Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






А все-такисоздал это я», Ред, ** — буря и натиск. Ред. 1 часть



VII

ПРЕДИСЛОВИЕ

Двадцать девятый том Полного собрания сочинений
В. И. Ленина состоит из конспектов, фрагментов, за-
меток о различных книгах и статьях по философии,
а также замечаний и пометок Ленина на полях и в тек-
сте философских книг из его личной библиотеки.

Большинство рукописей конспектов, фрагментов и
заметок, входящих в настоящий том, впервые было
опубликовано в 1929—1930 годах в Ленинских сборни-
ках IX и XII; в 1933—1947 годах эти материалы пять
раз издавались отдельной книгой под названием «Фило-
софские тетради», а в 1958 году они вышли как 38 том
4 издания Сочинений В. И. Ленина. Состав предыдущих
изданий не одинаков, наиболее полным из них было
последнее, по сравнению с которым настоящий том
дополнен впервые публикуемыми замечаниями Ленина
на книге И. Дицгена «Мелкие философские рабо-
ты» и опубликованными ранее замечаниями на книге
Ю. М. Стеклова «Н. Г. Чернышевский, его жизнь и
деятельность»; некоторые заметки из ленинских «Тет-
радей по империализму», вошедшие в 28 том Полного
собрания сочинений, в настоящем томе опущены.

Различные издания «Философских тетрадей» отли-
чаются не только составом, но и порядком расположения
документов; настоящий том разбит на три отдела,
в каждом из которых помещены материалы более или
менее однородного характера. В первый раздел вошли
конспекты и фрагменты, во второй — различные за-
метки о книгах, статьях и рецензиях на философскую


VIII

литературу, в третий — отрывки из книг с замечаниями
и пометками Ленина. Внутри разделов документы
расположены в хронологическом порядке на основе
дат, установленных ранее или при работе над настоя-
щим томом косвенным путем, так как почти все доку-
менты автором не датированы.

В Полном собрании сочинений В. И. Ленина «Фило-
софские тетради» отнесены к периоду первой мировой
войны, когда" была написана основная часть конспектов,
фрагментов, заметок. Именно в это время Ленин кон-
спектирует «Науку логики» и — параллельно — первую
часть «Энциклопедии философских наук» Г. В. Ф. Ге-
геля, его «Лекции по истории философии» и «Лекции
по философии истории», сочинение Л. Фейербаха «Из-
ложение, анализ и критика философии Лейбница»,
Ф. Лассаля — «Философия Гераклита Темного из Эфе-
са», «Метафизику» Аристотеля и ряд других книг по
философии и естествознанию. Эти конспекты и заметки
составили содержание восьми одинаковых тетрадей в
синих обложках, озаглавленных Лениным «Тетрадки
по философии. Гегель, Фейербах и разное»; к этой
серии относится и написанный на отдельных листах
конспект «Лекций о сущности религии» Фейербаха,
составленный не ранее 1909 года.



Ленинские фрагменты иногда записаны в тетрадках
отдельно (например, «План диалектики (логики) Ге-
геля» или «К вопросу о диалектике»), иногда — в тек-
сте конспектов (фрагмент об элементах диалектики
в конспекте «Науки логики», фрагмент о теории позна-
ния в конспекте книги Лассаля и другие). Окончатель-
ная обработка философских конспектов, фрагментов,
заметок 1914—1915 годов, изучение которых позволяет
предположить, что Ленин собирался написать специаль-
ный труд о диалектике, так и осталась не завершенной,
но и в таком виде они имеют огромное значение для
развития марксистской философии.

Наряду с книгой «Материализм и эмпириокритицизм» «Философские тетради» содержат неоценимое идейное богатство, имеют исключительное теоретическое и политическое значение и составляют основу ленинского


IX

этапа в развитии марксистской философской мысли.
Но если в своем главном философском труде Ленин
уделяет преимущественное внимание коренным проб-
лемам философского материализма, то центральным
пунктом «Философских тетрадей», в котором, как в
фокусе, сходятся ленинские идеи, затрагивающие са-
мые различные области человеческого знания, является
материалистическая диалектика, ее основные законы
и категории, история их формирования, значение для
общественных наук и естествознания, диалектический
характер развития техники. Идеалистическая диалек-
тика Гегеля, диалектические идеи Гераклита, Лейбница
и других философов служат Ленину исходным мате-
риалом, на основе которого он развивает материалисти-
ческую, марксистскую диалектику.



В эпоху крайнего обострения всех противоречий
капитализма и назревания нового революционного
кризиса материалистическая диалектика приобретала
особое значение: только с ее позиций можно было рас-
крыть империалистический характер войны, разобла-
чить софистику и эклектику лидеров II Интернационала,
их оппортунизм и социал-шовинизм. Значение «Фило-
софских тетрадей» в развитии марксизма-ленинизма
в полной мере раскрывается в связи с такими ленин-
скими произведениями того периода, как «Империа-
лизм, как высшая стадия капитализма», «Социализм
и война», «О лозунге Соединенных Штатов Европы»,
«О брошюре Юниуса», «Социалистическая революция
и право наций на самоопределение» и другие. Ленин-
ский анализ фундаментальных проблем материалисти-
ческой диалектики сыграл важную роль в разработке
марксистской теории империализма, в развитии теории
социалистической революции, учения о государстве,
стратегии и тактики партии. Без знания «Философских
тетрадей» нельзя понять все дальнейшее развитие
Лениным марксистской философии в более поздних
произведениях, таких, как «Государство и революция»,
«Еще раз о профсоюзах... », «Детская болезнь «левизны»
в коммунизме», «О значении воинствующего материа-
лизма» и других.




X

Философские конспекты, фрагменты, заметки
Ленина указывают пути дальнейшего развития диалек-
тического и исторического материализма, научной исто-
рии философии. «Продолжение дела Гегеля и Маркса, —
писал Ленин, — должно состоять в диалектиче-
ской
обработке истории человеческой мысли, науки
и техники» (настоящий том, стр. 131). Материалисти-
ческая диалектика, развитая Лениным в «Философских
тетрадях», имеет важное методологическое значение
для исследования закономерностей построения комму-
нистического общества, анализа противоречий совре-
менного капитализма, определения тактики мирового
коммунистического движения в современных условиях,
для борьбы против буржуазной философии, современ-
ного ревизионизма и догматизма.

* *

Том открывается конспектом первого совместного
произведения К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семей-
ство, или Критика критической критики» — наиболее
ранним из известных ленинских конспектов произ-
ведений основоположников марксизма. В конспекте
Ленин прослеживает формирование мировоззрения
Маркса и Энгельса: «Маркс, — пишет он, — подходит
здесь от гегелевой философии к социализму: переход
наблюдается явственно — видно, чем уже овладел
Маркс и как он переходит к новому кругу идей»
(стр. 8). Из этих идей Ленин выделяет «идею обществен-
ных отношений производства» (стр. 16), «почти уже
сложившийся взгляд Маркса на революционную роль
пролетариата» (стр. 11), материалистический подход
к анализу общественного сознания, мысль о необходи-
мости «практической силы» для осуществления идей
и другие. Ленин подчеркивает и отмечает знаком NB
выдвинутое в «Святом семействе» важнейшее поло-
жение исторического материализма о том, что с осно-
вательностью исторического действия растет и объем
массы, делом которой оно является, прослеживает
критику основоположниками марксизма буржуазных


XI

общественных отношений, останавливается на мате-
риалистической переработке Марксом и Энгельсом
философии Гегеля, на их критической оценке предшест-
вующего материализма. Особенно ценным Ленин считал
написанный Марксом раздел «Критическое сражение с
французским материализмом», в котором показано, что
коммунизм является логическим выводом из всего исто-
рического развития материалистической философии.

Значительное место уделено в конспекте критике
младогегельянцев, их субъективно-идеалистических
представлений о процессе общественного развития, в
частности, их реакционных взглядов на роль трудя-
щихся масс и личности в истории. Ленин отмечает
направленный против младогегельянцев вывод Маркса
о том, что историческую действительность нельзя по-
знать, исключив из нее «теоретическое и практиче-
ское отношение человека к природе, естествознание
и промышленность», «непосредственный способ про-
изводства самой жизни» (стр. 34). На опыт борьбы
Маркса и Энгельса против младогегельянцев Ленин
опирался в своей критике субъективной социологии
либеральных народников в произведениях 90-х годов,
в борьбе против народнических теорий исторической
роли «критически мыслящих личностей», героев и пас-
сивности народных масс, «толпы».

К произведениям Маркса и Энгельса Ленин неодно-
кратно обращается и в более поздних конспектах,
фрагментах, заметках, вошедших в «Философские тет-
ради». Ленин характеризует революционный переворот,
который совершили в науке основоположники мар-
ксизма, отмечает значение их отдельных произведений
в развитии революционной мысли, уделяя особое вни-
мание диалектике «Капитала» Маркса.

За конспектом «Святого семейства» в томе следуют кон-
спекты двух сочинений Л. Фейербаха: «Лекций о сущ-
ности религии» и книги «Изложение, анализ и критика
философии Лейбница»; первый из них был составлен
не ранее 1909, второй — осенью 1914 года. Произведе-
ния Фейербаха Ленин читал и раньше — в сибирской
ссылке и особенно при работе над книгой «Материализм


XII

и эмпириокритицизм», где цитируются работы, вошед-
шие во второй и десятый тома первого и седьмой том
второго издания Сочинений Фейербаха, а также издан-
ные К. Грюном два тома «Переписки и литературного
наследства» философа (см. В. И. Ленин. Сочинения,
5 изд., том 18). Сохранился экземпляр второго тома
Сочинений Фейербаха с относящимися к этому времени
пометками Ленина. В конспектах, вошедших в «Фи-
лософские тетради», Ленин продолжает изучение фило-
софских взглядов немецкого материалиста.

Конспектируя «Лекции о сущности религии», Ленин
обращает внимание главным образом на материалисти-
ческое понимание Фейербахом природы и ее объектив-
ных закономерностей, на его критику идеализма, рели-
гии и обоснование атеизма, выделяет «зачатки», «за-
родыши» исторического материализма, не получившие,
однако, в философии Фейербаха сколько-нибудь зна-
чительного развития. В конспекте Ленин несколько
раз говорит об ограниченности фейербаховской фи-
лософии, о том, что уже в 1848—1851 годах Фейер-
бах сильно отстал от Маркса и Энгельса, не понял
революции 1848 года. Характеризуя его определение
природы, Ленин пишет: «Выходит, что природа = все,
кроме сверхприродного. Фейербах ярок, но не глубок.
Энгельс глубже определяет отличие материализма от
идеализма» (настоящий том, стр. 47). На ограничен-
ность материализма Фейербаха и узость термина «антро-
пологический принцип в философии» Ленин указывает и
в конце конспекта: «и антропологический принцип и
натурализм суть лишь неточные, слабые описания м а-
т е р и а л и з м а»
(стр. 64).

В конспекте книги Фейербаха о философии Лейбница,
как и в предыдущем, Ленин прослеживает философ-
скую эволюцию Фейербаха, его переход от идеализма
к материализму. Но в центре внимания здесь — обстоя-
тельное изложение Фейербахом сложной философской
системы великого немецкого мыслителя XVIII столе-
тия. Ленин выписывает фейербаховскую характери-
стику монад Лейбница и указывает на идеалистическое
толкование им материи лишь как «феномена», служа-


XIII

щего «для связи монад». «Моя вольная передача, — пи-
шет Ленин: — Монады = души своего рода. Лейбниц =
идеалист. А материя нечто вроде инобытия души
или киселя, связующего их мирской, плотской связью»
(стр. 69). В конспекте высоко оценены диалектические
идеи философии Лейбница, в частности, внутренне при-
сущий субстанции, монадам «принцип деятельности».
«Тут, — пишет Ленин, — своего рода диалектика и очень
глубокая, несмотря на идеализм и поповщину»
(стр. 70). Ленин останавливается также на рационали-
стической критике Лейбницем эмпиризма Локка, ука-
зывает на сходство некоторых идей философии Лейбница
и Канта. К конспектам обоих сочинений Фейербаха
примыкают небольшие заметки, свидетельствующие
о том, что Ленин читал и другие произведения, вошед-
шие в IX том первого и IV том второго изданий Со-
чинений Фейербаха.

Центральное место в томе занимают конспекты сочи-
нений Гегеля, с произведениями которого, в частности,
с «Наукой логики», Ленин познакомился еще в сибир-
ской ссылке; позднее, в 1908 году, при работе над
книгой «Материализм и эмпириокритицизм» он читал
первую часть «Энциклопедии философских наук».
В 1914—1915 годах Ленин подробно конспектирует
главное сочинение Гегеля — «Науку логики», а также
его «Лекции по истории философии» и «Лекции по философии истории». В этих конспектах Ленин критикует идеализм и раскрывает историческую ограниченность философских взглядов Гегеля, его «дань мистицизму», «игру в пустые аналогии», «измену развитию» и вместе с тем показывает, что в мистической форме у Гегеля часто выступают реальные отношения действительности.

«Логику Гегеля, — писал Ленин, — нельзя приме-
нять
в данном ее виде; нельзя брать как данное.
Из нее надо выбрать логические (гносеологические)
оттенки, очистив от Ideenmystik: это еще большая
работа» (стр. 238). Именно эту работу и проделывает
Ленин в своих конспектах, останавливаясь на трудных
переходах, оттенках, переливах гегелевских абстрактных


XIV

понятий, отыскивая «зерно глубокой истины в мисти-
ческой шелухе гегельянщины» (стр. 139). «Я вообще
стараюсь читать Гегеля материалистически, — замечает
он в начале конспекта «Науки логики», — Гегель есть
поставленный на голову материализм (по Энгельсу) —
т. е. я выкидываю большей частью боженьку, абсолют,
чистую идею etc. » (стр. 93). Такой подход дает
возможность Ленину раскрыть истинное значение
гегелевской логики, увидеть «„канун" превращения
объективного идеализма в материализм» (стр. 151),
отметить у Гегеля «зачатки» материалистического
понимания не только природы, но и истории. Всего
ближе Гегель подходит к научному, диалектическому
материализму в «Науке логики» при построении своей
грандиозной системы логических категорий, всего
дальше отстоит от него в философии истории. «Это и
понятно, — пишет Ленин, — ибо именно здесь, именно
в этой области, в этой науке Маркс и Энгельс сделали
наибольший шаг вперед. Здесь Гегель наиболее уста-
рел и антиквирован» (стр. 289). Но и в логике Гегель
лишь «гениально угадал диалектику вещей», диалек-
тику объективного мира. Ленин материалистически
осмысливает и развивает основные законы и категории
диалектики, раскрывает их взаимосвязь, показывает
специфику их проявления в мышлении, определяет со-
отношение диалектики, логики и теории познания.

К конспектам произведений Гегеля непосредственно
примыкают конспекты книг Ж. Ноэля, Ф. Лассаля, Ари-
стотеля. Конспект книги Ноэля «Логика Гегеля» пред-
ставляет интерес главным образом как пример критики
«опошления» диалектики Гегеля «мелким» идеалистом.
Некритический подход к Гегелю подчеркивает Ленин и
в конспекте книги Лассаля «Философия Гераклита Тем-
ного из Эфеса». «Лассаль, — пишет он, — просто повто-
ряет
Гегеля, списывает его, пережевывает миллион раз
по поводу отдельных мест Гераклита, снабжая свой труд
невероятной бездной ученейшего, гелертерского-архи,
балласта» (стр. 305). Лассалю Ленин противопостав-
ляет действительное развитие философии Марксом.
Основное внимание а этом конспекте Ленин уделяет


XV

изложению взглядов древнегреческого философа, упре-
кая Лассаля за то, что он «оставил в тени материа-
лизм или материалистические тенденции Гераклита»

(стр. 315).

Первый раздел завершается конспектом «Метафи-
зики» Аристотеля — одного из самых выдающихся
произведений древнегреческой философии, в котором,
по выражению Ленина, «задето все, все категории»
(стр. 325). Конспектируя книгу, Ленин отмечает «за-
просы, искания» Аристотеля, его подход к объективной
диалектике, «наивную веру в силу разума», критику
объективного идеализма Платона, говорит о сложности
процесса познания, подчеркивает, что «раздвоение
познания человека и возможность идеализма (ре-
лигии) даны уже в первой, элементарной абстрак-
ции», и указывает на плодотворность фантазии, мечты
«и в самой строгой науке» (стр. 330).

Помимо конспектов в первый раздел входят два
ленинских фрагмента: «План диалектики (логики) Ге-
геля» и «К вопросу о диалектике». В первом фрагменте
дана общая характеристика процесса познания, ука-
зано соотношение логики, диалектики и теории позна-
ния; во втором — показана противоположность метафи-
зической и диалектической концепций развития, дан
анализ основных законов и категорий диалектики,
закономерностей исторического и логического разви-
тия познания, сформулировано важнейшее положение
о классовых и гносеологических корнях идеализма.
Фрагмент «К вопросу о диалектике» является завер-
шением работы Ленина над философской проблемати-
кой в 1914—1915 годах, в центре которой стоит диалек-
тика, ее история, законы, категории, роль в процессе
познания и преобразования человеком действитель-
ности. Этот небольшой по объему фрагмент представ-
ляет собой непревзойденное по глубине и богатству
мыслей обобщение всего главного и существенного, что
составляет содержание материалистической диалек-
тики.

В «Философских тетрадях» Ленин рассматривает
аиалектику как единственно правильную теорию


XVI

развития, которая «дает ключ к „самодвижению" всего су-
щего», выявляет общие моменты «во всех явлениях
и процессах природы (и духа и общества в том числе)»
(стр. 317), формулирует «общие законы движения мира
и мышления» (стр. 156).

Выделяя основные моменты процесса познания,
Ленин пишет: «Тут действительно, объективно три
члена: 1) природа; 2) познание человека, = м о з г чело-
века (как высший продукт той же природы) и 3) форма
отражения природы в познании человека, эта форма
и есть понятия, законы, категории etc. » (стр. 164).
Исследование этой «формы», логический анализ мышле-
ния, в ходе которого раскрывается содержание законов
и категорий диалектики, занимает в «Философских те-
традях» исключительное место и имеет фундаменталь-
ное значение для развития марксистской философии.

Прослеживая сложный путь познания, Ленин пока-
зывает, как мышление от отражаемых непосредственно
в ощущениях и представлениях отдельных вещей восхо-
дит к абстрактным понятиям, фиксирующим сущест-
венные стороны, связи, отношения предмета и отра-
жающим — опосредствованно — его природу «глубже,
вернее, полнее». Но диалектическое познание, сущность
которого «развертывание всей совокупности моментов
действительности» (стр. 141), не ограничивается выра-
боткой абстракций, а движется дальше по пути восхож-
дения от абстрактного к конкретному, воспроизведения
в мышлении конкретного как «единства многообразного»
(Маркс). «Значение общего противоречиво, — указы-
вает Ленин, — оно мертво, оно нечисто, неполно etc.
etc., но оно только и есть ступень к познанию
конкретного, ибо мы никогда не познаем кон-
кретного полностью. Бесконечная сумма общих понятий,
законов etc. дает конкретное в его полноте» (стр. 252).

Ленин подчеркивает, что теоретическое познание
не может охватить объективную истину в отрыве от
практики — основы, цели и критерия истинности зна-
ния. Только правильно определив роль практики в про-
цессе познания, можно понять, как историческое раз-
витие знаний человека об объективной действитель-


XVII

ности, так и эволюцию логических форм, в которых это
знание отражается в мышлении — понятий, суждений,
умозаключений, категорий, законов и т. п. «Практика
человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в
сознании человека фигурами логики», — говорит Ленин
(стр. 198), а в другом месте он рассматривает логиче-
ские категории как ступеньки исторического процесса
выделения человека из природы, познания ее, овладе-
вания ею (см. стр. 85). Ленин не только материалисти-
чески объясняет происхождение категорий, но и ана-
лизирует их содержание, их роль в процессе познания.
В «Философских тетрадях» рассматриваются такие
важнейшие категории диалектики, как явление и сущ-
ность, абстрактное и конкретное, форма и содержание,
причина и следствие, возможность и действительность,
случайность и необходимость, закон и другие.

Значительное место в ленинских конспектах и фраг-
ментах занимает рассмотрение основных законов диа-
лектики, особенно — закона единства и борьбы про-
тивоположностей. «Раздвоение единого и познание про-
тиворечивых частей его, — указывает Ленин, —... есть
суть (одна из „сущностей", одна из основных, если
не основная, особенностей или черт) диалектики»
(стр. 316). Всеобщность этого закона Ленин иллюстри-
рует примерами из математики, механики, физики,
химии, общественной науки. Раскрывая его содержа-
ние, он анализирует «противоположность», «противо-
речие», показывает относительность их единства как
внутренней и вместе с тем преходящей формы связи
и абсолютность их «борьбы», являющейся источником
самодвижения, саморазвития явлений.

Закон единства и борьбы противоположностей, по
Ленину, есть основной закон диалектики, исходя из
которого только и могут быть поняты остальные за-
коны и категории. «Вкратце, — писал Ленин, — диа-
лектику можно определить как учение о единстве про-
тивоположностей» (стр. 203). По сравнению с этим
законом рассмотрение двух других — закона перехода
количественных изменений в качественные и закона
отрицания отрицания — в «Философских тетрадях*


XVIII

занимает меньше места. «Переход количества в качество
и наоборот» Ленин во фрагменте об элементах диалек-
тики рассматривает как пример перехода противопо-
ложностей. В конспекте «Науки логики» он выписы-
вает и отмечает важность характеристики Гегелем кате-
горий качества, количества и их единства — меры.
Рассматривая все моменты этих категорий (конечное
и бесконечное, граница и др. ), Ленин подробно оста-
навливается на форме взаимопревращений количест-
венных и качественных изменений — скачке, «перерыве
постепенности».

Существенной характеристикой процесса развития
Ленин считает «повторение в высшей стадии известных
черт, свойств etc. низшей и возврат якобы к старому
(отрицание отрицания)» (стр. 203). Если закон един-
ства и борьбы противоположностей раскрывает внутрен-
ний источник процесса развития, а закон перехода коли-
чественных изменений в качественные — его содержание,
то закон отрицания отрицания охватывает процесс в це-
лом, рассматривая каждую стадию развития как момент,
этап всего процесса и подчеркивая связь, преемствен-
ность и прогрессивный характер развития, в котором
каждый момент является отрицанием предыдущего
и вместе с тем — предпосылкой своего собственного
отрицания. Раскрывая диалектический характер отри-
цания, Ленин писал: «Не голое отрицание, не зряшное
отрицание, не скептическое отрицание, колебание, со-
мнение характерно и существенно в диалектике,... нет,
а отрицание как момент связи, как момент развития,
с удержанием положительного, т. е. без всяких коле-
баний, без всякой эклектики» (стр. 207).

В конспектах и фрагментах Ленин вновь и вновь
обращается к вопросу о логике как теории познания,
которая дает «не только естественноистори-
ч е с к о е описание явлений
мышления..., но
и соответствие с истиной», раскрывает
«результаты и итоги истории мысли». «В таком понима-
нии, — замечает Ленин на полях, — логика совпадает
с теорией познания. Это вообще очень важ-
ный вопрос» (стр. 156). Чтобы выражать объективную


XIX

диалектику жизни, логические понятия, категории,
законы сами должны быть подвижны, текучи, взаимо-
связаны, диалектичны. В отличие от Гегеля, лишь
угадавшего в диалектике понятий самодвижение мира,
Ленин по-иному, материалистически объясняет взаимо-
превращаемость понятий. «Мысль включить жизнь
в
логику понятна — и гениальна, — пишет он, — с
точки зрения процесса отражения в сознании (сначала
индивидуальном) человека объективного мира и про-
верки этого сознания (отражения) практикой» (стр. 184).
Другими словами, Ленин считает гениальным приме-
нение к процессу познания единственно правильной
теории развития — диалектики, что в идеалистической
форме было сделано Гегелем, в материалистической —
Марксом. Во фрагменте «План диалектики (Логики)
Гегеля» Ленин пишет, что в ««Капитале» применена к
одной науке логика, диалектика и теория познания»,
а в скобках замечает: «не надо 3-х слов: это одно и
то же» (стр. 301). Раскрыв соотношение логики, диалек-
тики и теории познания, Ленин указывает и те области
знания, откуда теория познания должна черпать свой
материал, — это история философии и отдельных наук,
умственного развития ребенка и животных, история
языка, психология, физиология органов чувств.

Большое внимание Ленин уделяет вопросу о взаимо-
отношении теории и истории познания, законов мыш-
ления и процесса их формирования, истории мысли
с точки зрения развития и применения общих понятий,
категорий современной логики. В этом отношении
особенно важен ленинский конспект «Лекций по исто-
рии философии» Гегеля. Оценивая положение Гегеля
о том, что развитие философии в истории должно соот-
ветствовать развитию логической философии, Ленин
замечает: «Тут очень глубокая и верная мысль, в сущ-
ности материалистическая (действительная история есть
база, основа, бытие, за коим идет сознание)» (стр. 237).

«Философские тетради» — важная ступень в разви-
тии марксистской истории философии как науки. Кри-
тикуя идеалистическую историко-философскую концеп-
цию Гегеля, Ленин вместе с тем отмечает ценность


XX

рассмотрения Гегелем истории диалектики, подчерки-
вает важность выдвинутого им требования строгой исто-
ричности, которое сам Гегель не мог осуществить именно
в силу своего идеализма. «Гегель, — замечает Ленин, —
серьезно „верил", думал, что материализм как фило-
софия невозможен, ибо философия есть наука о мышле-
нии, об общем, а общее есть мысль. Здесь он повторял
ошибку того самого субъективного идеализма, который
он всегда называл „дурным" идеализмом» (стр. 250).
И Ленин шаг за шагом прослеживает, как этот органи-
ческий недостаток историко-философской концепции
Гегеля сказывается при рассмотрении тех или иных
философских учений прошлого, в результате чего
Гегель «размазывает» идеализм в истории философии,
«прикрывает» его слабости, «трусливо обходит» историю
материализма.

В противоположность Гегелю Ленин ставит перед
историей философии задачу отделения «зачатков науч-
ного мышления» от фантазии, религии, мифологии,
прослеживает преимущественно развитие материализма
и диалектики, показывает, как исторически зарожда-
лись и развивались те или иные философские и естествен-
нонаучные идеи современности, например, представле-
ния о строении материи. Материалистически истолко-
вывая мысль Гегеля о «кругах» в истории философии,
Ленин развивает ее, выявляет в самой специфике по-
знания возможность, истоки, «гносеологические корни»
идеализма, закрепляемые «классовым интересом гос-
подствующих классов» (стр. 322). Ленин подчеркивает,
что история философии всегда была ареной борьбы
двух основных направлений — материализма и идеа-
лизма, раскрывает исторические особенности того и дру-
гого, показывает, как развитие философии и естество-
знания подтверждает истинность диалектического и
исторического материализма, критикует различные
направления современной ему буржуазной идеалисти-
ческой философии — позитивизм, неокантианство и
другие.


Просмотров 269

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!