Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Описательная и расчленяющая (аналитическая) психология



Психология должна пойти путем, обратным тому, на который вступили представители метода конструктивного (объяснительного). Ход ее должен быть аналитический, а не построительный. Она должна исходить из развитой душевной жизни, а не выводить ее из элементарных процессов. Предметом ее должны являться развитой человек и полнота готовой душевной жизни.

В противоположность внешнему восприятию, внутреннее покоится на прямом усмотрении, на переживании, оно дано непосредственно. Тут нам в ощущении или в чувстве удовольствия, его сопровождающем, дано нечто неделимое и простое. Независимо от того, как могло возникнуть ощущение фиолетового цвета, оно, будучи рассматриваемо как внутреннее явление, едино и неделимо.

Различение, приравнивание, определение степеней различия, соединение, разделение, абстрагирование, - вот сколько процессов заключено во всяком внутреннем восприятии. Отсюда вытекает интеллектуальность внутреннего восприятия, как первая особенность постижения внутренних состояний, обусловливающего психологическое исследование.

Вторая особенность постижения душевных состояний: постижение это возникает из переживания и связано с ним неразрывно. В переживании взаимодействуют процессы всего душевного склада. Отдельный процесс поддерживается в переживании всей целостностью душевной жизни, и связь, в которой он находится в себе самом и со всем целым душевной жизни, принадлежит непосредственному опыту.

Шпрангерпонимающей психологии. Развивал идеи целостной («структурной») психологии, которую он противополагал естественнонаучной «психологии элементов». «Духовнонаучная», или понимающая психология должна рассматривать душевный процесс как некоторую целостность в его смысловых связях, т. е. в его включенности в определенное содержание культуры. Единств. путём познания любых духовных форм Ш. считал постижение индивидуальной структуры духа. Призывая освободиться от «социологической иллюзии» — сведения науки, искусства, нравственности и религии к общественным силам, Ш. признавал неразрывную связь социальной формы и культурного содержания, но решающую роль отводил не формам обществ. отношений, а «лично-человеческому» и «предметно-культурному» содержанию, развёртывающемуся в этих формах и определяющему их ценность.



Представители феноменологизма, которых нам нужно знать:

Э. Гуссерль (1859 -1938) основатель феноменологии как философского движения.

Решающее значение имел осуществленный Гуссерлем переход к новому типу идеализма. Этой цели служил предложенный им метод феноменологической редукции». Эпохэ (epoche), или методическое воздержание от любых суждений и верований, является необходимым предварительным шагом в процедуре выделения поля восприятий как таковых и нахождения «абсолютного» основания для философии.

В работах Гуссерля рельефно представлена его оппозиция натурализму. Дескриптивная наука об опыте, рассматриваемая чисто рефлексивно или «трансцендентально», должна была дать философии «радикальное» начало, свободное от каких-либо предпосылок.

М. Мерло-Понти (1908 - 1961). Феноменология, согласно Мерло-Понти, есть философия, проясняющая мир и экзистенцию в их сущности и изначальной взаимосвязи. Искать сущность мира, по мнению Мерло-Понти, не означает искать то, что есть мир в идее, но есть усилие понять, что он есть для нас на деле до всякой тематизации. Мир есть не то, что человек думает, но то, что он воспринимает и чем он живет.

Типом "первоначального опыта" экзистенции, на уровне которого осуществляется изначальное конституирование субъективности, смысла, реального мира в его специфичности и в целом человеческого мира как мира культуры, для Мерло-Понти является опыт восприятия как феноменальный слой опыта субъективности. Искать сущность восприятия для Мерло-Понти означает утвердить его в качестве имеющегося в нашем распоряжении "доступа к истине". "Феноменология восприятия" есть попытка описать восприятие в качестве онтологически первичного, бытийного пласта человеческого опыта, осуществляющегося спонтанно, не зависимо от рационального и рефлексивного познания и являющегося, напротив, предпосылкой и основой объективного, рационального и рефлексивного познания. Содержания, смыслопорождающие структуры и механизмы жизни этого слоя опыта продуцированы не "чистым сознанием" классического рационализма.



Важнейшей идеей экзистенциальной феноменологии Мерло-Понти, как и феноменологии Гуссерля, является идея единства (целостности) человеческого опыта. В соответствии с этим, центральное место в его концепции занимает проблема поиска путей философских средств его выявления и обоснования.

Задачу феноменологии в исследовании открытого ею "жизненного мира" Мерло-Понти усматривает не в описании последнего в качестве "того непрозрачного данного, что несет в себе сознание", а в анализе его конституирования. Истолкование "жизненного мира" производится "в отношении самого жизненного мира и обнаруживает, по эту сторону феноменального поля, трансцендентальное поле".

 

 

Психикачеловека какпредмет системного исследования

Основным (если не единственным) объектом психологических исследований является человек — сложнейшая из известных науке систем, обладающая уникальными характеристиками, и прежде всего способностью к саморегуляции.



Одним из труднейших является вопрос об определении в этом многообразии тех качеств, которые составляют предмет психологического исследования.

Системные качества, заслуга открытия которых принадлежит Марксу, «самые сложные среди всех качественных определенностей. Являясь интегральными качествами, они недоступны прямому наблюдению и могут быть выявлены только путем научного анализа.

Как показал Рубинштейн, человеческому бытию присущи многоплановость, многоуровневость и многослойность. Согласно системному подходу любое явление возникает и существует в рамках некоторой (достаточно большой) системы явлений. При этом важно, что связи между явлениями, являются существенными условиями возникновения, существования и развития каждого из них, а вместе с тем и системы в целом.

Фундаментальное значение для понимания процессов ощущения и восприятия имеет асимметрия строения органов чувств. Это было убедительно показано Б. Г. Ананьевым в исследованиях ощущений разных модальностей, восприятия пространства и пространственной ориентировки. Им было введено понятие функциональной асимметрии, которая формируется на основе асимметрии структурной.

Сформированное в науке общее положение о единстве структуры и функций имеет самое непосредственное отношение и к психологическим исследованиям. Важно только иметь в виду, что связь структуры мозга (и организма в целом) и психических функций является весьма сложной (не прямой).

Любую функцию трудно понять, если рассматривать ее саму по себе, в отрыве от той системы, в кото'рой существует и развивается объект, обладающий этой функцией. Они относятся к системам, в которые объект включен.

«Основной компонент любой социальной системы — человек как социальное существо. Общество является для индивида той системой, в рамках которой его связи и отношения с другими индивидами (и их общностями) выступают как существенные необходимые условия его существования и развития (в том числе психического).

Образ жизни общества выступает как ««синтетический комплекс» экономических, политических, социально-бытовых, культурно-идеологических и особых психологических черт».

Конкретный человек (индивид) является компонентов многих-подсистем общества и включен во многие стороны их развития. Позиция, занимаемая данным конкретным человеком в обществе (и его подсистемах), определяет направленность, содержание и способы его деятельности, а также сферу и способы общения этого человека с другими людьми, т. е. образ его жизни, как члена общества, а это, в свою очередь, детерминирует развитие психологических свойств его личности. Задача психологии в том, чтобы понять, как социальная система , детерминирует психологические свойства людей, какой механизм здесь действует.

Принадлежность человека к биологической системе определяется самим фактом его происхождения. Его принадлежность к биологической системе (и к природе в целом) остается необходимым условием его существования и развития.

Многообразие биологических свойств человека определяется многообразием типов (или уровней) организации живого.

В. И Вернадский выделяет четыре фундаментальных типа организации живого: организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный. В исследовании биологических свойств человека чаще всего обращаются к организменному уровню.


Вопрос о соотношении/психи' ческих и нейрофизиологических процессов; это вполне естественно, поскольку субстратом психического является нервная система.

Перспективным представляется подход, опирающийся на принцип системности в анализе уже самих нейрофизиологических основ психики. Он развит в теориях функциональной системы «паттернов мультиклеточной активности» пространственной синхронизации мозговых процессов. С позиций этого подхода целостные психические и элементарные нейрофизиологические процессы сопоставляются не прямо, а через анализ общемозговых системных механизмов, через системные процессы, объединяющие элементы в одно целое: в функциональную систему поведенческого акта.

Таким образом, психическое в отношении к нейрофизиологическому выступает как системное качество: оно реализуется не во множестве отдельных элементов, а в динамике функционирования мозга как целостной системы.

Рассмотрение включенности человека в физическую систему. Анализ среды, в которой живет человек, —ее физические свойства. Орудия, которыми человек пользуется в своей деятельности, — это тоже физические тела.

Необходимость ориентировки живого организма в окружающей среде привела к тому, что в процессе биологической эволюции сформировались органы чувств, обеспечивающие отражение механических, физических и химических свойств предметов и явлений материального мира.

Исследуя сенсорные и перцептивные процессы, психология вынуждена обращаться к анализу физического взаимодействия органов чувств с теми предметами, которые в этих процессах отражаются.

Человек сам является физическим телом. Физические качества человека, когда мы обращаемся к анализу механизмов психической регуляции предметно-практических действий (манипулирование предметами, перемещение человека в пространстве т. п.),

Итак, человек как бы находится на пересечении многих разнопорядковых систем5.В этом плане о его существовании можно говорить как о полисистемном процессе. Авместе с тем психика представляет собой нечто целостное, интегральное. Целостность психических 'явлений, ихнеразложимость «на кусочки» отмечается обычно как'одна" из их фундаментальных характеристик.

Единство психики как системы выражается в ее общей функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, психика осуществляет регуляцию поведения.

Невозможно вырвать психические явления из тех множественных отношений, в которых они реально существуют, рассмотреть их сами по себе. В психологии так часто возникают дискуссии о ее пред-мете: попытки поиска одного-единственного основания для всего многообразия психических явлений, для всей их системы (например, попытки вывести психику целиком из биологической или из социальной системы). Вторая тенденция — попытки понять психическое как нечто существующее вне систем других явлений. При этом предметом психологии иногда объявляется то, что остается еще не выясненным в ходе развития других наук.

Нам представляется, что природа психического может быть понята только на основе системного подхода, т. е. рассмотрения психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система. Только на основе системного подхода могут быть объединены и многочисленные области психологической науки.

 

 

СИСТЕМНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ.

 

Всё детерминировано. Необходимо рассматривать поведенческий акт и психические явления в системе других явлений материального мира. Их детерминация не может быть понята вне этой системы. Когда речь идет об исследовании поведенческих актов (даже са­мых простых), то нужно иметь в виду, что мы всегда имеем дело не с отдельными изолированно существующими воздействиями, а с системой воздействий. В качестве причин того или иного поведен­ческого акта выступает, как правило, не отдельное событие, а си­стема событий, или ситуация.

В психологии, как отмечалось, было (да и до сих пор есть) не­мало попыток исследования поведения на основе принципа линей­ного детерминизма. Наиболее полное выражение этот принцип получил в формуле «стимул—реакция». Но линейный детерминизм не м/т объяснить все сложные проявления психической жизни чела. Тогда вводится идея опосредствования. Но чтобы понять причинно-следственные связи в сложных систем­ных объектах, мало сказать, что они являются опосредствованны­ми. Необходимо раскрыть реальные функции тех звеньев системы, которые выступают в роли опосредствующих. Если эти функции не раскрыты, то мы попадем в «трясину неопределенности».

Сеченов утверждал, что внешние условия действуют не иначе, как через посредство психологических характеристик и свойств человека. Именно психика является тем звеном, которое необходимым образом опосредствует связь внешних воздействий и поведенческих актов. Тем самым психическое было по­ставлено в единый ряд причинно-следственных связей материального мира. Попытки изучения психических процессов самих по себе, вне поведения, неизбежно приводят к отказу от научных методов познания.

Как только мы пытаемся вырвать отдельные «непосредственные» связи из системы, в которой они только и существуют и вне кото­рой они существовать не могут, мы неизбежно получаем неточную, искаженную картину.

Отсюда вытекает необходимость рассмотрения поведенческого акта и включенных в него психических процессов как единой си­стемы.

Одним из основных требований, вытекающих из теории отраже­ния, является требование: рассматривать психические явления в системе других явлений материального мира. Их детерминация не может быть понята вне этой системы.

Когда речь идет об исследовании поведенческих актов (даже са­мых простых), то нужно иметь в виду, что мы всегда имеем дело не с отдельными изолированно существующими воздействиями, а с системой воздействий. В качестве причин того или иного поведенческого акта выступает не отдельное событие, а си­стема событий, или ситуация.

Любая деятельность (как и поведение в целом) исходит из оп­ределенных мотивов и направлена на достижение определенной цели. Внешне деятельность выступает как реализация некоторой про­граммы, определяемой целью. Известно, что понятие «цель» очень часто связывается с телеологическими представлениями, противопоставляемыми детерминистическим. Материалистическая диалектика преодолевает это противопостав­ление, обеспечивая возможность рассматривать самый процесс це-леобразования и целеполагания как детерминируемый. Цель и связанная с ней программа формируются на основе отражения той действительности, в которой человек живет. Вместе с тем она регу­лирует его деятельность. Таким образом она органически включается в общую систему причинно-следственных связей, более ши­роко: всех форм связей, характеризующих детерминацию

Как отмечает Ковач, саморегуляция личности дает возможность в некотором смысле «преодолевать» действие внешних факторов. Это, конечно, очень сильно затрудняет анализ причинно-следствен­ных связей в поведении человека. В самом деле, допустим, прово­дится простейший психологический эксперимент, в «котором испы­туемый должен при появлении некоторого сигнала выполнить какое-то движение. Исходя из известных законов обнаружения, различе­ния, опознания и т. п., ожидаются определенные характеристики этого движения. Но вдруг оказывается, что испытуемый действует совсем не так, как ожидалось. Нередко данные, не соответствующие общей тенденции (некоторому предполагаемому закону), рассмат­риваются как артефакты: их просто не принимают в расчет как случайные.

Значит, изучая поведение, необходимо всегда иметь в виду их сложное строение и большие возможности человека в плане саморегуляции.

Дело осложняется еще и тем, что в психологических исследова­ниях мы очень часто сталкиваемся с разделенностью причины и следствия во времени.

В поведенческий акт, совершаемый в настоящем, включаются навыки, знания, умения, сформированные в прошлом, т. е. «аккумулированное прошлое». При этом интервалы между моментами их приобретения и использования также могут быть различны. В систему детерминации так или иначе включается и самый пове­денческий акт с его прошлым, настоящим и будущим.

Когда обращаются к изучению поведенческих актов, то их ва­риативность, определяемая их целенаправленностью, саморегуля­цией, различной степенью накопления и интеграции прошлого опы­та и другими факторами, обстоятельствами, условиями и т. п., соз­дает подчас внешнее впечатление господства случайностей, якобы проявлений «абсолютной свободы» и т. д. Но на самом деле эти акты также объективно детерминированы, как и любые другие явле­ния.

Все эти трудности для линейного де­терминизма непреодолимы. Их можно преодолеть только на пути системного подхода, требующего рассматривать изучаемые явления как сложные, многомерные, многоуровневые, динамические. Такой подход позволяет рассматривать накапливаемые в психологии раз­норечивые данные в единой логике, объяснить их действием одних и тех же закономерностей.

«Системообразующий фактор».СФ как бы задает «направление действия» закона. Причины, воздействующие на систему, могут быть сходны или даже идентичны, но следствия — различны, даже противоположны, и наоборот. Но тем не менее в их связях может проявляться один и тот же закон. В поведении человека в качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, цели, задачи, установки, субъективно-лич­ностные отношения, эмоциональные состояния и т. д.

СФ формируется и развивается в процессе жизни индивида в обществе. Чтобы понять закономерности форми­рования СФ, мы должны исследовать эту жизнедеятельность в контексте развития общества, т. е. перейти к анализу макросистемы.

 

Вопрос 49.


Просмотров 466

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!