Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Воля. Место среди уровней психической регуляции. Различные подходы к пониманию и исследованию воли



Сознательный человек, приступая к действию, отдает себе отчет о последствиях, которые повлечет за собой осуществление стоящей перед ним цели, а также о мотивах, которые его к этому действию побуждают. Действие, совершающееся в условиях конфликта внутренне противоречивых тенденций, – это волевое действие.

Стремление выражается в виде влечения, желания или хотения. Потребность, в частности органическая выступает сначала в виде влечения. Влечение не осознано и беспредметно. Субъективное выражение потребности, ее отражение в психике должно стать осознанным и предметным – влечение должно перейти в желание. Это "опредмечивание" является необходимой предпосылкой возникновения волевой деятельности

Волевое действие всегда опосредовано более или менее сложной работой сознания – осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как цели. Волевое действие, исходя из побуждений, направляется на осознанную цель.

Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

1) когнитивный;

2) эмоциональный;

3) поведенческий (деятельный).

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

1) побуждение и осознание цели;

2) борьба мотивов;

3) акт принятия решения;

4) исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.



Джемс

При исследовании воли единственные непосредственные внешние проявл-я – это телесные движения. Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть.

Первым условием для возникновения волевых, произвольных движений является предварительное накопление идей, которые остаются в нашей памяти после того, как мы неоднократно произведем соответствующие им движения непроизвольным образом.

Моторная идея, предшествующая произвольному движению, представляет собой образ цели. Она не включает в себя способ выполнения, положение частей тела, траекторию их движения, она есть мысленное предварение чувственных впечатлений (непосредственных или опосредованных – иногда длинным рядом действий), которые явятся результатом данного движения.

Идеомоторное действие – волевое действие, при котором мысль о движении вызывает последнее непосредственно, без особого решения воли. Всякий раз, как мы при мысли о движении немедленно, не колеблясь, производим его, мы совершаем идеомоторное действие. Н-р, во время разговора я замечаю булавку на полу или пыль у себя на рукаве. Не прерывая разговора, я поднимаю булавку или стираю пыль.



Вставание в постели в холодной комнате. Лежим и думаем, как хорошо в тёплой постельке и как холодно в комнате, и не встаём. Потом начинаем думать о предстоящем дне и вдруг решаем, что хватит валяться и встаём. Объяснение от Джемса: Живо сознавая противоположность ощущений тепла и холода, мы тем самым вызывали в себе нерешительность, которая парализовала наши действия, и стремление подняться с постели оставалось в нас простым желанием, не переходя в хотение. Как только задерживающая действие идея была устранена, первоначальная идея (о необходимости вставать) тотчас же вызвала соответствующие движения.

Почему не все моторные идеи сопровождаются действиями? Да потому, что в этих случаях есть какая-то другая идея, кот парализует активность первой.

Тезис об идеомоторности: Всякое представление движения вызывает в известной степени соответствующее движение, которое всего резче проявляется тогда, когда его не задерживает никакое другое представление, находящееся одновременно с первым в области нашего сознания.

Особое решение воли, ее согласие на то, чтобы движение было произведено, является в том случае, когда необходимо устранить задерживающее влияние этого последнего представления. Решение «Да будет!» Именно этот элемент и характеризует сущность волевого акта. Обычно решение задерживается противодействующим ходом мысли. Идеомоторные действия – общий тип сознательных действий.

Нерешительность: если один из объектов сознания (н-р, моторная идея) побуждает к движению, а др задерживают его, то возникает состояние нерешительности. Наше внимание колеблется между противоречивыми объектами сознания, когда мы выбираем один из них и подчиняемся ему, то мы принимаем волевое решение. Объекты мысли = мотивы (борьба мотивов).

В общем, так. Обычно мы обходимся идеомоторными действиями. Если не получается, тогда прибегаем к волевым решениям «да будет!»



5 типов решимости

1) Разумная решимость. Это пассивная решимость, основания для действия вырисовываются сами.2) Решимость как подчинение внешним случайностям. Как бы полагаемся на волю судьбы.

3) Решимость как следствие нежелания чувствовать нерешительность. При таком подходе мы оказываемся скорее пассивными наблюдателями последствий собственных действий, нежели действующими по своему произволу. 4) Решимость как следствие духовного перерождения. Когда из легкомысленного беззаботного состояния мы переходим в серьёзное. Пр-р: пробуждение совести. 5) Решимость с глухим напряжение воли. Мы чувствуем, что окончательное действие обусловлено актом нашей воли. Здесь налицо чувство усилия, кот не было в предыдущих типах. (Пр-р: отречься от земных благ).

Курт Левин.

Действия бывают:

- по наличию намерения: преднамеренное (вытекающее из квазипотребности) / непреднамеренное;

- по хар-ру выполнения: управляемое / неуправляемое (полевое).

Преднамеренное действие как таковое не является основным случаем волевого поведения. Для отнесения какого-либо процесса к определенному типу, необходимо выдвинуть на первый план не то, предшествовал ли ему по времени какой-либо другой акт или нет, а сам характер протекания этого процесса.

Тезис. Преднамеренное действие, далеко не всегда от­личается тем управляемым характером, который образует противоположность им­пульсивному действию.

Пример с мальчиком, который боится собаки.1.есть намерения – не боятся и спокойно пройти мимо.->он контролирует свои действия и спокойно проходит мимо (волевое действие)2.есть намерения, но не контролирует свои действия ->быстро пробе­гает мимо (импульсивное). При­мер с напоминанием: есть наме­рение положить деньги на теле­фон, но нет намерения положить в опред. Банкомате(не определен характер протекания действия) – не волевое

Преднамеренное действие – чаще неуправляемое.Такие неуправляемые или малоуправляемые исполнительные действия очень часто возникают в ситуации преднамеренной активности; более того, они в извест­ном смысле более характерны для преднамеренного действия, чем контролируемое выполнение намерения.

Отказ от понятий «воля» и «импульсивность.Вместо них, по крайней мере, в контексте обсуждаемых здесь проблем, следовало бы упот­реблять:

1. Термин «управляемое действие»с противоположным ему понятием «не­управляемое действие» или, так сказать, «полевое действие»(то есть действие, которое непосредственно определяется силами поля). При управляемом действии человек обычно не отдается полностью соответствующему полю.

2. Понятие «преднамеренное действие», которое подразумевает не определенный тип ис­полнительного действия, а наличие предшествовавшего акта намерения, вытекание дей­ствия из квазипотребности.

Намерение возникает тогда, когда есть некое предвидение (образ будущего). 2 случая возникновения: 1) предвидимая сит сама по себе не облад такой силой побуд-ти, чтобы вызвать желаемое действие как полевое; 2) предвидимая сит естеств образом должна вызывать полевые действия, противополож намеченному.

Принятие решения. Эффект этого процесса состоит в том, что благодаря ему для определенного внутреннего напряже­ния создается или облегчается доступ к действию, к моторике. При решении новые психические напряжения не возникают. В челе сущ-ют неск-ко противоположно направленных напряженных систем (борьба мотивов), в рез-те реш-я они приводятся в равновесие или к-т из них выкл.

 

Леонтьев.

Хар-ки волевых д-вий.

1) Прежде всего, волевым актом по справедливости можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Но не все целенаправленные произвольные действия м/б названы волевыми.

2) Наличие выбора и принятие решения. Воля есть там, где целеподчиненное действие происходит в условиях выбора между двумя или многими возможными действиями.

3) Преодоление препятствий. Если действие совершается беспрепятственно, оно не может быть волевым, даже если оно с выбором и с принятием решения.

4) Полимотивированность действий, причём мотивы д/б разнонаправленными.

Итак, волевое действие есть действие, осуществляющееся в условиях полимотивации, когда различные мотивы имеют различные аффективные знаки, т. е. одни являются положительными, а другие — отрицательными. Если оба мотива являются положительными, то действие идет, но выпадает из категории волевых.

Проникновение в проблему воли потребовало от нас проникновения в мотивационную сферу личности, вот почему воля — глубоко личностный процесс.

Физиологическая гипотеза воли. Ф-ция нижнего (подкоркового) ур сост в том, чтобы подготовить тонику движения (скелетную мускулатуру). Ф-ция высшего ур – в осуществлении фазики движения. С этой точки зрения в высшей степени вероятным является допущение, что если ты оцениваешь высоту, с которой необходимо прыгнуть, пустоту, в которую надо шагнуть, то первоначальная оценка вызывает мгновенную преднастройку, т. е. тонические изменения в мускулатуре, подготавливающие движения не вперед, а движения противоположно направленные, т. е. на отодвигание от края этой условной пропасти. В то же время подается формирующаяся на высоком уровне команда «вперед». Получается дискоординация, несоответствие тонической подготовки и начинающегосяосуществляться фазического движения. Тоника говорит: «От края!», а фазика - «Через край!».

Объяснение волевого усилия. Допустим, группа мышц, совершающая отдергивание руки, приведена в готовность в этом направлении, т. е. подготовлено фазическое движение группы сгибателей. А команда (или самокоманда) идет на группу разгибателей. Получается, что нужно снять тонику с группы сгибателей и совершить вопреки отсутствию тонической подготовки движение, осуществляемое с помощью группы разгибателей. Объяснение волевого усилия, метафорически говоря, как усилия чрезмерного вследствие несовпадения эффекта тонической подготовки и содержания самого движения.

Узнадзе

Специфические признаки воли

1) Объективация собственного Я и возможного поведения. Субъект и его поведение, его деятельность противостоят друг другу. (Н-р, вот я, сплю, вот действие, кот надо совершить – встать).

2) Переживание поведения как феномена будущего, а не настоящего. Перед совершением действия мы обдумываем, стоит ли это делать.

3) Переживание Я в качестве единственного источника всякого волевого поведения («Как я поступлю зависит только от меня»). Стало быть, воля пережи­вается как активность Я.

4) Импульсивное поведение начинается с импульса потребности, завершаясь актом ее удовлетворения. В случае волевого поведения источником деятельности или поведения является не импульс актуальной потребности, а нечто совсем иное, иногда даже противоречащее этому импульсу. Необходимую для осуществления деятельности энергию волевое действие всегда заимствует из другого источника (не из актуального импульса).

Хар-ка волевого акта 9акта принятия решения).

Переживание «Я хочу» как переживание самоактивности, в котором уже сейчас дано то, что должно произойти в буду­щем. Следовательно, в акте воли переживается отношение субъекта к будущему поведению.

 

Квазипотребность

 

Под преднамеренным действием, из которого исходят в теоретических построениях, понимают процесс, имеющий в наличии все фазы, а именно процесс следующего типа:

1) первую его фазу составляет процесс мотивированияболее или менее длительная и напряженная борьба мотивов;

2) вторая фаза состоит в акте выбора, или принятия решения, намерения, прекращаю­щего эту борьбу;

3) за ним следует, сразу же или по истечении более или менее про­должительного промежутка времени, третья фаза — собственно преднамеренное дей­ствие в узком смысле слова.

Истинные потребности.Силы, действующие при акте намерения, обнаруживают далеко идущее типическое сходство с теми психическими силами, которые обычно обозначаются как потребности и которые берут свое начало во влечениях или в центральных волевых устремлениях (типа желания получить определенную профессию).

В результате акта намерения.Динамически намерение следует определить как возникновение квазипотребности, то есть состояния напряжения, которое обнаруживает далеко идущие параллели и реальную связь с истинными потребностями. Обозначение потребности как квазипотребности означало для Левина подчеркивание ее социальной обусловленности, т. е. того, что по своей природе она не врожденная и не биологическая, подчеркивание ее динамической характеристики. Иными словами, совершение какой-нибудь деятельности означает порождение динамической заряженной системы, возникающей в данной ситуации в данный момент; она не носит ни врожденного, ни биологического характера; она социальна по своему происхождению.

Пр-р квазипотребности: Чел хочет пить. Если он просто наливает стакан воды и пьёт, не задумываясь об этом, то он действует на основании истинной потребности – жажды. Его поведение прямо вытекает из того, что он испытывает жажду. Если чел хочет пить, но не знает, можно ли пить воду, которая есть в наличии, то он уже задумывается, стоит ли её пить? В этом случае у него возникает намерение, как можно удовлетворить жажду. Например, он идет и покупает минералку с мыслью «Мин вода полезна». В этом случае его поведение не проистекает прямо из истинной потребности, потому что, когда он хочет пить, он не пьёт то, что есть. Его поведение вытекает из квазипотребности: не просто выпить что попало, а выпить полезную мин воду.

Напряжение и побуждение к действию. Внутреннее состояние напряжения побуждает к осуществлению намерения, причем даже тогда, когда никакой предусмотренный соответствующий случай сам по себе не побуждает к действию.

Инстинктивные потребности и побудительность объектов.В случае инстинктивных потребностей (например, голода), мы также имеем дело с внутренними напряжениями, «нажимом» в определенном направлении, который побуждает к известным действиям — к действиям по удовлетворению потребности. С другой стороны, и здесь имеются известные вещи или события, которые привлекают человека, то есть обладают побудительностью.

Истинные потребности и квазипотребности.Как истинные потребности, так и последействие намерения проявляются в том, что определенные вещи или события обнаруживают побудительность, контакт с которой влечет за собой тенденцию к определенным действиям.

Побудительность объектов и событий.Вещи их собственная природа создает большие или меньшие затруднения для нашей деятельности или же благоприятствует ей, но еще и в том, что многие вещи или события, с которыми мы встречаемся, проявляют по отношению к нам более или менее определенную волю, побуждают нас к определенным действиям.

Побудительность и удовлетворенность потребности.Лакомый кусок, который еще недавно был источником сильного притяжения, становится нейтральным, как только человек насытился.

Побудительность и напряжение.Удовлетворение влечет за собой устранение состояния напряжения и может быть описано как психическое «насыщение».

Два типа связи квазипотребности с истинными потребностями.«Истинные» потребности, те, из которых выросли сами намерения. Следовательно, при намерении опустить письмо в почтовый ящик была потребность кого-то известить, основанная, в свою очередь, на еще более общей волевой цели.

Как только намерение принято или действие начато, захваченной оказывается «вся личность» целиком и тем самым устанавливается коммуникация с напряжением, связанным с «самосознанием» и «боязнью неполноценности». Индивидуальные различия в легкости, с какой такого рода побочные силы вливаются в действие выполнения намерения, а то и становятся его единственными движущими силами, представляются очень значительными: например, содержанием принятого жизненного идеала может быть желание «возможно тверже держаться принятого решения».

 

 

Квазипотребность

 

Под преднамеренным действием, из которого исходят в теоретических построениях, понимают процесс, имеющий в наличии все фазы, а именно процесс следующего типа:

1) первую его фазу составляет процесс мотивированияболее или менее длительная и напряженная борьба мотивов;

2) вторая фаза состоит в акте выбора, или принятия решения, намерения, прекращаю­щего эту борьбу;

3) за ним следует, сразу же или по истечении более или менее про­должительного промежутка времени, третья фаза — собственно преднамеренное дей­ствие в узком смысле слова.

Истинные потребности.Силы, действующие при акте намерения, обнаруживают далеко идущее типическое сходство с теми психическими силами, которые обычно обозначаются как потребности и которые берут свое начало во влечениях или в центральных волевых устремлениях (типа желания получить определенную профессию).

В результате акта намерения.Динамически намерение следует определить как возникновение квазипотребности, то есть состояния напряжения, которое обнаруживает далеко идущие параллели и реальную связь с истинными потребностями. Обозначение потребности как квазипотребности означало для Левина подчеркивание ее социальной обусловленности, т. е. того, что по своей природе она не врожденная и не биологическая, подчеркивание ее динамической характеристики. Иными словами, совершение какой-нибудь деятельности означает порождение динамической заряженной системы, возникающей в данной ситуации в данный момент; она не носит ни врожденного, ни биологического характера; она социальна по своему происхождению.

Пр-р квазипотребности: Чел хочет пить. Если он просто наливает стакан воды и пьёт, не задумываясь об этом, то он действует на основании истинной потребности – жажды. Его поведение прямо вытекает из того, что он испытывает жажду. Если чел хочет пить, но не знает, можно ли пить воду, которая есть в наличии, то он уже задумывается, стоит ли её пить? В этом случае у него возникает намерение, как можно удовлетворить жажду. Например, он идет и покупает минералку с мыслью «Мин вода полезна». В этом случае его поведение не проистекает прямо из истинной потребности, потому что, когда он хочет пить, он не пьёт то, что есть. Его поведение вытекает из квазипотребности: не просто выпить что попало, а выпить полезную мин воду.

Напряжение и побуждение к действию. Внутреннее состояние напряжения побуждает к осуществлению намерения, причем даже тогда, когда никакой предусмотренный соответствующий случай сам по себе не побуждает к действию.

Инстинктивные потребности и побудительность объектов.В случае инстинктивных потребностей (например, голода), мы также имеем дело с внутренними напряжениями, «нажимом» в определенном направлении, который побуждает к известным действиям — к действиям по удовлетворению потребности. С другой стороны, и здесь имеются известные вещи или события, которые привлекают человека, то есть обладают побудительностью.

Истинные потребности и квазипотребности.Как истинные потребности, так и последействие намерения проявляются в том, что определенные вещи или события обнаруживают побудительность, контакт с которой влечет за собой тенденцию к определенным действиям.

Побудительность объектов и событий.Вещи их собственная природа создает большие или меньшие затруднения для нашей деятельности или же благоприятствует ей, но еще и в том, что многие вещи или события, с которыми мы встречаемся, проявляют по отношению к нам более или менее определенную волю, побуждают нас к определенным действиям.

Побудительность и удовлетворенность потребности.Лакомый кусок, который еще недавно был источником сильного притяжения, становится нейтральным, как только человек насытился.

Побудительность и напряжение.Удовлетворение влечет за собой устранение состояния напряжения и может быть описано как психическое «насыщение».

Два типа связи квазипотребности с истинными потребностями.«Истинные» потребности, те, из которых выросли сами намерения. Следовательно, при намерении опустить письмо в почтовый ящик была потребность кого-то известить, основанная, в свою очередь, на еще более общей волевой цели.

Как только намерение принято или действие начато, захваченной оказывается «вся личность» целиком и тем самым устанавливается коммуникация с напряжением, связанным с «самосознанием» и «боязнью неполноценности». Индивидуальные различия в легкости, с какой такого рода побочные силы вливаются в действие выполнения намерения, а то и становятся его единственными движущими силами, представляются очень значительными: например, содержанием принятого жизненного идеала может быть желание «возможно тверже держаться принятого решения».

 

№ 39. ЭМОЦИИ, ИХ ФУНКЦИИ.

Анохин: биол т. Э.

Эмоции — физиологические состояния организма, имеющие ярко выра­женную субъективную окраску и охватывающие все виды чувство­ваний и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.

Эволюционный подход.На основании дарвиновского понимания эволюции приспособи­тельных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающим условиям.

Эмоция как сигнал вредности/полезности воздействия. Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма.

Биологическое значение эмоций. Вместе с тем организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействий, может быстро отреагировать с помощью определенного качества эмоционального состояния.

Основная функция эмоциональных ощущений. Эмоциональные ощу­щения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждаю­щий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма.

Основным признаком положительного эмоционального состояния является его закрепляющее действие, когда эффекторный акт, связанный с удовлетворением какой-то потребности, свер­шился с абсолютным полезным эффектом. Н-р, акт чихания.

Симонов

Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворе­ния, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее при­обретенного индивидуального опыта.

  1. Отражательно-оценочная ф-ция Э.

Э = f {П, (ИНС),...}, где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин—Ис) — оценка вероятности (возмож­ности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент. Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ин больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имев­шимся прогнозом (Ис больше, чем Ин) порождает положительные эмоции.

2. Переключающая ф-ция Э. Переключающая функция эмоций особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей по­требности, которая становится вектором целенаправленного поведе­ния.

3. Подкрепляющая ф-ция Э. При выработке инструментальных усл рефл непосредственным подкреплением является не удовлетворение какой-либо потребности, а получение желатель­ных (приятных, эмоционально положительных) или устранение не­желательных, (неприятных) стимулов. Пр-р: выработка реакции нажатия на рычаг у крыс с электродами в центре удовольствия.

4. Компенсаторная (замещающая ф-ция). Эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетатив­ные функции организма. Н-р, гипермобилизация вегетатики в ситуации прагматической неопределённости, реагирование по принципу доминанты (генерализация, способность отвечать одной и той же реакцией на широкий круг раздражителей).

Вилюнас. Эмоции предметны, поэтому эмоциональную сферу нужно представлять как отдельный пласт психического, как бы надстраивающийся над познавательным образом и занимающий промежуток между ним и внутренними психическими образованиями (потребностями, опытом...). Эмоция - носитель субъективного отношения к тому, что отражается.

Необходимость «сигнального» распознавания предметов в внещно оформленной среде обусловила возникновение способности ощущать; необходимость учета при действии с предметом именно тех условий, в которых он находится, обусловила возникновение именно комплексного, образного психического отражения, специфика которого заключается в способности животного выбирать именно те стимулы среди воспринимаемых, которые необходимы для действия.

Отражать ситуацию - значит получать информацию о возможных в ней действиях. Индивид должен выбрать те средства, которые способствуют приближению к цели. Объективные свойства вещи не содержат указания на ее необходимость организму, эмоции являются психологическими образованиями, которые окрашивают в образе отражаемое содержание, как бы добавляясь к нему.

Функция эмоций как обозначения в образе целей и побуждения к ним нарушает равнозначность ориентиров перед субъектом.

Эмоция - особое переживание субъективного опыта отражения реальности, придающее отдельным отражаемым структурам целевую характеристику и побуждающее субъекта к решению на уровне образа задачи о способе достижения этих целей, а в конечном итоге - к целенаправленной внешней деятельности.

В общем, ф-ция эмоций – целепобудительная.

IV. А.Н.Леонтьев

Теории эмоций в отечественной психологии

Рубинштейн. эмоция – психическое отражение актуального состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности

Признаки эмоций: 1. Эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к объекту; 2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательно внеположенными, часто образуется сложное противоречие), по Вундту: напряжение и разрядка, возбуждение и подавленность.

Двойственное отношение эмоции потребности: эмоция – конкретная психическая форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет нам удовлетворение или нет, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Но человек существо полимотивированное и один и тот же предмет (ситуация) может быть снабжен разным эмоциональным отношением (амбивалентность).

Эмоции и деятельность. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой – чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Ход деятельности: предвидение критических точек – нарастание напряжения – минуя точку – разрядка.

Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!).

Леонтьев.

Трудность проблемы нахождения функций эмоциональных процессов при­водила к тому, что давались самые общие гипотетические решения этого вопроса.

Прежде всего, легко выделить из общего класса эмоциональных процессов подкласс процессов особого рода, которые называют аффектами. Я имею в виду сильные, внезапно возникающие эмоциональные явления. Аффекты - эмоциональные, процессы и состояния, которые характеризуются большой степенью выраженности, интенсивности и которые, связаны с биологическими потребностями.

Черты аффектов:

· своеобразное их место в течении, протекании идей, или, в развертывании со­бытий, характеризующих деятельность человека во времени. Это то, что называют иногда «сдвинутостью» собственно аффектов как бы к концу. Итак, речь идет не о тех эмоциональных состояниях, которые возникают из перспективы или с ожи­данием получения важнейшей телеграммы.

функция следообразования. Это фун­кция особого рода, которая выражается в том, что аффект накапливается, склады­вается, фиксируется в виде аффективного знака объектов или ситуаций, при этом фиксируется очень быстро. В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущнос­ти, уже поздно искать выход, из которой нет выхода (медведь уже налицо), создает­ся своеобразное настораживание по отношению к аффектогенной, возбуждающей аффект ситуации, то есть аффекты как бы метят данную ситуацию. Мы получаем предупреждение.

На уровне социальных отношений человека, на уровне общения с другими людьми, на любом уровне.

Действие аффективных следов подчиняется двум принципам. Принципу бдительности, навязчивости этих следов, — «а не то ли это». И одновременно функции оберегания, которая выражается в торможении.

Аккумуляция, а не аккомодация в отношениях.В аффектогенной ситуации привыкания, адаптации нет, а есть лишь аккумуляция аффектов. То есть аффекты работают по принципу сосуда, который, в конце концов, может переполниться и привести к катастрофе. Вот почему я настаиваю на аккуму­ляции.

Эмоции составляют особый класс явлений относящихся к процес­сам внутреннего регулирования деятельности. Эмоции представляют собой смысловые образования, свя­занные чрезвычайно тесно с мотивами.

Отличие эмоций аффектов:

· эмоции имеют характер идеаторных процессов, а для возникновения аффекта необходимо наличие некоторой ситуации.

· эмоции не закрепля­ются за неким объектом или за некоторыми элементами ситуации.

· аккумуляции и канали­зации аффектов.

Эмоции коммуницируются, то есть передаются посредством, например, языка.

Эмоции тоже образуют эмоциональные следы, но это постэмоциональные состояния. Это настроения. Вместе с тем то, что мы называем настроениями — это своеобразная хроническая сигнализа­ция. Сигнализация аффективных состояний - это отноше­ние мотивов к их осуществлению, реализации этого мотива, или возможности такой реализации.

Чувства. В отличие от эмоций, я буду называть чувствами не ситуативные образования, не ситуативные эмоциональные, аффективные процессы, а предметные. И я бы харак­теризовал чувства, в отличие от эмоций и аффектов, через их предметность. Это свое­образная обобщенность. Это особая форма обобщения эмоций.

Что может быть предметом чувства? Я бы назвал это идеей — в очень широком смысле этого термина, идеальный объект уже в непсихологическом значении. Ско­рее, в объективном значении термина, как идеал. Эти предметы чувств могут символизироваться, то есть могут иметь своих замести­телей.

 

 

Леонтьев.

Значения и являются важнейшими "образующими" человеческого сознания.

Итак, значения преломляют мир в сознании человека. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность.

Понятия представляют собой результат процесса присвоения "готовых", исторически выработанных значений и что процесс этот происходит в деятельности ребенка, в условиях общения с окружающими людьми.

На ранних стадиях ребенок усваивает конкретные, непосредственно предметно отнесенные значения; впоследствии ребенок овладевает также и собственно логическими операциями. Интериоризуясь, они образуют отвлеченные значения, понятия, а их движение составляет внутреннюю умственную деятельность, деятельность "в плане сознания".

На ранних этапах, когда еще сохраняется общность мотивов деятельности участников коллективного труда, значения как явления индивидуального сознания находятся в отношениях прямой адекватности.. Оно разлагается вместе с разложением первоначальных отношений индивидов к материальным условиям и средствам производства. В результате общественно выработанные значения начинают жить в сознании индивидов как бы двойной жизнью. Рождается еще одно внутреннее отношение, еще одно движение значений в системе индивидуального сознания.

Так, например, все учащиеся постарше, конечно, отлично понимают значение экзаменационной отметки и вытекающих из нее следствий. Тем не менее отметка может выступить для сознания каждого из них существенно по-разному: скажем, как шаг (или препятствие) на пути к избранной профессии, или как способ утверждения себя в глазах окружающих, или, может быть, как-нибудь еще иначе.

Значения ведут двойную жизнь.

· они подчиняются общественно-историческим законам и вместе с тем внутренней логике своего развития.

· индивидуализируются и "субъективируются", но лишь в том смысле, что непосредственно их движение в системе отношений общества в них уже не содержится; они вступают в иную систему отношений, в иное движение.

Что радикально меняется, так это характер отношений, связывающих между собой

цели и мотивы деятельности.

Эти отношения и являются психологически решающими. Функция потребностей,

взятая со стороны сознания, состоит в том, что они "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением.

Личностный смысл связывает значения с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами.


Просмотров 678

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!