Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






А все-такисоздал это я», Ред, ** — буря и натиск. Ред. 11 часть



(1) абсолютное основание — die Grundlage (основа).
„Форма и материя". „Содержание".





для

(2) определенное основание (как основание
ределенного содержания).


оп-


 




Переход его в обусловливающее посредствование die bedingende Vermittelung

I

 


(3) вещь в себе (переход в существование). Примечание.
«Закон основания».

Обычное: «Все имеет свое достаточное основание».

«Смысл этого предложения состоит вообще не в чем
ином, как в том, что все, что есть, должно быть рассмат-
риваемо, не как сущее непосредственное, а как поло-
женное; оно должно не останавливаться на непосред-
ственном наличном бытии или на определенности вообще,
но возвращаться от них к своему основанию»... Излишне
прибавлять: достаточное основание. Недостаточное
не есть основание.

Лейбниц, сделавший из закона достаточного осно-
вания — базу своей философии, понимал это глубже.
«Лейбниц противопоставлял достаточность осно-
вания главным образом причинности в строгом
смысле этого слова, как механическому спо-
собу действия» (76) [528]. Он искал „Beziehung" der
Ursachen * (77) [528—529], — — «целое как существен-
ное единство».


Он искал цели, но телеология85 относится-де
не сюда, а к учению о понятии.


... «Нельзя задавать вопрос, каким образом форма
привходит к сущности, ибо первая есть лишь свечение
последней в себе самой, присущая (sic!) ей собственная
рефлексия»... (81) [532—533].

 

Форма Так или существенна. Сущность иначе в зависимости и формирована. от сущности...

* — «отношение» причин. Ред.

Сущность как бесформенное тождество (самой с со-
бой) становится материей.



«... Она» (die Materie) «есть собственная основа или
субстрат формы»... (82) [533].

«Если абстрагироваться от всяких определений, от
всякой формы какого-либо нечто, то останется неопре-
деленная материя. Материя есть нечто просто абстракт-
ное.
(— Материи нельзя видеть, осязать и т. д., — то,
что видят, осязают, есть уже определенная материя,
т. е. единство материи и формы)» (82) [534].



Материя не суть основание формы, а единство осно-
вания и обоснованного. Материя есть пассивное, форма—
активное (tatiges) (83). «Материя должна быть оформле-
на, а форма должна материализоваться»... (84) [535].
«То, что является деятельностью формы,

NB

есть далее в той же мере собственное движение

самой материи»... (85—86) [537].

... «И то и другое, действие формы и движение ма-
терии, есть одно и то же... Материя как таковая опре-
делена или необходимо имеет некоторую форму, а форма
есть просто материальная, устойчивая форма» (86) [538].

Примечание: «Формальный способ объяснения из
тавтологических оснований».

Очень-де часто, особенно в физических науках,
„основания" объясняют тавтологически: движение земли
объясняется „притягивающей силой" солнца. А что
такое притягивающая сила? Тоже движение!! (92) [544].
Пустая тавтология: зачем едет этот человек в город?
Вследствие притягивающей силы города! (93) [544]. Бы-
вает и так, что в науке выдвигают сначала как „осно-
вание" — молекулы, эфир, „электрическую материю"
(95—96) [547] etc., а потом оказывается, «что они» (эти
понятия) «суть собственно определения, выведенные из
того, что они должны обосновывать, суть гипотезы и
вымыслы, выведенные из некритической рефлексии»...
Или говорят, что мы «не знаем внутренней сущности
самих этих сил и материй»... (96) [547] тогда-де нечего-де
и „объяснять", а просто ограничиваться фактами...



Der reale Grund*... не тавтология, а уже «другое
определение содержания» (97) [548—549].

* — реальное основание. Ред.


По вопросу об „основе" (Grund) Гегель замечает,
между прочим:

«Если о природе говорится, что она есть основание
мира, то то, что называется природой, с одной стороны,
есть то же, что и мир, и мир есть не что иное, как сама
природа» (100) [552]. С другой стороны, «для того, чтобы
природа стала миром, к ней извне присоединяется еще
многообразие определений»...

Так как всякая вещь имеет „mehrere" * «определе-
ния содержания, отношения и аспекты», то можно
приводить доводы в любом числе за и против (103)
[554—555]. Это Сократ и Платон и называли софистикой.
Такие доводы не содержат «всего объема вещи», не «ис-
черпывают» ее (в смысле «охвата связи вещи» и «содер-
жат все» стороны ее).

Переход основания (Grund) в условие (Bedingung).


If I'm not mistaken, there is much
mysticism and leeres ** педантизм
у Гегеля в этих выводах, но гениаль-
на основная идея: всемирной, все-
сторонней, живойсвязи всего со
всем и отражения этой связи — materialistisch auf den Kopf gestell-
ter Hegel *** — в понятиях человека,
которые должны быть также обте- саны, обломаны, гибки, подвижны,
релятивны, взаимосвязаны, едины в
противоположностях, дабы обнять мир. Продолжение дела Гегеля и
Маркса должно состоять в диалек- тической обработке истории че-
ловеческой мысли, науки и техники.
Река и капли в этой реке. Поло-
жение каждой капли, ее отношение

 

А „чисто ло-
гическая" об-
работка? Das
fallt zusam-
men ****. Это
должно сов-
падать, как
индукция и
дедукция в
„Капитале"



* — «многочисленные». Ред.
** — Если я не ошибаюсь, здесь много мистицизма и пустой, Ред.
*** — материалистически перевернутый Гегель. Ред,
**** — Это совпадает. Ред.



 

Часто у Ге-
геля слово
„момент"
всмысле
момента
связи,
момента в
сцеплении

 

к другим; ее связь с другими; на-
правление ее движения; скорость;
линия движения — прямая, кривая,
круглая etc. — вверх, вниз. Сумма
движения. Понятия как учеты от-
дельных сторон движения, отдель-
ных капель ( = „вещей ), отдельных
„струй" etc. Вот a peu pres * кар-
тина мира по Логике Гегеля, — ко-
нечно, минус боженька и абсолют.


* — приблизительно. Ред.

«Если налицо все условия некоторой вещи, то она
вступает в существование»... (116) [568].

 

Очень хорошо! причем тут лизм? абсолютная идея и идеа-
Забавно это „выведение".. . существования...    
           


ВТОРОЙ ОТДЕЛ:

ЯВЛЕНИЕ

Первая фраза: «Сущность должна являться»... (119)
[571] (по)явление сущности есть (1) Existenz (вещь);
(2) явление (Erscheinung). («Явление есть то, что есть
вещь в себе или истина последней», стр. 120. ) «Миру
явлений противостоит рефлектированный в себя, су-
щий в себе мир»... (120) [572]. (3) Verhaltnis (отношение)
и действительность.

Между прочим: «Доказывание есть вообще опосред-
ствованное познание»...

... «Различные виды бытия требуют свойственных
именно им видов опосредствования или содержат их
в себе; поэтому и природа доказательства относительно
каждого из них различна»... (121) [573].




И паки... о существовании бога!! Бедный этот бог, как только помянут слово существо- вание, так он и обидится.

 


Существование отличается от бытия своей опосред-
ствованностью (Vermittelung: 124 [576]). ?Конкрет-
ностью и связью?)

... «Вещь в себе и ее опосредствованное бытие оба
содержатся в существовании и оба сами суть существо-
вания; вещь в себе существует как существенное суще-
ствование вещи, опосредствованное же бытие есть ее
несущественное существование»... (125) [577—578].





? Вещь в себе относится к бытию, как существенное к несущественному?

 


... «Последняя» (Ding-an-sich) «не должна в себе
самой иметь никакого определенного многообразия
и потому приобретает это многообразие, лишь будучи
перенесена во внешнюю рефлексию, но при этом остается
к нему безразличной. (— Вещь в себе имеет цвет лишь
будучи поднесена к глазу, запах — к носу и т. д. )»...
(126) [578].

... «Вещь имеет свойство, состоящее в том, чтобы
производить в другом то или иное и обнаружить себя
своеобразным способом в своем отношении к этому
другому»... (129) [581]. «Вещь в себе существует, сле-
довательно, существенным образом»...

В примечании идет речь о «вещи в себе трансцен-
дентального идеализма»...

... «Вещь в себе как таковая есть не что иное, как
пустая абстракция от всякой определенности, о кото-
рой, конечно, нельзя ничего знать, именно потому, что
она должна быть абстракцией от всякого определе-
ния»...

«Трансцендентальный идеализм... всякую определен-
ность вещей, как «по форме, так и по содержанию
перемещает в сознание»»... «то с этой точки зрения во
мне, в субъекте, совершается то, что я вижу листья
дерева не черными, а зелеными, солнце круглым, а
не квадратным, что сахар для моего вкуса сладок,
а не горек, что первый и второй удар часов я определяю
как последовательные, а не как одновременные, а также,
первый не как причину и не как действие второго
и т. д. » (131) [583]... Гегель оговаривается далее, что
здесь рассматривал лишь вопрос о вещи в себе и „aufier-
liche Reflexion" *.

«Существенная же недостаточность
той точки зрения, на которой останав-
ливается указанная философия, со-
стоит в том, что она упорно держится

* — «внешней рефлексии». Ред.

 



суть=против субъективиз- ма и разрыва вещи в себе и явления

абстрактной вещи в себе, как некото-
рого последнего определения, и проти-
вопоставляет вещи в себе рефлексию
или определенность и многообразие
свойств; между тем как на самом деле
вещь в себе по существу имеет эту
внешнюю рефлексию в ней самой и
определяет себя как нечто, наделенное
своими собственными определениями,
свойствами, вследствие чего та абстрак-
ция вещи, в силу которой она есть
чистая вещь в себе, оказывается неис-
тинным определением» (132) [584].

... «Многие различные вещи состоят в существенном
взаимодействии через свои свойства; свойство есть
самое это взаимоотношение, и вещь вне его есть ничто»...
(133) [585].

Die Dingheit переходит в Eigenschaft * (134) [585].
Eigenschaft переходит в „материю" или „Stoff" **
(„вещи состоят из веществ") etc.

«Явление есть... ближайшим образом сущность в
своем существовании»... (144) [596]. «Явление есть...
единство видимости и существования»... (145) [597].

закон (явлений)

Единство в явлениях: «Это единство
есть закон явления. Закон есть, таким
образом, положительное в опосредст-
вовании являющегося» (148) [600].


 

[Тут вообще тьма темного. Но мысль живая есть,

современной физики!!!


видимо: понятие закона есть одна из ступеней познания
человеком единства и связи, взаимозависимости и цель-
ности мирового процесса. „Обламывание" и „выверты-
вание" слов и понятий, которому здесь предается Гегель,
есть борьба с абсолютированием понятия закона, с упрощением его, с фетишизированием его. N В для

* — вещность переходит в свойство. Ред.
** — «вещество». Ред.





NB

Закон
есть прочное
(остающееся)
в явлении

(Закон —
идентичное
в явлении)


«Эта сохраняющаяся устойчивость,
которой явление обладает в законе»...
(149) [600].

«Закон есть рефлексия явления в
тождество с собой» (149) [601]. (Закон
есть идентичное в явлениях: „отражение
явления в идентичность его с самим
собой").


 



Закон =
спокойное
отражение

явлений
NB


... «Это тождество, основа явления,
образующая закон, есть собственный
момент явления... Поэтому закон не по-
тусторонен явлению, но непосред-
ственно присущ
последнему; царство
законов есть спокойное (курсив Гегеля)
отображение существующего или яв-
ляющегося мира»...


 

Это замечательно материалистическое и заме-
чательно меткое (словом „ruhige" *) определение.
Закон берет спокойное — и потому закон всякий
закон, узок, неполон, приблизителен.  


NB Закон сть суще- ственное явление

«Существование возвращается в за-
кон, как в свое основание; явление
содержит в себе то и другое, простое
основание и разлагающее движение яв-
ляющегося универсума, существенность
которого составляет основание». «Закон
есть, следовательно, существенное яв-
ление» (150) [602].

 

Ergo закон и сущность понятия
однородные (однопорядковые) или
вернее, одностепенные, выражающие
углубление познания человеком яв-
лении, мира etc.  

* — «спокойное», Ред,





NB (Закон есть отражение существен- ного в дви- жении уни- версума. ) (Явление цельность, тотальность) ((закон = часть)) (Явлепие богаче закона)
Движение универсума в явлениях (Ве- wegung des erscheinenden Universums), в существенности этого движения есть закон.

 

 

«Царство законов есть спокой-
ное
содержание явления; явление же
есть то же самое содержание, но пред-
ставляющееся в беспокойной смене и
как рефлексия в другое... поэтому
явление есть относительно закона цель-
ность,
ибо оно содержит в себе закон
и еще более — именно момент са-
модвижущейся формы» (151) [602—603].

 

Но дальше, хотя и неясно, признается, кажись, стр. 154 [605], что закон может восполнить этот Mangel *, охватить и отрицательную сторону, и Totalitat der Erscheinung ** (особенно 154 i. f. [606]) Вернуться!

Мир сам по себе тождественен с миром явлений,
но в то же время противоположен ему (158) [610—611].
То, что в одном положительно, в другом отрицатель-
но. То, что в мире явлений зло, то в мире самом по себе
добро. Ср. — говорит Гегель здесь — „Феноменологию
духа", стр. 121 ff 86.


* — недостаток. Ред. ** — цельность явления. Рев,

«Являющийся и существенный миры... оба суть
самостоятельные целые существования, один должен
был бы быть лишь рефлектированным существованием,
а другой — непосредственным существованием, но каж-
дый непрерывно продолжается в его другом и есть
поэтому в себе самом тождество обоих этих моментов...
Оба мира суть, прежде всего, самостоятельные, но
они таковы лишь как цельности, и таковы постольку,

 


поскольку каждый существенно содержит в себе момент
другого»... (159—160) [611].

 

Суть здесь та, что и мир явлений и мир в себе суть
моменты изменения познания природы человеком, ступени, или углубления (познания). Передвижка
мира в себе все дальше и дальше от мира явлений — вот чего не видно еще пока у Гегеля. N В. У Гегеля
„моменты" понятия не имеют значения „ моментов"
перехода?    

... «Таким образом, закон есть существенное
отношение»
(курсив Гегеля).

Закон есть отношение. Сие NB для махистов
и прочих агностиков и для кантианцев etc. Отношение
сущностей или между сущностями.

«Слово мир обозначает вообще бесформенную цель-
ность многообразного»... (160) [612].

И 3-ья глава («Существенное отношение») начинается
положением: «Истина явления есть существенное от-
ношение»... (161) [612].

Подразделения:

Отношение целого к части; это отношение
переходит в следующее (sic!! (стр. 168) [619—620]): —
силы к ее проявлению; внутреннего и внешнего.
Переход к субстанции, действительности.

... «Истина отношения заключается, таким образом,
в опосредствовании»... (167) [619].

„Переход" к силе: «Сила есть отрицательное единство,
в котором разрешается противоречие целого и частей,
истина этого первого отношения» (170) [621].

((Это одно из 1000 подобных мест у Гегеля, которые
выводят из себя наивных философов вроде Pearson'а,
автора „The Grammar of Science" 87. — Он цитирует
подобное место и беснуется: чему-де учат, такой гали-
матье, в наших школах!! И он прав в известном, ча-
стичном,
смысле. Этому учить нелепо. Из этого надо
сначала вышелушить материалистическую диа-
лектику. А это на 9/10 шелуха, сор. ))



Сила выступает как „принадлежность" (als angehorig)
„существующей вещи или материи"... «Если, спраши-
вается поэтому, каким образом вещь или материя
доходят до того, чтобы обладать некоторой силой, то
последняя представляется внешне связанной с ними
и внедренной в вещь посредством некоторого чужого
насилия» (171) [623].

... «Во всем природном, научном и духовном раз-
витии вообще
оказывается, и очень важно убедиться
в этом, что первое, пока нечто есть лишь внутреннее
или также внутри своего понятия, именно потому
есть лишь непосредственное, пассивное наличное бы-
тие последнего»... (181) [633].

 

Начало всего как внутреннее - внешнее. может быть — пассивное — рассматриваемо, и в то же время
Но интересно здесь не это, а иное: нечаянно проскользнувший критерий диалектики у Гегеля: „во всем природном, научном и
духовном р бокой истины в а з в и т и и': мистической вот где зерно глу- шелухе гегельян-
щины!      

# Пример: де, зародыш человека
есть лишь внутренний человек, dem
Anderssein Preisgegebenes *, пассив-
ное. Gott ** сначала не есть еще дух.
«Непосредственно бог

есть поэтому лишь при-
рода»
(182) [633-634].

(Это тоже характерно!!)


Фейербах da-
ran „kniipft

an" ***88

Долой Gott,

остается
Natur ****.


* — отданное во власть инобытию. Ред,
**
— бог. Ред.
***
— «подхватывает» это. Ргд,
**** — природа, Ред,



ТРЕТИЙ ОТДЕЛ:

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

... «Действительность есть единство сущности и су-
ществования»... (184) [636].

Подразделения: 1) „абсолют" — 2) собственно
действительность. „Действительность, возможность и
необходимость составляют формальные моменты аб-
солюта". 3) „абсолютное отношение": субстанция.

«В нем самом» (dem Absoluten) «нет никакого ста-
новления» (187) [639] — и прочая чепуха об абсолюте...
(!!)
абсолют есть абсолютный абсолют...

атрибут есть релятивный »

В „примечании" Гегель говорит (слишком обще
и туманно) о недостатках философии Спинозы и Лейб-
ница.

обычно: от одной крайно- сти к другой
цельность = (в виде) рассеянная полнота

Между прочим отметить:
«Односторонности какого-либо фи-
лософского принципа обыкновенно про-
тивопоставляет себя противоположная
односторонность, и, как бывает всегда,
возникает их цельность, по крайней
мере, как некоторая рассеянная полнота»
(197) [649].

Действительность выше, чем бытие и чем существование.

(1) Бытие непосред- «Бытие еще не д е й-
ственно. с т в и т е л ь н о».

Оно переходит в другое.



(2) Существование — выходит из основания, из
(оно переходит условий, но в нем нет еще един-
в явление) ства „рефлексии и непосредст-
венности".

(3) Действитель- единство существования и
ность в-себе-бытия (Ansichsein)

... «Действительность стоит также выше, чем сущест-
вование»... (200) [652].

... «Реальная необходимость есть содержательное
отношение»... «Но эта необходимость вместе с тем
относительна»... (211) [663].

«Абсолютная необходимость есть, следовательно,
истина, в которую возвращаются действительность и
возможность вообще так же, как формальная и реаль-
ная необходимость» (215) [667].

(Продолжение) *...

(Конец II тома Логики, учения о сущности)...


Просмотров 271

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!