Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Эмоции как внутренний регулятор деятельности



Леонтьев.

Эмоции составляют особый класс явлений относящихся к процес­сам внутреннего регулирования деятельности. Эмоции представляют собой смысловые образования, свя­занные чрезвычайно тесно с мотивами.

Отличие эмоций аффектов:

· эмоции имеют характер идеаторных процессов, а для возникновения аффекта необходимо наличие некоторой ситуации.

· эмоции не закрепля­ются за неким объектом или за некоторыми элементами ситуации.

· аккумуляции и канали­зации аффектов.

Эмоции коммуницируются, то есть передаются посредством, например, языка.

Эмоции тоже образуют эмоциональные следы, но это постэмоциональные состояния. Это настроения. Вместе с тем то, что мы называем настроениями — это своеобразная хроническая сигнализа­ция. Сигнализация аффективных состояний - это отноше­ние мотивов к их осуществлению, реализации этого мотива, или возможности такой реализации.

Настроения представляют собой субъективные сигналы неадекватности деятельности ее мотивам и, следовательно, сигналы необходимости поиска адекватной деятельности. Задача на смысл, на открытие этого смысла. Всякий сигнал ориентирует, если говорить применительно к поведению, применительно к жизни живого существа. Эмоции в актуальной ситуации отражают адекват­ность-неадекватность ситуации деятельности ее мотивам, мотивации.

Итак, происходит ряд событий, на которые субъект отвечает множеством актов, множеством действий, принятыми решениями. Возникает, допустим, некоторое настроение: положительное или отрицательное. И вот возникает пауза, заполненная этим настроением. Что-то меня огорча­ет, у меня плохое настроение. Оно окра­шено со знаком «минус». Что его испортило?. Вы перебираете события. Когда вы возвращаетесь к эмоциогенной ситуации, то этот остаток, продолжающийся сиг­нал, усиливается. Вы делаете открытие — вот, оказы­вается, что вызвало, что зафиксировало эмоцию, продолжало настойчиво сигнали­зировать о себе. Возникает задача: откуда такая эмоция в ситуации, которую вы интеллектуально, абст­рактно, объективно оцениваете как отрицательную. Оказывает­ся, причина коренится в мотивационой сфере.



Когда вы встаете перед вопросом о двух однокорневых терминах «мотив» и «эмоция»: не из эмоции мотивы, а из мотивов — эмоции. Эмоциональные процессы суть внутренние сигналы, обозначающие ситуации, их место в мотивационной сфере человека.

 

П. В. Симонов ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ

Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворе­ния, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее при­обретенного индивидуального опыта.

Правило возникновения эмоций:Э = f {П, (ИНС),...],

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин—Ис) — оценка вероятности (возмож­ности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Анохин Биологическая теория эмоций.

Эмоция как сигнал вредности/полезности воздействия. Например, рассмотрим случай с поврежденной коленкой. Эмоция боли заставляет организм действовать так, что бы не затрагивать поврежденный участок, прибегает к вовлечению других групп мышц. В данном случае болевая эмоция играет роль своеобразного отрицательного «пеленга», помогающего организму воздерживаться от несовместимых с жизнью движений.



Всю деятельность можно разделить на 2 стадии: стадия формирования потребности и стадия ее удовлетворения. Как известно, потребности формируют побудительный характер к действию, и эти потребности как правило сопровождаются неприятными эмоциональными состояниями. Когда же потребность удовлетворяется, это сопровождается приятными эмоциональными состояниями.

В силу каких именно конкретных механизмов удовлетворение потребности создает положительное эмоциональное состояние. Основным признаком является его закрепляющее действие, как бы санкционирующее полезный приспособительный эффект. Такое закрепляющее действие проявляется только тогда, когда эффекторный акт, связанный с удовлетворением какой-то потребности, свершился с абсолютным полезным эффектом.

Как же ЦНС «узнает» о том, что какой-либо жизненно важный акт совершен на периферии в надлежащей последовательности и полноценном виде? Для ответа: «эфферентный интеграл» и «афферентный интеграл». Каждому акту периферического удовлетворения какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов и параметров будущего действия — «акцептора действия». Об успешности или неуспешности такого акта сигнализирует поступающая в головной мозг афферентная импульсация от всех рецепторов,(«обратная афферентация»).

Суть биологической теории состоит в следующем: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с аппаратом акцептора действия.

Цель поведения – полноценное положительное эмоциональное состояние.

И. Изард Теория дифференциальных эмоций



Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы.

ТДЭ признает за эмоциями функции детерминант поведения. Эмоции рассматриваются не только как основная мотивирующая система, но и как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию.

Согласно ТДЭ 6 систем личности создают четыре основных вида мотивации:

побуждения- результат изменения в тканях, происходящего циклично;

эмоции- переживательно-мотивационные феномены, имеющие адаптивные функции;

аффективно-когнитивное взаимодействие - это мотивационное состояние, возникающее из-за взаимодействия между аффектом или комплексом аффектов и когнитивными процессами

аффективно-когнитивные структуры- результат повторяющегося взаимодействия отдельного аффекта или комплекса аффектов с некоторым набором или конфигурацией знаний

Сложная аффективно-когнитивная структура может образовывать аффективно-когнитивную ориентацию, более глобальную личностную черту.

Феноменологически положительные эмоции имеют врожденные характеристики, которые склонны усиливать чувство благополучия, поддерживать его и побуждать к нему. И наоборот.

Эмоции обладают бесчисленным множеством детерминант. Три типа взаимоотношений субъекта и окружающей среды и пять типов индивидуальных процессов, влияющих на нейронную активацию эмоции, представлены в следующем списке.

А. Взаимоотношения субъекта с окружающей средой, которые вызывают эмоцию:

1. Восприятие, следующее за стимуляцией, являющееся производным от избирательной активности рецептора или чувственного органа.

2. Восприятие окружающей среды (прежде всего, ориентировочный рефлекс).

3. Спонтанное восприятие, или активность, присущая воспринимающей системе.

Б. Индивидуальные процессы, которые могут вызывать эмоции:

1. Память (как активная, так и испытанная).

2. Воображение.

3. Образное и предвосхищающее мышление.

4. Проприоцептивные импульсы от пантомимической или другой двигательной активности.

5. Эндокринная деятельность, воздействующая на нервный или мышечный механизм эмоции.

В теории дифференциальных эмоций мимика и обратная связь от мимической активности играют чрезвычайно важную роль в эмоциональном процессе и в эмоциональной регуляции.

Изард выдвинул гипотезу о том, что мимические комплексы — один из интегральных компонентов эмоции. В его теории эмоция состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

1. Нейронной активности мозга и соматической нервной системы.

2. Деятельности поперечно-полосатой мускулатуры, или мимической и пантомимической экспрессии и обратной связи «лицо—мозг».

3. Субъективного переживания.

Эмоциональные явления.

Разные авторы предлагают различные классификации эмоциональных явлений. Р. М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция.

Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.

Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой.

 


Просмотров 2056

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!