Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Туннельное зрение связано с избирательной абстракцией



Пристрастные объяснения. Если отношения причиняют людям боль, они склонны приписывать др. другу отриц. чувства, мысли действия.

Наклеивание отрицательных ярлыков. Эта ошибка совершается на базе пристрастных объяснений.

Чтение мыслей.Партнеры могут наносить вред отношениям, делая предположения о том, что знают, о чем думает партнер.

Субъективная аргументация. В основе лежит ошибочное убеждение: если человек испытывает какую-то сильную эмоцию, эта эмоция оправданна.

Отношение когниции к эмоции. Четыре фундаментальные эмоции – печаль, радость, тревога и гнев – отражаются в основных когнитивных схемах.

Печаль связана с неспособностью людей достигать поставленных целей, при переживании утраты, к-да не подтверждаются положительные ожидания, разрушение отношений

Радость связана с достижением человека целей, получением выигрыша.

Тревога и гнев – реакции на воспринятые угрозы, касающиеся либо нас самих, либо людей, вещей, ценных для нас. Тревога фокусирует внимание на заботах, связанных с физической и психологической уязвимостью. Гнев же фокусирует внимание на аспектах угрозы.

Эти эмоции мобилизуют и сохраняют основные когнитивные структуры и стратегии, т.к. имеют отношение к центрам удовольствия и боли. Ожидание и переживание удовольствия усиливают поведение, направленное на выживание и поддержание превязанностей. Тревога способствует уменьшению выраженности изменений, связанных с потенциально опасными или обреченными на провал действиями.

 

 

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ
(Дж.А.Келли)

Цель Т. л. к. состоит в объяснении того, к. о. личность интерпретирует и прогнозирует свой жизн. опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями.

Ключевым понятием Т. л. к., составляющим ядро личн., выступает понятие личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт.. Личн. в Т. л. к. представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личн., достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Валидность конструкта проверяется личностью с т. з. его прогностич. эффективности, степень которой может меняться. Личност. конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я".



Все личност. конструкты биполярны и дихотомичны (напр., хороший-плохой). Каждый конструкт имеет два полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента (явления или предмета): два похожими друг на друга, а третий – отличаться. В предвидении событий личн. выделяют конструкты, которые кажутся релевантными, и тогда выбирают, какой из полюсов релевантных конструктов будет применен.

Горизонтальные" отношения в системе конструктов - это отношения между конструктами одного "уровня". Для определения этих связей введены следующие термины: констеллятивные конструкты (т.е. организованные в жесткие "созвездия", работающие синхронно независимо от контекста их применения) и пропозициональные (нежестко связанные, с контекстно-зависимыми связями).

"Вертикальные" отношения - иерархия в системе конструктов. Субординатные - подчиненные конструкты, обобщаемые конструктами более высокого уровня. Супер­ординатныеконструкты - конструкты высокого уровня общности, включающие целые подсистемы конструктов



Ведущие формальные свойства конструктов определяют типы их классифицирования: 1) диапазон применимости (осн. и ситуативные), включающий в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим (все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться); 2) фокус применимости (осн. и периферич) конструкта, специфичный для применяющего его чел.; 3) степень проницаемости конструкта. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Конструкт по определению непроницаем для опыта, выходящего за диапазон применимости.

Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим чел., он всегда индивидуально определен, одноэкземплярен. Примеры личност. конструктов: "взволнованный-спокойный", "умный-глупый", "мужской-женский. Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты личн., тем больше возможность изменения внутри структуры, в которую они входят. Если же у личн. отсутствуют подчиняющие конструкты для интерпретаций и изменений, она психологически ригидна.

Исследования, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личн. и способностью личн. к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения эксперимент, приемов и методов, разработанных в Т. л. к., как перспективных методов изучения личн. и стимулирования личност. роста.



 

В технике репертуарных решеток часто элементы задаются в виде обобщенных инструкций, репертуара ролей (отсюда и название метода), на место которых испытуемый подставляет конкретных людей, предметы и т.п. (например, "человек, на которого вы хотите быть похожим", " любимый герой"). Таким образом, у испы­туемого можно выявлять не только конструкты, но и элементы, что делает методику еще более гибкой и релевантной картине мира респондента. Второй смысл названия "репертуарные" заключается в том, что элементы решетки соответствуют одной области и связаны контекстом подобно репертуару ролей в пьесе.


Просмотров 424

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!