Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Опр 4. Множество актуализированных смысловых областей бессознательного есть мнемический контекст



Следствие 4.1 Понимание текста сознания происходит только в рамках мнемических актуализированных контекстов. При изм-и содержания сознания, эл-ты бессознательного становятся содержанием сознания, а элементов сознания становятся содержанием памяти. => м/но говорить, что познавательные процессы всегда опираются на бессознат основу. Актуализированный мнемический контекст – то содержание пам, кот опред-ет работу созн-я. Помнить – значит сохранять смыслы в тех отношениях, в кот они м/б репрезентированы сознанию.

Следствие 4.2 Если содержание сознания тождественно содержанию мнемического контекста, то текст сознания не осознаётся (эффект неосознаваемого мнемического контекста). Вспоминая слова, мы не осознаём сам факт воспоминания. Эксп Аллахвердова: 21 задание, 20 нормальных, а 21 – «воспроизведите все задания, кот вы выполняли до этого» - это давалось труднее.

Следствие 4.3 Смысла психики вне психики не сущ-ет. П. ч. это психическое явление, материал психики.

Леонтьев: сознание возникает в результате деятельности и общения. Агафонов: общение и деятельность (человеческие) возможны только при наличии сознания.

В общем, вопрос: возникновение сознания в теории Агафонова.

 

 

Платонов.

Научные понятия находятся в определенной иерархии в зависимости от их широты, значимости и общепризнанности. Самые широкие — это категории, т. е. основные и наиболее общие понятия. Психология пользуется всеми философскими категориями, поскольку они распространяются на все науки без исключения и в своей совокупности отражают наиболее общие свойства и законы развития реального мира. Это — материя, движение, время и пространство, количество и качество, противоречия, причинность, необходимость и случайность, форма и содержание, возможность и действительность, активность, внутреннее и внешнее и т. д.

Но психология имеет и свои категории, т. е. предельно широкие психологические понятия. В зависимости от степени широты следует различать два их вида.

Общепсихологические категорииэто понятия, объем которых совпадает с объемом психологической науки: психическое отражение, психическое явление, сознание, личность, деятельность развитие психики.



Но есть и частнопсихологические категории. Они представляют собой несколько взаимосвязанных психологических понятий, объемы и содержания которых в своей совокупности исчерпывающе совпадают с объемом и содержанием той или иной общепсихологической категории: понятия «психические процессы», «психические состояния» и «свойства личности» в совокупности своих объемов и содержаний совпадают с категорией психических явлений. Понятия «переживание», «познание» и «отношение» в совокупности дают категорию сознания. Потому они и относятся к частнопсихолопгческим категориям.

Чем более четко определены и связаны в единую систему общие и частные психологические категории, тем точнее и единообразнее понимаются и входящие в них понятия, отражающие отдельные психические явления.

Жизнь у научных понятий различна: одни, родившись как оперативное научное понятие, быстро умирают и становятся только научными архаизмами ( «рефлексология» В. М. Бехтерева).

Другие понятия, напротив, выражая сначала проблему, потом настолько укрепляются, что становятся принципом науки — доказанным исходным положением для дальнейших исследований. В качестве примера можно назвать принципы «детерминизм», «единство сознания и деятельности» и «личностный подход».



Наука ведь система знаний; знания — это усвоенные понятия; усвоение — возможность практического использования ранее понятого и запомненного. Наука состоит не из одних определений. Теория, как известно, это система понятий, а наука в свою очередь — система теорий.

В.А. Ганзен. Согласно ему, сущность этого метода состоит в том, что избирается некоторый базис, или множество объектов, характеризующееся полнотой и упорядоченностью, или другой язык с более явно выраженным синтаксисом и более последовательно раскрытой семантикой. Выбор базиса определяется интуитивными соображениями удобства, простоты и эффективности. В качестве одного из базисов, выступает базис пяти общенаучных категорий: субстрат, пространство, время, энергия информация. Эти категории присутствуют в качестве семантических множителей в составе содержания любого понятия.

В общепсихологическом смысле, поскольку речь идет об отношении психической и экстрапсихической реальностей, употребление этого понятия оправдано прежде всего потому, что выделяются разные типы отношений между соотносимыми реальностями: гомоморфные и изоморфные, коррелятивные и реципрокные

М.Г. Ярошевский ввел понятие о «категориальном строе психологической науки». Он обнаружил, что создатели теорий ориентировались на один относительно изолированный, заведомо приоритетный для исследователей психологический феномен (к примеру, бихевиоризм положил в основу своих взглядов поведе­ние, действие; гештальтпсихология – образ; и т.д.).

В психологии, как и во всех науках, категории выступили наиболее общими и фундаментальными определениями, охватывающими наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений. Категории более высокого порядка – метапсихологические категории(по А.В. Петровскому). В то время как базисными категориями являются: «образ», «мотив», «действие», к «метапсихологическим категориям» могут быть отнесены, соответственно, «сознание», «ценность», «деятельность» и др.



Формулируя в качестве одного из принципов теоретической психологии принцип открытостикатегориального строя, исследо­ватели получают возможность расширить базисные категории за счет психологического осмысления других понятий, фигурирую­щих в психологии, и, таким образом, могут быть построены но­вые диады: базисная категория – метапсихологическая категория.

Базисные категории психологии Метапсихологические категории
Образ Сознание
Мотив Ценность
Переживание Чувство
Действие Деятельность
Взаимоотношения (интеракция, взаимодействие) Общение
Субъект Я
Ситуация Предметность

В каждой метапсихологической категории раскрывается некоторая базисная психологическая категория через соотношение ее с другими базисными категориями (что позволяет выявить заклю­ченное в ней «системное качество»). В то время как в каждой из базисных категорий каждая другая базисная категория существует скрыто, каждая метапсихологическая категория пред­ставляет собой «развертку» этих латентных образований.

 

№2. индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность

Ананьева: «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида». Т.о. компонентами индивидуальности являются свойства:

w индивида(совокупность природных свойств);

w личности (совокупность общественных, экономических, политических и др. отношений) и

w субъекта деятельности (совокупность деятельностей и меры их продуктивности).

Индивидуальность предстаёт как некая интегральная характеристикачеловека.

ИНДИВИД

Итак, понятие «индивид» (с лат. – неделимый) выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «сглаживания».

Индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Речь идет о приобретенных реакциях, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения. Чем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их порожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более индивиды индивидуализируются. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, индивид является продуктом взаимодействия со средой, а не среды, взятой самой по себе.

ЛИЧНОСТЬ

Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. При этом личностные свойства в своём развитии не зависят от индивидных: может быть высокий уровень личностного развития и бедная индивидная основа (компенсаторное развитие).

Как совокупность отношений личность рассматривает и Мясищев. Он определил личность как совокупность отношений к миру, тем самым дистанцировавшись от подходов, которые строили в известном смысле замкнутую структуру личности из конгломерата таких составляющих, как психические процессы, свойства, способности, мотивы и т.д.

Подход к человеку как к личности связан, прежде всего, со взглядом на человека как единицу общества, определяемую её местом в социальной структуре.Поскольку общественные отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей, то иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность. Тут мы выходим на следующее понятие: «субъект деятельности».

СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Концепцию множественности миров Юргена Хабермаса. Он выделял три мира: внешний мир (это мир природы, которым человек овладевает, познавая его и преобразуя), социальный мир (это «наш мир», в который наряду со мной входят и другие люди) и внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования).

Взаимодействие человека с внешним миром – это становление деятельности и развитие человека как субъекта деятельности. Т.е. развитие человека как субъекта индивидуальной предметной деятельности связано с присвоением неиндивидуального социального опыта, т.е. с интериоризацией способов действий. Высшими интегративными характеристиками человека как субъекта деятельности являются способности, которые характеризуют психическую деятельность с её операциональной стороны, т.е. это инструментальные проявления личности.

Так как предметная деятельностьодновременно выступаетосновным способом включения человека в социальный мир, то вид деятельности человека непосредственно связан с его статусом в обществе. В этом смысле человек всегда является одновременно и субъектом предметной деятельности, и субъектом социальных отношений, т.е. личностью.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Индивидуальность (с точки зрения Ананьева) – это системная организация человека, некая интегральная целостность, включающая различные уровни его психической организации.

1. Понимание индивидуальности как единичности. В этом случае индивидуальность понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям общих личностных свойств. Чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии.

2. Понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт. В этом смысле индивидуальность есть некое дополнение к личности как носителю существенных черт и есть то, что отличает человека от других людей.

3. Понимание индивидуальности как целостности. В этом плане основной функцией индивидуальности как интеграта является сохранение и изменение своей сверхсоциальной сущности, основным содержанием – внутренний мир личности, основной формой деятельности – интеграция этого мира и как следствие личности. В индивидуальности интегрируются три формы развития:

w онтогенез – основная форма развития индивидных свойств;

w жизненный путь человека – форма развития личностных свойств;

w история производственной деятельности – развитие субъектных свойств.

Мерлин, развивая теорию интегральной индивидуальности,выдвинутую Ананьевым,выделяет следующие её системы и подсистемы:

1. Система индивидуальных свойств организма:

w биохимические;

w общесоматические;

w нейродинамические (свойства нервной системы).

w Система индивидуальных психических свойств:

w психодинамические (свойства темперамента);

w психические свойства личности.


Просмотров 602

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!