Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Философские основы анализа общества 4 часть



Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море, утверждения «Сократ — это человек», «Ф.М.Достоевский — русский писатель» и т.д.; они не зависят от наших личных желаний: Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.

Конечно, совершенно «очищенным» от человека знание быть не может. На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха.

Вопрос 27

Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли). К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание. Выделенные логические формы мышления являются основными, поскольку они выражают содержание множества других форм рационального познания.

Чувственное познание - познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность.Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.Формы чувственного познания: 1.Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувственного познания. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предмета через призму чел сознания. Ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот практически взаимодействует субъект. 2. Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения. 3. Представление. Благодаря многокр работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. Оторванность от наличной ситуации, некоторая обобщенность и усредненность образа, часть подробностей не сохраняется, все больше общих черт и сторон, т.е. происходит накладка на конкретный образ ранее воспринимавшихся аналогичных образов. В сфере представлений большую роль играет практика и деятельность человека, связанные с практикой ценности, цели и интересы.



Вопрос 28

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем, и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. Относительная – точная, полная, верная в определенных условиях знания. Абсолютная истина – точная, полная, верная при всех условиях знаниях об окружающей действительности. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Абсолютная истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Объективная истина имеет три аспекта: 1) бытийственный --- фиксация в ней бытия, предметно-субстрактного и духовного. При этом истина обретает собственное бытие. 2) аксиологический --- нравственно-этическая ее наполненность, ее ценность для морали и для практики человека. Человек, не могущий найти выход из противоречия и найти истину, мучается в безысходности. Приравнивается к любви, нраву и воле. 3) праксеологический --- истина связана с практикой



Вопрос 29

Наука в своих глубинных основаниях всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы – как, например, в нашей стране на протяжении 20-50-х гг. Наука появляется одновременно с философией тогда, когда миф становится бессильным объяснить мир.

Взаи­мо­дей­ст­вие фи­ло­со­фии и нау­ки хо­ро­шо про­сле­жи­ва­ет­ся в твор­че­ст­ве мно­гих выдаю­щих­ся ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­лей. Осо­бен­но оно ха­рак­тер­но для пе­ре­лом­ных эпох, ко­гда соз­да­ва­лось прин­ци­пи­аль­но но­вое на­уч­ное зна­ние. Мож­но вспом­нить, ска­жем, “Пра­ви­ла умо­зак­лю­че­ний в фи­зи­ке”, раз­ра­бо­тан­ные ве­ли­ким Нью­то­ном, ко­то­рые за­ло­жи­ли ме­тодо­ло­ги­че­ский фун­да­мент клас­си­че­ской нау­ки и на сто­ле­тие впе­ред ста­ли эта­ло­ном науч­но­го ме­то­да в фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ском ес­те­ст­во­зна­нии. Зна­чи­тель­ное вни­ма­ние фи­ло­соф­ским про­бле­мам уде­ля­ли и соз­да­те­ли не­клас­си­че­ской нау­ки, - Эйн­штейн и Бор, Борн и Гей­зен­берг, а у нас в Рос­сии - В. И. Вер­над­ский, пред­вос­хи­тив­ший в сво­их фи­ло­соф­ских раз­мыш­ле­ни­ях ряд осо­бен­но­стей на­уч­но­го ме­то­да и на­уч­ной кар­ти­ны ми­ра на­ших дней.

Вы­со­ко оце­ни­вая роль фи­ло­соф­ской мыс­ли в нау­ке, В. И Вер­над­ский, од­на­ко, про­во­дил ме­ж­ду ни­ми гра­ни­цу, хо­ро­шо по­ни­мая, что ка­ж­дая из этих сфер че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры име­ет свою спе­ци­фи­ку. Иг­но­ри­ро­ва­ние этой ав­то­но­мии на­уч­ной дея­тель­но­сти, гру­бое вме­ша­тель­ст­во в на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния фак­то­ров вне­на­уч­ных, да еще в дог­ма­ти­зи­ро­ван­ном ви­де, при­во­ди­ло к тя­же­лым по­след­ст­ви­ям.

Несомненно, чтобы повысить достижения в науки, нужно заняться таким важным

философским вопросом, как повышение этики учёных. Профессиональная этика

ученых представляет собой целостную систему определенных норм, принципов,

предписаний, запретов и правил научной деятельности, общения и поведения

научных работников. Её содержание определяется общественными требованиями,

спецификой деятельности и труда ученых, профессиональным долгом, честью и

престижем.

В научно-исследовательской работе от ученого требуются преданность науке,

служение истине, трудолюбие, новаторство, убежденность, добросовестность,

честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность. Очень

важно соблюдать уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов,

порядочность, человечность, интернационализм, нормальное отношение к плюрализму

мнений и истин, критичность и самокритичность, культурность, корректность в

научном споре, полемике и дискуссии, коммуникабельность, скромность,

великодушие, нравственный долг, гуманизм, высокий уровень гражданственности и

ответственности, профессиональная честь, авторитетность.

Ну­ж­да­ет­ся в фи­ло­соф­ском ос­мыс­ле­нии и со­вре­мен­ная нау­ка, ко­то­рая име­ет ряд осо­бен­но­стей, ка­че­ст­вен­но от­ли­чаю­щих ее от нау­ки да­же не­дав­не­го про­шло­го. Советский философ Ф. В. Константинов выступал против положения, часто высказываемого учёными и философами капиталистических стран, согласно которому один из главных источников кризисов и противоречий в сегодняшнем мире кроется якобы в моральной неподготовленности человечества к современной научно-технической революции.

Решающий толчок к широкому обсуждению во всём мире последствий научно-технического прогресса, опасностей злонамеренного использования открытий

современного естествознания, а также этических проблем современной науки,

социальной ответственности естествоиспытателя был дан атомной бомбардировкой

американцами японских городов и той ролью, которую сыграли физики в создании

теоретических предпосылок и изготовлении атомной бомбы.

Го­во­ря об этих осо­бен­но­стях, сле­ду­ет иметь в ви­ду не толь­ко

на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­скую дея­тель­ность са­му по се­бе, но и ее роль в

ка­че­ст­ве ин­тел­лек­ту­аль­но­го фун­да­мен­та тех­но­ло­ги­че­ско­го

про­грес­са, стре­ми­тель­но ме­няю­ще­го со­вре­мен­ный мир, а так­же

со­ци­аль­ные по­след­ст­вия со­вре­мен­ной нау­ки.

 

Вопрос 30

(сочинение-отсебячина)

С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: "Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и богов!". Кантовский вопрос: "Что такое человек?" остается по-прежнему актуальным.
В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Достаточно сказать, что в Средние века сущность человека виделась в его душе, обращенной к Богу, в эпоху Нового времени Б. Паскаль определял человека, как "мыслящий тростник", философы-просветители 18 века усматривали сущность человека в его разуме, Л.Фейербах указывал на религию, в основе которой видел любовь, К. Маркс определял человека как социальное существо - продукт общественного развития и т.д. Следуя этим путем, философы открывали все новые и новые грани человеческой натуры, но это не приводило к прояснению картины, а скорее усложняло ее. Такой подход к исследованию природы человека можно условно назвать историческим.Еще один подход объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим.
Человек осуществляет саморазвитие, т.е. он "создает" самого себя (С. Кьеркегор, К. Маркс, У. Джеймс, А. Бергсон). Человек - творец не только самого себя, но и собственной истории. Таким образом, человек историчен и преходящ во времени, он не рождается "разумным", а становится им на протяжении всей жизни и истории человеческого рода.
Философия человека в специальной литературе именуется - философской антропологией (от греческого anthropos - человек и logos - учение). Философская антропология как единая наука о человеке была создана усилиями ряда философов Германии, в частности М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера, Э Кассирера. Они исходили из посылки о том, что "единая идея" человека, то есть наука о человеке в полном смысле этого слова, возможна. Они считали, что такая наука должна опираться на данные частных наук - психологии, морфологии, физиологии чувств и т.д., но она должна иметь философский характер. Эта наука по замыслу А. Гелена не должна стать метафизическим построением, как это было раньше, а опираться на эмпирически-научные данные. В этом случае она будет свободна от спекуляций и предмет строгий и доказательный вид.

То, что делает человека человеком, лежит вне естественного процесса жизни и несводимо к естественнонаучной эволюции жизни. М. Шелер выделяет в этой связи разум, или лучше сказать дух (это понятие шире, так как помимо логики оно объемлет акты воли, доброту, раскаяние, почитание и т.п.).
Животное, по Гелену, "вписывается" в заданный ему регион, не выбирая его, оно по "распоряжению природы", осуществляется как таковое в жестко предназначенной ему среде. Человек же, оставаясь один на один с природой, сам выбирает для себя способы приспособления к ней и тем самым неизбежно "достраивает" окружающую среду, преобразуя ее в соответствии со своими замыслами.

Хельмут Плеснер (1892-1985) в своей книге "Ступени органического и человек" указал на такую характеристику человека как эксцентричность его существа. Жизнь животного центрична в том смысле, что оно всецело привязано к природе и не выходит из нее, человек же, не имея возможности разорвать связь с природой, тем не менее, покидает пределы природной колыбели и выходит во вне ее. В этом двуцентричном бытии состоит неустойчивое положение человека, так как имеет место разрыв его бытия на тело и душу, но реально человек живет в психофизическом единстве, объясняющем и то, и другое. Особенность духа раскрывается в акте идеации, т.е. способности постижения сути мира путем созерцания отдельных фактов. Шелер приводит такой пример: Будда видит отдельного бедняка, одного больного, одного умершего и сразу постигает суть мира. Такое знание, как полагал Шелер, имеет априорный характер (здесь Шелер разделял точку зрения И. Канта).
Таким образом, выделившись из природы, человек благодаря духу оказался вне ее, на пути в "ничто" (вне пространства и времени), и этот путь открывает ему возможность "абсолютного ничто". Так он приходит к религии и укореняет себя по ту сторону мира. Эту мысль Шелера разделяет и Плеснер, говоря: "Осознавая свою ничтожность, человек ищет мировую основу в религии. Поэтому она необходима ему. Атеизм легче провозгласить, чем осуществить".

Вопрос 31

Природа-одно из наиболее широких и употребляется в 2-х значениях: во первых , как синоним Вселенной в целом, материи во всем богатстве её проявления, в бесконечном разнообразии; во вторых, как совокупность естественных условий существования человека и человечества, в значении части мира как одной из сфер материальной деятельности человека.

Природа как объективная реальность не имеет ни начала, ни конца, она бесконечна в пространстве и вечна во времени, находится в непрерывном движении. она имеет две сферы: неорганическую и органическую.

По современным научным представлениям, органическая природа появилась на Земле около трех миллиардов лет назад. Затем возникли первые клетки, способные к фотосинтезу, т.е. к использованию энергии солнечного света для химических реакций, в процессе которых выделяется кислород. Органическая природа в своей эволюции подготовила биологические условия для возникновения человека. С преобразованием природы изменялся благодаря труду м сам человек. С тех пор как орудия труда стали играть решающую роль в жизни людей, из взаимные отношения из биологических превратились в общественные. Вместе с возникновением труда возникло и человеческое общество. Предпосылкой появления общ-ва явилась природа, а основной причиной-целесообразная трудовая деятельность. С появлением общ-ва возникли и стали действовать законы, присущие только общ-ву. Между законами общ-ва есть много общего, прежде всего то, что те и другие объективны.

Темнемение законы общ-ва отличаются от законов природы:

1. Законы человеческой истории обладают относительно меньшей длительностью действия, чем законы природы.

2. Законы природы проявляются в действиях стихийных, бессознательных сил, тогда как законы общ-ва проявляются только через деятельность людей, сознающих свое бытие.

3. Законы общественной жизни отличаются от законов природы характером и спецификой своего существования.

Человеческое общество отличается от окружающей его природы способом своего существования. Но человеческое общество, выделившись из природы, не перестало принадлежать ей, быть её органической частью.

 

Вопрос 32

Философские основы анализа общества

. Общество – это относительно упорядоченная, целостная, организованная система, подчиняющаяся определённым законам. Общество есть то, что созидается людьми, законы общественного развития не могут осуществляться без деятельности людей. Законы общества и его истории – это объективные, необходимые и неповторяющиеся связи явлений общественной жизни, определяющие направленность общественных процессов. В истории общества действуют не только необходимость, но и случайности, выступающие формой проявления необходимости, не только субъективный, но и объективный фактор. Субъективный фактор – может служить созиданию и разрушению, ускорению развития и его торможению. Объективный – это труд, формы общественных отношений. В обществе существуют «части», находящиеся в соподчинении. В связи с этим возникает вопрос: что первично в общественной жизни – общественное бытие или общественное сознание? С позиции филосовского идеализма первичным является сознание людей. Для филосовского анализа общества было важно открытие зависимости сознания от бытия: сознание не может быть чем либо иным, как только осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Существует многообразие об-ых отношений из которых выделяются, производственные отношения, идеалистические. Самопреобразование общества протекает естественно; наступает пертод, когда материальные производительные силы приходят в противоречие с производственными отношениям. Общество движется внутренними противоречиями: 1. Между достигнутым уровнем техники и задачами, которые вытекают из естественных, природных условий. 2. Между достигнутым уровнем развития техники и соц-ой организацией производственных процессов. 3. между новым, установленными людьми типом производственных отношений и традиционной системой политический, правовых, идеологических институтов и отношений, т.е.между новым базисом и старой надстройкой. В истории материализма раскрываются закономерности развития общества. Принцип закономерности связан с принципом детерминизма. Это находит выражение в концепции развития общества как естественноисторического процесса. Общественная форма – это социальная система, состоящая из элементов и образующая структуру. В основании системы лежит способ производства материальных благ. Этот способ имеет две стороны. 1)производительные силы общества, 2) производственные отношения.в обществе наряду с социальноц детерминацией одного явления другими, действует механизм самодетерминации. Соц.деятельность – это система социально значимых действий субъекта общества. 4 вида соц.действий. 1связанным с изменением соц.системы 2направленным на стабилизацию систем 3 обеспечивающим адаптацию к системе 4ориентированным на интегративное действие. теория творения об-ва, по Марксу, раскрывает загадку истории, ее направленных соц-ых преобразований.

Сферы общественной жизни

1. Материально-производственная сфера. Это эк-ая сфера, мир материального производства, сфера созидания человеком необходимых ему материальных благ. Эта сфера является причиной развития науки.

2. Социальная сфера общества – это мир соц.жизни существующий на конкретно-историческом экономическом базисе. Это сфера соц.групп об-ва с их интересами.

3. Политическая сфера жизни – это подситстема. Она объединяет пол.систему о об-ое управление. В пол.управлении обществом особо выделяется общественная организация.

Организация явл.важнейшим элементом пол.сферы. основным элементом пол.сферы явл.:государство, профессионыльные союзы, пол.партии. государство – это институт экономически господствующего класса, который господствует политически и юридически. профессионыльные союзы – др.элемент, составляющий пол.сферу об-ва возникающий на основе об-го разделения труда. Пол.партии – это элемент пол.чферы возникающий на основе классовых интересов людей на основе более широкой общности чем профсоюзы.

4.Духовныя сфера об-ва – духовная жизнь, создание и распространение духовных ценностей.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!