Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Понятие психики. Основные характеристики психического



Этимологически слово “психика(греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает.

Психика —это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

· сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

· психическое отражение углубляется и совершенствуется;

· обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

· преломляется через индивидуальность человека;

· носит опережающий характер.

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1) психические процессы,

2) психические состояния,

3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные— активные и пассивные переживания; волевые— решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.



Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека— наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Из методички Первушиной.

Основными функциями психики являются отражение и регулирование.

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.

Кроме этих свойств у психики в целом есть еще ряд фундаментальных свойств:

1.Психика отличается от не-психики (других непсихических явлений) тем, что у них есть общие физические характеристики: пространственные (трехмерность, объем) и энергетические (масса, вес, температура, проводимость), а у психики их нет.

2.Психический образ формирующийся в процессе психического отражения отличается от других видов отражения - физического, фото.

3.Субъективность - психика дана только субъекту, носителю психики.

4.Локализация психики. Некоторые говорят, что это вопрос не корректный, т.к. психика не имеет пространственной характеристики. Леонтьев: психика сидит на объекте.



Критерии психического акта, Л. М. Веккер

1. Предметность.

Конечные формулировки в его адрес (психического процесса) формулируются «в терминах свойств и отношений внешних объектов», т.е. воспринимая своей обонятельной системой некий запах, мы можем рассказать о нём лишь через призму описания интенсивности, полярности, насыщенности этого запаха относительно какого-то предмета его вызывающего. Получается следующее: предмет динамического процесса восприятия – определенный орган или система, в то время как, окончательный результат – отнесён к объекту.

2. Субъектность.

Когда нам приоткрываются некие свойства объектов внешнего мира в наше «поле зрения» не специально игнорируется процесс изменения самого «органа-носителя, которые данный процесс реализуют».

Речь идёт о том, что с восприятием только физиологическим, оперированием только свойствами и отношениями объекта, без добавления к этому индивидуального опыта и нашей способности интегрировать целостной и «предметно-структурированной картины восприятия» быть не может, т.е. те финальные воспринятые свойства некоего объекта не могут быть исчерпывающе описаны лишь языком физиологии.

3. Чувственная недоступность. Характеризуется тем, что психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению.

Своему носителю-субъекту психический процесс (восприятие или мысль) открывает свойства объекта, оставляя совершенно скрытыми изменения в субстрате, составляющие механизм этого процесса. Но, с другой стороны, изменения в субстрате, открытые с той или иной степенью полноты для стороннего наблюдателя, не раскрывают перед ним характеристик психического процесса другого человека.

Специфика и загадочность этой характеристики определяется тем, что другие встречающиеся в природе и технике виды предметных изображений в меру доступности их оригиналов чувственному восприятию доступны ему и сами.



4. Спонтанная активность. Определяет не прямое отношение к объекту или к его непосредственному субстрату, а выражение в поведенческом акте, во внешнем действии, побуждении, направляемом при посредстве психического процесса. Это та, форма активности, которая не только "оживляет", но и "одушевляет" физическую плоть организма.

 

 

ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ

С одной стороны, и язык, и сознание представляют собой порождение мозга человека как homo sapiens, с другой сто­роны, язык и сознание являются социальными продуктами, по­скольку сам человек есть социальное явление.

Отождествление языка и сознания (менталистическое направление)vs. Полное же разъединение и противопоставление языка и сознания («механистического» (бихевиористского)).

Взаимосвязь между языком и сознанием: основу выражаемого в языке содержания образуют мысли, через сознание, через от­ражательную деятельность языковые еди­ницы могут соотноситься с предметами и явлениями объективно­го мира. С другой стороны, в звуковых комплексах того или иного языка закрепляются результаты познания, а эти результаты служат ба­зой дальнейшего познания. Поэтому язык часто характеризуют как орудие, инструмент сознания, а взаимосвязь языка и сознания как их единство. Выготский. Важнейшими особенностями его концепции была идея опосредствованного характера человеческой психики. Частным случаем знаков являются языковые знаки: таким образом, язык выступает не как простая количествен­ная «прибавка» к психике, а как ее конституирующий элемент. Поэтому можно говорить о сознании человека как о языковом сознании. Их тесная взаимообусловленная связь проявляется в том, что язык как система знаков выступает средством формирования и развития мыслей, формой репрезентации результатов опредмечивания реальной действительности. Основная функция языкового знака с точки зрения связи языка и сознания состоит в том, чтобы обобщать (интегрировать) и конкретизировать, опосредствованно и абстрагированно представлять мыслительное содержание, которое исторически закрепляется за данным знаком. Познавательная функция языкового знака является основной, отличающей его от знаков прочих семиотиче­ских систем.

Отношение между языком и мыслью (сознанием) входит в более широкую проблему, – проблему соотношения трех звеньев: языка – сознания – объективной действительности.

Объектом сознания может выступать язык. Кроме того, сознание выполняет и посредническую функцию, соотнося языковую действительность с реальной действительностью.

Следует подчеркнуть, что при всех попытках разграничения разных форм существования языка, его двухаспектность всегда была камнем преткновения в исследовании природы языка и сознания, а также причиной односторонних концепций и различного рода крайних точек зрения на их взаимодействие. С.Л. Рубинштейн так характеризует эти трудности: «Трудность решения вопроса о соотношении мышления и языка, мышления и речи свя­зана с тем, что в одних случаях имеется в виду сознание как процесс, как деятельность, в других – мысль как продукт этой деятельности; в одних слу­чаях имеется в виду язык, в других – речь. Соотношение языка и речи берется то в функциональном, то в генетическом плане, причем в первом случае имеются в виду способы функциони­рования уже сформировавшегося мышления и роль, которую при этом играет язык и речь, во втором случае вопрос заключается в том, являются ли язык и речь необходимыми условиями воз­никновения сознания в ходе исторического развития сознания у человечества или в ходе индивидуального развития у ребенка».


Просмотров 1681

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!