Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Стадия сонсомоторного интеллекта (0-18 мес.)



· Развитие ощущения восприятия;

· Сенсорное развитие;

· Исходные схемы действия – рефлексы, на них же фомируются схемы действий в процессе ассимилиции и аккомодации;

· Абсолютно эгоцентричен;

· Не может отделить себя от внешнего мира;

Ø Объективизация практического интеллекта (с 8мес.)

· Навыки (условные рефлексы)

· Аккомодация

· Метод проб и ошибок

· Освобождение от бессознательного эгоцентризма

· Отделение себя от внешнего мира

Стадия дооперационного интеллекта.

Ø Дооперационный интеллект (до 7 лет)

· Развитие мышления – процесс интериоризации

· Эгоцентризм (умственная позиция в том, что предметы такие, какие дает ему его восприятие)

· Эгоцентрическая речь

· В процессе социализации эгоцентрическая речь отмирает

Свойства психики:

· Синкретизм (неспособность к логическому рассуждению)

· Обратимость мышления

· Трансдукция (от частного к частному, минуя общее)

· Анимизм (одушевление неживого)

· Интуитивное мышление на уровне восприятия (3-6 лет)

· Интуитивное мышление опираясь на предстваление (с 6 лет)

Ø Период конкретных операций (7-12 лет)

· Пердставление о сохранности мышления и его обратимости (мысленный возврат к данным, удерживание их в памяти)

· Классификация

· Сложение/вычитание

· Преодоление эгоцентризма

· Пр-пы мышления: а=в, в=с, значит, а=с

· Ранжирование пердметов

Стадия формальных операций (12-14 лет).

Ø Становление: мыслительные действия без опоры

Ø Достижение: абстрактные понятия, научное мышление, умение сторить гипотезы, манипуляция идеями.

 

Образ по Пиаже– интериоризированое действие.

Преобладание ассимиляции над акком. – игра

Преобладание аккомодации – подражание

Неуровновешенная система интеллектуальных операций – стадия дооперационального интеллекта.

Выготский

Ребенок с самого рождения включается в социум, отношения с другими людьми, и в процессе этого взаимодействия происходит преобразование природных ПФ в ВПФ. Формирование ВПФ, в т. ч. М. и Р. Полностью культурно обусловлены. Они не м/т возникать спонтанно, в рез-те саморазвития психики ребёнка.



Только осознанная и произвольная речь – ВПФ. В дошкольном возр у реб речь и мышление ещё не ВПФ.

Речь другого -> эгоцентрическая речь (утрачен коммуник компонент, но сохр комп рег-ции) -> внутр речь.

Эгоцентрическая речь есть переходная речь от внешней (социальной) к внутренней. Это озвученная внутренняя речь. Ее функция – ориентировка, осознание и преодоление препятствий, затруднений. Сначала ребенок адресует внешнюю речь взрослому, предлагая помочь ему, затем он сам начинает анализировать ситуацию с помощью речи, пытаясь найти выход. И, наконец, с помощью речи он начинает планировать то, что он не может сделать с помощью непосредственного действия. Так по Л.С. Выготскому рождается интеллектуальная и регулирующая поведение функция речи самого ребенка. Эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю.

Мышление ребенка проходит в своем развитии доречевую стадию. Примерно в 1-1.5 года линии развития мышления и речи ребенка перекрещиваются, совпадают, после чего мышление становится речевым, а речь – интеллектуальной.

4 стадии развития речи и мышления в онтогенезе:

1) Натуральная стадия. Доинтеллектуальная речь и доречевое мышление. Интеллект приматов.

2) Стадия «наивной психологии». Овладение грамматическими структурами и формами без овладения логическими структурами и операциями.



3) Стадия внешнего знака, внешней операции. «Счет на пальцах», эгоцентрическая речь.

4) Стадия «вращивания». Внешняя операция переходит внутрь, кардинально при этом меняясь.

До 7 лет детерминация мыслительной активности – в др людях.

 

Дж. Брунер

3 сп-ба познания мира.

1) действие

2) образ

3) понятия

Временные рамки развития примерно как у Пиаже, но признаёт влияние социума. У Пиаже последовательность жёстко задана внутренними механизмами развития, а у Брунера её можно сжать под влиянием обучения, ускорить процесс.

Ход развития детской речи.

  1. Вокализации:

· у младенцев – плач, смех,

· 2-3 мес – гуление,

· 6 мес – лепет (более слож сочетание звуков).

· Появление сложного двуслогового лепета (на 6—7-м мес.) достаточно точно совпа­дает с признаками специализации мозго­вых полушарий и возникновением преобладания одной из рук.

· К концу года, звукокомплексы, кот похожи на лепет, но осмыслены, – первые слова.

· К 2 годам – до 25 слов. 1.5 – 2.5 года – соединения слов, потом изменение грамматич формы слов при их сочетании. Важный момент, с этим моментом связано появление словотворчества.

  1. 3-7 лет – эгоцентрическая речь (Пиаже). Ее особенность состоит в том, что она не служит целям коммуникации. Дети указанного возраста в некоторых ситуациях (играя, рисуя и т. п.) говорят, ни к кому не обращаясь, сами для себя, как бы думая вслух. В школе – обучение чтению и письму, расширение лексики, употребление абстрактных понятий. Устная речь обогащается и используется для общения – прагматический аспект.

Развитие детской речи предпо­лагает действие двух факторов: социо­лингвистических воздействий людей, со­ставляющих окружение ребенка, и реали­зации генетической программы. Влияние социума: имитация, гипотеза симбиозиса (взрослый обеспечивает не только физич потреб реб-ка, но и его соц, умств, лингвистич активность, предлагает реб-ку образцы фраз и поощряет его речевые пробы). Природный фактор: спонтанные речевые проявления. По су­ществующей в настоящее время гипотезе самым общим генетическим основанием спонтанного речевого развития является функция мозга, состоящая в переключе­нии состояний психического возбуждения на двигательные, в том числе артикулятор-ные, органы, иначе говоря — выведении вовне внутренних психологических состо­яний.



 

В общем, по видам речи развитие идёт так: диалогическая (от 1 года) -> эгоцентрическая (3-4 года всплеск, потом угасание) -> внутренняя -> устная монологическая (с 6 лет) -> письменная (с 10).

 


Просмотров 493

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!