Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Свобода деятельности и минимальная цель



Свобода деятельности- большая свобода деятельности отражает ожидание человека, что то или иное поведение приведет к успеху.

Локус контроля –верят ли люди, что подкрепление зависит от их собственного поведения или контролируются силами извне. (Интернально-экстернальный)

Мотивационные процессы- Компоненты научения через наблюдение, имеющие дело с переменными подкрепления, которые осуществляют выборочный контроль над типами ключевых раздражителей моделирования, на которые человек, вероятно, обратит внимание, такие переменные влияют на научение через наблюдение.

Образная репрезентация- Мысленный образ сформированный человеком из ранее наблюдаемых событий или моделируемой деятельности. По Бандуре-воображение позволяет наблюдателю удержать в памяти поведение модели и превращать его в последующие действия.

Планирование окружения- Тип стратегии самоконтроля, в которой человек изменяет окружение так, что стимулы, предшествующие нежелательной реакции, либо ее последствия меняются.

Альберт Бандура.

Отличительной чертой является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примера.

Люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения.

Взаимный детерминизм- функционирование человека рассматривается как продукт взаимодействия поведения, личностных факторов(вера ,ожидание , самовосприятие) и влияние окружения(поощрения, наказания).

Модель взаимной причинности, в которой познавательные, аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые.

Бандура, не рассматривает внешнее подкрепление как единственный способ сохранения или изменения нашего поведения. Наше поведение регулируется в значительной мере предвиденными последствиями.

Многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера.

Научение через наблюдение или пример, а не прямое подкрепление.



К уникальной способности человека можно отнести способность к саморегуляции (устраивая свое окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать некоторое влияние на свое поведение).

Во время показа образца наблюдатели(обучаемые)приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующего поведения. Согласно этой теории, научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы.

Процессы внимания(понимание модели): Человеку недостаточно просто видеть модель и то, что она делает: индивид должен тщательно выбрать, на что следует обратить внимание, чтобы извлечь релевантную информацию.

Процессы сохранения: человек помнит(долговременное сохранение) поведение модели, наблюдаемое ранее. Образное кодирование и Вербальное кодирование (наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает).

Моторно-репродуктивные процессы(перевод памяти в поведение).

Мотивационные процессы: если позитивное подкрепление потенциально присутствует, человек совершает моделируемое поведение.

Косвенное подкрепление осуществляется каждый раз, когда наблюдатель видит действие модели с результатом, который наблюдатель осознает как результат предшествующих действий модели.



Самоподкрепление –люди устанавливают планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу.

16. гештальтпсихология: основные идеи, принципы, законы

Понятие гештальт введеноХ. Эренфельсом(1890г.). Для него специфический признак гештальта – это свойство транспозиции (переноса). Например, гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски, составляющих его элементов и т.п. Гештальт– явление (феномен), которое обладает особым качеством по сравнению с суммой своих составляющих.

Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). Схема опытов Вертгеймера была проста.. Через две щели – вертикальную и отклоненную от нее на 20-30 градусов – про пускался с различными интервалами свет. При интервале более 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно, как следующие друг за другом, при интервале менее 30 миллисекунд – одновременно; при интервале около 60 миллисекунд возникало восприятие движения. Вертгеймер назвал это восприятие фи-феноменом. Он ввел специальный термин, чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость (вопреки обще принятому в ту эпоху мнению) к сумме ощущений от раздражения сперва одних пунктов сетчатки, а затем других. Вертгеймер видел смысл своих опытов в том, что они опровергали господствующую психологическую доктрину: в составе сознания обнаруживались целостные образы, неразложимые на сенсорные первоэлементы.

Весь эмпирический материал гештальт-психологии подчеркивает детерминированность предметной целостности психических структур их объективным содержанием. Гештальт-психология ввела важнейший общий принцип – принцип изоморфизма психических, нейрофизиологических и физических явлений. Изоморфизм – выражение структурного единства мира: физического, физиологического и психологического: психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов. Структуры являются непосредственным отражением в сознании физиологическим процессом в мозгу, возникающим в результате внешних воздействий, которые в виде афферентных импульсов достигают кортикальных полей. Также они ввели принцип структурности: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Этот принцип демонстрируют опыты Келера с курами. Светлая и темная полоски + зерно.



Основными идеями гештальтпсихологии были:

1. Идея целостности образа;

2. Идея изоморфизма (существуют подобия психологических процессов нервным (материальным) процессам;

3. Идея имманентной динамики гештальта (фигура – фон). В картине мира, которая сложилась у нас могут происходить изменения;

4. Господство «хорошей фигуры» (замкнуты, симметричны, сбалансированы);

5. Принцип структурности.

Гештальтпсихология выработала также основные принципы и законы восприятия:

1.Близость: Элементы, которые близки друг другу в пространстве или во времени, кажутся нам объединёнными в группы.

2.Непрерывность: В нашем восприятии существует тенденция следования в направлении, позволяющем связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определённую ориентацию.

3.Сходство: Подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы.

4.Замыкание: В нашем восприятии существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.

5.Закон фигуры и фона (Рубин): Фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон.

6.Закон прегнантности: Тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей в ситуации неоднозначной стимульной конфигурации к «хорошей фигуре», к упрощению восприятия.

7.Константность: Постоянство образа вещи при изменении условий ее восприятия.

Проблема мышления в гештальтпсихологии:

1. Келер: интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля прежде не связываемые начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Все необходимое для решения представлено в зрительном поле. Инсайт – это качественное изменение в поведении. До инсайта проблемная ситуация беспорядочна, поведение хаотично. После – упорядоченно, имеет цель. Т.о. инсайт – целостное понимание ситуации – такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении = гештальт в восприятии.

2. Вертгеймер: мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым, в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры. Условия переструктурирования ситуации – умение отказаться от привычных сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения – инсайта. Этапы мышления: постановка задачи на основе условий; группировка, реорганизация и структурализация; обнаружение структуры путем инсайта; нахождение путей реализации в соответствии с этой структурой. Понятие об инсайте стало основой гештальтистского объяснения адаптивных форм поведения, которые Торндайк и бихевиористы объясняли принципом «проб, ошибок и случайного успеха».

 

ГЕШТАЛЬТ-подход (Ф.С.Перлз)

В Гештальт-подходе использовались термины гештальтпсихологии (фигура, фон, гештальт). Человек взаимодействует со средой в ритме "контакт-уход". Когда появляется насущная потребность, она выделяется как фигура на фоне других переживаний. Для удовлетворения потребности человек должен ее осознать и вступить в контакт со средой. После удовлетворения гештальт завершается, и человек выходит из поля. Однако этот процесс нарушается, если фигура не может стать четкой: ей мешают другие неудовлетворенные потребности, появляющиеся в поле восприятия. Избегание контакта осуществляется за счет подавления потребности и ухода в мысли, фантазии, внутренний монолог.

Self– это не фиксированная сущность и не психическая инстанция, наподобие «Я», или «Ego». Self – это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный способ реагирования в данный момент и в данном поле в соответствии с его личным «стилем». Граница между мной и миром называется «граница-контакта». Именно на этой границе-контакт происходят все психологические явления.

В гештальт-подходе self функционирует в трёх режимах: как «id», «ego», «personality».

Функция «ID» связана с внутренними импульсами, жизненно важными потребностями и, в особенности, с их телесным проявлением. Мой «ID» как бы руководит мной почти без моего ведома.

Функция «Ego»- это активная функция выбора или сознательного отказа: я сам с полной ответственностью за мои собственные действия.

Функция «Personality» - это представление субъекта о себе самом, его собственный образ самого себя, позволяющий ему признать свою ответственность за то, что он ощущает, и за то, что он делает.

Механизмы защиты или избегания контакта могут быть здоровыми или патологическими в зависимости от их интенсивности, гибкости, момента их проявления, от того, насколько они оказываются уместными или своевременными.

Виды сопротивлений.

1. при конфлуэнции граница-контакт отсутствует;

2. при интроекции «меня» захватывает внешний мир;

3. при проекции «Я сам» захватываю внешний мир;

4. при ретрофлексии «Я» захватываю мой собственный внутренний мир.

В отличие от невротического функционирования, аутентичная личность осознает свои потребности и эмоции, находится в контакте со средой для их удовлетворения, погружена в процесс жизнедеятельности, а не живет прошлым или будущим.

История ψ. Вопрос 19.

Теория поля К. Левина

 

Согласно этой теории, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Левиновская теория поля отличается от теорий научения и влечения по трем пунктам, которые совпадают с тремя из шести характеристик, данных Левином своей теории.

1. При анализе поведения нужно исходить их целостной ситуации. Таким образом, в объяснение включается более широкий круг явлений, чем объединения отдельных элементов типа раздражителей и реакций. Совокупную ситуацию следует реконструировать так, как она представляется субъекту.

2. Объяснение должно быть психологичным. Детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекте должны пониматься психологически, а не физикалистски. Поэтому к основным объектам причинно-следственного анализа относятся, воспринимаемые субъектом особенности окружения, которые представляют ему различные возможности для действия.

3. Простых связей в смысле ассоциации «стимул-реакция» для объяснения поведения недостаточно. В основе всякого поведения лежат определенные силы. Этот динамический аспект объяснения поведения выходит за рамки допущения об общих и специфических влечениях.

4. Четвертая характеристика связана с конструктивным методом. Простая классификация наблюдаемых феноменов не идет дальше уровня описания и может стать причиной неверного объяснения, поскольку внешне одинаковое поведение не всегда обязательно связано с одними и теми же причинами.

5. В рамках пятой характеристики поведение рассматривается как функция существующего в данный момент поля. На поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые события сами по себе не могут определять поведение, они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое. Левин скептически относился к таким диспозициональным переменным, как интеллект или инстинкт, видя в них лишь отражение традиционного исторического (т.е. основанного на сведении к прошлым событиям) приема объяснения.

6. Психологические ситуации должны по возможности представляться в математической форме, которая облегчает их «научную обработку» и позволяет «использовать логически неопровержимый и одновременно соответствующий конструктивным методам язык».

 

Весьма значительным для исследования мотивации было требование Левина анализировать ситуацию в целом. Уравнение поведения, согласно которому поведение (V) есть функция личностных факторов (Р) и факторов окружения (U): V = f (P, U).

Для объяснения поведения Левин разработал две отчасти дополняющие друг друга модели: личности и окружения. Эти модели совпадают лишь в том, что обе оставляют без внимания проблему мотивов. Модель окружения связана с проблемой мотивации, модель личности – с проблемой воли. Модель личности оперирует энергиями и напряжениями, т.е. скалярными величинами. Модель окружения имеет дело с силами и целенаправленным поведением (в сфере действия соответствует локомоциям), т.е. векторными величинами. В конечном счете обе теоретические схемы базируются на представлении гомеостатической регуляции: создавшаяся ситуация стремится к состоянию равновесия между различными областями пространственного распределения напряжений, или сил. При этом регулирующим принципом является не уменьшение напряжения, а его уравновешивание по отношению к более общей системе или полю в целом.

Модель личности:

Личность представляет собой систему, состоящую из многочисленных не пересекающихся друг с другом областей. Каждая область соответствует определенной цели действия. Отдельные области в зависимости от степени близости имеют разную степень сходства. Две области являются максимально похожими, если они имеют общую границу.

По своему местоположению области делятся на центральные и периферические. Числом пограничных областей определяется «близость к Я», личностная значимость целей действия или представленных этими областями активностей, а также их влияние на другие цели и активности. Области также различаются своим внутренним и внешним положением, определяемым степенью соседства (т.е. возможностью доступа) с пограничной зоной. Сама пограничная зона выполняет функции восприятия и исполнения (пример: речь, мимика).

 

Модель окружения:

Психологическое пространство, или поле, состоит из различных областей, которые структурируют психологически возможные действия и события. Часть таких областей соответствует реальным позитивным и негативным событиям: цели и регионы с позитивной валентностью и регионы опасности с негативной валентностью. Остальные области представляют инструментальные возможности действия. В одной из областей модели окружения находится сам субъект, представляемый точкой или кружком. Чтобы достичь целевого региона с позитивной валентностью, субъект должен одну за другой «перебрать» все области, лежащие между ним и целевым объектом, преодолеть их в действии. Если, например, кто-то хочет купить автомобиль и самостоятельно им управлять, он должен получить водительские права, накопить деньги, явиться в место продажи автомобилей, обратиться к продавцу и т.д.

Таким образом, эта модель позволяет описать когнитивную репрезентацию соотношений средств и цели, которые субъект структурирует, исходя из своих возможных действий и результатов.

На субъекта воздействуют силы определенной интенсивности, и их результирующий вектор определяет направление и силу его психических локомоций. Если же в противоположном направлении действуют силы приблизительно такой же интенсивности, возникает конфликт. Часто действие разными путями ведет к одной и той же цели, психологическое направление в этом случае остается неизменным; имеет место эквивалентность целенаправленного поведения.

Левин допускает, что среди возможных вариантов обычно существует своего рода «лучший» путь, которому отдается предпочтение, так как он требует пересечения наименьшего числа областей, т.е. представляется «кратчайшим». Несмотря на все усилия Левина, вопрос о том, как можно определить и представить психологическое расстояние, остался нерешенным. Не разрешен он и до сих пор, хотя ответ на него является важнейшей предпосылкой для определения инвариантности сил, исходящих от позитивной или негативной валентности и проявляющихся в различных областях поля.

 

 

Психологическое поле, существующее в данный момент, включает в себя так же представления индивида о своём будущем и прошлом (страхи, ожидания, желания, мечты о будущем и представления о прошлом). Для теории поля важно различать в отношении обуславливания и торможения 2 типа проблем: 1) проблемы, связанные с вопросом как влияет на ожидание восприятие с одной стороны, и память – с другой стороны; 2) проблемы, пытающиеся связать последующую ситуацию с предыдущей.

Положительные валентности вызывают приближение к объекту, отрицательныеведут к уходу или отступлению. Движущие силы связанны с положительной или отрицательной валентностью, сдерживающиес барьерами. Конфликт психологически определяются как противодействие приблизительно равных сил поля.

Задачи теории поля - однозначно вывести поведение данного индивида из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент времени. Основная задача психолога – понять конкретную в данный момент времени существующую ситуацию.

 

 

Гуманистическая психология

Большое влияние оказал персонализм и на воз­никшую в середине ХХ века, гуманистическую пси­хологию.

Гуманистическая психология; появившаяся как на­правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития;

Центром этого направления стали в США, а лиди­рующими фигурами - К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий.

Г. Олпорт (1897-1967)

Личность является, открытой и саморазвивающейся. Человек, прежде всего социаль­ное существа и потому не может развиваться без кон­тактов с окружающими людьми, из общества.

Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носите­лем своеобразного сочетания качеств, потребно­стей, которые Олпорт "называл trite – черта. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со вре­менем. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества, и свою индивидуальность; черты становятся по настоящему автономными, и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давлe­ния общества. Эта автономность черт человека, яв­ляясь важнейшей характеристикой его личности и дает ему возможность" оставаться открытым для общества, сохранять свою индивидуальность.

Курт Голдстайн

На него произвело впечатление разделение психических функций, которое часто происходило у его раненных в голову пациентов, в отличие от плавной координированной деятельности мозга нормальных индивидов. Изменения и нарушения в деятельности мозга, которые ему пришлось наблюдать у раненых пациентов, он распространил затем на другие стороны функционирования личности.

Голдстайн был поражен колоссальными адаптивными силами своих пациентов с поврежденным мозгом, и эти же силы, по его мнению, лежат в основе функционирования всех человеческих существ.

Голдстайн считал, что главным мотивом человека является не желание снять напряжение, а самоактуализация. Это может выражаться в таком простом действии, как принятие пищи, или в таком возвышенном занятии, как творческий процесс, но в конечном счете

именно этот мотив управляет нашим поведением.

Каждый человек обладает внутренним потенциалом, который должен быть реализован в процессе личностного роста.

Абрахам Г. Маслоу

Он полагал, что люди по своей природе скорее добры или равнодушны, что в каждом человеке есть импульс к росту, или к реализации потенциала, и что психопатология — это результат искривления и фрустрации сущности человеческого организма. Общество часто порождает такие искривления и фрустрации, тогда мы принимаем результат искривления и фрустраций развития за сущностную природу человека.

Во-первых, он предложил теорию мотивации, которая проводила бы различие между такими биологическими нуждами, как потребность в пище, сне и воде, и такими психологическими нуждами, как потребность в высокой самооценке (самоуважении), любви и привязанности.

. Признавая, что такая мотивация существует, Маслоу призывает нас согласиться с тем, что существует и другая мотивация, которая не сводима к реакции на дефицит и которая часто предполагает рост напряжения, — мотивация, проявляющаяся, когда люди заняты творчеством и воплощением в жизнь

своего потенциала.

Карл Роджерс .

Человек обладает организмическим процессом оценивания(о.п.о.). У человека существует борьба между потребностью в самоактуализациии потребностью во внимании, любви, принятии => человек начинает идти против себяи со временем разучается слышать себя. Задача психолога – вернуть человека к ориентации на о.п.о.

Роджерс начинает уделять больше внимания не тому, что происходит во вне, а тому, что происходит внутри, во внутреннем феноменологическом мире своего Я и Я своих партнёров. Гуманизация и гармонизация - это, прежде всего гуманизация отношений личности человека с его сущностью (внутренним аутентичным Я).

Я – концепции людей – это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я». В идеале стремление в актуализации относится к самоактуализации, в котором аспекты «Я» конгруэнтны аспектом Я-концепции. Это происходит, когда опыт точно символизируется и включается в Я-концепцию, Я-концепции соответствую реальным переживаниям людей. Если же «Я» и Я-концепции не конгруэнтны, тот стремление актуализировать представление о самом себе может препятствовать удовлетворению более глубокой потребности актуализировать организмическое «Я» (случай, когда опыт отвергается или искажается). Неконгруэнтность подразумевает, что Я-концепция базируется на условии ценности, а не на собственном о.п.о. (например, неконгруэнтная Я-концепция может быть такой «Я хочу быть доктором», в то время как конгруэнтная «Я хочу быть художником»; желание быть доктором может быть обусловлено усвоением ценностей, присущи родителям, а желание быть художником отражает собственный о.п.о).

На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большей части на основании личного опыта, событий (например, младенцы которые обнаруживают пальцы своих ног, могут включать тот факт, что у них есть пальцы ног, в свою Я-концепцию). Также Я-концепция разрабатывается при взаимодействии с другими людьми. Я-концепция включает в себя как восприятие людьми самих себя, так и изменяющиеся положительные и отрицательные оценки, связанные с восприятием самих себя. Я-концепции хорошо функционирующих людей позволяют им воспринимать наиболее существенный сенсорный и висцеральный опыт, поэтому самоактуализация таких людей не приводит к блокировке их тенденции актуализации. У плохо функционирующих людей происходит расщепление, и «общая тенденция к актуализации организма может вступать в конфликт с тенденцией к актуализации собственного Эго». Я-концепцию можно рассматривать как структуру, состоящую из различных Я-концепций, связанных между собой различными способами. Так же Я-концепция является средством или процессом, с помощью которого люди взаимодействуют с окружающей средой и посредством которого они игнорируют, отрицают, искажают или точно воспринимают опыт.

Понятие «напряжённости»используется для описания характеристик Я-концепции при занятии индивидом защитной позиции. Понятие «распространённость» используется для описания элементов зрелой Я-концепции, таких как рассмотрение опыта с использованием определённых, дифференцированных терминов и проверка выводов и абстракций реальностью.

Я-концепция - это реальный, идеальный образы Я и образ Я как результат отраженного самоотношения (Я в представлениях других людей, или зеркальное Я). Все три составляющие Я-концепции являются ее модальностями. (Модальность –форма отражения раздражителя в определённой сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной).

 


Просмотров 502

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!