Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Теории (исторический анализ). Современные проблемы изучения



В истории исследований личности можно условно выделить три периода:

Ø философско-литературный;

Ø клинический и

Ø экспериментальный.

1. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей. Основными проблемами психологии личности явились вопросы о нрав­ственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п.

2. В клинический период изучения личности. В центре внимания оказались особенности личности, обычно обнаруживаю­щиеся у больного человека. Узость данного определения заключалась в том, что в него не входили такие качества личности, кото­рые при любых условиях всегда положительны, «нормальны». Это, например, способности, по­рядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.

3. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом — Г. Айзенком и Р.Кеттелом.

Г. Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений людей за разной личностью.

Теории личностных черт позволяют получить информацию о типичном поведе­нии человека. Они, однако, ничего не говорят о том, как формируются эти черты. Отчасти ответ на этот вопрос дают бихевиористы, отстаивающие мысль о непрерывном влиянии на человека его социального окружения.

Личность в бихевиоризме — это результат взаимодействия между индивидуумом с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и окружающей средой, которую он стремится узнать, чтобы разобраться, в каких ситуациях его поведение окажется адекватным и в каких неприемлемым в зависимости от связанных с ним поощрений и наказаний. Личность – это прежде всего поведенческие реакции.



Особенно мало она пригодна для того, чтобы объяснить тот контроль, которому столь многие люди пытаются под­вергнуть свое существование с целью придать ему какой-то смысл, но такую попытку делает когнитивный подход.

Согласно когнитивной психологии (Эллис, Роттер), человек — не пассивное создание, находящееся исключительно под влиянием и контролем внешней среды. Характер его реакций на возникновение ситуации и события чаще всего определяется той когнитивной интерпретацией, которую им дает сам индивидуум. Когнитивные теории рассматривают личность, главным образом, через интеллектуальное раз­витие.

З. Фрейд. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разра­ботанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Недостаток данной теории заключатся в крайней биологизации человека, отождествление мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении действиями.

Гуманистический подход к психологии личности. Главное положение заключается в том, что всякое знание неотделимо от природы человека и его основных потребностей, знание не может существовать вне человеческой природы, которую нельзя объяснять рациональными терминами, а можно постичь благодаря аффективному опыту, через который она и реализуется. Гуманистический подход, постулирует, что в каждом человек существует ориентация, толкающая его на реализацию своих возможностей.



Лазурский. В основе лежит принцип активного приспособления личности к окружающей среде и два аспекта человека эндопсихика и экзопсихика. Под энодопсихическим понимается внутренний механизм человеческой психики – темперамент, характер, мышление, т.е. эндопсихика это нервно-психическая организация человека, составляющая ядро человеческой личности, которая отражается в экзопсихических проявлениях.

А.Н. Леонтьев считал, что главным в личности является иерархия мотивов и деятельность. Продолжая идею Выготского, он считал, что общество организует специальную активность, направленную на приобретение маленьким ребенком общественного опыта и, в лице каждого индивида общество встречается с ответной активностью. Процессы, разыгрываемые при этом, и составляют самые главные события в ходе формирования и жизни личности.

У Мясищеваконститирующим началом является отношение. Автор определил личность как совокупность отношений к миру.

Для Рубинштейна основным в личности является принцип интеграции, личность – это воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Специфика Ананьевского подхода заключается в том, что он включает личность в широкий антропологический контекст, контекст человекознания. Он показал, что жизнь отвечает иерархическому принципу высшим достижением которого выступает индивидуальность как высший уровень развития личностью своей сущности.

(В.А. Петровский). Быть личностью – значит быть субъектом самого себя, причиной себя, т.е. целостным, целеустремленным, развивающимся существом.

По мнению Братуся Б.С., личность это способ и средство человека и она несет в себе смысл своего существования. Образующее начало личности – общие смысловые образования (в случае их осознанности – личностные ценности), которые определяют ее отношение к миру, к другим людям, к самому себе. Развитие личности происходит по уровням смысловой сферы.



Структура

 

НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ВЕКТОР В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Неклассический прорыв в психологии.
Психология классическая и неклассическая

Л.С.Выготский заложил основы неклассического подхода в узком смысле слова. Неклассическая психология в узком смысле слова — это методологическая позиция, эксплицированная Д.Б.Элькониным, который выводит ее из общего замысла подхода Л.С.Выготского, особенно в его поздних работах. Суть его заключается в том, что психические содержания и процессы существуют не только в интраиндивидной форме, будучи привязаны к активности нервной системы индивида. Они существуют также в объективированной, опредмеченной форме в культурных артефактах и могут передаваться (транслироваться) от индивида к индивиду. По мере нашего развития мы усваиваем эти содержания из окружающего культурного мира через взаимодействие с этим миром, опосредованное взаимодействием со взрослыми. Неклассическая психология — это наука «о том, как из объективного мира искусства, из мира орудий производства, из мира всей промышленности рождается и возникает субъективный мир отдельного человека» (Эльконин, 1989, с. 478).

М.М.Бахтин показал, что в таком процессе как диалог, который выходит за рамки классической парадигмы в человекознании, происходят взаимодействия и взаимопереходы смыслов, то есть в диалогическом общении сознание разных людей оказывается разомкнутым по отношению друг к другу.

Неклассическая психология в широком смысле слова — это все способы построения психологического знания и психологической практики, отличающиеся от классического. Под классической психологией мы будем при этом понимать психологию, строящуюся по образцу естественных наук, как субъект-объектное познание, основанное на методологии эмпирического исследования.

Гуманитарный подход я связываю прежде всего с двумя ключевыми особенностями. Первая — рассмотрение человека не как вещи среди вещей, а как укорененного в мире культуры, с которым он взаимодействует и из которого себя строит. Вторая особенность — рассмотрение личности как творца этого произведения, активного субъекта, самосозидающего, самодетерминируемого.

Трансформации психологического знания: неклассический вектор

· От поиска знаний к социальному конструированию(Джерден). указывают на аналитическую философию языка Л.Витгенштейна, подчеркивавшего влияние употребляемых нами слов на характер той реальности, с которой мы имеем дело, на конструктивную социологию знания. Акцент надо перенести с соотношения между теорией и описываемой ею реальностью на соотношение между теорией и контекстом, в котором она строится.

· От монологизма к диалогизму. (М.М.Бахтин, Л.С.Выготский и Дж.Г.Мид). Диалог рассматривается в этом подходе не только как форма межличностного взаимодействия, но и как форма взаимодействия с объективированным миром культуры, а также как форма взаимодействия с самим собой. Диалогичность «я» (self), внутреннее многоголосие является нормой и не тождественно шизофреническому расщеплению.

· От изолированного индивида к жизненному миру(Василюк). Человек рождается уже в мире, он является единственным существом, для которого вообще существует мир, а не среда. Более того, сам механизм развития человека во многом связан с теми отношениями, которые складываются у нас с окружающей реальностью..

· От детерминизма к самодетерминации. Пригожин обнаружил и описал процессы в неорганической природе с разрывами детерминации; в определенных точках они могут принять два разных направления, и нет ни одного фактора, который бы предопределял, какое из этих двух направлений процесс примет, это зависит от случайности. Современная психология, таким образом, утверждает принципиальную возможность свободы и самодетерминации. Одно из главных оснований и проявлений человеческой свободы заключается в том, что человек способен вводить и устанавливать, а также пересматривать основополагающие принципы, регулирующие собственное поведение, не подчиняясь автоматически заданным принципам. Ключевую роль в самодетерминации играет рефлексивное сознание.

· От потенциализма к экзистенциализму. Суть потенциализма можно кратко сформулировать так: все, что формируется в ходе развития, потенциально заложено в организм уже при рождении и должно развиться при наличии благоприятных условий. «Существование предшествует сущности» (Сартр, 1994). Никакое развитие не предзадано и не гарантировано, человек сам выбирает, чем он станет, в процессе своей жизни, проектируя и строя себя.

· От количественного подхода к качественному. При работе с качественным содержанием полностью трансформируется и принимает иной вид проблема валидности и достоверности выводов. Движение от не знающих содержаний количественных стратегий познания в психологии к качественным, опирающимся на неизмеряемые, но понимаемые и интерпретируемые содержания.

· От констатирующей стратегии к действенной. Под этим обозначением мы объединяем все методологические традиции, основывающиеся на идее неклассического исследования, изменяющего реальность или порождающего новую реальность. Отход от классической модели был связан с осознанием принципиальной невозможности изучать сознание человека, не меняя его. Две основные традиции развития методологии действенного исследования связаны с именами К.Левина и Л.С.Выготского. Первый 1940‑е годы, в контексте решения прикладных социально-психологических проблем сформулировал методологию действенного типа исследования, в котором неразрывно соединены исследовательская сторона и осуществляемое психологом полезное изменение (см.: Левин, 2001). Выготский вышел на психотехническую парадигму исследования. Исследование, согласно этой парадигме, возможно только в процессе изменения того психологического процесса, который является объектом изучения.

 

 

ВНИМАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СВОЙСТВА, ВИДЫ, ТЕОРИИ ВНИМАНИЯ.

Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации. В. не имеет своего особого содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов. В. – это в первую очередь динамическая хар-ка протекания познават процессов.

Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться. Фиксированный объемявляется основной характеристикой внимания.

Последовательность анализа среды (направление внимания) зависит от:

1) структура внешних раздражителей (параметры сигнала: интенсивность, частота);

2) структура внутреннего поля, определяемой деятельностью человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и т.д.).

Сущность внимания в избирательном характере психической деятельности.

Внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Виды внимания.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К. К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом).

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании.

Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций).

Одни авторы склонны отождествлять внимание с ориентировочной деятельностью (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. И. Розов, Ж. Годфруа и др.). Другие (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая) считают внимание самостоятельной формой психической деятельности, а именно психологической формой контроля. При этом не всякий контроль можно считать вниманием. Контроль становится вниманием, когда достигает уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия.

Н. Ф. Добрынин считает внимание определенной организацией психической деятельности.

Свойства внимания.

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. При этом длительность привлечения центрального внимания, по мнению С. Л. Рубинштейна, зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

 

У. Джемс: виды по связи с познанием: а) перцептивное внимание – наблюдательность (восприятие); б) интеллектуальное внимание – проницательность (мышление). Всякая деятельность непроизвольно сопровождается потоком сознания, которое позволяет контролировать исполнение действий – исполнительное внимание.

Теории внимания

Проблема существования внимания. Внимание можно объяснить путем сведения к другим психическим процессам. Гештальтпсихология: внимание объясняется закономерностями восприятия, перцептивной организацией. Особенности внешнего стимула обеспечивают избирательность внимания. Внимание существует при условии наличии активности субъекта и контакта между субъектом и предметом, который он познает - эго-объектная связь.

 

Теории внимания.

Исследования внимания в когнитивной психологии.

Два подхода: 1) внимание как селекция; 2) внимание как усилие.

Модели селекции'

Д. Бродбент. Все модели такого рода можно условно разделить на модели ранней и поздней селекции. Модели ранней селекции предполагают, что информация отбирается на основе сенсорных признаков «фильтром», работающим по принципу «все или ничего». Согласно моделям поздней селекции, вся поступающая информация параллельно обрабатывается и опознается, после чего отобранное сохраняется в памяти, а оставшееся очень быстро забывается.


Ранняя модель Д. Бродбента основыва­лась на идее о том, что ЦНС человека представляет собой канал передачи информации с ограничен­ной пропускной способностью. Селекция должна проис­ходить очень рано, уже на стадии сенсор­ного анализа стимуляции. Механизмом селекции является устройство типа фильтра, блокирующее нерелевантные источники информации.

Критика: в направлении преодоления трак­товки человека как пассивного канала связи.

Э. Трейсман. Согласно этой модели, после анализа всей поступающей информации на первой сенсорной стадии оба сообщения проходят через фильтр. Фильтр ослабляет интенсивность нерелевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантного канала. Таким образом сохраняется мысль о различных способах обработки отбираемых и игно­рируемых стимулов уже на самых ранних этапах Релевантное сообще­ние активирует «словарные единицы», которые оказывают обратное влияние на селективные свойства фильтра, ужесточая или ослабляя критерии пропуска сигналов по отдельным каналам. Акцентирование отдельных словарных единиц способствует распространению волны активации на свя­занные с ними элементы и тормозящего влияния на остальные элементы словар­ного запаса. Это облегчает понимание последующей информации.

Д. Норман. Он исходил из существо­вания центральных детекторов структур памяти, активация которых служит меха­низмом восприятия. По мнению Нормана, эти структуры постоянно находятся под влиянием двух потоков информации — сенсорной и центральной. Происходит как бы встречное течение двух информацион­ных потоков: сверху вниз и снизу верх. Сначала вся поступающая информация обрабатывается параллельно, затем отоб­ранная продолжает обрабатываться, а ос­тальная забывается. Селекция, приводя­щая к переходу от параллельной к после­довательной обработке, считается поздним процессом, поэтому знакомые стимулы успевают активировать соответствующие структуры памяти. Главное достоинство своей модели Норман видел в гибкости настройки предполагаемого механизма селекции.

Внимание как усилие. Модели ресурсов

По мнению Канема-на, количество ресурсов, лимитирующих умственные усилия, в каждый момент вре­мени оказывается величиной постоянной, хотя оно и может изменяться в ограничен­ных пределах под влиянием активации. Умственное усилие, которое равнозначно акту внимания, определяется не столько ■ желаниями или сознательными интен-циями субъекта, сколько сложностью за- В дачи. По мере усложнения задач происходит некоторый рост активации, а также ■ увеличение количества ресурсов внимания, выделяемых на решение задачи. Но ■ количество выделяемых ресурсов постепенно отстает от растущей сложности за- ■ дачи, что приводит к возникновению ошибок

 

 

Выготский: говорил о существовании двух линий развития внимания: натуральной и культурной. Натуральная: первоначальное внимание у ребёнка организовано на основе рефлексов по принципу доминанты (сначала только пищевая, затем зрительная, слуховая). В основе развития внимания лежит органический процесс роста. Культурная так же начинается в раннем детстве при первых социальных контактах ребёнка по мере врастания в окружающую среду развивает и формирует основную операцию социального поведения личности - произвольным вниманием. Произв. внимание - обращенный во внутрь процесс опосредованного внимания, сам же ход этого процесса подчинен общим законам культурного развития и образования ВПФ.

 


 


Просмотров 421

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!