Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПРОблема закона в психологии



Главная цель любой науки – раскрытие законов.

Закон – это раскрытие существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей между явлениями.

Особенности психологии:

1. Субъективность изучаемых явлений.Здесь возникает своеобразный пара­докс (антиномия): с одной стороны, проблемы психологии относятся к области
субъективных явлений, обычно противопоставляемых объективным, с другой – от неё требуется изучение объективных законов психики.

2. Любой психический процесс протекает в данных конкретных условиях специ­фическим образом. Отсюда высокая вариативность наблюдаемых явлений.

3. Вопрос о повторяемости психических явлений – на психику действует много факторов, а как повторить такое воздействие непонятно.

В силу изменчивости и вариативности психич явлений законы в психологии ближе к законам-тенденциям. З-н устанавливает некоторые границы, в кот возможны изменения, вариации.

Психол з-ны касаются того, что в принципе возможно, опираясь на то, что в действительности есть.

Повторяемость применительно к психологическим законам – повторяемость в процессе развития. Само развитие является не прямолинейным, а скорее зигзагообразным (или спиралевидным).

Ломов предлагает следующую классификацию законов в психологии.

1. Законы, характеризующие относительно элементарные зависимости: напри­мер, устойчивые связи между внешними воздействиями и определенными психиче­скими эффектами. В эту группу можно включить ос­новной психофизический закон, законы обнаружения и опознания сигналов, формирования ассоциаций и некоторые другие.

2. Законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени. Примером этой группы может быть закономерная последовательность фаз процесса восприятия Н.Н. Ланге и сформулированная в виде знаменитого «закона перцепции». Согласно ему, перцептивный процесс (зрение) разворачивается по фазам: от грубого различения общих пропорций предмета и его положения до формирования дифференцированного и достаточно полного образа.

3. Законы, характеризующие структуру психических явлений. Примерами здесь могут быть современные представления о памяти. Система эта является ди­намической, развивающейся и многоуровневой. По Р. Актинсону, рассматривающему память как систему, она включает определенную структуру хранилищ информации: сенсорный регистр, кратковременное хранилище и долговременное хранилище.



4. Законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения (или деятельности) от уровня его (или ее) психической регуляции, а также от значения того или иного измерения. Приме­ром здесь может быть закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью решения поведенческих задач. Утвер­ждается, что есть некоторый оптимальный уровень мотивации, при котором успешность является наиболее высокой.

5. Законы, относящиеся к процессу психического развития челове­ка, рассматриваемому в масштабах его жизни. Здесь, психическое рассматривается как диахроническая система (то есть развивающаяся во времени). Как показал Ананьев, психические функции человека в течение его жизни и в ее отдельные периоды разви­ваются неравномерно. Закон гетерохронного развития психических функций, последовательность стадий психосексуального развития по Фрейду и т.д.

6. Законы, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека. Примером здесь могут быть исследования нейро­физиологических оснований темперамента (Теплов, Небылицын) или кон­цепции, в которых в качестве основания психологических свойств личности выступает деятельность индивида в системе общественных отношений (Леонтьев).



7. Законы об отношениях между разными уровнями организации психических процессов и свойств. Примером здесь могут быть отношения между разными уровнями антиципации или отношения между разными уровнями организации в структуре личности (или психики) (Ид, Эго и Супер-Эго).

 

Вообще строго научный подход должен не только выявить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, в которых он может действовать, но в психологии нередко частный закон пытаются сделать общим, что плохо.

 

 

№ 6. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ

Отечественной психологией были выделены три философские идеи, имевшие важное значение для разработки основных принципов психологического исследования и понимания человеческого сознания:

1. Психика, сознание могут быть объективно познаны опосредованно, через деятельность человека и продукты этой деятельности.

2. Деятельность человека играет определяющую роль в формировании психики человека таким образом, что предметный мир, порождаемый человеческой деятельностью, обусловливает все развитие человеческой психики.

3. Деятельность человека, его психология имеет общественный характер. Психика человека - продукт истории.

Исходя из выше сказанного, отечественными учеными были сформулированы основные принципы психологической науки:

 

1. Принцип последовательного детерминизма - означает, что психика определяется образом жизни. У человека - происхождение, формы и развитие человеческого сознания определяется, в конечном счете, законами развития способа производства материальных средств жизни. Важнейшее следствие - понимание общественно-исторического характера человеческого сознания.

Место самонаблюдения занял объективный метод. Объективный метод состоял в организации психологических исследований позволявший:


Просмотров 1825

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!