Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Аналитическая психология К. Г. Юнга. Основные положения



 

Индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции; в этом врожденном бессознательном содержится духовный материал, имеющий глубокие корни. Этот материал объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству. Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями (например, в религии или в стремлении к власти. Юнг утверждал, что душа (термин аналогичен понятию личности) состоит из 3 отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго – центр сферы сознания, включающий в себя мысли, чувства, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Личное бессознательное включает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Материал личного бессознательного у каждого уникален и, как правило, доступен для осознания.

Коллективное бессознательное – самый глубокий уровень личности, представляющий собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. Коллективное бессознательное состоит из архетипами. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Юнг выделял следующие архетипы: 1) анима– бессознательная, женская сторона личности мужчины; 2) анимус – бессознательная мужская сторона личности женщин 3) персона – социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте, (маска);4) тень – бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании; 5) самость – воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности (Мандала); 6) мудрец – персонификация жизненной мудрости и зрелости (Пророк); 7) бог – конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир (Солнечное око).



Однако особое внимание Юнг уделяет персоне аниме, анимусу, тени и самости. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствие с социальными требованиями. Цель персоны – производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности, она содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы. Положительно свойство тени заключается в том, что она, является источником жизненной силы, спонтанности и творческого начала. Функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени. В архетипах анимы и анимуса находит отражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Самость – представляет собой сердцевину личности, вокруг которой объединены и организованы все другие элементы. Развитие самости – это главная цель человеческой жизни. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция, и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных.

Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Конечная жизненная цель это полная реализация «Я». Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Итог осуществления индивидуации Юнг назвал самореализацией. Первая половина жизни человека обращена вовне, в середине происходит кризис, а во второй половине жизни появляется взгляд, направленный внутрь (на постижение собственного смысла, сохранение энергии).



Этапына пути к индивидуации: а) раскрытие персоны(срывание собственных масок) – попытка понять, что мы делаем, когда стремимся к званиям, титулам, достижениям; б) встреча с тенью (раскрытие неосознаваемых сторон нашей души); в) знакомство с анимей или анимусом; г) развитие самости. Препятствия на пути индивидуации: а) опасность отождествление с персоной (характерно для перфекционистов); б) тень – если мы ее не знаем, не осознаем, то ее проявления становятся непредсказуемыми и неуправляемыми; в) встреча с анимой или анимусом – человек становится эмоционально очень переменчивым; г) раздувание эго – когда человек начинает считать себя богоподобным существом

Юнг выделил 2 основные направленности или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Эти обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. Интерес экстраверта направлен к внешнему миру – другим людям и предметам. Интровертпогружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта, В изолированно виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствую обе, и находятся в оппозиции друг к другу.

Юнг расширил свою типологию, включив в нее психологические функции:мышление, ощущение, чувства, и интуицию. Мышление и чувства относятся к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий типсудит о ценности вещей, используя логику и аргументы. Чувствующий тип фиксирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта. Вторая пара противоположных функций – ощущение интуиции – являются иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущения) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значения, ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов окружающего мира. Интуитивный тип полагается на предчувствие и догадки, схватывает суть жизненных событий. У каждого человека присутствуют все 4 функции. 2 эго – ориентации и 2 психологические функции, взаимодействуя, образуют 8 различных типов личности.



В поздних работах Юнг ввел также принцип синхронии (или синхроничности), применяемый к событиям, которые имеют сходный смысл, происходят одновременно, но не связаны причинно-следственно. В явлениях такого рода связывается физич. и психол. реальность. Действием этого принципа объясняется активизация архетипа, когда сходные сны, фантазии, идеи, состояния психические проявляются у разных людей. Т. о., принцип синхронии описывает феномены, не подчиняющиеся законам пространства, времени, причинности.

 


Просмотров 632

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!