Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Информационно-когнитивные модели восприятия



ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД (в психологии) — один из основных методов когнитивной психологии, в котором человек рассматривается как сложная система обработки информации. Процесс обработки состоит из ряда последовательных или параллельных во времени этапов, на каждом из которых выполняются специфические операции по преобразованию информации (кодирование, выделение от дельных признаков, фильтрация, распознавание, осмысливание, выработка решения, формирование ответного действия и т. п.). Основные характеристики этапов: пропускная способность (скорость переработки), информационная емкость, тип кодирования, длительность цикла преобразования. Конечной целью И. п. является построение частной или обобщенной модели исследуемого психического процесса. Такая модель является эвристическим средством собственно психологического анализа и состоит из гипотетических блоков, соединенных последовательно или параллельно и выполняющих конкретные функции преобразования информации

Разрабатывались в русле когнитивной психологии.

Основные процессы когнитивной психологии: процессы приемы переработки хранения и воспроизведения. Восприятие сводилось к проблеме распознавания. Модели – попытки описать процесс распознавания образов.

Модели:

1.сравнение с эталоном: процесс внимания осуществляется путём сравнения с неким эталоном. Проблемы: 1. Если распознавание происходит таким образом то в нашей памяти должно храниться огромное количество эталонов; 2. Формирование эталонов – как это происходит?

2. сведение объекта к сочетанию признаков. Нет сличения с эталоном а происходит сличение с некоторым элементарным набором признаков и если обнаруживается сходство то мы опознаём объект. Этот вариант дополняет первый вариант, но как и первый вариант во-первых: чем больше признаков характеризующих перцептивный объект тем сложнее протекает процесс опознания, но это не всегда так , например, распознавание человеческих лиц происходит быстрее чем некоторых геометрических фигур.

Сочетание первого и второго подходов.



4. идея прототипа Элеонора Рош. Идея – на самом деле прототипеческая модель сохраняет некоторое сходство с первым. Прототип – некий представитель, который не является неким статистическим представителем или усредненным примером, это реальный представитель, но такой представитель который характеризует целый класс. Например: птицы типа синицы или воробей но это только для европейцев.

Объект опознаётся континуально, а не категориально, т.е. от нуля до единицы, т.е. «это птица», «это почти не птица» и т.д. => в этой модели быстрее опознаются те предметы которые очень близки к прототипы а сложнее всего те объекты которые дальше всего от прототипа. Пример: ошибка когда дети говорят что кит – рыба, потому что срабатывает прототип.

Модель хорошо работает когда классы хорошо различны

 

 

№ 43. ПОНИМАЮЩИЙ И ОБЪЯСНЯЮЩИЙ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

Объясняющий подход: попытки объяснить, вывести законы, найти механизмы д/того, чтобы использовать их в прагматических целях – воздействовать, изменять, управлять. Сюда относятся все направления позитивистского толка (бихевиоризм, когнитивная теория).

Человек живет в мире феноменов, порожденных его субъективным опытом. Д/чела важен тот мир, кот он его воспринимает, а не тот, кот есть на самом деле. Мы не знаем, какой он на самом деле.

Дильтей

Объяснительная психология

Под объяснительной психологией разумеется выведение фактов, данных во внутреннем опыте из ограниченного числа добытых путем анализа элементов. Под элементом разумеется всякая составная часть психологического основания, служащая для объяснения душевных явлений. Таким образом, причинная связь душевных процессов по принципу ассоциации, является таким же элементом для построения объяснительной психологии, как и допущение бессознательных представлений или пользование ими.



Ограниченное число однозначно определенных элементов, из которых должны быть конструируемы все явления душевной жизни, – таков капитал, с которым оперирует объяснительная психология. Совокупность и отношение этих элементов образует гипотезу, при помощи которой объясняются душевные явления.

Таким образом, метод объясняющего психолога совершенно тот же, каким в своей области пользуется естествоиспытатель. Это сходство обоих методов еще увеличивается оттого, что в настоящее время, благодаря примечательным успехам, эксперимент стал во многих отраслях психологии вспомогательным средством ее.

Пр-р объяснительной психологии – ассоциативная школа.

Первый признак объяснительной психологии заключается в том, что она делает выводы из ограниченного числа однозначных объяснительных элементов. В современной психологии тем самым обусловливается и второй признак, а именно, что соединение этих объяснительных элементов носит лишь гипотетический характер. При взгляде на ход развития объяснительной психологии особенно бросается в глаза постоянное увеличение числа объяснительных элементов и приемов. Это естественно вытекает из стремления по возможности приблизить гипотезы к жизненности душевного процесса. В той же мере, в какой накопляются элементы и приемы объяснения, понижается ценность их испытания на явлениях. Тем самым разбивается основное ядро объяснительного метода – испытание гипотетических объяснительных элементов на самих явлениях.


Просмотров 539

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!