Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Требования к набору элементов



1) гомогенным, т.е. принадлежать к ограниченной исследуемой области.

2) должен представлять репрезен­тативную выборку элементов исследуемой области. (Реко­мендуемое число элементов - от10 до 25)

Важную роль играет и общая аффективная оценка испытуемым объектов: как показано, испытуемые лучше различают отрицательные персонажи, чем положительные.

После того как исследователем составлен набор элементов, приступают к процедуре выявления конструктов. Для примера приведем ставший классическим "метод триад".

Из репертуара элементов выбираются тройки элементов. Испытуемому предлагается назвать какое-нибудь важное качество, по которому два из них сходны между собой и отличны от третьего. Экспериментатор записывает названия полюсов. Таким образом выявляется конструкт.

По окончании процедуры выявления конструктов переходят к этапу построения "репертуарной решетки" - последовательного "измерения" испытуемым каждого эле­мента из списка каждым из выявленных у него конструктов и фиксации соответствующих результатов.

Выявленный конструкт, задающий континуум9 свойства, определенного полюсами, градуируется как мерная шкала:

полюс различия -3 __ -2__ -1__ 0 __+1__+2__ +3 полюс сходства

Испытуемому предлагается поставить в соответствие каждому элементу из представленного набора оценку (aij) по каждой из выявленных шкал-конструктов, данные заносятся в матрицу ("решетку") "конструкт-элемент":

 

  банковский работник космонавт учитель ...
популярная - редкая +2 -3 +3 ...
престижная -не принося­щая дохода +2 +3 -3 ...
интересная -скучная -3 +3 -2 ...
... ... ... ... ...

 

Взаимоотношения в системе конструктов могут быть установлены с помощью корреляционного анализа.

На основании полученных корреляций взаимоотно­шения в системе конструктов можно наглядно представить в виде графа: линиями, соединяющими конструкты, обозначается наличие значимой корреляции между ними, соответственно, отсутствие соединительной линии говорит об обратном.



Кластер – соединение конструктов.

 

Рэймонд Кеттел: Структурная Теория Черт Личности

Личностные черты составляют ядро структуры личности, и в конечном счете они ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации. Кеттел различает общие и уникальные черты.

Согласно Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности имеет вид: R=f (S, Р). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации.

Принципы классификации черт:

1. Поверхностные– исходные. Поверхностная черта-совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении вы­ступают в «неразрывном» единстве, не значимы для объяснения поведения.

Исходные черты-основополагающие структуры. которые, образуют блоки самого здания личности, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека.

2. Конституциональные– сформированные окружающей сре­дой. Исходные чертыможно разделить на 2 подтипа. Конституциональные чертыразвиваются из био­логических и физиологических данных индивидуума. Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влия­ниями в социальном и физическом окружении.



3. Способность, темперамент и динамические черты. Способностикак черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Черты темпераментакак конституциональные ис­ходные черты, определяющие эмоциональность человека. Динамические чертыотражают мотивационные элементы поведения человека.

4. Общие черты – это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Уникальные чертыэто такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного, особенно часто проявляются в сферах интересов и установок.

Оллпорт.

Теория обших черт

Действие — единстзенное, что мы можем наблюдат, но нет такого дейстзия, в котором проявлялась бы только одна черпа

Чертыэто психологические особенности, преобразующие множество стимулов обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций, представляет собой обширную сиспему сходных тенденций к действию, существующих у человека.

общие черты это те стороны личности, большинства людей, принадлежащих к данной культуре. Индивидуальныечерты (морфологическими) - такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми, «подлинные нейропсихические элементы, которые управляют направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения».

Как их выявить: частота, с которой человек выбирает определенный способ адаптщии. Круг ситуаций, в которых он выбираетэтзтсамый способ дейспвия Интенсивность реакций, согласованных с этим «предпочитаемым паттер­ном» поведения



Черта и привычка. черта более генерализована, чем привычка (привычка-чистить зубы, черта – чистоплотность)

Черта и установка. Установка всегда обладает предмепиой отнесенноспъю, обычно бывают в под­держку или пропив чего-то (установка-любовь к собаке, черта – доброта).

Личностая диспозиция — это обобщенная нейропсихическая структура, способная делать многие стимулы функционально эквивалентыми и инициироват и направлят устзйчивые (эквивалентые) формы адап-тлвного и стллистлческого поведения

Влияние черт личности:

1. Кардинальная черта доминирует буквально во всем, что делает человек. Примеры черт, первазивных настолько, что они подминали под себя всю жизнь своих обладателей: шовинистский.

2. Центральная черта проникает во многие формы поведения. Характеристики, которые в сумме описывают личност.

3. Вторичные черты описывают образ действия, в котором человек постоянен, но который влияет на его поступки. Вторичные черты «менее заметные, менее генерализованные, менее постоянны и реже вступают в игру, нежели центральные черты».

 

Айзенк ГАНС АЙЗЕНК: ТЕОРИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ

Айзенк использует факторный анализ несколько иначе, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно.

Элементы личности могут быть расположены иерархически: суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение, каждуая из них построена из нескольких составных черт (более поверхностные отражения типа, либо специфические качества типа). И наконец, черты состоят из привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.

"Тип" предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме (верхний и нижний предел).

2 основных типа: интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность . => 4 группы людей. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке – в обоих диапазонах.

3 тип измерения личности, который он назвал психотизм – сила Сверх-Я. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин

 

 


Просмотров 339

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!