Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Проблема классификации мотивов и различные подходы к ее решению



Леонтьев.

Основная функция мо­тивов, в самом общем виде, состоит в том, что мотивы побуждают и направляют де­ятельность. Или это то, ради чего осуществляется деятельность. Под мотивом он понимает то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность.

Не всякий возникающий мотив является актуально действующим. То есть позволяющим осуществить целеобразование, а вместе с этим и действие. Поэтому нужно различать мотивы, себя не актуализировавшие, потенциальные, и мотивы актуальные.

Некоторый мотив данного действия может выполнять лишь побудительную функцию, то есть определять как бы динамику действия. Они положительно или отрицательно стимулируют действие. Но мотивы по отношению к действию выполняют и другую функцию, которую я называл направляющей. Дело все в том, что они имеют чрезвычайную функцию субъективного окрашивания цели, функцию смыслообразования. Мотивы раскрывают свою двоякую функцию: мотивы — это есть то объективное, что побуждает и направляет на себя деятельность, и в этом заключается побудительная функция мотивов. Но вместе с этим цели, на которые направляются действия, соответственно при­обретают то или другое значение для самого субъекта.

Но есть еще мотивы, которые стимулируют. Это — мотив-стимул. Побудительная сила у него осталась, а вторую функцию он не в состоянии выполнить.

Вы, вероятно, обратили внимание на то, что на вопрос о том, ради чего вы совершаете то или другое действие, вы сразу же испытываете затруднение: по крайней мере, вам нужно либо дать мотивировку, то есть открыть значение вашего акта или дать себе отчет в этом действительном побуждении. Здесь дихотомия — актуально сознаваемое и актуально не осознаваемое. Неважно, как они сознаваемы, ретроспективно или проспективно, то есть заранее. Проспективно сознаваемые — значит актуально соз­наваемые. Ретроспективно осознаваемые — значит актуально не осознаваемые.

 

Мюррей.

"...Самое главное, что следует открыть в человеке – ...это преобладающая направленность (или направленности) его активности, ментальной, вербальной или физической".



· первичные и вторичные потребности. Первичные или висцерогенные потребности связаны с характерными органическими явлениями и физическим удовлетворением. (потребность в воздухе, воде, пище). Вторичные или психогенные потребности выводятся из первичных и характеризуются отсутствием очевидной связи с каким бы то ни было специфическим органическим процессом или физическим удовлетворением. (потребность в приобретении, конструировании, достижении, признании, эксгибиции, доминировании, самостоятельности, уважении).

· открытые и скрытые потребности, (проявляющиеся и латентные). Можно сказать, что открытые потребности обычно проявляются в моторном поведении, тогда как скрытые – в мире фантазий и сновидений. Существование скрытых потребностей – в значительной мере следствие образования интернализованных структур (Сверх-Я), определяющих правильное или приемлемое поведение.

· фокальные и диффузные потребности. Сфера, с которой связана потребность, может расширяться или сужаться, а количество инструментальных актов, связанных с удовлетворением потребности, может увеличиваться или уменьшаться. В то же время Мюррей отмечает, что неспособность потребности к относительно стабильному "предпочтению" объекта и "перескакивание" с объекта на объект может быть столь же патологичным, как и фиксация.



· проактивные и реактивные. Проактивные потребности преимущественно детерминированы изнутри, когда человек становится "спонтанно действующим" в результате чего-то, происходящего в личности. Реактивные же потребности активируются вследствие некоторых событий в среде, как реакция на них. Эти понятия Мюррей использует также для описания взаимодействия между двумя или более людьми, когда один индивид выступает как проактор, а другой – как реактор.

· процессуальная активность, модальные потребности и эффектные потребности. Эффектные потребности — потребности, направленные на определенное желательное состоя­ние или результат. Беспорядочное, некоординированное, не­функциональное действие различных процессов (зрение, слух, мышление, речь и т. д.), возникающее с рождения, называется процессуальной активностью. Это — «чистое функциональное удовольствие», делание ради делания. Модальные же пот­ребности предполагают, что нечто осуществляется на определенном уровне качества и совершенства. Это все еще активность, к которой стремятся и которая приносит радость, но доставляет истинное удовлетворение лишь тогда, когда выполняется на определенном — высоком уровне.

В тех случаях, когда различные потребности осуществляются в одном и том же поведении, Мюррей говорит о смешении потребностей. Субсидирующая потребность – та, что служит удовлетворению другой: например, индивид может проявлять потребность в агрессии, но это служит лишь удовлетворению потребности в приобретении.

Маслоу.

Представляет пирамиду потребностей. Но что происходит с его желаниями, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи?

А происходит вот что — у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Именно это он и имею в виду, когда заявляю, что человеческие потребности организованы иерархически.



БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

1.Физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности.

3. Потребность в принадлежности и любви.

4. Потребность в признании. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих).

5. Потребность в самоактуализации. Говоря о самоактуализации, Маслоу имеет в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.

 

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста. Первые (также называемые дефицитарными, или Д-мотивами) заключают в себе чуть больше, чем низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии. По Маслоу, дефицитарные мотивы удовлетворяют пяти критериям:

• их отсутствие вызывает болезнь ;

• их присутствие предотвращает болезнь;

• их восстановление излечивает болезнь;

• при определенных сложных, свободно выбираемых условиях, человек предпочтет удовлетворить их;

• они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека.

Таким образом, дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение.

В отличие от Д-мотивов, мотивы роста (также называемые метапотребностями и бытийными, или Б-мотивами) имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (то есть увеличение напряжения)..

Маслоу сделал предположение, что метапотребности, в отличие от дефицитарных потребностей, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетности. Следовательно, одна метапотребность легко может быть заменена другой, если так диктуют обстоятельства жизни человека. Маслоу выдвинул наводящую на размышление гипотезу, что метапотребности, так же, как и дефицитарные потребности, являются инстинктивными, или имеющими биологические корни. Следовательно, они также должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей.

Более того, депривация метапотребностей, в отличие от депривации дефицитарных потребностей, не всегда переживается как осознанное желание. Человек не осознает, что игнорируются его метапотребности, как это бывает в случае с дефицитарными потребностями.

 


Просмотров 1319

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!