Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Гордон Олпорт СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ



Личность — это скорее переходный процесс, чем законченный продукт. В ней есть некоторые стабильные черты, но в то же время она постоянно изменяется.

Врожденные диспозиции — сырой материал для развития личности — делятся по меньшей мере на три класса. Во-первых, это общие для вида тенденции, ведущие к выживанию: набор рефлексов, влечений и гомеостатических процессов. Во второй класс диспозиций входит все, что мы обычно называем «наслед­ственностью», то есть связанные с генами характеристики, идущие от семьи, рода и расы. Класс первоначальных диспозиций - определенные латентные (потенциальные) способности.

Опираясь на инстинкт и наследственность, научение ведет к формированию таких более или менее стабильных структур, как моральная совесть, ^-концепция и иерархическая организация личности.

Становлением личности управляют не только стимулы, влияющие на влечения, общие для вида. Этим процессом также управляет диспозиция к осознанию своих возможностей. И одна из наиболее насущ­ных способностей — индивидуация, формирование индивидуального стиля жизни, характеризующегося самосознанием, самокритичностью и саморазвитием.

Каким образом происходит превращение несоциализированного младенца во взрослого человека? Ранние аффилиативные потребности (в зависимости, помо­щи и привязанности) лежат в основе становления, даже на досоциализированных стадиях. Они требуют наличия базовой связи с миром прежде, чем может начаться собственно развитие.

До определенной степени его группа форми­рует его путь, но в то же время и противодействует ему

Личность включает те области жизни, которые мы рассматриваем как свойственные нам (проприумом=Я или Эго).

Проприум:

1. Телесное чувство. состоит из потоков органических ощущений, идущих от внутренних органов, мышц, сухожилий, суставов, вестибулярных каналов и других частей тела.

2. Самоидентичность. Сегодня я вспоминаю некоторые свои вчерашние мысли, и завтра я вспомню некоторые из своих вчерашних и сегодняшних мыслей, и я субъек­тивно уверен, что это мысли того же самого человека.



3. Возвеличивание эго.

4. Расширение эго. о любых объектах, которые человек называет «своими».. Становясь старше, мы идентифицируемся с группой, соседями и нацией так же, как с объектами нашего обладания, вроде одежды или дома.

5. Рациональный субъект. адекватное приспособление, точное планиро­вание.

6. Образ Я. способности, статус и роли, и то, кем бы он хотел стать.

Собственное (проприативное) стремление(стремление к целям, часто недостижимые)

Проприативные стремления придают личности единство, но это никогда не бывает единство осуществления, покоя или снятия напряжения.

Совесть — это решающая движущая сила развития личности. Это процесс, контролирующий мимолетные импульсы и ситуативное приспособление в интересах долговременных целей и согласованности с образом Я.

характеристика - метки (оттиска) личности. Характеристики представляют «интенциональность» - комплексные проприативные характеристики личности, основные формы, какими индивид направляет себя в будущее.

Ин-тенциональные диспозиции, имеют тенденцию привлекать, направлять, тормозить более элементарные единицы.

Индивидуальность - то, как ум Джона связан с его доминантностью, с его ценностями, с его сознанием и со всем остальным в его личности.

Личность - это динамическая организация внутри индивида тех психофизических систем, которые детерминируют характерное для него поведение имышление



Характер -это приме­та человека, паттерн его черт или его жизненный стиль. Характер - оцененная личность, а личность, если хотите, как лишенный оценки характер.

Темпераментотносится к «хи­мическому климату» («внутренней погоде»), в котором развивается личность, феномены эмоциональной при­роды индивидуума, включая его подверженность эмоциональной стимуляции, его обычную силу и скорость реакции, превалирующее настроение и все особенности колебаний и интенсивности настроения.

Глава 6. Развитие чувства Я

Ясердцевина нашего существа.

Первые 3 года – чувство себя телесного, чувство самоидентичности (осознание себя).

От 4-6 лет – самопротяжённость, (когда ребёнок осознаёт, что ему принадлежит не только собственное тело но и объекты вокруг).

6-12 лет – Самосознание – управление самим собой (ребёнок понимает чего от него хотят окружающие).

С 12 лет – Рациональное управление самим собой – ребёнок способен находить решения своих проблем).

Культура формирует личность потому, что она дает готовые, опробованные решения многих жизненных проблем. Сначала культура — это инструмент, обучающий нас и удовлетворяющий наши потребности. Постепенно она становится ценностью сама по себе, и наша любовь к своей культуре и преданность ей — важнейший автономный мотив.

Явление трансформации мотивов мы называем функциональной автономией. Это понятие относится к любой приобретенной системе мотивации, напряжения в которой отли­чаются по своей природе от тех, из которых развилась эта приобретенная система. Образование собственного мотива из преобразованной системы мотивации.

Зрелая личность:

  1. Расширение чувства Я: аутентичного участия человека в некоторых значимых сферах человеческих дел.
  2. Теплота вотношении кдругим: способность к чувтвам, не теряя при этом собственных границ.
  3. Эмоииональная безопасность (принятие себя): толерантность к фрустрациям, СП-ть управления влечениями.
  4. Реалистическое восприятие, умения и задачи: доступны и необхо­димые умения решения объективных проблем.

5. Самообъективаиия: понимание и юмор: познать себя. у каждого есть три характера:



1) тот, который у него есть;

2) тот, который, по его мнению, у него есть;

3) тот, который, по мнению других, у него есть.

Глава 14. Теория обших черт

Действие — единстзенное, что мы можем наблюдат, но нет такого дейстзия, в котором проявлялась бы только одна черпа

Чертыэто психологические особенности, преобразующие множество стимулов обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций, представляет собой обширную сиспему сходных тенденций к действию, существующих у человека.

общие черты это те стороны личности, большинства людей, принадлежащих к данной культуре. Индивидуальныечерты (морфологическими) - такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми, «подлинные нейропсихические элементы, которые управляют направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения».

Как их выявить: частота, с которой человек выбирает определенный способ адаптщии. Круг ситуаций, в которых он выбираетэтзтсамый способ дейспвия Интенсивность реакций, согласованных с этим «предпочитаемым паттер­ном» поведения


Влияние черт личности:

1. Кардинальная черта доминирует буквально во всем, что делает человек. Примеры черт, первазивных настолько, что они подминали под себя всю жизнь своих обладателей: шовинистский.

2. Центральная черта проникает во многие формы поведения. Характеристики, которые в сумме описывают личност.

3. Вторичные черты описывают образ действия, в котором человек постоянен, но который влияет на его поступки. Вторичные черты «менее заметные, менее генерализованные, менее постоянны и реже вступают в игру, нежели центральные черты».

 

Факторные модели +75

Создание Пятифакторной модели личности, базировались на лексическом подходе: выделении критериев для описания личн. из анализа естественного языка и последующей научной таксономизации. Эксперты выделяют в словаре прилагательные, которые описывают индивид, различия в поведении. Затем выбираются понятия по критерию употребимости, естественности и классифицируются по категориям личностных качеств. Для получения окончательной таксономической структуры проводится факторный и кластерный анализ данных исследований, построенных как процедура оценивания и самооценки.

В результате проведенной работы выделились пять факторов. Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Кра структура личн. получила название Big Five.Она состоит из следующих измерений (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):

1.Экстраверсия-интроверсия.

2.Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий).

3.Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный).

4.Эмоциональная стабильность.

5.Открытость (интеллектуальный, блестящий, независимо мыслящий).

На основе пятифакторной модели личности разработан личностный опросник NEO PI-R.

Проблема состоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личности, а быть результатом метода.

По содержанию пятифакторная модель личности – структура индивидуальных различий, а не структура личности, которая позволяет понять и предсказать динамику развития, причины нарушений и т. п. За пределами внимания оказались мотивационная система, эмоции, структура интеллект, качеств личности.

 

Факторная стратегия. Объект анализа - черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности, с помощью опросников выявляют поверхностные черты личности.

Элемент анализа – черта личности. Кеттел, Айзенк, Гилфорд. Структура личности – набор черт.

Кеттел. Структурная Теория Черт Личности

Личностные черты составляют ядро структуры личности, и в конечном счете они ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации. Кеттел различает общие и уникальные черты.

Личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности имеет вид: R=f (S, Р). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации.

Принципы классификации черт:

5. Поверхностные– исходные. Поверхностная черта-совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении вы­ступают в «неразрывном» единстве, не значимы для объяснения поведения.

Исходные черты-основополагающие структуры. которые, образуют блоки самого здания личности, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека.

6. Конституциональные– сформированные окружающей сре­дой. Исходные чертыможно разделить на 2 подтипа. Конституциональные чертыразвиваются из био­логических и физиологических данных индивидуума. Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влия­ниями в социальном и физическом окружении.

7. Способность, темперамент и динамические черты. Способностикак черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Черты темпераментакак конституциональные ис­ходные черты, определяющие эмоциональность человека. Динамические чертыотражают мотивационные элементы поведения человека.

8. Общие черты – это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Уникальные чертыэто такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного, особенно часто проявляются в сферах интересов и установок.

Айзенк ГАНС АЙЗЕНК: ТЕОРИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ

Айзенк использует факторный анализ несколько иначе, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно.

Элементы личности могут быть расположены иерархически: суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение, каждуая из них построена из нескольких составных черт (более поверхностные отражения типа, либо специфические качества типа). И наконец, черты состоят из привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.

"Тип" предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме (верхний и нижний предел).

2 основных типа: интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность . => 4 группы людей. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке – в обоих диапазонах.

3 тип измерения личности, который он назвал психотизм – сила Сверх-Я. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин.

 


Просмотров 469

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!