -
ничего!! Ред.




Протагор: „человек мера всех вещей".
Сократ: „человек, как мыслящий, есть
мера всех вещей" (75) [56].

Ксенофонт в „Memorabilien" * лучше,
точнее и вернее изобразил Сократа, чем
Платон 130 (стр. 80—81) [59].


Оттенок!


СОКРАТИКИ

 

По поводу софизмов „куча" и „лысый" Гегель повто-
ряет переход количества в качество и обратно: диалек-
тика (стр. 139—140) [101—102].

143—144 [104]: Подробно о том, что

NB в языке есть только общее

«вообще язык выражает в сущности

лишь общее; но то, что мыслится,

есть особенное, отдельное. Поэтому

нельзя выразить в языке то, что

мыслится».

(„Это"? Самое общее слово)




Кто это? Я. Все люди я. D a s Sinnliche?** Это есть общее etc. etc. „Этот"?? Всякий есть „Этот".

 


 

Почему предметов чается от нельзя назвать отдельного? Один из данного рода (столов) именно отли- остальных тем-то.

* — «Воспоминаниях» Рев. •* — Чувственное? Ред.

«Что вообще при философствовании получает значи-
мость всеобщее, и даже настолько, что только всеобщее
может быть высказано, а «это», разумеемое, совсем
не может быть высказано, — это такое сознание и


[ысль, до которого совершенно еще не дошло философ-
кое образование нашего времени».

К ним относит Гегель и „скептицизм новейшего
ремени" — | Канта? | и тех, кто говорит, «что чувст-
енная достоверность обладает истиной».

Ибо-де das Sinnliche «есть нечто всеобщее» (143) [104].


Этим Гегель бьет всяк кроме диалектического. ий материализм NB

Назвать имя? — но имя — случайность, и S а с h е
s е l b s t
* не выражает (как выразить отдельное?)
144) [105].


Гегель
и

диалекти-
ческий

материа-
лизм


 

Гегель серьезно „верил" думал, что
материализм как философия невоз-
можен, ибо философия есть наука о мы-
шлении, об общем, а общее есть мысль.
Здесь он повторял ошибку того самого
субъективного идеализма, который он
всегда называл „дурным" идеализмом.
Объективный (и еще более абсолютный)
идеализм зигзагом (и кувырком) подо-
шел вплотную к материализму, частью
даже превратился в него.  

ощущение в теории познания киренаиков...

Киренаики131 считали истинным
ощущение «не то, что в нем, не содер-
жание ощущения, но его само как
ощущение» (151) [110].

«Главный принцип школы киренаиков есть, следовательно, ощущение, которое должно быть критерием истины и блага»... (153).

* — самую суть вещи. Ред.


«Ощущение есть неопределенно единичное» (154),
а если-де включить мышление, то является общее и
исчезает «простая субъективность».


(Феноменологи а Мах и К0 на
вопрос об общем, „законе", „необходи-
мости" etc н е и з б е жж ж н о становятся
идеалистами. )        

NB*

киренаики

и Мах с К0


Другой киренаик, Hegesias, «познал» «именно это
несоответствие между ощущением и всеобщностью»...
(155) [113].

 

Смешивают ощущение и как принцип этики теорию познания. как принцип теории познания Это NB. Но Гегель выделил

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

По поводу плана Платона, чтобы
философы управляли государством 133:

... «Почва истории иная, чем почва
философии»...

... «Нужно знать, что такое действие:
действие есть деятельность субъекта
как такового ради особых целей. Все
эти цели суть лишь средства, осуществ-
ляющие идею, ибо она есть абсолютная
сила» (193) [143].

К учению Платона об идеях:

... «потому что чувственное воззрение
ничего не показывает нам в чистом
виде, таким, каково оно есть в себе»
(„Phaedo" 134) — стр. 213 [1581, — по-
этому-де тело мешает душе.


Частные цели

в истории

творят

„идею"

(закон

истории)


* Ср. Ueberweg — Heinze, § 38, стр. 122 (10-ое издание) — и о них же
в „Теэтете" Платона » 132, Их (киренаиков) скептицизм и субъективизм.






NB диалек- тика познания NB

NB


 

Значение общего противоречиво: оно
мертво, оно нечисто, неполно etc. etc.,
но оно только и есть ступень к по-
знанию конкретного, ибо мы
никогда не познаем конкретного пол-
ностью. Бесконечная сумма общих по-
нятий, законов etc. дает конкретное
в его полноте.  

 

Движение познания к объекту всег-
да может идти лишь диалектически:
отойти, чтобы вернее попасть — reculer
pour mieux sauter (savoir?) *. Линии
еходящиеся и расходящиеся: круги,
касающиеся один другого. Knoten-
punkt ** = практика человека и чело-
веческой истории.
Практика=критерийсовпадения одной
из бесконечных сторон реального.

 

Эти Knotenpunkte представляют из себя
единство противоречии когда бытие и небытие,
как исчезающие моменты, совпадают на момент,
в данные моменты движения (= техники, исто-
рии etc. )      

„пустая иалектика" у Гегеля

Разбирая диалектику Платона, Ге-
гель еще раз старается показать отли-
чие субъективной, софистической диа-
лектики от объективной:

«Что все одно, говорим мы о каждой
вещи: «эта вещь — одна и одновременно
показываем мы в ней множественность,
много частей и свойств», — но при этом


* — отступить, чтобы лучше прыгнуть (познать?), Ред,
** — Узловой пункт, Ред,



NB
„пустая диалектика"

говорится: «это есть единое в совер-
шенно ином отношении, чем многое»; —
мы не соединяем этих мыслей. Таким
образом представление и речь идут туда
и сюда от одного к другому. Если эти
переходы туда и обратно совершаются
сознательно, то это — пустая диалек-
тика, которая не объединяет противо-
положностей и не приходит к единству»
(232) [177].

Платон в „Софисте" 135:

NB

«Трудное и истинное заключается
в том, чтобы показать, что то, что есть
иное, есть то же самое, — а то, что
есть то же самое, есть иное, и именно в
одном и том же отношении» (233) [177].

NB объективизм

«Но мы должны отдавать себе отчет
в том, что именно понятие не является
только непосредственным в истине, хотя
оно и является простым, — но оно
является таковым от духовной про-
стоты, является по существу мыслью,
возвратившейся в себя (непосредственно
есть лишь это красное и т. д. ); с другой
стороны — понятие не является чем-то
только самим внутрь себя рефлекти-
рующим, вещью лишь в сознании; но
оно существует также и само по себе,
т. е. есть предметная сущность»... (245).


Просмотров 305

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!