Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПАМЯТЬ. ВИДЫ, ПРОЦЕССЫ, ТЕОРИИ ПАМЯТИ



План ответа:

1. Теории единства и множественности систем памяти (Дж. Андерсон, А. Пайвио и др.). Модели памяти ориентированные на нейронауки и на экологический подход к исследованию памяти.

2. Сенсорная, кратковременная, долговременная память. Образная и вербальная память. Семантическая и эпизодическая память. Биографическая память. Процессы запечатления, сохранения, забывания и актуализации информации в памяти. Память и научение.

3. Понятие о памяти. Психика и память, целостность памяти. Активность памяти. Развитие памяти в филогенезе, онтогенезе. Историческое развитие памяти. Актуальный генезис памяти в отдельном познавательном акте. Биологические и социальные детерминанты памяти. Окружающий мир и память. Нейрофизиологические и нейропсихологические аспекты памяти. Память и адаптация.

 

Память – это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни. Это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Виды памяти:

I.По длительности сохранения информации выделяются следующие уровни (стадии) памяти:

1. Сенсорная связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. П. Линей и Д. Норман.

2. Кратковременная память. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация обрабатывается и интерпретируется. Объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единиц (Г. Эббингауз).

3. Промежуточная (буферная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память.

4. Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения.

Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от следующих факторов:



· величины класса (количества альтернатив, из которых производится выбор);

· ценности информации;

· установки человека;

· логическая категоризация.

II.По характеру:

1. Образная;

2. Словесно-логическая;

III.По способу восприятия:

1. Двигательная

2. Зрительная

3. Слуховая

4. Обонятельная

5. Осязательная

6. Эмоциональная (самый сильный вид памяти)

Процессы памяти.

1. Кодирование.Этот процесс уже начинается на стадии сенсорной памяти, когда распадаются физические характеристики стимула. Однако. Основной процесс кодирования происходит на стадии долговременной памяти, так как именно здесь осуществляется анализ и идентификация различных характеристик информации.

2. Хранение. Накопление материалов памяти по разному осуществляется в двух памяти:

1. В эпизодической ( автобиографической).

2. В семантической-в ней содержаться правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действиях. Здесь хранятся структуры, свойственные данной культуре.

Способы "укладки" информации:

1. Пространственная организация. Позволяет установить связи в нашем физическом и социальном окружении.

2. Ассоциативная организация. При такой организации элементы группируются по каким - то общим признакам. При такой организации мы относим каждый элемент к одному и тому же уровню в зависимости от того, соответствует ли он какой - то общей категории или более специальной.



3. Иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

 

3. Сохранение информации- то, что человек запомнил. Сохранение имеет свои закономерности. Оно может быть динамичным и статическим. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом - подвергается реконструкции и переработке. Реконструкция: а). Исчезновение деталей, Замена одних деталей на другие, . Изменение последовательности.

Извлечение

Извлечение информации может осуществляться 2-мя способами:

1. Узнавание

Узнавая объект, мы всегда относим его к определенной категории объектов. При полном узнавании человек безошибочно соотносит объект к определенной категории.

2. Воспроизведение

Бывает непосредственным и опосредованным. Непосредственное воспроизведение протекает без промежуточных ассоциаций. Опосредованное воспроизведение идет с промежуточными ассоциациями: слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект..

4. Забывание.

Процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С его помощью человек поднимается над бесчисленным количеством деталей и обеспечивает себе возможность адаптироваться. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающие актуализации, т. е. активации временных нервных связей.

Теории памяти.

Ассоциативная теория. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и математического программирования в этих областях знаний начали моделироваться процессы памяти, механизмы запоминания, способы хранения и воспроизведения информации с помощью ЭВМ. информационно-кибернетической.


Просмотров 575

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!