Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПРОБЛЕМА происхождения и развития сознания



Теория Л.С. Выготского

Среда действовала на животное и видоизменяла его, а животное приспосабливалось к среде и это обуславливало биологическую эволюцию. При этом на животное влияли: генетические предпосылки развития индивида; результаты онтогенетического развития индивида; процесс реализации генетических предпосылок. С возникновением человека, который начал действовать на природу и видоизменять ее, используя орудия, добавляются: видовой, культурно-исторический опыт человечества; процесс присвоения видового опыта индивидом.

Развитие происходило следующим образом. Т.к. человек изменял природу, то его действие должно было подчиняться какому-то плану, целям. А, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т.е. управлять собой опосредовано, с помощью знаков. Т.к. человек трудился совместно, то ему необходимо было общаться. Общение же в процессе труда породило речь. Сначала весь процесс был интерпсихическим, т.е. межличностным. Затем человек начинает сам себе приказывать, и эти отношения превращаются в отношения с самим собой, т.е. интрапсихические. Закон про двойное рождение функции.

Теория А.Н. Леонтьева

В основе любых форм психического отражения от элементарных до наисложнейших лежит активность субъекта. Поэтому психическое отражение отстает от деятельности. Таким образом, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельностиколлективной. Коллективный труд, в свою очередь предполагал разделение труда. В рамках индивидуальной деятельности промежуточный результат становится самостоятельной целью. Таким образом, цель деятельности отделяется от ее мотива, и в деятельности выделяется новая единица – действие, что в психическом отражении сопровождается переживанием смысла действия. Смысл – отражение отношения цели к мотиву. Значение – обобщенная форма отражения субъекта общественно исторического опыта, приобретенного в ходе совместной деятельности и общения. Сначала осознаются действия других людей, а через них и собственные действия. \



Cознание по Леонтьевy имеет следyющий тpи макpостpyктypы:

1) Чyвственнyю ткань - нечто, отвечающее за pеальность нашего воспpиятия (входишь в комнатy, видишь что-то, а что это - не понятно), т.е. видимо неcт в себе савокyпность неких "паттеpнов сличения", пpи помощи котоpых мы воспpинимаем миp в пpеделах нами же созданной сyб'ективно-чyвственной надстpойки. Чyвственные обpазы pазличаются по тонy, модальности, yстойчивости и пp. Можно вспомнить опыты с псевдоскопом - pеальность воспpинималась в пpеделах чyвственной ткани, обpазы конфликтовали с об'ективно навязываемыми.

2) Пpедметное значение - это не пpосто чашка, а то, из чего можно пить. Значения пpеломляют миp в сознании индивида.

3) Личностный смысл - нy и что, что чашка? пить-то я все pавно не хочy! Cоответственно здесь весь сyб'ективизм, какой есть. Поpебности опpеделяют мое видение миpа. Тyт же и общественные, и кyльтypные и любые иные потpебности.Итак, Леонтьев считает, что труд рождается в недрах трудовой деятельности, совершенствование которого ведет к развитию мозга и органов чувств, что в свою очередь оказывает обратное стимулирующее воздействие на труд. Таким образом, социальное не причина, а эффект существования сознания.

Теория Э. Нойманна

Задача сознания – осознать себя как единство. Движущей силой развития сознания является центроверсия – это врожденная тенденция целого к созданию единства своих частей и к синтезу их в объединенные системы. Центроверсия обеспечивает единство и целостной системы, организма и равновесие в этом единстве. Либидо – энергия присущая как бессознательному, так и сознанию.



На начальных этапах сознание обладает малым количеством этой энергии. При ассимиляции б/с материала часть либидо направляется в сознание, а часть в б/с, где активизирует, наполняет энергией архетипические комплексы, которые посредством ассоциации могут подниматься наверх в виде случайных идей или же принимают вид новой б/с констелляции. У человека наряду с инстинктами появляются другие инстинкты – архетипы, которые также являются отпечатками мира, ассимилированными психикой и отложенные в ней. Человек бессознательно создает тот же созидательный процесс в своей душе, который находит в природе. Но с ростом области дифференциации растет необходимость управления и контроля, а значит, нужен и орган, выполняющий эту функцию – сознание. Сознание представляет собой синтез восприятия внутреннего и внешнего мира. Развитие сознания проходит архетипические фазы, которые проявляются в мифологических проекциях коллективного бессознательного человечества. Становление сознания происходит в результате дифференциации Эго и б/с. Лишь когда сознательное развитие человечества в целом достигнет стадии осознания себя как единства, будет преодолено уроборическое состояние, когда будущее человечество осознает, что свой центр-самость, един с самостью всего человечества.

В.М. Аллахвердов о взгляде на сознание как механизм проверки догадок об окружающем. Он считает, что психика и сознание порождаются в процессе логического познания. Мозг сам принимает решения, которые осуществляются автоматически, если в ситуации выбора известны критерии. Он находит закономерности в мире и на их основе предполагает ответ на ожидаемый сигнал. Если же критерии выбора неизвестны (буриданова ситуация), то мозг выбирает случайно, а протосознательные процессы приписывают этому случайному выбору статус закономерного, иначе говоря, строят догадку о реальности. Происходит маркировка данной информации, которая субъективно переживается как осознанность. Задача сознания выбрать критерии, по которым сличить ожидание с информацией о реальности, если произойдет рассогласование, то изменить критерии и опять сличить, при этом сознание работает на подтверждение своих ожиданий, защищая их. Когда ожидание подтвердится, то данная информация уходит из сознания.



Поршнев в интерпретации Аллахвердова.На первых порах сознание делало человека беспомощным. Архантропы были людоедами, которые поедали наиболее слабых представителей своего вида. Потом они специально стали разводить тех, кто послабее, но у кого больше голова, в которой, естественно, больше очень вкусных мозгов. Поэтому довольно быстро сформировались неоантропы: беспомощные, но с развитым большим мозгом и, следовательно, с сознанием. Они породили социальные отношения, воспользовавшись своим интеллектуальным преимуществом, и расправились с архантропами.

Рубинштейн.

Развитие созн-я у чела неразрывно св с общественно-трудовой жизнью. В развитии трудовой Д. – осн момент, из кот пристекают все отличия чела от жив и все специф особ-ти чел психики.

Труд как Д., направленная на опред рез-т (произв-во опред продукта), требовал предвидения. Необходимое для труда, оно в труде формировалось. Целенаправленность Д., строящаяся на предвидении, - осн проявление сознательности чела.

В филогенезе чела решающее значение имело изм-е образа жизни (предок спустился с деревьев на землю). Разв-е руки как орг труда и познания. Развитие труда и речи предопределило возник-е сознания.

Первой предпосылкой развития сознания чела было развитие мозга. Но разв-е мозга - продукт истор разви-я. Осн.з-н истор разв-я психики, созн-я у чела: чел разв-ся, трудясь, изменяя прир, он изменяется сам. Осн принцип развития – единство строения и функции – получает применительно к истор развитию психики свое классич выражение в одном из основных положений марксизма: труд создал чела, он создал и его сознание.

В труд действии, кот направлено на произв-во предмета, а не непосред на удовл-е потреб, разделены предмет (цель д-вя) и побуждение. Разделение тр приводит к тому, что Д. чела направлена на удовлетв не его собств потреб, а обществ д/того, чтобы потом были уловл его потреб. Т. о. цели чел Д. отвлекаются от непосред связи с его потреб и благодаря этому впервые м/б осознаны как таковые. Д. чела становится сознат, в ходе её формируется и проявляется созн-е чела как отражение независимого от него объекта и отношение к нему субъекта.

Специфично для сознания как такового, в отличие от писхики в целом, предметное значение, смысловое семантическое содержание. Семантическое содержание сознания – это обществ образование, сформировалось в процессе развития речи.

НЕКАЯ РАСПРОСТРАНЁННАЯ КОНСТРУКЦИЯ В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (СМИРНОВ И ПОРШНЕВ)

Формула:в процессе трудовой деятельности предок современного человека, сравнивая предметы, вовлекаемые в деятельность, находил общие функционально значимые признаки этих предметов, что обуславливает в конце концов выделение по общему признаку класса объектов и фиксацию его в соответствующем имени, а это и означает возникновение первых абстракций. Далее взаимодействие практической деятельности и опыта, фиксированного в языке, ведёт к прогрессирующему развитию сознания.

Основные моменты:

1.Генезис сознания раскрывается в неразрывной связи с антропогенезом и развитием нервных процессов, общих для предчеловека и высших животных.

2.Положение о решающей роли труда в возникновении сознания уточняется путем введения понятия «предтруда», характеризующего условно-рефлекторную, бессознательную, традиционную деятельность. Этой форме деятельности соответствует язык узких понятий, в котором нет обобщений и где имена представляют собой названия единичных объектов.

3.Собственно труд, язык и сознание возникают одновременно на таком уровне развития производительных сил, когда оказывается возможным индивидуальное, а не традиционное (социально-предустановленное) применение орудий труда.

 

Строение и функции сознания

СТРОЕНИЕ

Симонов П.В.:психика человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя Сознание, Подсознание и Сверхсознание.

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским. А.Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

w чувственную ткань образа;

w значение;

w смысл.

В.П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:

СОЗНАНИЕ
БЫТИЙНЫЙ СЛОЙ отражение, построение картины мира Рефлексивный слой отражение отражения ДУХОВНЫЙ СЛОЙ трансперсональный опыт
Чувственная ткань образа отражение построения образа (ощущение, восприятие) Биодинамическая ткань действия функция органа, кинестетика, ощущение своих действий Значения обобщённая форма отражения, включающая культурно-исторический опыт Смыслы включают индивидуальный опыт, отношения  
         

В работах Леонтьева чувственная ткань всегда есть некое впечатление, т.е. некий чувственный отпечаток предметного мира, порождаемый в процессе практической деятельности с этим миром. Всегда сохраняя «свою изначальную предметную отнесенность», чувственная ткань выполняет функцию придания чувства реальности сознательным образам. Итак, главное: чувственная ткань:

а) порождается в практическом взаимодействии с внешним предметным миром как непосредственное впечатление от него;

б) она служит материалом, из которого строятся сознательные, предметные («значимые») образы;

в) она выполняет функцию свидетельствования о внешней реальности, функцию «придания реальности сознательной картине мира».

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Носителем значений является язык. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же "не психологичны", как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними.

Смыслсубъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. Слово уголь, например, имеет разный смысл для разных людей (хотя одно и то же значение).

Агафонов считает, что сознание организовано как множественный текст, состоящий из познавательных контуров, которые есть частные случаи сознания. Тексты сознания осмысляются только в контексте прошлого опыта. Чтобы проверить свою картину мира на объективность человек должен соотнести ее с другими картинами мира в различные периоды времени и в познавательных различных контурах в один промежуток времени. Сравнение происходит при помощи памяти. Осознать – значит, найти связь между поступившей информацией и находящимися в познавательных контурах, соответствующими смыслами. Контур – лишь форма смыслопорождающей активности сознания.

ФУНКЦИИ

К основным функциям сознания относятся следующие:

1.отражательная;

2.порождающая (творческая, или креативная);

3.регулятивно-оценочная;

4.рефлексивная;

5.духовная.

Согласно Агафонову, родовой функцией сознания являетсяпонимание.В онтологическом плане сознание есть единство смыслов, в гносеологическом – механизм для их понимания. Сознанию всё дано только через обнаружение этого всего самим же сознанием в самом же себе.

 

Свойства сознания.

С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

  • построение отношений;
  • познание;
  • переживание.

Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий.

Сознание является продуктом и результатом деятельности систем, к которым относится и индивид, и общество, а не только мозг. Важнейшим свойством таких систем является возможность создания недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы. Сознание должно выступать в качестве "суперпозиции функциональных органов".

Свойства сознания как функционального органа:

  • реактивность;
  • чувствительность;
  • диалогизм;
  • полифоничность;
  • спонтанность развития;
  • рефлексивность.

 

 

12. Особенности психологии как науки.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.

1. это наука о самом сложном. Ведь психика – это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

2. сливаются объект и субъект познания.

Человек, пребывая в младенческом возрасте, не осознает и не помнит себя. Затем формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И постепенно, нарастает ощущение собственного "Я". Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?". Психические способности и функции, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь? Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания.

Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя.

3. особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Познать нечто – значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять, т.е научиться управлять своими психическими процессами, познавая себя, человек будет себя изменять.

О соотношении научной и житейской психологии.

6. Ж. знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология, стремится к обобщениям.

7. ЖПЗ носят интуитивный характер: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. НПЗ рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

8. способы передачи знаний и в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД.

9. В методах, получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии - наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

НПЗ располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

 

Вопрос 13.


Просмотров 1030

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!