Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Философские основы анализа общества 2 часть



 

Вопрос 9

Эпоха Возрождения(ренессанс)-выдающийся этап в истории мировой культуры.Это расцвет живописи,скульптуры,литературы в гос-х Европы в 14-16 века. (Микеланджело,Рембрант,Леонардо да Винчи).Парадигмой этой эпохи становится принцип гуманизма, «открытие человеческой индивидуальности».Открытие заключается в том,что индивидуальные качества человека были поставлены важнее социальных,классовых признаков. Не важно какое место занимает человек в соц.иерархии и чем он занимается,лишь бы он совершенствовал свою добродетель и доблесть.Овладение культурой поможет человеку выбрать правильный путь в жизни.

Представители эпохи: Кузанский, Макиавелли, Мор,Бруно,Коперник

Одним из первых политических учений является учение Николо Макиавелли «Государь». Политика есть особая сторона человеческой жизни,она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Политику определяют не Бог и не мораль,а естественные человеческие законы жизни.Побудительный мотив-эгоизм.Методы правления,включая коварство,обман,подкуп,в последующее время оформились в понятие «макиавеллизм»-мораль силы,образец циничности и аморальности в политике.

В эту эпоху появляются социальные учения,которые получили название утопического социализма. Томас Мор(лорд-канцлер Англии)пишет книгу «Утопия». В 1-ой части выясняет что причиной накопления капитала является част.собственность.Рисует страшную картину бедствий,которые обрушились на крестьян. Поэтому необходимо отменить част.соб-ть. Во 2-ой части рисует картину идельного устройства общества и гос-ва. Жизнь на острове «Утопии» основана на справедливости,действует по коммунистическому принципу- распределение по потребности. Нет част.соб-ти и все трудятся,поэтому счастливы.Золото-бесполезный металл.

Томмазо Кампанелла(Италия) утопия «Город Солнца».Нет част. соб-ти,общество основано на всеобщем труде,это является почетным делом. Государственное устройство: во главе жрец,отмеченный солнечным символом.Его помощники- Власть,Мудрость,Любовь.Они занимаются вопросами мира и войны,наукой,скотоводством,воспитанием. Светская власть переплетается с духовной.Будущее всемирное объединение должен возглавить- Римский Папа. В отличии от Мора, он убежден в возможности реализации этого проекта.

Вопрос 10

Эпоха Возраждения это расцвет живописи, архитектуры, культуры и литературы. Современники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Донателло, Шекспир, Рембрандт. Само овладение культурой поможет человеку реализовать человеческое начало и выбрать правильный путь в жизни.



Натурфилосо́фия термин, обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

Николай Кузанский (15 век). К его идеям относятся: идея взаимосвязи всех природных явлений, идея совпадения противоположностей, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе. Кузанский писал, что в земных вещах таятся причины будущего, как нива от семени. Во всём есть противоположности, но поскольку они заключены в одном объекте, они составляют единство. Для Кузанского, точное познание возможно лишь в результате познания абсолютного бытия-истинной меры всех вещей. Абсолютному бытию (Богу) присущи единство неделимость, бесконечность. Кузанский называет это абсолютным максимумом. Так как максимуму ничего не противостоит следовательно с ним совпадает минимум. Кузанский активно применяет математику при анализе философских проблем. Если в геометрическом мире круг противоположен прямой, то бесконечное увеличение радиуса круга приведёт к совпадению окружности и касательной. Из этого следует, что окружность максимального круга минимально крива, а значит максимально пряма. Всякая противоположность есть тождественность. Природа свёртывается в Бога, а он развёртывается в природу. Бог соединяет отрицание и утверждение, в нём все тождественно. (ты сдашь на 5, главное не волнуйся)

Согласно Куз. Познание осуществляется с помощью ума, уподобляемому божественному. Он различает 3 способности ума: ощущение с воображением, рассудок и разум. Каждая из них функционирует только при помощи других.

За пределами знания Кузанского начинается незнание. Учёное незнание это знание бесконечности и её непостижимости.

Дж.Бруно.(17в). Бог окончательно растворяется в природе, которая есть Бог в вещах. Бруно отказывается от взгляда Коперника, что солнце-центр вселенной. Центра вселенной нет вообще.Солнце это относительный центр, а не абсолютный. В природе по его мнению совпадают максимум и минимум, обноруживается единство в целом и её мельчайших частиц. Он различал 3 вида минимумов: в математике точка, в философии монада, в физике атом.



Материя это первооснова, причина всего существующего. В Едином заключена способность быть формой всех форм. Всеобщий разум это мировая душа. Эта душа проникает в каждое небесное тело, образуя движущую силу. Теория познания Бруно это сомнение во всём. Лишь столкновение за и проти приведёт к истине. 3 ступени постижения истины:чувство, разум и ум. Мир одушевлён вместе с его членами. Мировая душа наполняет всю вселенную.

Вопрос 11

Бэкон (16-17в). Один из родоначальников эмпиризма в теории познания. До недавнего времени открытия чаще всего носили случайный характер, считал он. Их было бы гораздо больше, если бы ученые были вооружены подлинно научным методом. Джае хромой идущий по дороге придёт к цели быстрее, чем нормальный человек, бегущий по обочине. Высшая цель науки это достижение господства человека над природой на основе знания законов природы. Путём к знаниям он считал : наблюдение, анализ и эксперимент. Он был разработчиком индуктивного метода, суть которого состоит в опоре на конкретные факты их осмыслении и обобщении. Индуктивный метод использовался ещё во времена античности, но Бэкон замечает не только его достоинства, но и недостатки. Ранее исследователи обращали внимание только на факты, которые подтверждали обобщаемый объект. Это приводило к неточностям и ошибкам. Бэкон же выступает за то, что рассматриваться должны все факты. Бэкон установил ряд призраков, мешающих процессу познания. Призрак рода-ориентация понимания природы по аналогии с жизнью человека. Призрак пещеры-коренятся в темпераменте, эмоциональном настрое, воспитании. Призрак площади-привычка пользоваться расхожими представлениями без критического переосмысления. Призрак театра-ориентировка на слепую веру, на авторитет.

Истинный метод по Бэкону состоит в том, чтоб умело собрать и критически проанализировать факты, затем несущий истинное знание.( всё ништяк, ты сдашь на отлично)

Рене Декарт(16-17в) разрабатывал подлинно научный универсальный метода познания исходя из гносеологии. С рационалистической точки зрения истина открывается лишь разуму, поскольку опора на чувственный опыт ненадёжна. Суть рационализма Декарта сводится к двум положениям:во-первых,в познании следует отталкиваться не от опыта, а от самоочевидных, а потому и ясных истин, которые содержатся в уме изначально.Во-вторых, из интуитивный воззрений, имеющих общий и всеобщий характер, разум, строго следуя дидукции, должен вести все частные следствия, где и проверяется всё что даётся нам в опыте. Познание должно отталкиваться от сомнения во всём. Сначала нужно усомниться во всём, кроме самого акта познания. Отсюда его слова: «я мыслю, следовательно я живу». Он дополняет принцип дедукции.1.нееобходимо включать а рассуждение только ясные и понятные положения. 2.Сложную вещь нужно расчленять до состояния множества простейших. 3. От простейшего идти к более трудному. 4.Делать это тщательно, что б ничего не упустить. Он признаёт существование двух первооснов мира-телесной и духовной, считая атрибутом первой протяжение, второй мышление. Однако наделив их противоположными атрибутами возникла сложность в объяснении их существования в человеке. И отмазывается Богом, типо вся эта херня нормально работает с помощью Бога.(извиняюсь за цензуру.)всё)

Вопрос 12

Эпоха Просвещения начинается с середины XVIIв.-с окончания религиозных войн в Европе и заканчивается в конце XVIIIв. Финал эпохи знаменуют Великая французская революция, казнь короля и разрушение Бастилии. Кант определял просвещение как необходимую историческую эпоху в развитии человечества, в основе которого широкое использование чел. разума, нравственное совершенствование человеческого рода во имя возможности перестроить общество на разумных началах. Таким образом, парадигмой эпохи Просвещения становится уверенность в моще чел. разума, безграничные возможности науки и образования, создающих условие для социального, экономического и нравственного процветания людей.

Дени Дидро(1713-1784). «Мысли к объяснению природы», «Филос. Основания материи движения», «Разговор Даламбера и Дидро». Он считает: природа никем не сотворена, кроме неё и вне её нет и не было ничего. Все тела в этом мире либо перемещаются, либо оказывают сопротивление, либо и то, и другое одновременно. Все находится в движении и речь может идти только об относительном покое, хотя буря бросает его из стороны в сторону. Но ничто не бывает в абсолютном покое, даже соединившиеся молекулы, будь то молекулы корабля или любых других тел, в нём находящихся. Люди забывают, что в то время, когда они рассуждают о безразличии тела к движению и покою, глыба мрамора стремиться разрушиться. Материя разнообразна, сущ. бесконечное количество элементов в природе, у каждого из них есть своя самобытная сила, благодаря которой создается «всеобщее брожение во Вселенной».

Л. Бюффон. (1707-1788). «Естественная история». Земля отделилась благодаря толчку от кометы от раскаленной солнечной массы. Её окружала атмосфера, сильно насыщенная водяным паром. Потом земля остыла и покрылась горячим морем. Постепенно море отступило и образовалась суша. В тропических условиях сначала развивались тропические растения, а затем и животные.

Как и Ж. Ламетри (1709-1751), Дидро полагал, что от молекулы до человека тянется цепь существ - лестница с незаметными ступенями, которые природа последовательно проходит, никогда не прерывая их. Мир беспрерывно зарождается и умирает, каждый момент времени он находится в состоянии зарождения и смерти, никогда не было и не будет другого мира. Дидро отстаивал мнение, что чувствительность есть всеобщее свойство материи. Таким образом, во взглядах на природу, материю, движение и покой наиболее яркие представители эпохи Просвещения были материалистами.

Представления о человеке.Главной проблемой в объяснении человека становится проблема возникновения и сущности сознания. Человек для просветителей является природным механизмом, своего рода, машиной. (Ламетри «человек-машина»). Сознание человека уподобляется зеркалу, которое отражает действительность. Поскольку человек рассматривается как природный механизм-вопрос о свободе решается отрицательно. Поскольку содержание сознания человека составляют только результаты восприятия окружающей действительности, то человек не способен к творчеству чего-либо нового, а источником нового является исключительно природа. Взгляд на человека, действия и поступки каждого определяются природными задатками, против которых от бессилен бороться, красочно изложен в одной из блестящих работ Дидро «Племянник Рамо».

Концепция общественного договора.Вначале сущ. минеральное царство, затем возникло растительное, животный мир и, наконец, человек. Природа создает человека, а он, в свою очередь, создает общество. Возникновение человека является результатом столкновения сил природы и человека. Человек-существо слабое, у него нет ни клыков, ни когтей, ни панциря, в то время как силы природы по отношению к нему неизмеримо больше: голод, холод, стихийные бедствия. Все это заставляет человека искать защиты от жестоких законов природы. Такой защитой является общество. Люди объединяются, чтобы противостоять силам природы, поскольку общество намного сильнее, чем все его члены взятые по отдельности. «Война всех против всех» имеет крайне неприятные последствия, общество ослабевает и люди вновь попадают под действие жестоких природных законов. Выход-создание цивилизации. Главный признак цивилизации -существование государства.

Руссо(1712-1778), все виды прав человека подразделил на 3 категории:

1)Права, даруемые государем своим подданным

2)Права, даруемые народами своим правительством

3) Естественные права (право на жизнь, право на свободу, права на высказывание собственного мнения, право на частную собственность.)

 

Вопрос 13

Возникновению этой философии предшествовали:
• социально-экономическая предпосылка;
• естественнонаучная предпосылка;
• теоретическая предпосылка, ее теоретические источники. Кратко рассмотрим каждую из этих предпосылок.

1.Социально-политические предпосылки заключены в особенностях развития Европы первой половины XIX в. Несоответствие производственных отношений капитализма характеру производительных сил проявилось в экономическом кризисе 1825 г. Антагонистическое противоречие между трудом и капиталом обнаружилось в выступлениях рабочего класса: в восстаниях французских рабочих в Лионе (1831 и 1834 гг.), силезских ткачей в Германии (1844 I.), в развертывании чартистского движения в Англии (30-40-е годы XIX в.). Возникла потребность в теории, способной вскрыть сущность, перспективу социального развития, служить средством построения общества, свободного от капиталистической эксплуатации, средством преобразования социальных структур. Требовалось научное обобщение опыта классовой борьбы пролетариата, разработка его стратегии и тактики.
Марксистская концепция общества и социальных отношений, создававшаяся в результате осмысления уроков социально-политических движений, складывалась во взаимосвязи с формированием нового мировоззрения. Становление же такого мировоззрения требовало постановки задач по ассимиляции и переработке всего ценного, что было в научной мысли той эпохи.
2.Естественно-научные предпосылки.
К естественнонаучным предпосылкам формирования марксистской философии относится ряд открытий, начиная с космогонической теории И. Канта 1755 г. Наиболее важными для выявления диалектики природы явились: 1) открытие закона сохранения и превращения энергии (оказалось, что не оторванными друг от друга, а взаимосвязанными являются механическое и тепловое движение, тепловое и химическое и т.п.); 2) создание клеточной теории, раскрывшей связи между всеми органическими системами и намечавшей связь с неорганическими образованиями (размножение кристаллов и их устройство в то время казались очень близкими к клеткам); 3) формирование эволюционной концепции органического мира Ж.-Б. Ламарка и особенно Ч. Дарвина; она показывала связь органических видов и их восходящее развитие на основе противоречий.
Общественно-научные, теоретические предпосылки возникновения марксизма следующие: классическая английская политэкономия (учения А. Смита и Д. Риккардо), французский утопический социализм (К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье), французская история периода Реставрации (Ф.П.Г. Гизо, Ж.Н.О.Тьерри и др.); в трудах последних впервые было дано представление о классах и классовой борьбе в обществе.
3.Философскими предпосылками явились французский материализм второй половины XVIII в. и немецкая классическая философия в лице диалектика Гегеля (1770-1831) и антропологического материалиста Л. Фейербаха (1804-1872).

Вопрос 14

В марксистской философии появилось новое содержание, отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. Маркс и Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества.

Основные черты марксизма:

- единство партийности и научности;

- революционность;

- гуманистичность.

Это единство трёх принципов вытекало из нового понимания практики в марксизме. Маркс подверг критике прежний материализм (материализм Фейербаха) и идеализм за сведение практики к чисто теоретической деятельности. Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания. Практика у него - это исходный пункт, движущая сила, критерий истины, цель познания. Практика - это процесс труда в единстве социально - исторических условий его функционирования. Она невозможна вне связей и общения между людьми. Практика является сферой приложения знания. Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина - соответствие наших мыслей, знаний о мире самому этому миру, объективной реальности. Маркс и Энгельс считают, что любая истина объективна, т. е. содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания человека. Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Абсолютная истина не достигаема, так как мир бесконечен и неисчерпаем, т. е. человечеству невозможно получить полные и достоверные знания о мире.

Старый материализм и материализм марксистский остались предметно "тождественными" в том смысле, что принимали материю в качестве первичной субстанции. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма законы диалектики, которые связали между собой 3 основные сферы реальности: природу, общество и мышление.

К своеобразию марксистской философии относится единство её основных методов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики.

Маркс и Энгельс - основоположники диалектического материализма. Предпосылки зарождения диалектического материализма:

1. социально - политические: 2 класса: буржуазия и пролетариат; переход капитализма в крайнюю стадию развития - империализм.

2. Естественнонаучные открытия: открытие живой клетки, доказавшее наличие родства между растительным и животным миром; открытие электрических полей; теория Дарвина о происхождении видов.

3. Теоретические источники: французский утопический социализм Сенсимона и Оуэна, утверждающий, что капиталисты добровольно передадут в руки рабочих свою частную собственность; английская политэкономия Смитта, рассматривающая взаимоотношения между капиталистом и рабочим. Капиталист, обладая средствами труда, не сможет производить продукт труда, так как ему не хватает рабочей силы. Рабочий обладает только рабочей силой. Поэтому капиталист и рабочий встречаются на рынке труда, где один продаёт, а другой покупает.

- Недостатки марксизма:

- Недооценка проблемы человека как индивида;

- Переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики;

- Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии;

- Абсолютизацияскачков - взрывов и недооценка постепенных скачков.

С конца 80- х - начала 90- х годов именно философы этого направления стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать философское наследие России 19 - начала 20 веков и русского зарубежья 20 -50 -х гг. Марксистская или диалектико - материалистическая философия теперь занимает в обществе такое же место, как и многие другие течения философской мысли.

Вопрос 15

Русская философия XIX-XX вв.-совершенно уникальное явление в истории философской мысли. Она имеет художественно-литературную форму и ярко выраженное религиозное содержание. Её представляют: Чаадаев, Достоевский, Соловьев, Толстой, братья Трубецкие, Флоренский, Франк, Ильин, Бердяев, Булгаков и др.

П. Я. Чаадаев.(1794-1856). Произведения: «Философические письма». Он считает: физический мир реален и может быть познан. Возникновение нравственного порядка он отождествляет с возникновением христианства (единственный достойный путь развития цивилизации). Материальный интерес, по мнению Чаадаева, который определял сам принцип жизни Древнего мира (Греции, Рима), был полностью исчерпан. Умственная работа, по его мнению, в Греции, Риме - поэзия, философия, искусство - служила только одному: удовлетворению физической сущности человека. Считает, что Россия, приняв византийскую модель христианства нанесла ущерб великой нравственной идее, данной провидением человечеству. Пытаясь смягчить свои позиции, Чаадаев в статье «Апология сумасшедшего» дает высокую оценку деятельности Петра I и своё видение подлинной любви к России.

Ф. М. Достоевский.(1821-1881). Произведения: «Записки мертвого дома», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». Истина и Христос, считает мыслитель, неразделимы. В человеческой натуре по внутренней природе присущи ценности духовного, морального порядка, нравственный закон которого, оставаясь человеком, перешагнуть невозможно. Никакие ухищрения разума ссылки на «великие цели», теорию «необыкновенного человека», якобы имеющего право позволить себе «переступить через кровь», не спасают от суда совести.(Раскольников «Преступление и наказание»). Понятие «идеалист» Достоевский рассматривает не в плане противопоставления «материалисту». Говоря об идеалисте, он имеет ввиду человека с благородными мыслями, красивыми идеалами. В романе «Братья Карамазовы» гневно осуждает старшего Карамазова, но вместе с тем не признает за сыном судить своего отца. Сострадание, сопереживание - единственный спасительный путь к Богу.

Владимир Сергеевич Соловьев.(1853-1900). Работы: «Кризис западной философии», «Философские начала цельного знания», «Россия и Вселенская церковь», «Смысл любви» и др. Во всех его работах идея: духовное первоначало не только творец мира, но и воплощение высшей истины и высшего совершенства. Духовным первоначалом является Бог. Чувство стыда, жалость, благоговение - три «кита» на которых стоит нравственность. Цель мировой истории - единство Бога и сотворенности мира, возглавляемого человечеством.

Лев Николаевич Толстой.(1828-1910). Кардинальный вопрос во всем творчестве: что могут значить и какой вид приобретают религия и нравственность, если основой познания являются опят и разум человека, а основой поведения – индивидуальные действия? Он пришел к выводу: человек подымает вопрос о смысле жизни, когда сам живет бессмысленно и ведет неправильную жизнь. Бессмысленной жизнь оказывается тогда, когда человек подходит к ней, как будто бы за земной жизнью нет ничего. (описывает поиск смысла жизни в автобиографическом эссе «Исповедь»). Толстой считает: поскольку жизнь кажется бессмысленной из-за её бренности, то вопрос о смысле жизни должен быть вопросом о таком её содержании, которое не кончается вместе с жизнью. Творческие искания Толстого направлены в конечном счете на определение сущности Бога.

Сергей Николаевич Трубецкой.(1862-1905). Работы: «О природе человеческого сознания», «Основания идеализма»(в этой работе изложены основные принципы его учения, которое он характеризует как «конкретный идеализм»). Конкретный идеализм не может быть беспредпосылочным мышлением, которого требовала философия Гегеля. В качестве исходного понятия филофской системы он полагает не человеческое отвлеченное понятие «чистого бытия», а «конкретно сущее», которое является субъектом всех тех определений, которые в нем открывает мышление.

Павел Александрович Флоренский. (1882-1937)развивал концепцию всеединства Соловьева и стремился к синтезу богословия, философии, науки. Наиболее известная книга «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодиции». Основной вопрос: почему сущ. мировое зло, а Бог не воспрепятствует этому?

Сергей Николаевич Булгаков. (1871-1944).Произведения: «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины», «Свет невечерний».(в ней вопрос как возможна религия?). Булгаков считает невозможным рассматривать веру как чисто моральный феномен, кантовскую функцию практического разума. Религия, по его убеждению, включает в себя сферу морали, обосновывает её, но целиком к ней не сводится.

Николай Александрович Бердяев.(1874-1948).Работы: «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Смысл истории. Опыт философии чел. судьбы» и др. В основе философского мировоззрения Бердяева лежит различение мира природного «призрачного» (мир эмпирических условий жизни человека, где царствует разъединённость, разорванность, вражда, рабство) и мира сверхприродного, мира подлинного (идеального бытия, где царствует любовь и свобода). Человека Бердяев определяет как существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе противоположности обоих миров.

Александр Иванович Герцен.(1812-1870). «Письма об изучении природы».(начинает с рассмотрения вопроса отношения философии и естествознания к природе). Сравнивает науку с ветвящимся деревом: уберешь ветки, сгниют корни, и наоборот. Стремится выработать объективный метод научного познания, принципы которого соответствовали бы законам природы и истории. Большое внимание уделяет доказательству необходимости изучать явления природы и истории в движении, развитии.

Вопрос 16

Основателем позитивизма считают О.Конта.(18-19в) На первой стадии позитивизм ставится в зависимость от религиозных убеждений. Навторой-они заменяются умозрительными ученьями о сущности и причинах, лежащими за явлениями.На третьей ум признаёт невозможность преобрести абсолютность знания. Позитивизм принимал естественнонаучные открытия за нечто абсолютное, противопоставляя их «умозрительным» философским построениям. (это же позитивизм! Мысли позитивно=))) ты сдашь, я в тебе не сомневаюсь).(Далее идут формы позитивизма не ссы это и есть его направления).

Эмпириокритицизм.Авенариус(19в)Мах(19-20в). Эмпириокритицизм утверждал, что познание ни есть утверждение реальности, а лишь определённая связь ощущений и представлений. Мах говорил, что задачей науки является:1исследование законов связи между представлениями.2.открытие законов связи между представлениями3.объяснение законов связи между ощущениями и представлениями.

Неопозитивизм. Рассел(19-20в).Он считал, что философия должна быть не совокупностью теоритических взглядов,а лишь деятельностью, состоящей в анализе языка науки.

Верификация(проверка).Это сопоставление либо с ощущениями, либо с предложениями ою этих ощущениях. Принцип верификации-это реально применяемый в науке способ проверки. Когда нам нужно проверить утверждение «На улице идёт снег», то мы проверяем, выглядывая на улицу.

Иррационализм.(неразумный). Учение которое отрицает возможности человеческого разума, а процесс познания происходит с помощью НЕЧТА, что недоступно разуму. По мнению Кьеркегора(19в)мыслитель должен рассматривать действительность через призму индивидуальности, через свою эмоциональную жизнь.Именно такое мышление является подлинно конкретным, имеющим собственно человеческий смысл.

Экзистенциализм.Разделяется на религиозный и атеистический.Религиозный, считает что через экзистен. Опыт человек постигает Бога. А атеистический упирается не на Бога а на индивидуальность и неповторимость самого человека. Однако оба этих подхода немыслимы без катастрофы, без движения к смерти. Смерть сильнейшая из неудач, постигших человека. Её можно отодвинуть но не убрать. Но кроме этого в жизни много неудач, они сопровождаются эмоциональными переживаниями и определяют картину мира.Источник всех неудач это конечность человеческой жизни. Конечно же всё бесконечно, но человека выделяет то, что он это осознаёт. Любой созданный человеком предмет обладает сущностью т.к. он сделан человеком, определённым способом, для выполнения определённых задач.

Неотомизм-официальное философское учение католицизма. Фома Аквинский. Неотомизм именует свою доктрину «реалистической» на том основании, что она признаёт реальность существования материального мира.Но такое признание обуславливается принадлежностью мат. Мира к более широкому к Богу. Фома:неотомисти различают 2 источника познания-разум человека и божественное откровение. При чём только последний является абсолютным знанием.

Самое большое к чему может привести опытное знание это подвести человека к границам знания о существовании Бога.

Методология складывается на единстве противоположностей, но различия производны от сходства, а источник их происхождения в Боге.

Вопрос 17

Этот вопрос относится к современной западной философии. Иррационализм ( от лат неразумный, бессознательный) это философское учение, которое в противоположность рационализму ограничивает или полностью отрицает возможности человеческого разума в процессе познания и делает основой миропонимание «нечто», недоступное разуму. Иррационализм выдвигает на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека : Волю. Непосредственное созерцание, интуицию, «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное».

Иррационализм опирается на идеи датского философа С. Кьеркегора и немецкого философа Э.Гуссерля.

Гуссерлю иррационализм обязан разработкой методологии, в основе которой леджит отрицание объекта познания вне напрвленного на него сознания субъекта, его интуиции и эмоций.Тоесть Гуссерль предлагал строить философию на основе «чистого сознания».

Крупнейшим представителем иррационализма последней трети21 века был Ф.Ницше родоночальник философии жизни.. Основ.идея философии жизни заключается в том что понятия материи заменяется понятием жизни как иррационального потока, «прорыва». Материя понимается как потухший остаток, застывшая форма жизни. Разум убивает жизнь, останавливает её непрерывное движение. Поэтому для познания нужен не разум, а интуиция, тоесть непосредственное переживание жизни.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!