Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС 4 часть. Якобинцы современной социал-демократии, — большевики, впередовцы, съездовцы или пролетарцы, не знаю уж



Якобинцы современной социал-демократии, — большевики, впередовцы, съездовцы или пролетарцы, не знаю уж, как сказать, — хотят поднять своими лозунгами револю­ционную и республиканскую мелкую буржуазию и особенно крестьянство до уровня последовательного демократизма пролетариата, сохраняющего свою полную классо­вую особность. Они хотят, чтобы народ, т. е. пролетариат и крестьянство, разделался с монархией и аристократией «по-плебейски», беспощадно уничтожая врагов свободы, подавляя силой их сопротивление, не делая никаких уступок проклятому

См. Сочинения, 5 изд., том 10, стр. 298—303. Ред.


48___________________________ В. И. ЛЕНИН

наследию крепостничества, азиатчины, надругательства над человеком.

Это не значит, конечно, чтобы мы хотели обязательно подражать якобинцам 1793 года, перенимать их взгляды, программу, лозунги, способы действия. Ничего подобно­го. У нас не старая, а новая программа — программа-минимум Российской социал-демократической рабочей партии. У нас новый лозунг: революционная демократиче­ская диктатура пролетариата и крестьянства. У нас будут, коли доживем мы до настоя­щей победы революции, и новые способы действия, соответствующие характеру и це­лям стремящейся к полному социалистическому перевороту партии рабочего класса. Мы хотим только пояснить своим сравнением, что представители передового класса XX века, пролетариата, т. е. социал-демократы, разделяются на такие же два крыла (оп­портунистическое и революционное), на какие разделялись и представители передового класса XVIII века, буржуазии, т. е. жирондисты и якобинцы.

Только в случае полной победы демократической революции у пролетариата не бу­дут связаны руки в борьбе против непоследовательной буржуазии, только в этом случае он не «растворится» в буржуазной демократии, а наложит на всю революцию свой про­летарский или, вернее, пролетарски-крестьянский отпечаток.

Одним словом: чтобы не оказаться со связанными руками в борьбе с непоследова­тельной буржуазной демократией, пролетариат должен быть достаточно сознателен и силен, чтобы поднять до революционного самосознания крестьянство, чтобы руково­дить его натиском, чтобы, таким образом, самостоятельно провести последовательно-пролетарский демократизм.



Вот как стоит столь неудачно разрешенный новоискровцами вопрос об опасности остаться со связанными руками в борьбе с непоследовательной буржуазией. Буржуазия

всегда будет непоследовательна. Нет ничего наивнее и бесплоднее попыток начертать

* условия или пункты , при исполнении которых можно

Как пробовал сделать Старовер в своей, отмененной III съездом, резолюции и как пробует конфе­ренция в не менее неудачной резолюции.


____________ ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКР. РЕВОЛЮЦИИ____________ 49

было бы считать буржуазную демократию нелицемерным другом народа. Последова­тельным борцом за демократизм может быть только пролетариат. Победоносным бор­цом за демократизм он может оказаться лишь при том условии, если к его революцион­ной борьбе присоединится масса крестьянства. Не хватит на это силы у пролетариата, — буржуазия окажется во главе демократической революции и придаст ей характер не­последовательный и своекорыстный. Помешать этому нет иного средства, кроме рево­люционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.

Таким образом, мы приходим к несомненному выводу, что именно новоискровская тактика, по ее объективному значению, играет на руку буржуазной демократии. Про­поведь организационной расплывчатости, доходящей до плебисцитов, до принципа со­глашения, до оторванности партийной литературы от партии, — принижение задач вооруженного восстания, — смешение общенародных политических лозунгов револю­ционного пролетариата и монархической буржуазии, — извращение условий «реши­тельной победы революции над царизмом», — все это вместе взятое дает как раз ту по­литику хвостизма в революционный момент, которая сбивает с толку пролетариат, дез­организует его и вносит смуту в его сознание, принижает тактику социал-демократии, вместо того, чтобы указывать единственный путь к победе и присоединять к лозунгу пролетариата все революционные и республиканские элементы народа.



Чтобы подтвердить этот вывод, к которому мы пришли на основании разбора резо­люции, подойдем к тому же вопросу с других сторон. Посмотрим, во-первых, как ил­люстрирует новоискровскую тактику простоватый и откровенный меньшевик в грузин­ском «Социал-Демократе». Посмотрим, во-вторых, кто пользуется на деле, в данной политической обстановке, лозунгами новой «Искры».


50___________________________ В. И. ЛЕНИН

7. ТАКТИКА «ОТСТРАНЕНИЯ КОНСЕРВАТОРОВ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА»

Упомянутая нами выше статья в органе меньшевистского Тифлисского «комитета» («Социал-Демократ» № 1) называется «Земский собор и наша тактика». Автор ее не со­всем забыл еще нашей программы, он выдвигает лозунг республики, но рассуждает он о тактике следующим образом:

«Для достижения этой цели (республики) можно указать два пути: или оставить совсем без внимания созываемый правительством Земский собор и с оружием в руках поразить правительство, составить ре­волюционное правительство и созвать учредительное собрание. Или — объявить Земский собор центром нашего действия, воздействуя с оружием в руках на его состав, на его деятельность, и силой заставить объявить себя учредительным собранием или через него созвать учредительное собрание. Эти две такти­ки очень резко разнятся друг от друга. Посмотрим же, которая из них выгоднее для нас».



Вот как русские новоискровцы излагают идеи, воплощенные впоследствии в разо­бранной нами резолюции. Это писано, заметьте, до Цусимы26, когда булыгинский «проект» совсем не показывался на свет божий. Даже либералы теряли терпение и вы­ражали свое недоверие на страницах легальной печати, а социал-демократ-новоискровец оказался доверчивее либералов. Он объявляет, что Земский собор «созы­вается», и настолько верит царю, что этот несуществующий еще Земский собор (а, мо­жет быть, «Государственную думу» или «законосовещательный собор»?) предлагает взять центром нашего действия. Более откровенный и прямолинейный, чем авторы ре­золюции, принятой на конференции, наш тифлисец не приравнивает обе «тактики» (из­лагаемые им с неподражаемой наивностью), а объявляет, что вторая «выгоднее». Слу­шайте:

«Тактика первая. Как вы знаете, предстоящая революция есть революция буржуазная, т. е. она на­правлена к такому изменению современного строя, в котором (изменении) заинтересован не только про­летариат, но и все буржуазное общество. В оппозиции к правительству стоят все классы, даже сами ка­питалисты. Борющийся пролетариат и борющаяся буржуазия в некотором смысле вместо идут и вместе нападают на самодер-


ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКР. РЕВОЛЮЦИИ____________ 51

жавие с разных сторон. Правительство здесь совсем одиноко и лишено сочувствия общества. Поэтому уничтожить его очень легко. Весь российский пролетариат не настолько еще сознателен и организован, чтобы один только он мог произвести революцию. Да если бы он мог это сделать, он произвел бы не буржуазную, а пролетарскую (социалистическую) революцию. Стало быть, в нашем интересе, чтобы правительство осталось без союзников, не могло разъединить оппозицию, не присоединило бы к себе буржуазию и не оставило бы пролетариат изолированным...».

Итак, в интересах пролетариата, чтобы царское правительство не могло разъединить буржуазии и пролетариата! Да не по ошибке ли назван грузинский орган «Социал-Демократом» вместо того, чтобы быть названным «Освобождением»? И заметьте, какая бесподобная философия демократической революции! Разве не видим мы здесь во­очию, как бедный тифлисец окончательно сбит с толку резонерски-хвостистским тол­кованием понятия: «буржуазная революция»? Он обсуждает вопрос о возможной изо­лированности пролетариата в демократическом перевороте и забывает... забывает о мелочи... о крестьянстве! Из возможных союзников пролетариата он знает и облюбо­вывает земцев-помещиков и не знает крестьян. И это на Кавказе! Ну, разве не правы мы были, сказав, что новая «Искра» своими рассуждениями опускается до монархической буржуазии вместо того, чтобы поднимать к себе в союзники революционное крестьян­ство?

«... В противном случае поражение пролетариата и победа правительства неизбежны. И вот самодер­жавие к этому именно и стремится. Оно, нет сомнения, в своем Земском соборе привлечет на свою сто­рону представителей дворянства, земств, городов, университетов и т. п. буржуазных учреждений". Оно постарается задобрить их мелкими уступками и таким образом примирить их с собой. Подкрепленное таким образом оно направит все свои удары на оставшийся одиноким рабочий народ. Наша обязанность — предотвратить такой несчастный исход. Но разве можно это сделать первым путем? Положим, мы не обратили

После слова «уничтожить» в рукописи следуют зачеркнутые два вопросительных знака в скобках, вставленные в цитату Лениным. Ред.

Далее в рукописи следует зачеркнутый текст Ленина: «Дворянство, университеты и т. п. буржуаз­ные учреждения! Надо вернуться к «Рабочей Мысли», чтобы встретить столь же девственно-вульгарный

«марксизм»!». Ред.


52________________________________ В. И. ЛЕНИН

никакого внимания на Земский собор, а начали сами готовиться к восстанию и в один прекрасный день вышли вооруженные на улицу на борьбу. И вот, здесь перед нами не один, а два врага: правительство и Земский собор. В то время, как мы готовились, они успели сговориться , войти в соглашение между со­бою, выработать выгодную для них конституцию и поделили между собою власть. Это прямо выгодная для правительства тактика, и мы должны самым энергичным образом отказаться от нее...».

Вот это откровенно! Надо отказаться решительно от «тактики» подготовки восста­ния, потому что «в это время» правительство войдет в сделку с буржуазией! Можно ли в старой литературе самого заядлого «экономизма» найти хоть что-либо, приближаю­щееся к такому опозорению революционной социал-демократии? То здесь, то там про­исходящие восстания и вспышки рабочих и крестьян — факт. Земский собор — булы­гинский посул. И «Социал-Демократ» из города Тифлиса решает: отказаться от тактики готовить восстание и ждать «центра воздействия» — Земского собора...

«... Вторая тактика, наоборот, заключается в том, чтобы поставить Земский собор под наш надзор, не дать ему возможности действовать по своей воле и войти в соглашение с правительством .

Мы поддерживаем Земский собор постольку, поскольку он борется с самодержавием, и боремся с ним в тех случаях, когда он примиряется с самодержавием. Энергичным вмешательством и силой мы разъединяем депутатов между собой , радикалов присоединяем к себе , консерваторов отстраняем от правительства и таким образом весь Земский собор ставим на революционный путь. Благодаря такой тактике правительство останется постоянно одиноким, оппозиция сильной, и тем облегчится установление демократического строя».

Далее в рукописи следует зачеркнутый текст Ленина: «какое якобинство! «готовиться» к восста­нию!». Ред.

" Далее в рукописи следует зачеркнутый текст Ленина: «ух! какая ррреволюционность!». Ред. *** Какое же средство для этого лишения земцев своей воли? Не особая ли лакмусова бумажка?

Святители! вот она, «углубленная» тактика! На улице драться силы нет, а «депутатов разъеди­нить» можно «силой». Послушайте, товарищ из Тифлиса, можно врать, но надо же знать меру...

Далее в рукописи следует зачеркнутый текст Ленина: «бедный Струве! он ведь слывет радика­лом! Какова участь — быть силой присоединенным к новоискровцам...». Ред.

В рукописи далее следуют зачеркнутые слова Ленина: «слушайте! слушайте!». Ред. В рукописи далее следуют зачеркнутые слова Ленина: «без «отстраненных» консерваторов?». Ред.


____________ ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКР. РЕВОЛЮЦИИ____________ 53

Да, да! Пусть говорят теперь, что мы преувеличиваем поворот новоискровцев к вульгарнейшему подобию «экономизма». Ведь это уже прямо вроде знаменитого по­рошка против мух: поймать муху, посыпать на нее, и околеет. Разъединить силой депу­татов Земского собора, «отстранить консерваторов от правительства» — и весь Земский собор встанет на революционный путь... Без всякого «якобинского» вооруженного вос­стания, а так себе, благородно, почти по-парламентски, «воздействуя» на членов Зем­ского собора.

Бедная Россия! Про нее говорили, что она всегда носит старомодные и выкинутые Европой шляпки. Парламента еще у нас нет, его даже и Булыгин не посулил, а парла­ментского кретинизма27 сколько угодно.

«... Как должно произойти это вмешательство? Прежде всего, мы потребуем, чтобы Земский собор был созван путем всеобщего, равного, прямого избирательного права с тайной подачей голосов. Вместе с оглашением такого порядка выборов должна быть узаконена полная свобода предвыборной агитации, т. е. свобода собраний, слова, печати, неприкосновенность избирателей и избираемых и освобождение всех политических преступников. Сами выборы должны быть назначены как можно позже, чтобы у нас оказалось достаточно времени для ознакомления и подготовки народа. И так как выработка правил по созыву Собора поручена комиссии министра внутренних дел Булыгина, мы должны воздействовать и на эту комиссию и на ее членов . Если булыгинская комиссия откажется удовлетворить наши требова­ния и право избрания депутатов предоставит одним имущим, тогда мы должны вмешаться в эти вы­боры и революционным путем заставить избирателей выбрать передовых кандидатов и на Земском собо­ре потребовать учредительного собрания*"". Наконец, всевозможными мерами: демонстрациями, стач­ками и, если нужно будет, восстанием заставить Земский собор созвать учредительное собрание или объявить таковым себя. Защитником учредительного собрания должен быть вооруженный пролетариат, и оба вместе""" пойдут к демократической республике.

В «Искре»? Николаем?

Вот что значит тактика: «отстранять консерваторов от правительства»! Не может этого быть при такой правильной и глубокомысленной тактике с нашей стороны! В рукописи далее следует зачеркнутый текст Ленина: ««заставить выбрать» — «революционным путем»! Бывает же такая революционная репетиловщина!». Ред.

И вооруженный пролетариат, и «отстраненные от правительства» консерваторы?


54________________________________ В. И. ЛЕНИН

Такова социал-демократическая тактика и только она обеспечит нам победу».

Пусть не думает читатель, что весь этот невероятный вздор есть простая проба пера какого-либо неответственного и невлиятельного новоискровца. Нет, это говорится в органе целого комитета новоискровцев, Тифлисского. Мало того. Этот вздор прямо одобрен «Искрой», в сотом номере которой мы читаем про этот «Социал-Демократ»:

«Живо и талантливо редактирован номер первый. Заметна опытная, умелая рука редактора-писателя... Можно с уверенностью сказать, что газета блестяще исполнит поставленную себе зада­чу».

Да! Если эта задача состоит в том, чтобы показать всем и каждому наглядно полное идейное разложение новоискровства, то она выполнена действительно «блестяще». Бо­лее «живо, талантливо и умело» выразить принижение новоискровцев до либерально-буржуазного оппортунизма никто не сумел бы.

8. ОСВОБОЖДЕНСТВО И НОВОИСКРОВСТВО

Теперь перейдем к другому наглядному подтверждению политического значения новоискровства.

В замечательной, превосходной, поучительнейшей статье «Как найти себя» (№ 71 «Освобождения») г. Струве идет войной на «программный революционизм» наших крайних партий. Мною лично г. Струве особенно недоволен . Что касается меня, то я как нельзя более доволен г-ном Струве: лучшего союзника в борьбе

«В сравнении с революционизмом гг. Ленина и товарищей, революционизм западноевропейской со­циал-демократии Бебеля и даже Каутского является оппортунизмом, но основы и этого, уже смягченно­го, революционизма подмыты и размыты историей». Вылазка очень сердитая. Напрасно только думает г. Струве, что на меня, как на мертвого, все валить можно. Мне достаточно сделать г-ну Струве вызов, которого он никогда не в состоянии будет принять. Где и когда я называл «революционизм Бебеля и Ка­утского» оппортунизмом? Где и когда претендовал я на создание какого бы то ни было особого направ­ления в международной социал-демократии, не тождественного с направлением Бебеля и Каутского? Где и когда выступали на свет разногласия между мной, с одной стороны, Бебелем и Каутским, с другой, — разногласия, хоть сколько-нибудь приближающиеся но серьезности к разногласиям между Бебелем и Каутским, например, по аграрному вопросу в Бреславле?28 Пусть попробует г. Струве ответить на эти три вопроса.

А читателям мы скажем. Либеральная буржуазия везде и всегда пускает в ход прием: уверять своих единомышленников в данной стране, что социал-демократы данной страны — самые неразумные, а то­варищи их в соседнем государстве «пай-мальчики». Немецкая буржуазия сотни раз выставляла на по­учение Бебелям и Каутским «пай-мальчиков» французских социалистов. Французская буржуазия совсем недавно выставляла на поучение французским социалистам «пай-мальчика» Бебеля. Старый прием, г. Струве! Только ребят и невежд поймаете вы на эту удочку. Полная солидарность международной рево­люционной социал-демократии во всех крупных вопросах программы и тактики есть неоспоримейший факт.


____________ ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКР. РЕВОЛЮЦИИ____________ 55

с возрождающимся «экономизмом» новоискровцев и с полной беспринципностью «со­циалистов-революционеров» я не мог бы и желать. Каким образом г. Струве и «Осво­бождение» практически доказали всю реакционность «поправок» к марксизму, сделан­ных в проекте программы социалистов-революционеров, об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз. Как г. Струве всякий раз, когда он принципиально одобрял ново­искровцев, служил мне верную, честную и истинную службу, об этом мы говорили уже неоднократно и скажем сейчас еще раз.

В статье г-на Струве есть целый ряд интереснейших заявлений, которые мы можем здесь отметить лишь мимоходом. Он собирается «создать русскую демократию, опира­ясь не на борьбу, а на сотрудничество классов», причем «социально-привилегированная интеллигенция» (вроде «культурного дворянства», перед которым г. Струве расшарки­вается с грациозностью истинно светского... лакея) принесет «вес своего социального положения» (вес денежного мешка) в эту «неклассовую» партию. Г. Струве выражает желание знакомить молодежь с негодностью «радикального

Напомним читателю, что статью «Чего не делать» (№ 52 «Искры») «Освобождение» приветствовало с шумом и треском, как «знаменательный поворот» к уступчивости по отношению к оппортунистам. Принципиальные тенденции новоискровства «Освобождение» специально одобряло в заметке о расколе среди русских социал-демократов. По поводу брошюры Троцкого «Наши политические задачи» «Осво­бождение» указывало на однородность идей этого автора с тем, что некогда писали и говорили рабоче­дельцы Кричевский, Мартынов, Акимов (см. листок «Услужливый либерал», издание «Вперед») (Сочи­нения, 5 изд., том 9, стр. 71—74. Ред.). Брошюру Мартынова о двух диктатурах «Освобождение» привет­ствовало (см. заметку во «Вперед» № 9) (там же, стр. 307—308. Ред.). Наконец, запоздалые жалобы Ста­ровера по поводу старого лозунга старой «Искры»29: «сначала размежеваться, потом объединяться» встретили особое сочувствие «Освобождении».


56___________________________ В. И. ЛЕНИН

трафарета о том, что буржуазия испугалась и продала пролетариат и дело свободы» (от всей души приветствуем это желание. Ничто не подтвердит так этого марксистского «трафарета», как война с ним г-на Струве. Пожалуйста, г. Струве, не откладывайте в долгий ящик своего великолепного плана!).

Нам важно для нашей темы отметить, с какими практическими лозунгами воюет в настоящее время такой политически-чуткий и отзывчивый на малейшую перемену по­годы представитель русской буржуазии. Во-первых, с лозунгом республиканизма. Г. Струве твердо убежден, что этот лозунг «непонятен и чужд народной массе» (он забы­вает добавить: понятен, но невыгоден буржуазии!). Мы бы желали посмотреть, какой ответ получил бы г. Струве от рабочих в наших кружках и на наших массовках! Или рабочие не народ? А крестьяне? У них бывает, по словам г. Струве, «наивный респуб­ликанизм» («прогнать царя»), — но либеральная буржуазия верит в то, что на смену наивного республиканизма придет не сознательный республиканизм, а сознательный монархизм! Са depend, г. Струве, это еще зависит от обстоятельств. И царизм и буржуа­зия не могут не противодействовать коренному улучшению положения крестьян на счет помещичьей земли, а рабочий класс не может не содействовать в этом крестьянст­ву.

Во-вторых, г. Струве уверяет, что «в гражданской войне нападающий всегда окажет­ся неправым». Эта идея вплотную подходит к показанным выше тенденциям новоис-кровства. Мы не скажем, конечно, чтобы в гражданской войне всегда было выгодно на­падать; нет, иногда оборонительная тактика на время обязательна. Но выставлять такое положение, которое дал г. Струве, в применении к России 1905 года, значит как раз по­казывать кусочек «радикального трафарета» («буржуазия пугается и продает дело сво­боды»). Кто но хочет теперь нападать на самодержавие, на реакцию, кто не готовится к этому нападению, кто не проповедует его, — тот всуе приемлет имя сторонника рево­люции.


____________ ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКР. РЕВОЛЮЦИИ____________ 57

Г. Струве осуждает лозунги: «конспирация» и «бунт» (это «восстание в миниатю­ре»). Г. Струве презирает и то и другое — с точки зрения «доступа к массам»! Мы бы спросили г-на Струве: укажет ли он проповедь бунта в таком, напр., произведении без­мерного, на его взгляд, революционариста, как «Что делать?» . А насчет «конспира­ции» велико ли различие, напр., между нами и г. Струве? Не оба ли мы работаем в «не­легальной» газете, «конспиративно» провозимой в Россию и служащей «тайным» груп­пам «Союза освобождения» или РСДРП? Наши рабочие массовки часто «конспиратив­ны», — есть тот грех. А собрания гг. освобожденцев? Есть ли вам чем чваниться, г. Струве, перед презренными сторонниками презренной конспирации?

Правда, конспирация сугубая требуется с доставкой оружия рабочим. Вот тут уже г. Струве выступает прямее. Слушайте: «Что касается вооруженного восстания или рево­люции в техническом смысле , то только массовая пропаганда демократической про­граммы может создать социально-психические условия всеобщего вооруженного вос­стания. Таким образом, даже с той, мною неразделяемой, точки зрения, которая воору­женное восстание считает неизбежным завершением современной борьбы за освобож­дение, — пропитывание масс идеями демократического преобразования есть самое ос­новное, самое нужное дело».

Г. Струве старается уклониться от вопроса. Он говорит о неизбежности восстания вместо того, чтобы говорить о необходимости его для победы революции. Восстание, неподготовленное, стихийное, раздробленное, уже началось. Безусловно поручиться за то, что оно дойдет до цельного и целостного вооруженного народного восстания, никто не сможет, ибо это зависит и от состояния революционных сил (вполне измеряемых только на самой борьбе), и от поведения правительства и буржуазии, и от ряда других обстоятельств,

См. Сочинения, 5 изд., том 6, стр. 1—192. Ред. В рукописи далее следует зачеркнутый текст Ленина: «начинается плагиат из новой «Искры»». Ред.


58___________________________ В. И. ЛЕНИН

учесть которые точно невозможно. О неизбежности, в смысле той абсолютной уверен­ности в конкретном событии, на которую сворачивает речь г. Струве, не к чему и гово­рить. Говорить надо, если вы хотите быть сторонником революции, о том, необходимо ли восстание для победы революции, необходимо ли активно выдвигать его, пропове­довать, готовить немедленно и энергично. Г. Струве не может не понимать этой разни­цы: он ведь, напр., не заслоняет же бесспорного для демократа вопроса о необходимо­сти всеобщего избирательного права спорным и ненасущным для политического деяте­ля вопросом о неизбежности его приобретения в течение данной революции. Уклоняясь от вопроса о необходимости восстания, г. Струве выражает этим глубочайшую подоп­леку политической позиции либеральной буржуазии. Буржуазия, во-первых, предпочи­тает сторговаться с самодержавием, чем раздавить его; буржуазия во всяком случае сваливает борьбу с оружием в руках на рабочих (это во-вторых). Вот какое реальное значение имеет уклончивость г. Струве. Вот почему он пятится назад от вопроса о не­обходимости восстания к вопросу о его «социально-психических» условиях, о предва­рительной «пропаганде». Точь-в-точь, как буржуазные болтуны во Франкфуртском парламенте 1848 года занимались сочинением резолюций, деклараций, решений, «мас­совой пропагандой» и подготовкой «социально-психических условий» в такое время, когда дело шло об отпоре вооруженной силе правительства, когда движение «привело к необходимости» вооруженной борьбы, когда одно словесное воздействие (стократ нужное в подготовительный период) превратилось в пошлую, буржуазную бездеятель­ность и трусость, — точно так же и г. Струве увиливает от вопроса о восстании, при­крываясь фразами. Г. Струве наглядно показывает нам то, чего упорно не видят многие социал-демократы, именно: революционный момент тем и отличается от обыкновен­ных, будничных, подготовительных исторических моментов, что настроение, возбуж­дение, убеждение масс должны проявляться и проявляются в действии.


____________ ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКР. РЕВОЛЮЦИИ____________ 59

Вульгарный революционаризм не понимает того, что слово тоже есть дело; это по­ложение бесспорное для приложения к истории вообще или к тем эпохам истории, ко­гда открытого политического выступления масс нет, а его никакие путчи не заменят и искусственно не вызовут. Хвостизм революционеров не понимает того, что, когда на­чался революционный момент, когда старая «надстройка» треснула по всем швам, ко­гда открытое политическое выступление классов и масс, творящих себе новую над­стройку, стало фактом, когда гражданская война началась, — тогда ограничиваться по-старому «словом», не давая прямого лозунга перейти к «делу», тогда отговариваться от дела ссылкой на «психические условия» да на «пропаганду» вообще есть безжизнен­ность, мертвенность, резонерство, или же предательство революции и измена ей. Франкфуртские болтуны демократической буржуазии — незабвенный исторический образчик такого предательства или такого резонерского тупоумия.

Хотите ли вы пояснения этой разницы между вульгарным революционаризмом и хвостизмом революционеров на истории социал-демократического движения в России? Мы вам дадим такое пояснение. Припомните 1901—1902 годы, которые миновали так недавно и которые кажутся уже нам теперь каким-то отдаленным преданием. Начались демонстрации. Вульгарный революционаризм поднял крик о «штурме» («Рабочее Де­ло»30), выпускались «кровавые листки» (берлинского, если память мне не изменяет, происхождения), нападали на «литературщину» и кабинетный характер идеи всерос­сийской агитации посредством газеты (Надеждин)31. Хвостизм революционеров высту­пал тогда, наоборот, с проповедью, что «экономическая борьба есть лучшее средство для политической агитации». Как держалась революционная социал-демократия? Она нападала на оба эти течения. Она осуждала вспышкопускательство и крики о штурме, ибо все ясно видели или должны были видеть, что открытое массовое выступление есть дело завтрашнего дня. Она осуждала хвостизм и выставляла прямо лозунг даже всена­родного вооруженного


60___________________________ В. И. ЛЕНИН

восстания, не в смысле прямого призыва (призыва к «бунту» не нашел бы у нас г. Струве в те времена), а в смысле необходимого вывода, в смысле «пропаганды» (о ко­торой г. Струве только теперь вспомнил, — он всегда опаздывает несколькими годами, наш почтенный г. Струве), в смысле подготовки тех именно «социально-психических условий», о которых теперь представители растерянной, торгашеской буржуазии раз­глагольствуют «грустно и некстати». Тогда пропаганда и агитация, агитация и пропа­ганда действительно выдвигались объективным положением вещей на первый план. Тогда оселком работы по подготовке восстания могла выставляться (и выставлялась в «Что делать?») работа над общерусской политической газетой, еженедельный выпуск которой казался идеалом. Тогда лозунги: массовая агитация вместо непосредственных вооруженных выступлений; подготовка социально-психических условий восстания вместо вспышкопускательства — были единственно правильными лозунгами револю­ционной социал-демократии. Теперь эти лозунги превзойдены событиями, движение ушло вперед, они стали хламом, ветошью, годной только для прикрытия освобожден-ского лицемерия да новоискровского хвостизма!


Просмотров 302

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!