Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






А все-такисоздал это я», Ред, ** — буря и натиск. Ред. 8 часть



37 [29]: Кант придал «существенно субъективное зна-
чение» „логическим определениям". Но «мыслен-
ные определения» имеют «объективные ценность и
существование».

Старая логика пришла в Verachtung * (38) [30].
Требует переделки...

39 [30] — Старая, формальная логика — точно детское

занятие, составление картин из кусочков (in
Verachtung gekommen **: (38) [30]).

40 [32] Метод философии должен быть ее собственный

(не математики, contra Spinoza, Wolf und An-
dere ***).

NB

40—41 [33]: «Ибо метод есть сознание формы вну-
треннего самодвижения ее содержания»
и дальше вся стр. 41 [33] хорошее пояснение
диалектики
„es ist der Inhalt in sich, die Dialektik, die er an
ihm selbst hat, welche ihn fortbewegt" (42) [34].

NB

„Двигает вперед данную область явлений само
содержание этой области, диалектика, которую оно
(это содержание) имеет н a (an) нем самом" (т. е.
диалектика его собственного движения).
«Отрицательное есть в равной мере положительное»
(41) [33] — отрицание есть определенное нечто, имеет
определенное содержание, внутренние противоречия
приводят к замене старого содержания новым, высшим.
В старой логике перехода нет, развития (понятий
и мышления), нет «внутренней, необхо-
димой связи»
(43) [35] всех частей и „Uber-
gang'a" **** одних в другие.

* — пренебрежение. Ред.
** — подверглась пренебрежению. Ред.
*** — против Спинозы, Вольфа и других. Ред.
****
— «перехода», Ред,


И Гегель ставит два основных требования:

1) «Необходимость связи»

и

2) «имманентное происхождение различий».

 

Очень важно!! Это вот что значит, по-моему:
1) Необходимая связь, объективная связь
всех сторон, сил, тенденции etc. данной области
явлении;      
2) „имманентное происхождение различий' тренняя объективная логика эволюции и — вну- борьбы
различии , полярности.    

Недостатки платоновской диалектики в „Парме-
ниде" 68.



«Обыкновенно в диалектике видят лишь внешнее и
отрицательное действие, не принадлежащее самой вещи,
вызываемое только тщеславием, как некоторой субъек-
тивной страстью колебать и разлагать прочное и истин-
ное, или видят в ней действие, приводящее к ничто,
как к тщете диалектически рассматриваемого пред-
мета» (43) [35].

NB: неясно, вернуться!!

(44) [35] — Большая заслуга Канта, что он у диалек-
тики отнял „den Schein von Willkiir" *.
Две важные вещи:

(1) Die Objektivitat des Scheins **

(2) die Notwendigkeit des Widerspruchs ***
selbstbewegende Seele ****,... („внутренняя негатив-
ность")... «принцип всякой природной и духовной
жизненности» (44) [36].

 

Не та ли в ней есть о Не только мысль, что объективна и кажимость, ибо дна из сторон объективного мира? Wesen *****, но и Schein объективны.

* — «кажимость произвольности». Ред.
**
— объективность кажимости. Ред
* * * — необходимость противоречия. Ред.
**** — самодвижущаяся душа. Ред.
***** — сущность. Ред,



 

Различие субъективного от объективного ОНО ИМЕЕТ СВОИ ГРАНИЦЫ. есть, НО И

Диалектическое =

= „охватить противоположности в их единстве"...

 

тонко и глубоко!

45 [37] Логика похожа на грамматику тем,
что для начинающего это — одно, для знаю-
щего язык (и языки) и дух языка, — другое.
«Она есть одно для того, кто только присту-
пает к ней и вообще к наукам, и нечто дру-
гое для того, кто возвращается к ней от
них».




Тогда логика дает «сущность этого богатства» (des Reichtums der Weltvorstellung *), «внутреннюю природу духа и мира»... (46) [38].

ср. Капи- тал"

«Не только абстрактно всеобщее, но всеоб-
щее, охватывающее собой также и богатство
особенного» (47) [38].

 

Прекрасная формула „Не только абстрактно
всеобщее, но всеобщее такое, которое вопло-
щает в себе богатство особенного, индивидуаль-
ного, отдельного" (все богатство особого и от-
дельного!)!! Très bien! **  


«— Подобно тому как одно и то же нравственное изречение в устах юноши, хотя бы он понимал его совершенно правильно, лишено того значения и объема, которое оно имеет для ума умудренного жизнью зрелого мужа, выражающего в нем всю силу при- сущего ему содержания.

хорошее
сравнение
(материали-
стическое)



„итог опыта

наук"

NB


Так и логическое лишь тогда получает
свою истинную оценку, когда оно яв-
ляется итогом опыта наук; оно пред-


* — богатства представления о мире. Ред,
** — Очень хорошо! Ред,



(„Суть") „существенное содержание всех иных знаний"

ставляется тогда духу общей истиной,
стоящей не наряду с прочими предме-
тами и реальностями как отдельное
знание, но как существенное содержа-
ние всех иных знаний»... (47) [38—39].


Характерно! Дух и суть диалек-

«Система логики есть царство теней» (47) [39], сво-
бодное от „всех чувственных конкретностей"...
(50) [41] —... «не абстрактное, мертвое, неподвижное,

тики!

а конкретное»...


(52) [43] Примечание... результаты фи-
лософии Канта...: «что разум не мо-
жет познать истинного содержания
и что в отношении абсолютной
истины следует отсылать к вере»...




 

Кант: огра-
ничить „ра-
зум" и укре-
пить веру 69

 

(53) [44] Еще раз, что Ding an sich = продукт абстрагирующего мышления. = абстракция,


УЧЕНИЕ О БЫТИИ

С ЧЕГО СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ НАУКУ?




Тема логики. Сравнить с „гносеоло- гией" ныне.

59)* [49]**... (en passant***)
«природа познания» (id.
стр. 61 [51])



(60) [50]... «Нет» (курсив Гегеля) «ничего ни на
небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то
ни было, что не содержало бы вместе и непо-
средственности и опосредствования»...


 

1) Небо — природа — ДУХ. Небо долой: материа-
лизм.          
2) Все vermittelt = = опосредствовано, связано в
едино, связано переходами. Долой небо - — законо-
мерная связь всего (п р о ц е с с а) мира.  

(62) [52] «Логика есть чистая наука, т. е. чистое
знание во ВСЕМ объеме его РАЗВИТИЯ»...

 

1- 2- ая ая строка ахинея. гениальна.

С чего начать? „Чистое бытие" (Sein) (63) [53] — «ни-
чего не предполагать», начало. «Не заключать в себе

* - Hegel. Werke, Bd. III, Berlin, 1833. Ред.
** - Гегель.
Сочинения, т. V, М., 1937. Ред,
*** — между прочим. Ред,


никакого содержания»... «не быть ничем опосредство-
ванным»...


(66) [55]... «Развитие» (des Erkennens *)... «дол- жно определяться природой вещей и самого содержания»...

NB



(68) [58] Начало содержит в себе и „Nichts" и
„Sein" **, оно есть их единство:... «на-
чинающегося еще нет; оно лишь напра-
вляется к бытию»... (от небытия к
бытию:
«небытие, которое есть вместе
с тем бытие»).


 

Чушь об абсолюте (68—69) [58-59]. Я вообще
стараюсь читать Ге геля материалистически: Гегель
есть поставленный на голову материализм (по
Энгельсу 70) — т. е. я выкидываю большей частью
боженьку, абсолют, чистую идею etc.  

(70—71) [60—61] Начать философию с «Я» нельзя.
Нет «объективного движения».

— познания. Ред.

— «ничто» и «бытие». Ред.



первый отдел:
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (КАЧЕСТВО)

(77) [66] Чистое бытие — «без всякого дальнейшего
определения».

(Bestimmung есть уже Qualitat *. )

Переход Sein — в Dasein
 

наличное бытие
конечное »
а это в Fursichsein (для себя бытие?)

Sein — Nichts — Werden **

«Чистое бытие и чистое ничто есть... одно и то же»

(78) [67].

(81 [70]: Это кажется „парадоксом"). Их соединение
есть Werden.

«Движение непосредственного исчезания одного в дру-
гом»...

Nichts противополагают dem Etwas***. Но Etwas
есть уже определенное бытие, отличное от другого
Etwas, а здесь идет о простом Nichts (79) [68].

(Элеаты и Парменид особенно первые пришли к этой
абстракции бытия 71. ) У Гераклита «все течет» (80)
[69]... т. е. «все есть становление».

Ex nihilo nihil fit? **** Из Nichts выходит Sein (Wer-
den)...

(81) [70]: «Было бы нетрудно обнаружить это един-
ство бытия и ничто... в каждой (курсив Гегеля) дей-

* — Определение есть уже качество. Ред.
**
— бытие — ничто — становление. Ред.
*
** — нечто. Ред.
**** — Из ничего не происходит ничего? Ред.



ствительной вещи или мысли»... «нигде ни на небе, ни на
земле нет ничего, что не содержало бы в себе того и
другого, бытия и небытия».
Возражения подсовывают
bestimmtes Sein * (есть у меня 100 талеров или
нет) 82 i. f. [71], — но не об этом речь...

„Необходи- мая связь всего мира" ... „взаимо- определяю- щая связь всего"
NB
Звучит весьма ма-

«Определенное, конечное бытие есть
такое, которое относится к чему-либо
другому; это есть содержание, которое
находится в отношении необходимости
к другому содержанию, ко всему миру.
Принимая во внимание взаимоопреде-
ляющую связь целого, метафизика
вправе сделать утверждение — в сущ-
ности тавтологическое, — что, если бы
была разрушена одна пылинка, то разру-
шилась бы вся Вселенная» (83) [72].
(86) [75]: «То, что есть первое в науке,
должно было оказаться и исторически первым».

 

 

териалистично!


 

91 [80]: «Становление есть данность бытия так же, как
и небытия».... «Переход есть то же, что становле-
ние»... (92 i. f. ) [81].

94 [83] «У Парменида, как и у Спинозы, не может
быть перехода от бытия или абсолютной субстан-
ции к отрицательному, конечному».
У Гегеля же единство или нераздельность (стр. 9 0
[79] это выражение иногда лучше, чем единство)
„бытия" и „ничто" дают переход, Werden.

 

Абсолютное нечное = части So etwa? ** и относительное, ступени одного конечное и того и же беско- мира.

(92 [81]: Для «опосредствованного бытия мы сохраним
выражение: существование». )

* определенное бытие, Ред,
** — Не так ли? Ред.



L02 [90—91]: У Платона в „Пармениде" переход от бы-
тия
и одного — „auBere Reflexion" *.
104 [93]: Говорят, тьма есть отсутствие света. Но «в чи-
стом свете столь же мало видно, как и в чистой тьме»...
107 [96] — Ссылка на бесконечно малые величины, кои
берутся в процессе исчезновения их...

NB

«Нет совершенно ничего, что не было бы
средним состоянием между бытием и ничто».
«Непонятность начала» — если ничто и бытие ис-
ключают друг друга, но это не диалектика, a Sophis-
terei **.

Софи- стика и диалек- тика

«Ибо софистика есть рассуждение из необ-
основанной предпосылки, принимаемой без
критики и необдуманно; диалектикой же мы
называем высшее разумное движение, в ко-
тором такие кажущиеся совершенно раздель-
ными определения переходят друг в друга
через самих себя, через то, что они есть, и
предпосылка снимается» (108) [96].
Werden. Его моменты: Entstehen und Vergehen ***
(109) [97].

Das Aufheben des Werdens **** —dasDasein | кон-

 

кретное, определенное бытие (?)




aufbe- wahren zugleich

110 198—99]: aufheben = ein Ende ma-

chen
= erhalten



 


 



112[100]: Dasein ist bestimmtes Sein ****** (N В 114 [102] „ein Konkretes" *******), —качество, отдельное от Anderes, — veränderlich und e n d l i с h ********.

NB

 


* — «внешняя рефлексия». Ред.

** — софистика. Ред.

*** — возникновение и уничтожение. Ред.

**** — Снятие становления. Ред.

***** — снять = покончить = удержать (одновременно сохранить). Ред.

****** — наличное бытие есть определенное бытие. Ped.

****** — «нечто конкретное». Ред.

******** — другого, — изменчивое и конечное. Ред.



114 [103] «Определенность, изолированная так для себя,
как сущая определенность, есть качество»... «Ка-
чество, отличенное как сущее, есть реальность»
(115) [103].

117 [106]... «Определенность есть отрицание»...

(Spinoza) Omnis dеterminatio est negatio *, «это по-
ложение имеет бесконечную важность»...

Здесь изложение какое-то отрывочное и сугубо туман- ное.

120 [108]: «Нечто есть первое отрицание отрицания»...

 

abstrakte und
abstruse Hege-
lei — Энгельс 72.

125 [113—114] —... Две пары определений: 1) «Нечто
и другое»; 2) «бытие для другого и в себе бытие».

NB

127 [115] — Ding an sich** — «весьма простая
абстракция». Кажется мудростью изречение,
что мы не знаем, что такое вещи в себе. Вещь
в себе есть абстракция от всякого определе-
ния [Sein-fur-Anderes * * *] [от всякого от-
ношения к другому], т. е. ничто. Следова-
тельно, вещь в себе «не что иное, как ли-
шенная истинности, пустая абстракция».


Это очень глубоко: вещь в се-
бе и ее превращение в вещь для других (ср. Энгельс 73). Вещь в себе вообще есть пустая, безжиз- ненная абстракция. В жизни в
движении все и вся бывает как
„в себе", так и „для других" в
отношении к другому, превра-
щаясь из одного состояния в
другое.

 

Sehr gut!! ****
если мы спра-
шиваем, что
такое вещи
в себе, so
ist in die Frage gedankenloser Weise die Un-
moglichkeit der Beantwortung gelegt... ***** (127) [116].

* — (Спиноза) Всякое определение есть отрицание. Ред.
* * — Вещь в себе. Ред.
*** — бытие для другого. Ред.
**** — Очень хорошо!! Ред.
***** — то в вопрос необдуманным образом вложена невозможность
ответить на него... Ред.



 
 

Кантиан-
ство = мета-
физика


129 [117] — en passant: диалектическое
философствование, коего не знает
«метафизическое философствование,
к которому принадлежит также и
критическое».


 

Диалектика есть учение о том, как могут
быть и как бывают (как становятся) т о ж д е -
с т в е н н ы м и п р отивоположно c m и,
при каких условиях они бывают тождественны, пре-
вращаясь друг в друга, — почему ум человека
не должен брать эти противоположности за мертвые,
застывшие а за живые, условные, подвижные, пре-
вращающиеся одна в другую. En lisant Hegel... *

134 [122—123]: «Граница (есть) простое отрицание
или первое отрицание» (des Etwas. Всякое нечто
имеет свою границу) «другое же есть вместе
с тем отрицание отрицания»...
137 [125]: „Etwas mit seiner immanenten Grenze gesetzt
als der Widerspruch seiner selbst, durch den es fiber
sich hinausgewiesen und getrieben wird, ist das
Endliche".

(Нечто,взятое с точки зрения его имма-
нентной границы, — с точки зрения его про-
тиворечия с самим собой, каковое противоре-
чие толкает его [это нечто] и выводит его дальше
своих пределов, есть конечное).

Когда о вещах говорят, что они — конечны, то этим
признают, что их небытие есть их натура („небытие
есть их бытие").

«Они» (вещи) «суть, но истина этого бытия есть
их конец.

 

Остроумно и умно! Понятия , обыч-
но кажущиеся мертвыми, Гегель ана-
лизирует и показывает, что в них
есть движение. Конечный? значит,

* — Читая Гегеля... Ред,



двигающийся к концу! Нечто? — значит,
не то, что другое. Бытие вообще? —
значит, такая неопределенность, что
бытие = небытию. Всесторонняя, уни-
версальная гибкость понятий, гибкость,
доходящая до тождества противополож-
ностей, — вот в чем суть. Эта гибкость,
примененная субъективно, = эклектике
и софистике. Гибкость, примененная
объективно, т. е. отражающая всесто-
ронность материального процесса и
единство его, есть диалектика, есть
правильное отражение вечного разви-
тия мира.


N В

мысли о

диалектике

en lisant

Hegel


139 [127] — Бесконечное и конечное, говорят, проти-
воположны? (см. стр. 148 [136—137]) (ср. стр. 151
[139]).

141 [129] — Sollen und Schranke — моменты des Endli-
chen *.

143 [132] — «В долженствовании начинается выход за
пределы конечности, бесконечность».

sehr gut!

143 [132] — Говорят, разум имеет свои границы.
«В этом утверждении отсутствует сознание
того, что определение чего-либо как предела
уже означает выход за этот предел».

144 [132—133]: Камень не мыслит, и потому его огра-
ниченность (Beschranktheit) не есть граница
(Schranke) для него. Но и камень имеет свои гра-
ницы, например, окисляемость, если он «есть спо-
собное к окислению основание».

 

Эволюция ** камня

144—145 [133]: — Все (человеческое) выходит за гра-
ницы (Trieb, Schmerz etc. ***), а разум, изволите
видеть, «не может выходить за предел»!

* — Долженствование и предел — моменты конечного. Ред.
** В рукописи над последней буквой слова «эволюция» стоит
буква «и». Ред.

*** — влечение, боль и т. д. Ред,



„Но, конечно, не всякий выход за пределы есть
истинное освобождение от них"!

Магнит, если б имел сознание, считал бы сво-
бодным свой уклон на север (Лейбниц). — Нет,
тогда он знал бы все направления пространства, и
одно только направление считал бы границей своей
свободы, ограничением ее.

Диалектика
самих вещей,
самой приро-
ды, самого
хода событий
Применить к атомам versus электроны. Вообще бесконеч- ность материи вглубь... 74  

148[137]... «Природа самого конечного
состоит в том, чтобы выходить за
свои пределы, отрицать свое отрица-
ние и становиться бесконечным»...
Не внешняя (fremde) сила (Gewalt)
(149) [137] превращает конечное
в бесконечное, а его (конечного)
природа (seine Natur).
151 [139]: „Schlechte Unendlichkeit" * —бесконечность,
качественно противоположная конечности, не свя-
занная с ней, отгороженная от нее, как будто ко-
нечное было diesseits, а бесконечное jenseits**, как
будто бесконечное стоит над конечным, вне его...
153[142]: На деле же sind sie (конечное и бесконечное)
untrennbar***. Они—едино суть (155) [143—144].
158—159 [147]:... «Единство конечного
и бесконечного не есть их внешнее
сопоставление, или же несоответ-
ственное, противоположное их оп-
ределению соединение, в котором
были бы связаны раздельные и
противоположные, самостоятель-
ные одно относительно другого и,
стало быть, несовместимые сущие,
но каждое есть в себе самом это
единство, и каждое есть лишь сня-
тие
себя самого, причем ни одно
не имеет перед другим преимуще-
ства в себе бытия и утвердительного


Просмотров 283

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!