Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ПАРТИЯМ И ГРУППАМ 9 часть



Объективное положение в Европе таково, что в массах растет разочарование, недо­вольство, протест, возмущение, революционное настроение, способное на известной ступени его развития невероятно быстро превратиться в действие. Вопрос стоит теперь на деле так и только так: помогать росту и развитию революционных действий против своей буржуазии и своего правительства или тормозить, тушить, успокаивать револю­ционное настроение. Ради достижения второй цели либеральные буржуа и оппортуни­сты пойдут (и с точки зрения их интересов должны пойти) на какие угодно левые сло­ва, на бездну обещаний разоружения, мира, отказа от аннексий, всяческих реформ, все­го чего угодно, лишь бы помешать разрыву масс с их


_____________ О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ_____________ 297

оппортунистическими вождями и переходу к все более и более серьезным революци­онным действиям.

Не верьте никаким велеречивым программам, — скажем мы массам, — полагайтесь на свои, массовые, революционные действия против своего правительства и своей бур­жуазии, старайтесь развить такие действия; вне гражданской войны за социализм нет спасения от одичания, нет возможности прогресса в Европе.

P. S. Настоящая статья была уже набрана, когда мы получили сборник г. Плеханова, «бывшего революционера» Г. Алексинского и К0: «Война». Вот коллекция софизмов и лжи социал-шовинистов, выдающих грабительскую и реакционнейшую войну царизма за «справедливую», «оборонительную» и т. п.! Рекомендуем этот позорный букет ла­кейства перед царизмом вниманию всех, кто хочет серьезно разобраться в причинах краха II Интернационала. Между прочим, интересно, что эти откровенные социал-шовинисты вполне довольны и Чхеидзе и всей его фракцией. Этой фракцией довольны и OK, и Троцкий, и Плеханов с Алексинским и К0, — естественная вещь, ибо фракция Чхеидзе доказала годами свое уменье прикрывать оппортунистов и служить им.

Про РСДР Фракцию, ушедшую в Сибирь, гг. Плеханов и Алексинский лгут бесстыд­но. Теперь уже недалеко, вероятно, время, когда можно будет документально опро­вергнуть лгунов.

«Социал-Демократ» № 43, Печатается по тексту газеты

26 июля 1915 г. «Социал-Демократ»


К ОЦЕНКЕ ЛОЗУНГА «МИР»

Венская «Рабочая Газета», центральный орган австрийских с.-д. от 27/VI. 1915, при­водит одно поучительное заявление правительственной газеты Германии («Norddeutsche Allgemeine Zeitung»).

Речь идет о статье одного из виднейших (и подлейших) оппортунистов «с.-д.» пар­тии Германии, Кварка, который, между прочим, сказал: «Мы, немецкие с.-д., и наши австрийские товарищи, заявляем непрестанно, что мы вполне готовы вступить в сно­шения (с английскими и французскими с.-д.) для начала переговоров о мире. Немецкое императорское правительство знает об этом и не ставит нам ни малейших препят­ствий».



По поводу этих слов одна национал-либеральная газета Германии («Nationalliberale Korrespondenz») писала, что они допускают двоякое толкование. Первое: что прави­тельство не ставит препятствий «интернациональным политическим действиям» с.-д., поскольку они не выходят из рамок законности и «не опасны для государства». Это вполне понятно с точки зрения «политической свободы».

Второе: что правительство Германии «по меньшей мере молча одобряет с.-д. интер­национальную пропаганду мира и что оно даже считает ее подходящим средством для создания первоначальной базы для обсуждения, возможности мира».

Разумеется, национально-либеральная газета считает второе толкование невозмож­ным, и правительственная


К ОЦЕНКЕ ЛОЗУНГА «МИР»___________________________ 299

газета официально присоединяется к ней, заявляя вдобавок, что «правительство не име­ет ничего общего с интернациональной пропагандой мира и что оно не концессиониру-ет для этой цели ни социал-демократических, ни иных каких посредников».

Поучительная комедия, не правда ли? Кто поверит, что правительство Германии, за­претившее «Vorwärts'y» писать о классовой борьбе, правительство, введшее военные строгости против народных собраний и настоящее «военное рабство» пролетариев, что это правительство из либерализма «не ставит препятствий» господам Кваркам и Зюде-кумам? что оно не находится в постоянных сношениях с этими господами?

Не правдоподобнее ли в тысячу раз, что Кварк нечаянно сказал правду (т. е. что про­паганда мира начата немецкими с.-д. по прямому или косвенному уговору с их прави­тельством) и что его «официально опровергли» именно для сокрытия правды?



Урок тем любителям фразы, которые, подобно Троцкому (см. № 105 «Нашего Сло­ва»), защищают против нас лозунг мира, ссылаясь, между прочим, на то, что «все ле­вые» объединялись будто бы «действенно» именно под этим лозунгом! ! Правительство юнкеров доказало теперь правильность нашей бернской резолюции (№ 40 «С.-Д.»), ска­завшей, что пропаганда мира, «не сопровождающаяся призывом к революционным действиям масс», способна лишь «сеять иллюзии» и «делать пролетариат игрушкой в руках тайной дипломатии воюющих стран» .

Это подтверждается буквально!

Дипломатическая история докажет через несколько лет, что прямой или косвенный уговор между оппортунистами и правительствами о болтовне в пользу мира был и не только в Германии! Такие вещи дипломатия скрывает, но шила в мешке не утаишь.

Когда левые начинали объединяться под лозунгом мир, это можно было поощрять, если в этом выражался первый шаг протеста против шовинистов, — как темный

См. настоящий том, стр. 166. Ред.


300__________________________ В. И. ЛЕНИН

русский рабочий в гапонаде выражал робкий протест против царя. Но поскольку левые ограничиваются и теперь этим лозунгом (лозунги — дело сознательных политиков), постольку они самые плохонькие левые, постольку в их резолюциях нет ни грана именно «действенности», постольку они — игрушка в руках Зюдекумов, Кварков, Самба, Гайндманов, Жоффра и Гинденбурга.

Кто не понимает этого даже теперь, когда лозунг мира («не сопровождающийся при-

\ ι «218

зывом к революционным действиям масс») проституирован венской конференцией , Бернштейном + Каутским с К и Шейдеманами (немецкий «форштанд» = Τ TTC) тот — просто бессознательный участник в социал-шовинистском надувательстве народа.

Написано в июле августе 1915 г.

Впервые напечатано в 1924 г.

в журнале Печатается по рукописи

«Пролетарская Революция» № 5


ВОПРОС О МИРЕ

Вопрос о мире, как злободневной программе социалистов, а в связи с ним и вопрос об условиях мира, интересует всех. Нельзя не выразить признательности газете «Berner Tagwacht» по поводу того, что в ней мы встречаем попытки поставить этот вопрос не с обычной, мелкобуржуазно-национальной, а с действительно пролетарской, интерна­циональной, точки зрения. Превосходно было замечание редакции в № 73 («Friedenssehnsucht» ), что немецкие с.-д., желающие мира, должны порвать (sich lossagen) с политикой юнкерского правительства. Превосходно было выступление тов. А. П. (№№ 73 и 75) против «важничанья бессильных краснобаев» (Wichtigtuerei machtloser Schönredner), тщетно пытающихся с мелкобуржуазной точки зрения решить вопрос о мире.

Посмотрим, как должны ставить этот вопрос социалисты.

Лозунг мира можно ставить или в связи с определенными условиями мира или без всяких условий, как борьбу не за определенный мир, а за мир вообще (Frieden ohne weiters). Ясно, что в последнем случае перед нами не только не социалистический ло­зунг, но и вообще совершенно бессодержательный, бессмысленный лозунг. За мир во­обще стоят безусловно все вплоть до Китченера, Жоффра, Гинденбурга и Николая Кро­вавого, ибо

— «Жаясца мира». Ред.


302__________________________ В. И. ЛЕНИН

каждый из них желает кончить войну: — вопрос именно в том, что каждый ставит им­периалистские (т. е. грабительские, угнетающие чужие народы) условия мира в пользу «своей» нации. Лозунги надо ставить для того, чтобы в пропаганде и агитации разъяс­нять массам непримиримое различие между социализмом и капитализмом (империа­лизмом), а не для того, чтобы примирять два враждебных класса и две враждебные по­литики посредством такого словечка, которое «объединяет» самые различные вещи.

Далее. Возможно ли объединить социалистов разных стран на известных условиях мира? Если да, то в числе этих условий безусловно должно быть признание права на самоопределение за всеми нациями и отказ от всяких «аннексий», т. е. нарушений этого права. Но если признавать это право только за некоторыми нациями, то это значит за­щищать привилегии известных наций, т. е. быть националистом и империалистом, а не социалистом. Если же признавать это право за всеми нациями, то нельзя выделять, на­пример, одну Бельгию, а надо брать все угнетенные народы и в Европе (ирландцев в Англии, итальянцев в Ницце, датчан и т. д. в Германии, 57% населения России и пр.) и вне Европы, т. е. все колонии. Тов. А. П. весьма кстати напомнил о них. Англия, Фран­ция и Германия вместе имеют около 150 млн. населения, а угнетают они в колониях свыше 400 млн. населения!! Сущность империалистской войны, т. е. войны ради инте­ресов капиталистов, состоит не только в том, что войну ведут ради угнетения новых наций, ради дележа колоний, но и в том, что войну ведут, главным образом, передовые нации, угнетающие ряд других народов, угнетающие большую часть населения земли.

Немецкие с.-д., которые оправдывают захват Бельгии или мирятся с ним, на деле не с.-д., а империалисты и националисты, ибо они защищают «право» немецкой буржуа­зии (а частью и немецких рабочих) угнетать бельгийцев, эльзасцев, датчан, поляков, негров в Африке и т. д. Это не социалисты, а прислужники немецкой буржуазии, помо­гающие ей грабить чужие нации.


ВОПРОС О МИРЕ________________________________ 303

Но и бельгийские социалисты, выставляющие только одно требование: освободить и вознаградить Бельгию, защищают на деле требование бельгийской буржуазии, желаю­щей по-прежнему грабить 15 млн. населения в Конго и получать концессии и привиле­гии в других странах. Бельгийские буржуа вложили за границей около 3 миллиардов франков; охрана прибылей с этих миллиардов путем всяческих обманов и пройдошеств — вот каков на деле «национальный интерес» «героической Бельгии». То же самое от­носится — и еще в гораздо более сильной степени — к России, Англии, Франции, Япо­нии.

Следовательно, если требование свободы наций не есть лживая фраза, прикрываю­щая империализм и национализм некоторых отдельных стран, то оно должно быть распространено на все народы и на все колонии. А такое требование явно бессодержа­тельно без ряда революций во всех передовых странах. Мало того. Оно неосуществимо без успешной социалистической революции.

Значит ли это, что социалисты могут равнодушно относиться к требованию мира все более и более широкими массами? Отнюдь нет. Одно дело — лозунги сознательного авангарда рабочих, другое дело — стихийные требования масс. Стремление к миру есть один из важнейших симптомов начинающегося разочарования в буржуазной лжи на­счет «освободительных» целей войны, насчет «защиты отечества» и прочих обманов черни классом капиталистов. К этому симптому социалисты должны относиться с ве­личайшим вниманием. Все усилия надо направить на то, чтобы использовать настрое­ние масс в пользу мира. Но как использовать? Признавать лозунг мира и повторять его было бы поощрением «важничанья бессильных (а чаще еще хуже: лицемерных) красно­баев». Это был бы обман народа иллюзией, будто теперешние правительства, тепереш­ние командующие классы способны, без «обучения» (или, вернее, устранения) их рядом революций, на мир, сколько-нибудь удовлетворяющий демократию и рабочий класс. Нет ничего вреднее этого обмана. Нет ничего


304__________________________ В. И. ЛЕНИН

более засоряющего глаза рабочих, внушающего им обманчивую мысль о неглубоком противоречии капитализма и социализма, нет ничего более прикрашивающего капита­листическое рабство. Нет, мы должны использовать настроение в пользу мира для разъяснения массам, что те блага, коих они ждут от мира, невозможны без ряда рево­люций.

Окончание войн, мир между народами, прекращение грабежей и насилий — именно наш идеал, но только буржуазные софисты могут обольщать им массы, отрывая этот идеал от немедленной, прямой проповеди революционных действий. Почва для такой проповеди есть; чтобы вести ее, надо лишь порвать с союзниками буржуазии, оппорту­нистами, которые и прямо (вплоть даже до доносов) и косвенно мешают революцион­ной работе.

Лозунг самоопределения наций равным образом должен быть ставим в связи с импе­риалистской эпохой капитализма. Мы не за status quo, не за мещанскую утопию от­странения от великих войн. Мы за революционную борьбу против империализма, т. е. капитализма . Империализм состоит именно в стремлении наций, угнетающих ряд чу­жих наций, расширить и укрепить это угнетение, переделить колонии. Поэтому гвоздь вопроса о самоопределении наций состоит в нашу эпоху именно в поведении социали­стов угнетающих наций. Тот социалист угнетающей нации (Англии, Франции, Герма­нии, Японии, России, Соединенных Штатов и пр.), который не признает и не отстаивает права угнетенных наций на самоопределение (т. е. на свободное отделение), на деле не социалист, а шовинист.

Только такая точка зрения приводит к нелицемерной, к последовательной борьбе с империализмом, — к пролетарской, а не мещанской постановке (в нашу эпоху) нацио­нального вопроса. Только такая точка зрения проводит последовательно принцип борь­бы со всяким

В рукописи далее зачеркнутая фраза: «Но пропаганда в этом направлении, пропаганда действитель­но революционная невозможна без социалистической постановки вопроса о самоопределении наций».

Ред.


ВОПРОС О МИРЕ________________________________ 305

угнетением наций, устраняет недоверие между пролетариями угнетающих и угнетен­ных наций, ведет к солидарной, интернациональной борьбе за социалистическую рево­люцию (т. е. за единственно осуществимый режим полного национального равнопра­вия), а не за мещанскую утопию свободы всех мелких государств вообще при капита­лизме.

Именно на этой точке зрения стоит наша партия, т. е. примыкающие к ЦК социал-демократы России. Именно на этой точке зрения стоял Маркс, учивший пролетариат тому, что «не может быть свободен народ, угнетающий другие народы». Маркс требо­вал отделения Ирландии от Англии именно с этой точки зрения, с точки зрения интере­сов освободительного движения английских (не только ирландских) рабочих.

Если социалисты Англии не признают и не отстаивают права на отделение Ирлан­дии, французы — итальянской Ниццы, немцы — Эльзаса-Лотарингии, датского Шлез-вига, Польши, русские — Польши, Финляндии, Украины и пр., поляки — Украины, ес­ли все социалисты «великих», т. е. совершающих великие грабежи, держав не отстаи­вают это же право по отношению к колониям, то это именно потому и только потому, что они на деле империалисты, а не социалисты. И смешно делать себе иллюзии, будто способны на социалистическую политику такие люди, которые не отстаивают «права на самоопределение» угнетенных наций, принадлежа сами к угнетающим нациям.

Вместо того, чтобы предоставлять лицемерным краснобаям обманывать народ фра­зами и посулами насчет возможности демократического мира, социалисты должны разъяснять массам невозможность сколько-нибудь демократического мира без ряда ре­волюций и без революционной борьбы в каждой стране со своим правительством. Вме­сто того, чтобы позволять буржуазным политиканам обманывать народы фразами о свободе наций, — социалисты должны разъяснять массам угнетающих наций безна­дежность их освобождения, если они будут помогать угнетению других наций, если не будут признавать и отстаивать права этих наций на


306__________________________ В. И. ЛЕНИН

самоопределение, т. е. на свободное отделение. Вот общая для всех стран социалисти­ческая, а не империалистская политика в вопросе о мире и в национальном вопросе. Эта политика, правда, несовместима большей частью с законами о государственной измене, — но с этими законами несовместима и Базельская резолюция, которой так по­зорно изменили почти все социалисты угнетающих наций.

Надо выбирать: за социализм или за подчинение законам гг. Жоффра и Гинденбурга, — за революционную борьбу или за лакейство перед империализмом. Середины тут нет. И величайший вред приносят пролетариату лицемерные (или тупые) сочинители политики «средней линии».

Написано в июле августе 1915 г. Подпись: Ленин

Впервые напечатано в 1924 г.

в журнале Печатается по рукописи

«Пролетарская Революция» № 5


СОЦИАЛИЗМ И ВОЙНА

(ОТНОШЕНИЕ РСДРП К ВОЙНЕ)219


Написано в июле августе 1915 г.

Напечатано в августе 1915 г.

в Женеве отдельной брошюрой

в издании редакции газеты

«Социал-Демократ»


Печатается по тексту брошюры


ПРЕДИСЛОВИЕ К 1-му (ЗАГРАНИЧНОМУ) ИЗДАНИЮ

Война длится уже год. Наша партия определила свое отношение к ней в самом нача­ле ее, в манифесте Τ TTC составленном в сентябре 1914 г. и напечатанном (после посылки его членам ЦК и ответственным представителям нашей партии в России и получения от них согласия) 1-го ноября 1914 г. в № 33 Центрального Органа кашей партии «Социал-Демократа» . Затем в №40 (29 марта 1915 г.) были напечатаны резолюции Бернской конференции , дающие более точное изложение наших принципов и нашей тактики.

В настоящее время в России явно растет революционное настроение в массах. В дру­гих странах замечаются повсюду признаки такого же явления, несмотря на придушение революционных стремлений пролетариата большинством официальных с.-д. партий, ставших на сторону своих правительств и своей буржуазии. Такое положение вещей делает особенно настоятельным издание брошюры, подводящей итоги с.-д. тактике в отношении к войне. Перепечатывая полностью вышеуказанные партийные документы, мы снабжаем их короткими пояснениями, стараясь учесть все главные доводы за бур­жуазную и пролетарскую тактику, высказанные в литературе и в партийных собраниях.

См. настоящий том, стр 13—23. Ред. См. настоящий том, стр. 161—167. Ред.


310__________________________ В. И. ЛЕНИН

ПРЕДИСЛОВИЕ К 2-му ИЗДАНИЮ

Настоящая брошюра написана летом 1915 года перед самой Циммервальдском кон­ференцией. Она вышла также на немецком и французском языках и была полностью перепечатана на норвежском языке в органе норвежской с.-д. молодежи. Немецкое из­дание брошюры ввозилось нелегально в Германию — в Берлин, Лейпциг, Бремен и др. города, где нелегально распространялось сторонниками Циммервальдской левой и группой Карла Либкнехта. Французское издание было нелегально напечатано в Париже и распространялось там французскими циммервальдистами. Русское издание попало в Россию в очень ограниченном количестве и в Москве переписывалось рабочими от ру­ки.

Мы перепечатываем теперь эту брошюру полностью, как документ. Читатель все время должен помнить, что брошюра написана в августе 1915 года. В особенности это следует помнить в тех местах, где речь идет о России: Россия была еще тогда царской, романовской Россией...

Напечатано в брошюре изд. 1918 г. Печатается по тексту брошюры


ГЛАВА I ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛИЗМА И ВОЙНА 1914—1915 гг.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!