Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Базисные категории психологии



М.Г. Ярошевский выделят:

1.Образ (гештальтпсихология);

2.Действие (бихевиоризм);

3.Мотивация (психоанализ);

4.Общение

5.Личность.

Пять категорий М.Г. Ярошевского обобщенно представлены в трех категориях у А.Н. Леонтьева:

1.Деятельность (суперкатегория);

2.Сознание;

3.Личность.

По мнению Б.Ф. Ломова следует выделить следующие категории:

1.Отражение;

2.Деятельность

3.Личность;

4.Общение.

Поскольку понятие о категориальном строе психологии было введено Ярошевским, то мы рассмотрим именно его подход, развитый и дополненный Петровским. А затем разберём также концепцию Гинецинского, который основывался на теоретических построениях Ганзена.

1. В 1971 г. М.Г. Ярошевский ввел понятие о «категориальном строе психологической науки». Он обнаружил, что создатели теорий ориентировались на один относительно изолированный, заведомо приоритетный для исследователей психологический феномен (к примеру, бихевиоризм положил в основу своих взглядов поведе­ние, действие; гештальтпсихология – образ; и т.д.).

В психологии, как и во всех науках, категории выступили наиболее общими и фундаментальными определениями, охватывающими наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений. Категории более высокого порядка – метапсихологические категории(по А.В. Петровскому). В то время как базисными категориями являются: «образ», «мотив», «действие», к «метапсихологическим категориям» могут быть отнесены, соответственно, «сознание», «ценность», «деятельность» и др.

Формулируя в качестве одного из принципов теоретической психологии принцип открытостикатегориального строя, исследо­ватели получают возможность расширить базисные категории за счет психологического осмысления других понятий, фигурирую­щих в психологии, и, таким образом, могут быть построены но­вые диады: базисная категория – метапсихологическая категория.

Базисные категории психологии Метапсихологические категории
Образ Сознание
Мотив Ценность
Переживание Чувство
Действие Деятельность
Взаимоотношения (интеракция, взаимодействие) Общение
Субъект Я
Ситуация Предметность

В каждой метапсихологической категории раскрывается некоторая базисная психологическая категория через соотношение ее с другими базисными категориями (что позволяет выявить заклю­ченное в ней «системное качество»). В то время как в каждой из базисных категорий каждая другая базисная категория существует скрыто, каждая метапсихологическая категория пред­ставляет собой «развертку» этих латентных образований.



Образ → Сознание. Выявляя в образе то, что характеризует его со стороны его действенности (а значит, «Мотивов», «Взаимоотношений», «Пережи­ваний» субъекта), мы определяем его как «Сознание». Итак, «Сознание» есть целостный образ действительности (что в свою очередь означает область человеческого действия), реализующий мотивы и отношения субъектов и включающий в себя его самопе­реживание, наряду с переживанием внеположности мира, в кото­ром существует субъект.

Мотив → Ценность. Ценность – мотив, ха­рактеризуемый определенным местом в системе самоотношений субъекта. Мотив, рассматриваемый как ценность, выступает в сознании субъекта как определяющая характеристика его сущест­вования в мире. Итак, ценность – это мотив, который в процессе самоопределе­ния рассматривается и переживается субъектом как его собственная неотчуждаемая «часть», что образует основу «самопредъяв­ления» (персонализации) субъекта в общении.



Переживание → Чувство. С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» различал первичное и специфиче­ское «Переживание». В первом значении (его мы рассматриваем как базисную категорию) «переживание» рассматривается как сущностная характеристика психики, качество «принадлежности» индивиду того, что составляет «внутреннее содержание» его жизни; В отличие от него переживания «в специфическом, подчеркнутом смысле слова» имеют событийный характер, выражая «неповторимость» и «значительность» чего-либо во внутренней жизни личности. Такие переживания, составляют то, что может быть названо чувством. Путь становления событийного переживания («чувства») есть путь опосредствования: образующее его первичное переживание выступает при этом в его обусловленности со стороны «Образа», «Мотива», «Дейст­вия», «Отношений» субъекта.

Действие -> Деятельность. Деятельность есть целокупное самоценное действие. Источником деятельности являются мотивы субъекта, ее целью – образ возможного, в качестве прообраза того, что свершится, ее средствами — отдельные действия в направлении промежуточных целей, и, наконец, ее результатом – переживание отношений, складывающихся у субъекта с миром.

Интеракция (взаимоотношения) → Общение. «Общаться» – значит относиться друг к другу, содействовать или не содейство­вать, реализуя индивидуальные цели друг друга. Конституи­рующей характеристикой отношений является принятие на себя позиции другого субъекта и способ­ность совместить в мыслях и чувствах собственное видение си­туации и точку зрения другого. Это возможно через совершение определенных действий. Цель этих действий — производство общего. Среди этих действий выделяются: коммуникативные акты (обмен информацией), акты децентрации (постановка себя на место другого) и персонализации (достижение субъектной отраженности в другом).



Субъект → Я.Я есть идея самобытия, присущая субъекту. Эта идея включает в себя столь же субъект, сколь и присущие ему образ и переживание себя в системе взаимоотношений с другими субъектами в тех или иных ситуациях.

Петровский говорит о кате­гориальной системе психологического познания как своего рода сетке, образующей пять уровней категорий (из которых первая не является собственно психологической, но остается сущностной по отношению к вышележащим психологическим категориям):

W биологические,

W протопсихологические,

W базисные психологические,

W метапсихологические и

w экстрапсихологические,

Например, «нужда – потребность – мотив – ценность – идеал».

2. Гинецинский строит свою систему на следующих предположениях:

I. Положение о стратифицированности языка. В лексиконе языка могут быть выделены отдельные страты, ранжированные по частоте употребления находящихся на определенной страте слов. Причем чем выше частота употребления, тем меньше слов в нее входит.

II. Положение о наличии в языке генеративных механизмов словообразования. Слова, чаще употребляемые, как правило, используются в качестве семантических множителей при толковании содержания (смысла) слов, расположенных на вышележащих уровнях.

III. Положение о наличии в составе языка метаструктур.В содержании лексических единиц любого уровня имплицитно присутствуют смыслопорождающие категории.

IV. Положение о гетерогенности понятийно-терминологического аппарата.В составе аппарата может быть произведено разграничение между общенаучной лексикой и лексикой, используемой для наименования феноменов и сущностей, изучаемых именно данной отраслью науки.

Сформулированные положения позволяют уточнить постановку задачи экстрагирования ядерных элементов понятийно-терминологического аппарата психологии (то есть формулирование перечня базисных категорий). Она предполагает минимизацию числа собственно психологических и общенаучных терминов из эмпирически устанавливаемого списка основных понятий и их иерархизацию. Разъяснение собственно психологической терминологии может быть при этом осуществлено за счет: а) спецификации общенаучной лексики; б) установления аналогий (гомологии) с использованием терминологического аппарата других научных дисциплин.

Один из методов решения сформулированной задачи основан на идее базиса. В.А. Ганзен. Согласно ему, сущность этого метода состоит в том, что избирается некоторый базис, или множество объектов, характеризующееся полнотой и упорядоченностью, или другой язык с более явно выраженным синтаксисом и более последовательно раскрытой семантикой. Выбор базиса определяется интуитивными соображениями удобства, простоты и эффективности. В качестве одного из базисов, выступает базис пяти общенаучных категорий: субстрат, пространство, время, энергия информация. Эти категории присутствуют в качестве семантических множителей в составе содержания любого понятия.

энергия   информация
  субстрат  
время   пространство

В общепсихологическом смысле, поскольку речь идет об отношении психической и экстрапсихической реальностей, употребление этого понятия оправдано прежде всего потому, что выделяются разные типы отношений между соотносимыми реальностями: гомоморфные и изоморфные, коррелятивные и реципрокные


Просмотров 5541

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!