Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Из ответов по общей психологии



 

Благодаря речи и языку мы обозначаем отражение окружающего нас мира. Речь – это деятельность общения посредством языка. Речь и слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания, т.е слово имеет свое семантическое содержание которое составляет его значение. Естественно главным в слове является его семантическое значение. И, как правило, всё наше внимание сосредотачивается на смысловом содержании слов, хотя например, в поэзии, конечно же, звучание слов играет большую роль.

Функции: выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Выражение: с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению или к самому себе. Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающих нашего отношения к предмету, о котором идёт речь. Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений – мимика, жесты.

Воздействие: с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формирования у слушателей определенной точки зрения на что-либо. Как правило, данная функция речи осуществляется через приказ или убеждение. Примером этой функции является внушения, которое может помочь человеку избавиться от табакокурения или употребления алкоголя.

Сообщение: обмен мыслями и инфой между людьми с помощью слов. Функция общения, сообщения или ещё её можно назвать коммуникативной сочетает в себе средства воздействия и выражения. Данная функция обеспечивает осуществлению контактов между людьми, в которых мы налаживаем взаимоотношение.

Обозначение: способность давать предметам или явления, какие то названия. Благодаря этой функции мы способны мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком.

 

Речь в системе подходов.

Речь в системе подходов – активностный.

Речь- деятельность, действие (действие как сложный моторный аппарат). Речь как средство общения побуждает другого человека, как средство внимания. Понимание речи другого человека- активностный, избирательный, направленный процесс (понимание сообщения + намерение). Речь всегда мотивированна даже если эти мотивы не осознаются. Отказ от речи- тоже активный процесс.



 

Речь в системе подходов – целостный

Речь как часть психики. Роль в интеграции психического (отражение, регулирование, общение, предметная деятельность). Речь- интеграция социального и индивидуального опыта, можно сказать кристаллизация социального максимально обобщенная и концентрированная). Речь как целое. Все проявления речи интегрированы. Внешняя и внутренняя речь, устная и письменная речь, диалогическая и монологическая речь, порождение и понимание р.с, когнитивные и регулятивные функции речи, речь как средство общения и средство познания.

Речь в системе подходов – генетический.

Слово включает в свой состав два основных компонента.

Первый- предметная отнесенность, понимаемая как функция слова, заключающаяся в обозначении предмета, признака, действия или отношения.

Вторым- его значение, которое мы понимаем как функцию выделения отдельных признаков в предмете.

Л. С. Выготский сближал факт развития значения слова с фактом развития сознания. Для него слово является аппаратом, отражающим внешний мир в его связях и отношениях. Поэтому если значение слова по мере развития ребенка меняется, меняется и отражение тех связей и отношений, которые через слово определяют строение его сознания. Под значением мы понимаем объективно сложившуюся в процессе истории систему связей, которые стоят за словом. Под смыслом мы понимаем индивидуальное значение слова, выделенное из этой объективной системы связей; оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данному моменту и к данной ситуации.



Филогенез. Речь продолжает линию развития коммуникативных средств (частный случай акустической коммуникации) у животных: мимика, позы, движение. Акустическая коммуникация-> жестовая и мимическая коммуникация-> интредикция(Поршнев; некое торможение в ЦНС)-> линия развития имитативного поведения, возникновение речи- интеграция всея средств коммуникации.

Историческое развитие: большая роль жестов и мимики; дописьменный период: запоминание и передача объёмных устных текстов; возникновение письменности; распространение изучения иностранных языков.

Актуальный генезис: процесс понимания речи- качественно разные стадии, развернуто во времени, стадии=функции(контекст речевого общения), Замысел-> внутренняя речь-> внешняя речь.

Онтогенез:

· 1 год жизни- спонтанная голосовая активность инициированная самим ребенком: гуление (преобладание гласных), лепет (повторение ритмических звуков), сочетание гласных и согласных, постепенно в общении со взрослыми начинают преобладать фонемы родного языка;

· к 1-1.5 годам имеется ограниченный набор слов;

· 1.5-2-5 годам – основное языковое развитие (овладение основами языка), лексика, синтаксис (понимание опережает производство), семантика (понимание буквально не различает означаемое и означающие);

· младший школьный возраст – устная монологическая речь (роль школы – систематическое обучение), параллельно начинает основываться письменная речь.



1) аффективный уровень развития значения;

2) уровень представлений, основанных на чувственном опыте;

3) житейские понятия;

4) научные понятия;

 

Слова в онтогенезе. Мы уже говорили, что слово имеет ближайшее значение — предметную отнесенность, с одной стороны, и обобщенное значение — с другой. Упоминали о том, что у ребенка к 3,5—4 годам уже достаточно прочно складывается предметная отнесенность слова. Так, «дом» обозначает один определенный предмет. Развитие предметной отнесенности слова в этот ранний период ( с года до четырех лет) мы можем проследить, анализируя пассивную и активную речь ребенка. В предметную отнесенность слова вплетаются какие-то внеречевые симпрактические факторы, иначе говоря, ребенок понимает слова в зависимости от целого ряда побочных, ситуационных (симпрактических) факторов, которые позже перестают играть свою роль. Так что ближайшее значение слова может зависеть от того, в каком положении ребенок находится, кто говорит данное слово и каким голосом, сопровождается слово жестом и интонацией или нет. Оказалось, что на ранних этапах ребенок усваивает предметную отнесенность слова, только если он сам находится в определенном положении, например, лежа, или если слово произносилось определенным субъектом (например, матерью), сопровождалось определенным жестом, произносилось с определенной интонацией.

На ранних этапах развития значение слова еще аморфно, оно не имеет устойчивой предметной отнесенности; оно очень диффузно и, обозначая лишь определенный признак, относится к разным предметам, которые имеют этот общий признак, и входят в соответствующую ситуацию. Только примерно ко второй половине или к концу второго года жизни слово уже полностью эмансипируется от всех привходящих условий и получает свою стойкую предметную отнесенность. Теперь ребенок избирательно реагирует на названный предмет независимо от того, сопровождается слово указательным жестом, действием или нет.

На самом деле значение слова вовсе не заканчивает свое развитие к такому раннему периоду, как 3—4 года. Далее развитие слова касается уже не предметной отнесенности, а обобщающей и анализирующей функции слова, иначе говоря, его значения. На каждом этапе развития ребенка слово, сохраняя одну и ту же предметную отнесенность, приобретает все новую и новую смысловую структуру, оно меняет и обогащает систему связей и обобщений, которые стоят за ним, что означает, что значение слова развивается. На раннем этапе развития ребенка сознание носит аффективный характер, оно аффективно отражает мир. На следующем этапе сознание начинает носить наглядно-действенный характер, и слова, через посредство которых отражается мир, возбуждают систему практических наглядно-действенных связей. Только на завершающем этапе сознание приобретает отвлеченный вербально-логический характер (абстрактные понятия иерархически построенные связи.), отличный от предшествующих этапов как по своему смысловому, так и по своему системному строению.

 

Интеллект и мышление. Рассматривает как разные аспекты одного и того же. Процессуальный процесс – мышление (Рубинштейн). Когда речь идёт об организации, об изменении структуры – говорим интеллект.

Классификация теорий (холодная):

1. Тестологическое определения интеллекта: круг мыслительных задач.

На начальном этапе интеллект отождествлялся с простейшими психофизиологическими функциями, при этом подчеркивался врожденный (органический) характер интеллектуальных различий между людьми. В качестве показателя общих интеллектуальных способностей рассматривалась сенсорная различительная способность.

Оценка уровня интеллектуального развития осуществлялась на основе соотношения реального хронологического возраста ребенка с его «умственным возрастом». Несовпадение умственного и хронологического возраста говорило об умственной отсталости, либо умственной одаренности.

Интеллект определялся как достигнутый уровень психического развития, проявляющийся в показателях сформированности определенных познавательных функций, а также в показателях степени усвоения знаний и навыков.

В рамках тестологической парадигмы складываются две прямо противоположные по своим конечным результатам линии трактовки природы интеллекта:

· Признание общего фактора интеллекта, в той или иной степени представленного на всех уровнях интеллектуального функционирования (К. Спирмен), затем Кеттел.

· Отрицание какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждение существования множества независимых интеллектуальных способностей (л. Терстоун), затем Гилфорд.

Вопрос о природе интеллекта остается открытым.

 

2. Социо-культурные теории: (интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом). Критерий развития интеллектуальных возможностей связывается с тем, насколько данный субъект освоил содержание соответствующей культуры и в какой мере его интеллект является носителем и реализатором доминирующих культурных ориентаций.

Культурно-историческая теория ВПФ Выготского. Развитие интеллекта ребенка осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как употребление орудий , овладение знаками, включение в социальное взаимодействие с другими людьми. Существует принципиальная разница между натуральным интеллектом, как продуктом биологической эволюции и исторически возникшей формой человеческого интеллекта, строение которого основано на функциональном употреблении слова. Поэтому механизм интеллектуального развития ребенка связан с формированием в его сознании системы словесных значений, перестройка которой и характеризует направление роста его интеллектуальных возможностей.

1. Генетический подход: (интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром).

· Интеллект – способ адаптации живого существа к требованиям действительности, сформировавшейся в процессе эволюции.

· Согласно Пиаже, интеллект- это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира). Суть интеллекта: возможность осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное назначение – в структурировании (организации) взаимодействия человека со средой. Развитие интеллекта – это стихийный, подчиненный своим особым законам процесс вызревания операциональных структур (схем), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка.;

3. Процессуально-деятельностный.(интеллект как особая форма человеческой деятельности). Рубинштейн. Психическое как живая реальная деятельность характеризуется процессуальностью, динамичностью, непрерывностью. Механизм любой психической активности складывается не ддо начала деятельности, а именно в процессе самой деятельности. Исходил из того, что внешние влияния всегда преломляются через внутренние условия. Умственные (интеллектуальные) способности – это с одной стороны, результат обучения, а с другой стороны предпосылка обучения. Мыслительный процесс как внутреннее условие, опосредующее любые виды внешних воздействий продиктовало решение вопроса о составе и структуре умственных способностей. Главным компонентом любой умственной способности является свойственное данному человеку качество процессов анализа, синтеза и обобщения. Другим производным компонентом способностей является я совокупность операций (умственных действий, с помощью которых может осуществляться соответствующая деятельность)..

4. Информационный: Айзенк (интеллектуальные функция – скорость решения), (интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации). Стернберг. Изучение базовых информационных процессов, лежащих в основе решения задач. Интерес к механизмам преобразования информации, стоящим за конечным результатом интеллектуальной деятельности. Элементарные информационные процессы – это микрооперациональные когнитивные акты, связанные с оперативной переработкой текущей информации. Например, в какой форме и на сколько избирательно кодируется информация о внешнем воздействии, как реорганизуется информация при ее прохождении через оперативную память, каков характер хранения новой информации при ее поступлении в долговременную память и т.д.

5. Феноменологическое направление: (интеллект как особая форма содержания сознания).

Сущность интеллекта заключается в его способности порождать и организовывать субъективное пространство познавательного отражения. Вертгеймер, характеризуя «продуктивное мышление», на первый план вывел процессы структурирования содержания сознания: группирование, центрирование, реорганизацию наличных впечатлений.

Основной вектор, по которому идет перестройка образа ситуации,- это его переход к «хорошему гештальту». Отличительным признаком включенности в работу интеллекта является такая реорганизация содержания сознания, благодаря которой познавательный образ приобретает «качество формы».

Дункер: ключевая характеристика интеллекта - инсайт (внезапное, неожиданное уяснение сути проблемы). Чем глубже инсайт, т.е., чем сильнее существенные черты проблемной ситуации определяют ответное действие, тем более интеллектуальным оно является. Способность к инсайту, т.е. способность быстро перестраивать содержание познавательного образа в направлении выяснения основного проблемного противоречия ситуации и является критерием развития интеллекта.

6. Функционально-уровневый: . Ананьев. Интеллект – это сложная умственная деятельность, представляющая собой единство познавательных функций разного уровня. Структура интеллекта описывалась на основе выявления с помощью процедур анализа характера связей между различными свойствами отдельной познавательной функции, и между познавательными функциями разного уровня, например памятью и вниманием, памятью и мышлением и т.д. («межфункциональные связи»). Критерий развития интеллекта: характер внутри- и межфункциональных связей различных познавательных функций и, в частности, мера их интегрированности.

7. Регуляционный подход: интеллект как фактор саморегуляции психической активности). Стернберг. Проблема интеллекта в контексте, как субъект управляет собой. Интеллект как форма ментального самоуправления, которая включает в себя три взаимосвязанные субтеории:

· субтеория компонентов рассматривает внутреннюю деятельность ментального самоуправления как некоторую систему элементарных информационных процессов, компонентов (1.метакомпоненты - процессы регуляции, 2. компоненты исполнения – процессы преобразования информации. 3. компоненты усвоения и исполнения знаний).

· Субтеория контекста позволяет проанализировать внешние проявления ментального самоуправления: адаптацию к требованиям реальной ситуации, выстраивание избирательного отношения к происходящему, структурирование окружения.

· Субтеория опыта описывает возможности интеллекта на шкале новизна-стереотипность.).

Холодная предлагает свое понимание: интеллект- форма организации ментального опыта.

В процессе мышления складывается интеллект. Который также влияет на мышление

 

 


Просмотров 428

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!