Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 1 часть



Энциклопедия §213 (стр. 385 * [I, 321 **]):



... «Идея есть истина; ибо истина
состоит в соответствии объектив-
ности понятию... Но и все действи-
тельное, поскольку оно — нечто
истинное, есть идея... Единичное
бытие представляет собой лишь
какую-либо одну сторону идеи;
последней нужны поэтому еще
другие действительности, которые
равным образом выступают как
обособленные и видимо самостоя-
тельные существования; лишь в
их совокупности и в их соотно-
шении
друг с другом реализует-
ся понятие. Единичное, взятое
само по себе, не соответствует
своему понятию; эта ограничен-
ность его наличного бытия состав-
ляет его конечность и ьедет к его
гибели»...


Отдельное бытие
(предмет, явление
etc. ) есть (лишь) одна
сторона
идеи (исти-
ны). Для истины
нужны еще другие
стороны действитель-
ности,
которые тоже
лишь кажутся само-
стоятельными и от-
дельными (besonders
fur sich bestehen-
de ***). Лишь в
их совокупно-
сти
(zusammen) и
в их отношении
(Beziehung) реали-
зуется истина.




Совокупность всех сторон явления, действительности и их (взаимо)о тношения — вот из чего складывается истина. Отношения (= переходы = противоречия) поня- тий = главное содержание логики, причемэти понятия (и их отношения, переходы, противоречия) показаны как отражения объективного мира. Диалектика вещей создает ди- алектику идей, а не наоборот.

Гегель гениаль-
но угадал ди-
алектику вещей
(явлений, мира,
природы) в
диалектике по-
нятий #


* Hegel. Werke, Bd. VI, Berlin, 1840. Ред.
** Гегель.
Сочинения, т. I, М. —Л., 1929. Ред.
*** — особо для себя существующими. Ред.


 

# Этот афоризм надо бы выразить  
популярнее, без слова диалектика: при-  
мерно так: Гегель гениально угадал в  
смене, взаимозависимости всех поня- именно
тий, в тождестве их противоположно- угадал,
стей, в переходах одного понятия в дру- не больше
гое, в вечной смене, движении понятий  
ИМЕННО ТАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ВЕЩЕЙ,  
ПРИРОДЫ.  



------ = NB Каждое поня- тие находится в известном отношении, в известной связи со в с е- м и остальными

взаимозависимость понятии » всех » без исключения переходы понятий из одного в другое » всех » без исклю- чения.

в чемсостоит диалек- тика?



Относительность противоположности между

понятиями...
тождество противоположностей между поня-
тиями.

«Первоначально под истиной понимают то, что я
знаю, как нечто существует. Это, однако, истина лишь
по отношению к сознанию, или формальная истина, —
только правильность (§ 213, стр. 386 [322]). Истина же
в более глубоком смысле состоит в том, что объектив-
ность тождественна с понятием»...

«Дурной человек есть неистинный человек, т. е. чело-
век, который ведет себя несоответственно своему поня-
тию, или своему назначению. Однако ничто не может
-существовать совершенно лишенным тождества понятия
и реальности. Даже дурное и неистинное существует
лишь постольку, поскольку его реальность каким-то
образом и в какой-то мере соответствует его понятию»...

... «Все заслуживающее названия философии всегда
клало в основание своего учения сознание абсолютного
единства того, что рассудком признается лишь в его
раздельности»...



В. И. ЛЕНИН


 




«До сих пор рассмотренные ступени бытия и сущности, равно как и ступени понятия и объективности, не являются в этом их различии чем-то неподвиж- ным и на самом себе основанным, а ока- зываются диалектичными и их истина состоит лишь в том, что они суть мо- менты идеи» (387—388) [322-3231.

Различие бы- тия от сущ- ности, поня- тия от объ- ективности относительны

 




 

Том VI, [I, 323]




Моменты познания (= „идеи") человеком природы- вот что такое категории логики.

 


(идея)истина всестороння

Том VI, стр. 388 [323-324] (§ 214):
«Идея может быть выражена различ-
ными способами. Ее можно назвать
разумом (это — подлинно философское
значение понятия разума), далее —
субъектом-объектом, единством идеаль-
ного и реального, конечного и бесконеч-
ного, души и тела, возможностью, кото-
рая в себе самой имеет свою действитель-
ность, тем, природа чего может быть
постигнута лишь как существующая
и т. д. Все эти выражения законны,
так как в идее содержатся все отноше-
ния рассудка, но они содержатся в ней
в их бесконечном возвращении и тож-
дестве внутри себя.
Рассудку не стоит большого труда показать, что все
высказываемое об идее внутренне противоречиво. Од-
нако по всем пунктам ему можно воздать той же моне-
той, или, вернее, ему уже воздано в идее той же мо-
нетой; — последнее есть работа разума, которая, разу-
меется, не так легка, как работа рассудка. — Если
рассудок показывает, что идея сама себе противоречит,
потому что, например, субъективное лишь субъективно,
объективное же противоположно ему; что бытие есть
нечто совершенно другое, нежели понятие, и поэтому




не может быть извлечено из него; что конечное так же
лишь конечно и является прямой противоположностью
бесконечного, следовательно, не может быть тождест-
венно с последним, и так далее по отношению ко всем
определениям, — то логика показывает, наоборот, про-
тивоположное, именно, что субъективное, которое лишь
субъективно, конечное, которое лишь конечно, беско-
нечное, которое должно быть лишь бесконечным и т. д.,
не обладают истинностью, противоречат сами себе и пере-
ходят в свою противоположность; таким образом этот пе-
реход и единство, в котором крайности заключены как
снятые, как некоторая видимость или моменты, обнару-
живают себя как истина этих крайностей (388) [323—324].



NB: Абстракции и „конкретное единство" противопо- ложностей. Прекрасный пример: самый про- стой и самый ясный, диалектика понятий и ее материали- стические корни
Диалектика не в рассудке человека, а в „идее", т. е. в объективной действитель- ности
• — рассудка. Ред.

«Когда рассудок критикует идею,
он впадает в двойное недоразуме-
ние. Во-первых, крайние термины
идеи — в какой бы форме они ни
были выражены, — поскольку они
даны в единстве идеи, берутся им
в том еще смысле и определении,
в котором они не заключаются в
ее конкретном единстве, а как
абстракции, находящиеся еще вне
идеи. Не менее велико его» (der
NB Verstand *) «непонимание соотно-
от- шения их даже тогда, когда оно
дель- уже явно положено; так, напри-
ное= мер, он упускает из виду даже
всеоб- природу связки в суждении, ука-
щему | зывающей, что единичное, субъект,
есть столь же и не единичное,
а всеобщее.
Во-вторых, рассудок
считает свою рефлексию, согласно
которой тождественная с собой
идея содержит в себе отрицание са-
мой себя, противоречие, — внешней
рефлексией, не входящей в самоё
идею. На самом же деле это — не
особая мудрость рассудка, а сама



идея есть... процесс

это NB

„вечная
жизнь" =
диалектика

идея представляет собой диалек-
тику,
которая вечно отделяет и
отличает тождественное от раз-
личного, субъективное от объек-
_ тивного, конечное от бесконеч-
ного, душу от тела — и лишь
постольку идея есть вечное твор-
чество, вечная жизненность и
вечный дух»...
(389) [324].
VI, § 215, стр. 390 [I, 325]:
«Идея есть по существу своему процесс,
так как ее тождество есть лишь постольку
абсолютное и свободное тождество поня-
тия, поскольку оно есть абсолютная отри-
цательность и поэтому диалектично».

Поэтому-де выражение „единство" мыш-
ления и бытия, конечного и бесконечного
и т. д. falsch *, ибо оно выражает «тожде-
ство, остающееся спокойным». Неверно,
будто конечное просто нейтрализует
(„neutralisiert") бесконечное и vice versa **.
На деле мы имеем процесс.


Коль подсчитать... каждую секунду на земле более
10 человек умирает и еще больше рождается. „Движе-
ние" и „момент": улови его. В каждый момент данный...
Улови этот момент. Idem в простом механиче-
ском
движении (contra Чернов 93).


* — ложно. Ред. ** — наоборот. Ред,

«Идея как процесс проходит в своем развитии три
ступени. Первая форма идеи есть жизнь... Вторая
форма... есть идея как познание, которое является
в двойном образе теоретической и практической идеи.
Процесс познания имеет своим результатом восстанов-
ление обогащенного различием единства, и это дает
третью форму, форму абсолютной идеи»... (391) [326J.



Идея есть „истина" (стр
[320-321], § 213). Идея, т. е. истина,
как процесс — ибо истина есть
процесс, — проходит в своем
развитии (Entwicklung) три ступе-
ни: 1) жизнь; 2) процесс познания,
включающий практику человека и
технику (см. выше 94), — 3) ступень
абсолютной идеи (т. е. полной ис-
тины).  
Жизнь рождает мозг. В мозгу
человека отражается природа Про-
веряя и применяя в практике своей
и в технике правильность этих
отражений, человек приходит к объ-
ективной истине.  

Истина есть
процесс. От
субъектив-
ной идеи
человек идет
к объектив-
ной истине

через

„практику"

(и технику).


 



 


ЛОГИКА. ТОМ V.
III Отдел. Идея. I глава. Жизнь.

„По обычному представлению о логике" (Bd. V,
стр. 244* [VI, 221] **) не место в ней вопросу о жизни.
Но, если предмет логики истина, а „и с т и н а как
таковая wesentlich i т Erkennen
i s t"
***, то о познании приходится трактовать —
в связи с познанием уже (стр. 245 [222]) надо говорить
о жизни.

Иногда за так называемой „чистой логикой" ставят
еще „прикладную" (angewandte) логику, но тогда...

всякая наука есть прикладная логика

... «пришлось бы включить в логику
всякую науку, ибо каждая наука есть
постольку прикладная логика, посколь-
ку она состоит в том, чтобы выражать
свой предмет в формах мысли и поня-
тия» (244) [221].

* Hegel. Werke, Bd. V, Berlin, 1834. Ред.
** Гегель. Сочинения, т. VI, М., 1939. Ред.
*** — по существу заключается в познании. Рев.


 

Мысль включить жизнь в логику понятна —
и гениальна — с точки зрения процесса отражения в сознании (сначала индивидуальном) человека объ-
ективного мира и ния) практикой - проверки этого сознания (отраже- - Смотри:


жизнь =
индивидуаль-
ный субъект
отделяет себя
от объектив-
ного


... «Первоначальное
суждение жизни со-
стоит поэтому в том,
что она отделяет се-
бя, как индиви-
дуальный субъект,
от объективности»...
(248) {224}.


 

Энциклопедия *
§ 216: отдельные
члены тела лишь
в своей связи суть
то, что они суть.
Рука, отделенная
от тела , лишь по
названию рука
(Аристотель).

 

Если рассматривать отношение субъекта к объекту
в логике, то надо взять во внимание и общие посылки
бытия конкретного субъекта (= жизнь чело-
века) в объективной обстановке.  

Подразделения **:

1) жизнь как «живой индивидуум» (§ А)

2) „процесс жизни"

3) „процесс рода" (Gattung), воспроизводства человека
и переход к познанию.

 

(1) (2) «субъективная тотальность» и, ективность" единство субъекта и объекта равнодушная" „объ-

* Hegel. Werke, Bd. VI, Berlin, 1840; Гегель. Сочинения, т. I, М. —Л.,
1929. Ред.

** Hegel. Werke, Bd. V, Berlin, 1834, стр. 248—262; Гегель. Сочине-
ния, т. VI, М., 1939, стр. 224—237. Ред.



... «Эта объектив-
ность живого
есть организм;
она есть сред-
ство
и орудие
цели»...
(251) [227].


 

Энциклопедия § 219:... «По коряемая
живым существом неорганическая
природа претерпевает это потому,
что она в себе есть то же самое, что
жизнь есть для себя».  
Перевернуть = чистый материа-
лизм. Превосходно, глубоко, верно!!
И еще NB: доказывает краинюю
правильность и меткость терминов
«an sich» и «fur sich» *!!!  

NB


 



Дальше „подведение" под логи- ческие категории „чувствительно- сти" (Sensibilitat), „раздражитель- ности" (Irritabilitat) — это-де есть особое в отличие от общего!! — и
„воспроизведения" есть пустая игра. Забыта узловая линия, переход в иную плоскость природных явле- ний.
И т. д. «Боль есть «действительное существование» противоречия» в жи- вом индивиде.

Гегель

и игра в

„органические

понятия"

Ш


 





Или еще: воспроизвод-
ство человека... «есть их»
(2-х индивидов разного
пола) «реализованное то-
ждество, есть отрицатель-
ное единство рефлектирую-
щегося в себя из своего
раздвоения рода»... (261)
[236].


Гегель

и игра в

„организм"


* — в себе и для себя. Ред.



ЛОГИКА. ТОМ V.
III Отдел. Идея.

II Глава. Идея познания
(стр. 262—327 [237-295]).

субъективное сознание и его погруже- ние в объек- тивность

... «Его» (des Begriffs *) «реальность
вообще есть форма его наличного бытия;
всё дело в определении этой формы; на
ней основывается различие между тем,
что понятие есть в себе или как субъек-
тивное, и тем, что оно есть, как погру-
женное в объективность, а затем в идее
жизни» (263) [238].

?
мистика!
мистика

... «Дух не только беско-
нечно богаче, чем природа,
но и... абсолютное единст-
во противоположного в по-
нятии составляет сущность
духа»... (264) [238-239].

Гегель п р о т и в Канта:
т. е. что „Я" у Канта пу- стая форма („самовыса- сывание") без конкретного анализа процесса познания

У Канта «Я» является «некоторым
трансцендентальным субъектом мыслей»
(264) [239]; «притом это Я, по собст-
венному выражению Канта, имеет то
неудобство, что для какого-либо су-
ждения о нем мы постоянно должны
уже пользоваться им»...

(стр. 265 [240])

«В своей» (= Канта) «критике этик
определений» (именно: abstrakte einsei-

*— понятия. Ред.



NB


tige Bestimmungen „der vormaligen —
докантовской — Metaphysik" * о „ду-
ше") «он» (Кант) «просто следовал юмо-
вой скептической манере, а именно,
твердо стоял на том, какпм является Я
в самосознании, отбрасывая из него, —
так как надлежало познать его как
сущность, как вещь в себе, — все эмпи-
рическое; таким образом, не оставалось
ничего, кроме этого явления: Я мыс-
лю,
— которое сопровождает все пред-
ставления и о котором мы не имеем
ни малейшего понятия» (266) [240]. # # #


NB:

Кант и

Юм —

скептики


 


 

По-видимому, скептицизм Гегель видит здесь в том, что Юм и Кант
в „явлениях" не видят являющейся
вещи в себе, объективной отрывают явления от истины, сомневаются
в объективности познания, alles
Empirische отрывают, weglassen, от Ding an sich... ** И Гегель продол-
жает:  

В чем Гегель
видит скепти-
цизм Юма и
Канта?


 



###«Несомненно, следует со-
гласиться с тем, что ни о Я, ни о чем бы
то ни было, даже о самом понятии мы
не имеем ни малейшего понятия, покуда
мы не постигаем в понятии, а останав-
ливаемся на простом, неподвижном пред-
ставлении
и названии» (266) [240].


Нельзя по-
нять вне
процесса
понимания
(познания,
конкретного
изучения
etc. )


 

Чтобы понять, мание, изучение, Чтобы научиться нужно эмпирически начать пони- от эмпирии подниматься к общему. плавать, надо лезть в воду.

* — абстрактных односторонних определений «прежней — докантов-
ской — метафизики». Ред.

**— все эмпирическое отрывают от вещи в себе. Ред.



Кант ограни- чивается „явлениями"

Старая метафизика-де, стремясь по-
знать истину, делила предметы, по
признаку истины, на субстанции и фе-
номены. Критика Канта отказалась от
исследования истины... «Но останав-
ливаться на явлениях и на том, что
в обыденном сознании оказывается про-
сто представлением, значит отказывать-
ся от понятия и от философии» (269)
[243-244].

§ А:

«Идея истины. Субъективная идея есть ближайшим
образом влечение... Влечение имеет поэтому определен-
ность, состоящую в том, что оно снимает свою собствен-
ную субъективность, превращает свою еще абстракт-
ную реальность в конкретную и наполняет ее содержа-
нием
мира, который предположен его субъективностью...
Так как познание есть идея как цель или как субъектив-
ная идея, то отрицание предположенного мира как
сущего в себе есть первое отрицание»... (274—275)
[248-249].

 

т. е. первой ступенью, моментом, началом, под-
ходом познания является его конечность (Endlich-
keit) и субъективность, отрицание мира -в-себе —
цель познания сначала субъективна.    



Гегель
против
Канта:


«Странным образом в новейшее
время» (явно Кант) «эта сторона ко-
нечного
была закреплена и была при-
знана за абсолютное отношение по-
знания, как будто конечное как
таковое и должно было быть абсо-
лютным! С этой точки зрения объекту
приписывается некое неведомое свой-
ство быть вещью в себе за пределами
познания, и последняя, а вместе
с тем и истина, рассматривается,
как нечто абсолютно потустороннее


Кант

одну

сторону

возвел в

абсолют

у Канта
вещь в себе
абсолютное
„Jenseits" *


* — «потустороннее». Ред,



для познания. Определения мысли
вообще, категории, определения ре-
флексии, равно как формальное по-
нятие и его моменты, получают в
этом понимании положение не таких
определений, которые конечны сами
по себе, а конечных в том смысле,
что они суть нечто субъективное по
сравнению с упомянутым пустым
свойством быть вещью в себе; при-
нятие этого неистинного отношения
познания за истинное есть заблуж-
дение, ставшее общим мнением но-
вейшего времени» (276) [250].


Просмотров 310

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!