Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Билет N10. Развитие личности по работам работам К.Хорни



Карен Хорни:

В своих идеях Хорни видит не абсолютно новый подход к пониманию личности, а развитие фрейдовской психологической системы.

Хорни решительно возражает против представления Фрейда о том, что решающим фактором женской психологии является зависть к пенису. Хорни полагает, что женская психология основана на недостатке доверия и сверхзначимости отношения любви. Эдипов комплекс Хорни связывает с тревогой, возникающей в связи с базовыми нарушениями в отношениях ребенка с матерью и отцом, например, отвержением, гиперпротекцией, наказаниями.

Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека.

Главное понятие Хорни – «базисная тревога», которая возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Все, что нарушает безопасность ребенка в отношениях с родителями, приводит к базальной тревоге.

Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого.

Доминирующим в структуре личности являются бессознательное чувство беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала 10 таких стратегий, получивших название невротических потребностей или невротических тенденций. Невротик, принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой.

10 потребностей:

1. в любви и одобрении. желанием доставлять другим удовольствие и соответствовать их ожиданиям.



2. в «партнере – опекуне». Паразит, боится быть брошенным и остаться в одиночестве.

3. в узком ограничении жизни. не требователен, удовлетворяется малым.

4. в силе (во власти). Доминирование и контроль над другими как самоцель, Другой вариант – что волевыми усилиями всего можно добиться.

5. Стремление эксплуатировать других. Боязнь быть используемым другими.

6. потребность в значимости. Самооценка определяется уровнем публичного признания.

7. быть объектом восхищения. Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений.

8. к личным достижениям (честолюбие). Страх неудачи.

9. в самодостаточности и независимости. Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств.

10. в совершенстве. во всех отношениях..

 

Хорни считала, что причинами развития тревоги могут быть и чрезмерная их опека, подавляющая личность. Хорни выделяет прежде всего два вида тревоги: физиологическую и психологическую.

Физиологическая тревога связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности – в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят. Однако со временем, если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. Преодоление психологической тревоги связан с развитием адекватного «образа Я». Введение понятия «образа Я» – одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из двух частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. Хорни считала, что существует несколько «образов Я»Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей, В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. Таким образом, и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным «образом Я».



Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которой писал еще Фрейд. Однако С точки зрения Хорни, психологическая защита направлена на преодоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача – привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два «образа Я».

Хорни выделяет три основных вида защиты:

· в стремлении к людям(уступчивый тип):за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят; потребности №1,7.

· встремлении против людей(агрессивный тип), потребности №4,5

· встремлении от людей(устраненный тип): потребности №9

 

Хорни многое говорит о несчастливых последствиях развития нереалистической концепции «Я» и попыток жить соответственно этому идеализированному образу. Еще один невротический способ разрешения конфликта – экстернализация внутренних конфликтов. В результате человек говорит: «Это не я хочу эксплуатировать других – это они хотят эксплуатировать меня». Такой способ порождает конфликт между человеком и внешним миром. Конфликт – порождение социальных условий.



 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений. Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. Для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и самостоятельность, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми.

Механизмы бегства

  • авторитаризм, определяемый как "тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я" Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции.
  • деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.
  • абсолютное подчинение социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. ".

Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

Позитивная свобода

Вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. Любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности.


Просмотров 411

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!