Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Фантазия — главная сила души



Для обсуждаемой темы существенно, хотя и спорно, что с точки зрения романтического философа главной силой души является фантазия.

Душа устойчива: ее память мало подвержена историческим влияниям

Душа в отличие от психики и сознания всечеловечна, внеисторична. В ее эмоциональной памяти хранятся общечеловеческие, внеисторические ценности и смыслы.

Поэзия, как и искусство в целом, символичны. Символ вещь и идея, и потому только через него вещь может стать идеей, а идея вещью. Символ допускает свободу понимания и интерпретации.

Искусство — символический язык души. Душа — дар моего духа другому человеку.

Личность как миф. Человек не факт, а акт

Человек, его сознание, как и произведение искусства, подобны символу. Узнать и понять человека можно (если можно?) только целиком. В психологии отношения взаимного порождения внешней и внутренней форм обозначаются понятиями интериоризации и экстериоризации. Экстериоризация есть более или менее совершенное воплощение внутренней формы.

Три пространства души — идея пограничья

Три границы, на которых располагается душа: между людьми; между внешней и внутренней формами самого человека; между прошлым и будущим.

Человек в пространстве времени

Человек в астрономическом и духовном временах.Астрономическое и содержательное, событийное время горизонтальны. Первое — непрерывно, второе, идущее параллельно первому, — дискретно. Оно складывается из непрерывного физического времени и собственного времени индивида

Выпадения из астрономического времени — начало свободы.Поведение и деятельность начинают осуществляться во внешнем, физическом времени. Выпадения из него — начало его преодоления, начало события (со-бытия), поступка, начало свободы.

!Две формы рефлексии

· смысловой, предметно-содержательной: что было, что есть, что будет, что должно быть;

· операциональной, мотивационно-энергийной: смогу — не смогу, успею — не успею; надо — не надо.

В.И. Слободчиков

Ребенок рождается и живет в системе реальных, конкретных, живых, хотя и разнородных, связей с другими людьми. Ребенок рождается не в качестве отдельного тела в пространстве тел физической реальности, а в культурно-историческом поле наличной социальности, наличных форм сознания, наличных видов деятельности.



Новым, что возникает в период новорожденности, является то, что жизнь младенца «становится индивидуальным существованием, отделенным от организма, в недрах которого оно зародилось, жизнью, которая, как всякое индивидуальное бытие человека, вплетена и воткана в социальную жизнь окружающих ребенка людей»

Уникальную, внутренне противоречивую живую общность двух людей мы обозначаем как со-бытие. Co-бытие и есть то, что развивается, результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности.

Факт рождения есть скачок в развитии, главной особенностью которого является начало процесса обособления.

В ходе обособления происходит преобразование связей в отношения, в процессе отождествления — восстановление и порождение связей, что фактически лежит в основе приобщения к общечеловеческим формам культуры. Единство и противоположность обособления и отождествления и есть постоянно действующее, живое противоречие со-бытия задающее и направляющее весь ход становления и развития человеческой субъективности, есть механизм этого развития.

Два эпохальных события раннего детства стоят в начале новой стадии развития внутреннего мира человека, в начале его самоопределения и субъективации— это прямохождение и речь. Посредством первого человек «снимает внеположенность частей пространства и сам находит для себя свое место»; посредством второго — делается способным «достигать сознания собственной всеобщности, способным высказывать свое собственное «я».



Б.С. Братусь

Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку, было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности [1], [2].

Первый уровень —эгоцентрический.Он определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу.

группоцентрический. Человек, идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет.

просоциальным, илигуманистическим. За каждым человеком, пусть даже далеким, не входящим в мою группу, подразумеваются самоценность и равенство его в отношении прав, свобод и обязанностей.

духовной, илиэсхатологической. На этой ступени человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, соотносимые с духовным миром.

Шкала степеней присвоенности тех или иных смысловых содержаний и мотивационных устремлений, принадлежащих к разным уровням. Так, можно говорить о неустойчивых, ситуативных смысловых содержаниях, характеризующихся эпизодичностью, зависимостью от внешних обстоятельств; далее обустойчивых, личностно присвоенных смысловых содержаниях, вошедших, вплетенных в общую структуру смысловой сферы, и, наконец, оличностных ценностях,определяемых как осознанные и принятые человеком наиболее общие, генерализованные смыслы его жизни

 

 

Основные проблемы

· Базовыми проблемами психологии личности являются:



o проблема структуры личности;

o проблема мотивации поведения;

o проблема развития личности;

o проблема психического здоровья и психопатологии.

1. Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности, который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями.

Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности.

Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств;

Второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории "тип личности".

Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе "от частного к общему", второй - к априорным, опирающемся на принцип "от общего к частному".

2. Проблема мотивации поведения личности основана на принципе активности и связана с решением следующего круга вопросов:

· Задача классификации мотивов формулируется на основе общепринятого положения о полимотивированности человеческого поведения, о наличии одновременно нескольких мотивов, побуждающих индивида к действию. В русле этой проблемы формулируются такие частные задачи, как определение критериев классификации мотивов, выделение биогенных и социогенных потребностей, изучение принципов связи разноуровневых мотивов.

· Проблема изменения мотивов включает в себя механизмы образования новых потребностей путем мотивационного опосредствования, с помощью механизма сдвига мотива на цель (А.Н. Леонтьев), идентификации и принятия ролей.

· Вопрос об измерении мотивов возникает в связи с их частой неосознаваемостью и вследствие этого невозможностью применения традиционных тестов и опросников, именно поэтому обсуждается вопрос об использовании проективных тестов и о их психометрических характеристиках.

· Проблема актуализации мотивов вызвана влиянием фактора ситуации на поведение человека, тем, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение и провоцировать индивида на совершение однотипных действий.

· Изучение динамики мотивационного процесса состоит в выяснении этапов распада деятельности или ее возобновления, причин, которые их обусловливают, последовательности, очередности стадий.

· Вопрос о соотношении мотива и целисвязан с установлением смысла деятельности, характера отношений между тем, что побуждает индивида действовать, и тем, что направляет его действия.

3. Проблема развития личности связана с принципом детерминизма и развития. Источником развития личности являются условия ее жизни, социально-исторический контекст. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализации, или социогенеза, присваивая себе и выполняя определенные социальные роли. "

Кроме прохождения этапов социогенеза, индивид имеет возможность развиваться как индивидуальность, определяя направление своего жизненного пути. Жизненный путь - развитие человека в качестве субъекта собственной истории, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности. Основной характеристикой субъекта является "переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя".

Человек как субъект проходит три уровня развития:

· "субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает степень своего воздействия на ситуацию.

· личность начинает выступать как "субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий".

· Личность "становится субъектом своего жизненного пути. На первый план здесь выступают качества индивидуальности - общественно-исторической значимости неповторимости субъекта. На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы - свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества".

4. Проблема психического здоровья и психопатологии касается, прежде всего, критериев здоровой личности.

Один из важнейших вопросов, обсуждаемых в русле этой проблемы, заключается в стратегиях диагностики заболевания. МакВильямс тем не менее отмечает пять взаимосвязанных достоинств диагностики: 1) диагноз необходим для планирования лечения; 2) он тесно связан с прогнозом, т.е. будущим состоянием клиента; 3) диагноз обеспечивает защиту интересов клиентов; 4) он может обеспечить эмпатийное отношение терапевта к клиенту; 5) он уменьшает вероятность отклониться от лечения некоторых клиентов.

Диагноз - результат сбора информации, внимательного выслушивания, он дает терапевту уверенность в своих дальнейших шагах, определенность в индивидуальном процессе вылечивания и ориентацию длительности этого процесса.

 

 

№1. Понятие личности в психологии

Понятие личности выражает целостность субъекта жизни. Понятием «личность» обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Подход к человеку как к личности связан, прежде всего, со взглядом на человека как единицу общества, определяемую её местом в социальной структуре.

Узкое понимание термина личность – это социологизированный индивид, т.е. личность как система социальных связей и отношений. Широкое понятие личности является синонимом понятию человека, т.е. включает в себя биологические и психологические особенности и свойства, опыт, ЗУНы, направленность и т.д. Существует также философское определение личности, которое приравнивается к акме – высшему уровню зрелости.


Просмотров 323

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!