Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Душа как предмет психологии (до XVII века)



На протяжении же более двух тысячелетий психология развивалась как раздел философии в качестве философского учения о душе. Термины «псюхе» и «пневма», как и русское «душа», этимологически близки словам, обозначавшим воздух, дыхание. Это соответствовало пониманию души как жизненной силы, покидающей тело вместе с последним вздохом, как особо тонкого вещества.

Два главных направления в понимании сущности души: материализм (Левкип, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Стоики) - психическую жизнь рассматривают исходя из естественных причин, но при этом впадают в упрощение и уплощение рассматриваемого предмета и идеализм (Платон, Аристотель) - рассматривают ее как несводимую к механистическим взаимодействиям реальность, в частности активность и моральность человека, но при этом никак ее не объясняют. Главный тупик – душа признавалась главной причиной – первопричиной движения (жизни).

Атомисты (Демокрит) понимали под душой вполне физическую сущность. Душа - образование из атомов. Особо благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу, он – место высших душевных функций, способности к познанию. Душа не существует вне тела. Нам только кажется что психика и душа не материальны, мы просто не можем их измерить.

Аристотель (трактат «О душе») понимал душу как актуализацию потенциала тела, как его функциональное свойство. Душа (психика) - организующее начало в теле. 3 вида души: растительная, животная (активность, взаимодействие с объектами), разумная (соединяется с вечностью, божественным духом). Аристотель занимал промежуточное место между идеалистами и материалистами. Душа – нечто принадлежащее телу, самая важная функция тела, это форма, которая существует в материи. Душа – форма тела. Форма – суть вещи, она выражает стремление вещи к определенному существованию. Форма задает определенную линию развития. Телу соответствует много функций – несколько душ. Орган души – сердце. Энтилехия – высшее осуществление всех функций среды (то что вложено в тело, как его цель).

Платона. Душа – это идеальная и истинная сущность вещи, её максимальное совершенное воплощение. Душа и тело - разные вещи. Душа - вечна, она есть часть мира идей. Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не осуществленное в какой-либо субстанции. Материя – небытие, бесформенное незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, т.е. всем при соединении с определенной идеей. Человек – микрокосм, который подобен космосу в целом. Космос – некоторое одушевленное тело. У космоса есть своя душа (мировая душа). Индивидуальная душа человека – часть космической (мировой) души.



Три начала души (три слоя по близости к идеальному началу): вожделеющая (соединена с телом, обращена к чувственным вещам и телу); разумная (обращена к миру идей); аффективно-волевая (это средняя часть, обращена на мир человеческого поведения и поступков). Проявления души – познание как припоминание, как память. Припоминания – оживления знаний, которые душа имела до вселения в тело.

2. Явления сознания как предмет психологии (XVII в. – середина XIX в.)

Рене Декарт. Сознание (дух) - мир духовного, мышления (чувства, побуждения ....). Есть два вида нашего существования: реальная жизнь и познание. В жизни – решимость к поступку (действовать как решил). В познании – метод сомнения (цель сознания – стремление к истине). Мышление – все то, что совершается в нас осознанно. Тело превращается в машину, которая взаимодействует с душой. У



Дж. Локк,. Предложил метод исследования сознания. Два вида опыта: объекты ощущения и внутреннее восприятие действий нашего ума (размышление и рассматривание этих действий – рефлексия). Ввел понятие рефлексии – получение идей, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности.

Эмпирическая ассоциативная психология (Д. Гартли), достигшая особого расцвета в середине XIX век (Дж.Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера). По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Для Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – «заглядывающее внутрь себя сознание».

3. Психология как самостоятельная наука (60-е гг. XX века – сейчас): мультипарадигмальность


Просмотров 871

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!