Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






П. интериоризации и экстериоризации vs п. социализации



Соц-ция - приспособление: реб развивается, впитывая чужой опыт. Чел рождается как биол индивид и оказывается в соц среде, к кот ему нужно приспособиться. Т. Д.: чел не адаптируется к соц опыту, а присваивает его. Осуществляется переход совместных внешних действий во внутр действия субъекта. Интериоризация – переход от внеш (интерпсихической) Д. к внутр (интрапсихич) Д.

3 грани понятия И.: 1) индивидуализация (от внеш совмест Д. к внутр действиям одного чел); 2) интимизация (реб начинает осознавать своё Я и относить к себе своё имя); 3) производство внутр плана сознания.

Экстериоризация – обратное интериоризации понятие.

(И) Образ жизни -> совместная Д. -> личность -> (Э) субъект Д. -> совемстная Д. -> образ жизни

6. П. психологического анализа Д. по единицамvs п. анализа по элементам.

Единица – молекула, элемент – атом, только молекула обладает свойствами всего вещества.

Ед-цы ан-за Д.: собственно Д., действие, операция.

Мотив -> Д.

Цель -> Действие

Задача -> Операция

Мотив направляет Д. Д. осуществляется путём действий. Действия направлены на осуществление цели. Действия состоят из операций. Задача – цель, заданная в определённых условиях.

П. зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре Д.

значимость и нацеленность внимания на него. Пример: любая деятельность при активности внимания.

Основные положения т. Д.

1. Предметом психологии явл-ся Д.

2. Генетически исходной и основной является внеш предметная чувственно-практич Д., от кот производны все виды внутр психич Д. Обе эти формы имеют общественно-истор происх-е и принципиально общее строение.

3. Взаимно превращающимися ед-цами, или составляющими Д. явл-ся: мотив, цель, потребность и соотносимые с ними Д., действие, операция.

4. Главными процессами Д. выступают интериоризация внешней её формы, приводящая к субъективному образу действительности, и экстериоризация внутренней её формы, как опредмечивание образа, его переход в объективно-идеальное свойство предмета.



5. Конституирующей хар-кой Д. является её предметность. Первоначально Д. детерминируется предметом, а затем опосредуется и регулируется его образом.

6. Предметная детерминация Д. возможна благодаря её универсальной пластичности, уподобляемости св-вам, отн-ям и связям объективно-предм мира. Д. направлена на вычерпывание св-в объектов реальности.

7. Предм хар-р Д. реализуется через нужду субъекта, переходящую в потребность, и через поисковое опробывание действий.

8. Д. и её составляющие по опред з-ну дробятся и укрупняются, чему соотв дифференциация и интеграция соответствующих субъективных образов.

9. Эти хар-ки Д. альтернативны традиц 2-хчленной схеме «стимул – реакция» и др вариантам схем реактивного пов-я.

10. Метод психол анализа Д. чел, напр на выявления её конкр истор природы, строения, содержания и взаимопереходов её форм и составляющих.

 

Строение деятельности:

Действие– это основная единица анализа деятельности, это процесс, направленный на реализацию цели.

Характеристики действия:

1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели.

2. Действие – это одновременно и акт поведения.

Итак, первые два пункта состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения.

3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Предполагается активное начало в субъекте (в форме цели).



4. Понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный социальный мир. Цель действия сожжет быть любой, как биологической (получение пищи), так и социальной (производство материального продукта, получение знаний).

Операция – способ выполнения действия. Операцией характеризуют техническую сторону выполнения действий. Характер операций зависит от условий в которых совершается действие.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются.

Положения об операциях предлагаемые теорией деятельности:

1. Операции бывают двух родов: они возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации.

2. Операции первого рода практически не осознаются, операции второго рода находятся на границе сознания и легко могут стать актуально сознаваемыми.

3. Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя операций. Движение границы осознания вверх означает превращение некоторых действий в операции – это укрупнение единиц деятельности. Движение границы вниз означает превращение операций в действия – это дробление деятельности на более мелкие единицы.

Связь потребностей с деятельностью.Необходимо выделить два этапа в каждой потребности, первый этап – период до первой встречи с предметом: потребность не представлена субъекту; он испытывает состояние напряжения, неудовлетворенности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности. В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.

Вслед за опредмечиванием потребности и появление мотива поведение приобретает направленность.

Соотношения мотивов и сознания.Мотивы порождают действие, то есть приводят к образованию целей, а цели всегда осознаются. Если мотивы не осознаются, то это вовсе не означает, что они не представлены в сознании. Они проявляются в сознании, но в особой форме:

1. Эмоции. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Эмоции – это отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.

2. Личностные смыслы. Личностный смысл – это переживание субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

 


Просмотров 884

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!