Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






А) точно знать, что воздействует на человека;



Б) дать количественную и качественную характеристику этих воздействий;

в) зарегистрировать внешние реакции – внешнее поведение;

Г) соотнести раздражители.

I этап

Выготским культурно-исторической концепции - природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов.

II этап

Идея о том, что во взаимоотношениях с окружающей средой внешнему миру противостоит и его воспринимает человек деятельный, преобразующий действительность, то есть восприятие социальных воздействий, усвоение культуры, осуществляется в процессе активной деятельности. Над этой идеей работали Рубенштейн и Леонтьев.

Одной из линий реализации детерминистского подхода было решение проблемы отношения психики к деятельности мозга. Основываясь на положении о том, что психика есть функция мозга психология поставила своей задачей исследований механизмов деятельности мозга и в результате на этом этапе детерминизм выступал, как применение физиологических закономерностей к пониманию психических явлений (Рубенштейном.)

2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание образует внутреннее поле деятельности, ее программу, создавая динамические модели действительности, при помощи которых происходит ориентирование человека в окружающей среде.

В этом принципе утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и наоборот. А из этого были следствия:

Утверждалось положение о возможности изучать сознание через деятельность;

Открывалась дорога к изучению психических процессов деятельности.

Этот принцип выдвигал следующие задачи: раскрытие состава и структуры деятельности. Сама деятельность являлась единством внутреннего и внешнего, и сознание и психика являлась внутренней характеристикой деятельности.

В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Б.Г.Ананьева и др. Психика и сознание представляют собой побудительную, регулирующую, ориентирующую и контролирующую часть деятельности; сама же деятельность есть единство двух компонентов психического: отражательно-побудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего).



3. Личностный принцип - выдвигает требование рассматривать психически явления не как абстрактно взятые, а как включенные в жизнь человека, понимаемого в качестве общественного существа.

4. Принцип отражения - раскрывает гносеологическую характеристику психических явлений, их характеристику как идеальных явлений.

5. Рефлекторный принцип - раскрывает физиологическую основу психических явлений.

Принцип развития.

Рубенштейн ввёл этот принцип в статус основного понятия общей психологии (40-е годы). В проблематику общей психологии был включён весь жизненный путь человека и показана зависимость всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни. Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе развития.

Принцип системности.

Психика - открытая система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, присущая живому организму.

1. Принцип системности: психические процессы связаны друг с другом прямыми и обратными связями как элементы открытой функциональной системы.

Развитие психики обеспечивается открытостью системы самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, присущей живому организму и избыточностью функционирования каждого элемента этой системы.



Способности - динамический аспект развития психики. Высокие общие способности - это высокая динамика общего гармоничного развития психики.

Сознание - особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе - на контроль функционирования самой психики. Функционирование психики может быть проанализировано с точки зрения функционирования отдельных элементов психики и их взаимосвязи.

8. Принцип активности. Личность обладает свойствами инициативы, свободы выбора и характеризуется избирательным поведением.

Принцип активности трактуется по-разному:

· активность ассоциируется с понятиями избирательности и пристрастности поведения человека. Познание мира зависит от его ценностей, установок, интересов. (Н.А. Бернштейна, Д.Н. Узнадзе).

· поведение рассматривается с позиции творческой деятельности, продуктивности (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Человек встречается с неопределенностью, сталкивается с проблемой сопоставления собственных целей и требований ситуации, рассогласование между которыми приводит к необходимости творчески мыслить и принимать самостоятельные решения.

 


Просмотров 571

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!