Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Философские основы анализа общества 3 часть



В 30-е годы 20 века появляется другая разновидность иррационализма – экзистенциализм.

экзистенциализм. – это (от лат существование) разделяется на религиозный ( Марсель, Ясперс) и атеистический (Сартр Камю)

Представители религиозного экзистенциализма считают, что через экзистенциыльный опыт человека постигает Бога, а атеистический ориентируется прежде всего не на Бога а на Индивидуальность и неповторимость самого человека. Однако и тта и другая немыслимы без катастроф, временности, движения к смерти. Смерть- сильнейшая из неудач, постигающих человека. Её можно отодвинуть но избежать невозможно.

Источником всех неудач экзистенциализм считает прерывность бытия человека, которая вытекает из его конечности.

Свобода составляет само чел. существование, чел. и есть свобода. Однако своб. понимается ими как нечто иррациональное. Своб. они мыслят как своб. вне общества. Это внутр. состояние, настроенность, переживание индивида. Характ чертой чел. сущ. является то, что он не сам выбирает условия своего сущ., он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел. сущ-я сущ. потусторонняя реальность, кот. понимается как способ сущ. чел., состоящий в озабоченности чел., направленной куда-то вне его. Внеш. мир представляет среду, мир заботы чел., окружающий чел. сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел. сущ-я.

 

Вопрос 18

Бытие - это всё то, что реально существует.

1. «Первая природа»(вселенная)

О бытии первой природы можно прежде всего утверждать, что оно существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Природа бесконечна и в пространстве и в времени. Особенность бытия первой природы-диалектика преходящего и непреходящего бытия.

2. «вторая природа» (то, что сделано человеком)

Вторая природа-это созданная человеком на основе «первой природы» новая природно-духовная и социальная реальность, это орудия труда от самых первых, простых, созданных человеком на заре цивилизации, до самых современных машин и механизмов, средств транспорта и связи. При сравнении первой и второй природы обнаруживается не только их единство, но и их различия. Превая природа в целом- безграничное, непреходящее бытие, где сущ. Отдельного человека является моментом времени. Вторая природа- бытие, связанное с деятельностью чел. , с социальным бытием.



Вторая природа-мир, где не перестают действовать законы первой природы, но они связаны с человеком, проявляются через социально-преобразующую деятельность людей.

3. Человек(совокупность физических, физиологических и духовных потребностей)

Тело человека- тело природы. Наличие тела делает человека конечным, смертным существом. Любое возможное в будущем увеличение длительности жизни не отменит существования тела человека как тела природы. Тело человека, погибнув, переходит в другие состояния первой природы. Первая предпосылка существования человеческого тела-удовлетворение необходимых материальных потребностей. У человека есть то, что материализм называет психикой, а идеализм и религия более емко-душой. Бытие отдельного человека-единство тела и духа.

Общество

5. Идеальное (духовное), которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов.

Включает в себя:

· Сознание

· Самосознание

· Подсознание

 

Вопрос 19

Материя есть философская категория для обозначения той части бытия,которая дана человеку в ощущениях его,которая отражается в ощущениях,но существует независимо.Два важных момента: 1.материально все то,что существует независимо от сознания(это основа материалистической онтологии);2.наши ощущения отражают и копируют мир(это гносеологический аспект).

Св-ва материи: 1. Материя- объективная реальность(существовать независимо от сознания); 2. Сохранение( несотворимость и неуничтожение материи); 3. Структурность (неисчерпаемость,не сводимость к первоэлемент); 2. Отражение(камень приобретает температуру окр.среды)

Формы материи: 1. Неорганическая(сист.неживой природы,атомы,молекулы) 2. Органическая(все биологические системы,молекулы днк) 3. Социальную( человек,общественные системы,гос-во,семья).

В повседневной практике под движением понимают- пространственное передвижение тел или механическая форма движения. В философии- любое изменение вообще.Нет ни одного материального объекта,который бы не подвергался бы изменениям,в котором бы отсутствовало движение. Как невозможно движение вне материи,без объекта,который движется,так и невозможно материи без движения.Группы форм движения:1. Абиогенная(неживая природа,подчинение классическим законам механики,изменение агрегатных состояний) 2. Биогенная(процессы внутри живых существ,обмен веществ) 3. Общество(просессы функционирования общества,классовая борьба).Движение всегда есть единство изменения и сохранения,т.е. покоя. Тело покоящееся в одном отношении,изменияется в другом отношении( например дом).



Вопрос 20

Человек владеет уникальным, свойственным только ему даром-сознанием; способностью полета в будущее, посещения прошлого. Оно способно повернуть к самому себе внимание и изнутри понаблюдать за собой, мгновенно перемещаться в пространстве, фиксировать необратимость времени. С помощью него мы ориентируемся в мире, определяемся в своем отношении к обществу и другим людям, осознаем себя уникальной, неповторимой личностью. Сознание-мир грез, фантазий, искусства и науки, дерзаний, творческих замыслов и мечты.

В истории философии известны два противоположных подхода, пытающихся последовательно объяснять причину появления и сущности сознания:

*религиозно-идеалистический;

*естественно-научный, материалистический. Других подходов нет.

Согласно религиозно-идеал. представлениям, возникшим в глубокой древности на уровне мифологического мировоззрения, у человека есть какая-то особая сверхъестественная сила, душа, данная свыше, которая является носителем и причиной наших мыслей.

Душа человека состоит из 3 частей: чувственной, волевой и разумной.

Объяснение природы сознания в средневековой философии строится на догмате о творении человека. Согласно которому человек сотворен Богом по образу и подобию. Тело сотворено из материи, которая находится в состоянии постоянного движения и изменения, и потому-смертно.

Истинное предназначение сознания-обрести подлинную свободу, прийти к Богу. А Бог есть Любовь. По мнению Канта сознание есть уникальное св-во, присущее только человеку, сущность которого состоит в способности приобретения знания в процессе познания с помощью априорных форм чувственности рассудка и разума. Сознание-свойство высокоорганизованной материи. Сознание прошло 2 основные стадии развития –период стадного сознания и сознания общественно развитого, разумного человека. Стадное сознание, по существу, совпадало с сознанием отдельных индивидов, представляло единую совокупность знаний о внешнем мире. Оно было простой фиксацией накопленного практического опыта.Материя первична по отношению к сознанию в историческом смысле, т.е. в историческом развитии форм движения материи сначала существовали формы, не обладающие сознанием, а затем на их основе, как нечто вторичное, возникали формы, которые обладают сознанием. Сознание, возникнув на определенной ступени развития как св-во высокоорганизованной материи, высшая форма отражения действительности, является вторичным по отношению к своему материальному субстрату, основе. «Безмозглого сознания не бывает». Будучи отражением мира, сознание вторично, как вторичен образ по отношению к оригиналу. Таким образом, ведущая роль в появлении сознания принадлежит социальным факторам: труду, предметному и речевому общению с окр.людьми совместной деятельностью.

Сознания проявляется не только тогда, когда он воспринимает предметы, строит планы на будущее, и т.д. Об уровне сознания индивида судят по его поступкам, по его практической деятельности, по орудиям труда, кот. он использует в своей трудовой деятельности. Степень сознания индивида будет зависеть от той доли культуры, которую он усвоил сделал собственным достоянием. Сознание возникает лишь тогда, когда жизнедеятельность субъекта определяется не только потребностями его органического тела, но и потребностями социума; Лишь осознав потребности других людей, индивид совершает выход за рамки конкретного природного тела и превращается в человека. В этом выходе за рамки своей природной организации и заключается соц.-историч.сущность сознания.Homo Sapiens, социальное сущ-во,обладающее уникальным, прекрасным даром либо результатом многовековой эволюции материи-сознанием.

Вопрос 21

Мозг в ходе длительной ЭВОЛЮЦИИ становления человека совершенствовался в освоении действительности., можно выделить два ОСНОВНЫХ уровня: рационально-чувственнный и эмоционально-ценностный. К первому УРОВНЮ относятся познавательные способности и информация. В процессе филогенеза мозг приобрел уникальную способность теоретически осмысливать результаты восприятии и представлять их словом, знаком, символом. Это возвысило человека над всем животным миром, сделало его самым могущественным, самым сильным животным Ноте sapiens. В 30-е годы академик Павлов сделал предположение о том, что жизнь указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Сама наука o работе человеческого мозга (нейрофизиология) в то время неимела достаточно полных данных о функциях «большого» и «малого полyшapий. B основе взглядов физиологов лежало представление o преобладании в психической деятельности второй сигнальной системы. С деятельностью левого, «большого» полушария они связывали все высшие функции нервной системы — речь, интеллект, наиболее сложные формы восприятия и творчества. Правое, малое полушарие считалось второстепенным, подчиненным большому. Только во второй половине ХХ в. были обнаружены функции, присущие правому полушарию, и стало ясно, что его нельзя рассматривать как «немой» придаток большого полушария. Выяснилось, что два вида познания — рациональное (логическое) и художественно-образное настолько различны, что ими «заведуют» разные полушария мозга. B настоящее время большинство физиологов разделяют мнение, что левое полушарие мозга —база рационального, логического мышления, a правое — художественного, образного.. От того, какое из полyшарий получает большее развитие, то ли в силу генетической программы, то ли по причинам воспитания и образования, во многом зависит индивидуальность человеческой личности. «Художники» — люди c развитым, более активным правым полушарием; ученые — левым. B науке отдают предпочтение абстрактно-логическому, рациональному мышлению, строгой логике доказательства и менее всего доверяют. Извечный спор между «физиками» и «лириками» , « художниками » и «мыслителями» благодаря открытиям постклассической науки получил как бы физиологическое подтверждение.

Разделение «обязанностей» сделало работу мозга эффективной, возвысило человека над животным миром. Но мозг человека один (един), нo временная работа обоих полушарий обеспечивает более полное познание мира. Возможны ли моделирование сознания, воспроизведение психических функций человека? Можно ли создать систему искусственного интеллекта (СИИ), которая по своим способностям не отличалась бы от человеческого сознания, превосходила его и, в конечном счете, заменила бы его? Постклассическая наука XXI в. вплотную подошла к создaнию СИИ, работающих на искусственных микрочипах, которые, понятно, не нуждаются в пище, кислороде, способны сохраняться тысячи лет, не знают эмоций, имеют практически неограничен-ный объем памяти. Сегодня в лабораториях искусственного интеллекта (США) уже построены несколько человекоподобных роботов c искусственным интеллектом, способных получать информацию об окружающем мире, делать абстрактные обобщения, разрабаты-вать план действий собственного поведения. У них, как y человека, выработались рефлексы, помогающие реагировать на внешние воздействия, чтобы обезопасить и сохранить себя. Не исключено, что при дальнейшем совершенствовании СИИ оно, минуя определенный порог сложности, смогут приобрести определенную индивидуальность и заняться сборкой себе подобных, Но будет ли это человек? Для того чтобы СИИ стала обладать сознанием, схожим c человеком, реально существующим бытием во всем его многообразии, ей нужно будет определиться и в решении извечных мировоззренческих вопросов. Прийти к выводу, что в жизни важны не только обладание громадной информацией, не только способности к вычислительным операциям, но и ценности другого характера. Если все это появится y будущей системы искусственного интеллекта (СИИ), то тогда это и будет... человек. Но его не нужно изобретать и конструировать, он уже есть — Ноmo sapiens, социальное существо, обладающее уникальным, прекрасным даром – сознанием.

 

Вопрос 22

Сущ. 3 формы диалектики: стихийная диалектика Древней Греции, идеалистическая диалектика немецкой классической философии и материалистическая диалектика XIX в.

Само понятие «диалектика» родилось в древнегреческой философии, где с развитием античной демократии стали высоко цениться умение убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона, который указал на противоречивость конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного. Сам Аристотель отделяет «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Гегель понимал под диалектикой метод познания, который учитывает противоречивость мира, его постоянное изменение, взаимосвязь явлений, вещей, процессов, качественное превращение от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждения нового.

Автором материалистической диалектики XIX в. был Карл Маркс. Он построил диалектику на основе матер. понимания исторического процесса и развития познания.

Объективная диалектика-это диалектика самого объективного мира, природы, общества. Она сущ. независимо от человека и человечества в целом.

Субъективная диалектика-это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи (диалектика утверждает, что все в мире взаимосвязано, взаимообусловлено). Принцип развития является центральным, исходным началом диалектики, вокруг которого группируются все её элементы, с разных сторон раскрывающие развитие. Существуют 2 концепции развития: диалектическая и метафизическая.

Одной из характерных особенностей метафизической концепции развития является взгляд на природу как на случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга и независимых друг от друга, находящихся в состоянии покоя и неподвижности. Метафизикарассматривает развитие как чисто количественные изменения, без качественных скачков, без борьбы противоположностей, полагая, что источник развития находится вне данной системы. Им является внешний толчок другой системы, либо первотолчок (Ньютон). Общая тенденция, направленность процесса - восходящая или нисходящая линия, круговорот.

Разновидностями метафизического способа мышления являются: 1) догматизм (отрицает принцип развития, отказ от признания зависимости истины от условий, места, времени). 2)релятивизм (абсолютирует момент изменчивости) 3)софистика (сознательное использование для обоснования каких-либо положений таких доводов, которые выглядят как правильные, но являются заведомо ложными).4) эклектика(соединение различных противоположных взглядов).

Прямая противоположность - диалектическая концепция развития. Она рассматривает развитие природы, общества и мышления как строго закономерный процесс, как переход от простого к сложному, от низшего к высшему, как отрицание старого и появление нового. Источником развития является саморазвитие, внутренние противоречия любого вида бытия. То обстоятельство, что развитие всегда приводит в конечном счете к отмиранию старого и возникновению нового, свидетельствует о том, что новое возникает и развивается не случайно, а закономерно. Развитие диалектики понимается как скачкообразный процесс, идущий не по кругу и не по восходящей либо нисходящей линии, а путем отрицания отрицания, по спирали. Исходными принципами диалектики являются принцип развития и всеобщей связи.В связи со спецификой научного познания выделяются общеметодологические принципы: принцип детерминизма (всеобщей причинной обусловленности явлений), объективности (рассмотрение действительности такой, какая она есть), принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического(предполагает изучение становления и развития объекта, то есть его истории).

Законы диалектики.

Закон есть всеобщая, необходимая, наиболее существенная связь между предметами и событиями. Есть естественные законы(законы природы живой/неживой), общественныезаконы (законы действующие в обществе). По степени общности законы классифицируются на: 1) частные (в одной форме движения материи) 2) общие (одновременно в нескольких формах движения материи) 3) всеобщие (действуют одновременно в природе обществе, мышлении). Сущ.: закон взаимного перехода количественных и кач. изменений, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания и т. д.

 

Вопрос 23

Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная наиболее полно в «Науке логике». В этом произведении Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики.

Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал три основных закона диалектики - закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.

Качество- есть определённость предмета, представляющая собой целостную т относительно устойчивую совокупность его специфических свойств, характеристик, черт сходства, с другими предметами. Предмет может изменять свои свойства, терять их, но оставаться в данном качестве.

Количество-это степень развития данного качества, это такая определённость предмета, которая в известной мере безразлична данному качеству. Количественно мы можем сравнивать качественно однородные предметы. Количество находит своё воплощение в величине- числе, объёме, и интенсивности развития. Количество характеризует различия внутри данного качества. До какого предела могут происходить количественные изменения внутри однако качества ? такой предел существует он связан с понятием меры.

Мера – это допустимый интервал колличесвтенных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, где количественные различия внутри этого качества не могут превысить, определённых границ. В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ЭТОТ ИНТЕРВАЛ НЕ ИМЕЕТ СТРОГИХ, ТОЧНЫХ ГРАНИЦ.

Категории качества, количества, меры, выступают не только как определенные характеристики предметов, явлений, процессов, но и как логические формы познания мира.

 

Вопрос 24

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ показывает, что все в мире находится в непрерывном движении и развитии, что основой развития является взаимопроникновение и борьба противоположных сторон, сил, находящихся в данном предмете или явлении. Закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ раскрывает и характеризует источник и внутреннее содержание развития в природе, обществе и мышлении. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие.
Основные категории данного закона развития являются: тождество, различие, противоположность, противоречие.
Предметам и явлениям окружающего мира свойственна известная устойчивость, определенность. Без этого качества в мире ничто не могло бы существовать. Это фиксированное, пребывающее равенство предмета самому себе мы называем тождеством. Тождество отражает в понятии покоящееся бытие предмета, означает сохранение предмета в некотором постоянном виде (оно положительно по своему характеру, выражает консервативную сторону предмета). Но мы знаем, что каждый объект природы, общество и отдельный человек находятся в непрерывном изменении. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» - говорил Гераклит, выразив в афористической форме текучесть, подвижность, непостоянство всего существующего. Любой предмет в каждый данный момент уже не тот, чем он был прежде, следовательно, его устойчивость, равенство самому себе лишь относительны; предметам свойственно внутреннее различие.
Различие представляет собой как бы внутреннее беспокойство предмета, бесконечное стремление выйти за рамки самого себя, испепелить себя в изменчивости. Это постоянное убегание от себя не имеет какой-либо границы, Оно выражает поэтому негативную, отрицательную природу предмета; оно стремится его сокрушить, разрушить установившееся тождество. Но поскольку предмет продолжает пребывать, сохраняться, то это бесконечное убегание от себя есть в то же время возвращение к тождеству с самим собой. Таким образом, тождество выступает как предел различия, как борющаяся, противоположная сторона предмета.
Тождество и различие – две стороны одного и того же отношения в предмете. Все предметы и явления существующего мира выступают как единство тождества и различия. Например, в живых организмах эта связь выражается в единстве наследственности и изменчивости.
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ – это различные стороны одного и того же предмета, которые взаимопредполагают друг друга, не могут существовать друг без друга, взаимопроникают друг друга, и в то же время противоположны друг другу, взаимоотрицают друг друга. Например, противоположные полюса магнита, ассимиляция и диссимиляция, антагонистические (непримиримые) классы в обществе.
ПРОТИВОРЕЧИЕ – это взаимодействие противоположностей, характеризующееся их единством и борьбой.
Противоречивость предметов и явлений носит всеобщий, универсальный характер. В мире не существует предметов и явлений материального мира, которые не раздваивались бы на противоположности.
Основными сторонами противоречия являются его противоположности. Противоположности образуют одну внутреннюю противоречивую сущность предмета или явления. Таким образом, сущность любой вещи противоречива, хотя и едина. Причем, противоположности существуют не рядом, а каждая содержит в себе свою противоположность. В этом суть диалектического единства противоположностей.

Вопрос 25

Содержание закона раскрывается через понятия "отрицание", "диалектическое отрицание", "отрицание отрицания". Термин "отрицание" употребляется не только в философии, но и в других науках, а также в повседневной жизни, означая опровержение, а в более общем смысле уничтожение. Любая вещь, явление рано или поздно подвергаются уничтожению, т.е. отрицанию, которое носит всеобщий характер. Этот момент признается всеми философскими школами. Однако далее мнения диалектиков и метафизиков расходятся.

I. Диалектика считает, что основным содержанием отрицания являются два взаимосвязанных момента:

1) уничтожение, отмирание старого, отжившего или не отвечающего новым условиям (деструктивное отрицание; размалывание зерна...) и 2) в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете (зерно – стебель – колос...).

Оба процесса идут одновременно, обусловливая связь в развитии, с одной стороны, и самоотрицание вещи с другой. В качестве примера можно рассмотреть эволюцию форм отражения. Сохранение старого в новом в "снятом", т.е. преобразованном виде выражается через категорию "преемственность" (преемственность в развитии научных теорий, например).

II. В противоположность диалектике метафизика понимает отрицание как простое уничтожение по принципу "или" "или". Этим страдали, некоторые теории исторического круговорота.

В окружающем нас мире, конечно, есть и простое уничтожение, и регресс, и круговорот. Однако, говоря о диалектическом отрицании, мы отмечаем, что оно дает качественно более высокую ступень в развитии, отрицание старого создает предпосылки для утверждения нового.

Уже простое наблюдение приводит нас к убеждению, что в действительности развитие не ограничивается одним отрицанием, а представляет собой целую цепочку отрицаний. Так, новое явление, которое подвергло отрицанию старое, с течением времени тоже устаревает и в свою очередь отрицается. Вновь возникающее явление как бы повторяет ту или иную уже ранее пройденную ступень. Зародыш человека, например, в своем развитии как бы заново проходит основные вехи истории животного мира. Механизм перехода от первого отрицания ко второму и т.д. в общем один и тот же и заключается в его внутренней противоречивости. Результатом последовательной смены диалектических отрицаний является поступательное развитие, т.е. обогащение содержания развивающегося явления новыми качествами. Повторение пройденного в ходе отрицания одних предметов другими не случайное явление, а всеобщий закон развития. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой.

Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде. Действие данного закона четко видно в периодическом законе химических элементов, в развитии живых организмов, в их онтогенезе и филогенезе, в общественной жизни во взаимодействии производительных сил и производственных отношений.

Т.о. Различают три вида отрицания:

1) Формально-логическое

2) Метафизическое.

3) Диалектическое отрицание.

Структура отрицания:

1) Тезис (исходное положение)

2) Антитезис (самоотрицание исходного положения)

3) Синтез (возврат к исходному на новом этапе развитии с удерж. положительного)

Вопрос 26

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.
С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

Объект познания- это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Помимо объекта в научном познании часто выделяютпредмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, культурологии — на культуру, этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!