Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Предметом экономической теории являются экономические отношения обществе



Поскольку экономические отношения представляют в обществе целостную систему, то предмет экономической теории имеет и другое определение.

Экономическая теория - это наука о системах экономических отношений в обществе.

Экономическая теория, опираясь на изучение реальных экономических процессов, вырабатывает основу для принятия эффективных решений применительно как ко всей экономике, так и при решении конкретных задач. В силу сложности экономических систем экономическая теория в современных условиях представлена совокупностью направлений и школ. Однако, несмотря на имеющиеся различные методологические подходы к анализу экономики, в современных условиях сформировалась достаточно стройная структура современной экономической теории

Составные части современной экономической теории и непосредственный предмет ее отдельных частей могут быть правильно определены в контексте двух основополагающих признаков.

1. Экономическая теория развивается вместе с обществом - экономика и теоретические взгляды на экономику эволюционируют вместе с развитием реальных экономических отношений.

2. Усложнение экономических отношений, появление новых моделей экономических систем неизбежно порождает дифференциацию экономической теории и возникновение новых направлений и школ.

2. Методология познания экономических процессов:

Для начала рассмотрим само понятие методологии, что в него входит.

 

Методология науки, как известно, – учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Поэтому методология экономической теории – это наука о принципах построения экономической системы, о методах изучения хозяйственной деятельности.

 

Методология экономической теории - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью, каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:



1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

 

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное "я" относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики ("гомоэкономикса"), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

 

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.



 

Рационалистический подход ставит целью открытие "естественных" или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической "анатомии" общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

 

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика. Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

а) определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

б) установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

в) выявление формы взаимосвязи между факторами;

г) выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

д) количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

 

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа. Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики. К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы. Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др. Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

 

3. Функции экономической теории:

Экономи́ческая тео́рия — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Функции экономической теории:

1. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

2. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

3. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

4. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

5. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

 

4.Экономические потребности:

У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности.

Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага — это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории.

 

На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).

 

Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.

 

Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в ХIХ в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости.

 

В конечном счете мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны.

 

Другой вывод — экономические блага ограниченны (редки, по терминологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.

 

5.Экономичское благо как категория:

Благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага.

. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственной жизнью экономических законов, изучаемых политической экономией. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самих классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественной жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологией, или обществоведением.

6. Производство. Факторы производства:

В экономическом смысле — процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования и развития.

Фа́кторы произво́дства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие:

* трудовые ресурсы, или труд;

* инвестиционные ресурсы, или капитал;

* природные ресурсы, или земля;

* предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

* информация; специфической формой информации является технология;

 

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.

 

Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. Ошибочное мнение, что акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

 

Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

 

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

 

* организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

* принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

* рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;

* быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация.

7. Характеристика производительных сил:

Система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой в процессе обществ. производства. П. с. выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся обществ.-экономич. формаций процесс становления и развития самого человека. П. с. образуют ведущую сторону способа производства, основу развития общества. Каждой ступени развития П. с. соответствуют определ. производственные отношения, выступающие в качестве обществ. формы их движения. В процессе своего развития П. с. приходят в противоречие с существующими производств. отношениями.

Из стимулирующих форм развития П. с. эти отношения превращаются в их оковы. Тогда в условиях антагонистич. формаций наступает эпоха социальной революции, происходит переворот в экономич. структуре общества, в юридич. и политич. надстройке. Главная П. с. общества — это сами люди, участники обществ. производства — рабочие, трудящиеся массы. Производств. опыт людей, их трудолюбие, активность и трудоспособность, достигнутый уровень их личностного развития и задачи, которые они перед собой ставят, в конечном счёте определяют потенции обществ. производства. Действит. богатством общества К. Маркс называл развитую П. с. всех индивидов. Положение трудящихся масс в системе П. с. определяет принципиальное отличие П. с. одной эпохи от другой.

Целесообразно затрачивая свою рабочую силу в ходе трудовой деятельности, совокупный работник «опредмечивает», воплощает себя в окружающем его материальном мире. Порождением его разума и труда являются веществ. элементы П. с. — средства производства и средства потребления. Средства производства состоят из средств труда, служащих проводником воздействия человека на природу, и предметов труда, на которые направлен труд человека.

Важнейшая составная часть средств труда — это орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т. д.). Совокупность функционирующих средств производства образует материально-технич. базу, производительное богатство общества. Рост вооружённости совокупного работника средствами производства, развитие его рабочей силы и организации труда являются главными факторами историч. процесса повышения производительности труда как одного из всеобщих законов существования П. с. Масштабы воспроизводства человека как гл. П. с. определяются уровнем развития потребительного богатства общества — культурно-бытовой базы (жил. фонд, социальная инфраструктура и т. д.), накопленным духовным богатством, культурой, а также свободным временем населения и функционированием семьи.

 

8. Формы общественного продукта:

а). Одной из форм общественного продукта является валовой общественный продукт (ВОП), его рассчитывают как сумму произведенной за год валовой продукции всех отраслей материального производства. При определении величины ВОП в его состав всегда включается повторный счет производственных затрат отдельных отраслей. Это означает, что в его стоимость включается не только стоимость готового, а и стоимость промежуточного продукта, который для соответствующих отраслей выступает как готовый продукт. Повтор этот может быть многоразовым, что существенно увеличивает стоимость ВОП. Поэтому ВОП не дает точного представления о той реальной сумме благ, которая создается на протяжении года в стране. В связи с этим возникает потребность рассчитывать конечный общественный продукт (КОП).

 

б). КОП – это продукция, которая поступает в личное или производственное потребление, на восстановление потребленных средств труда и накопление в готовом виде. Таким образом, КОП является только частью ВОП, которая исключает двойной счет.

 

в). ВОП и КОП – это показатели материального производства, но кроме материального – общественное производство включает еще и отрасли нематериального. Потому необходимо исчислять весь результат хозяйственной деятельности – это осуществляется при помощи такого показателя, как валовой национальный продукт (ВНП).

 

г). ВНП рассчитывается не по производственному принципу, а как сумма конечных доходов, которые получают предприятия, организации, учреждения и отдельные граждане во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Его составными частями являются: а) стоимость потребленных населением предметов потребления и услуг; б) стоимость государственных закупок; в) капитальные вложения; г) сальдо платежного баланса.

 

д). Самым важным результативным показателем развития экономики страны является чистый продукт или национальный продукт (ЧП). Он представляет собой часть ВОП или новую созданную стоимость за год, потому, что является результатом живого труда, затраченного в данный период. Это реальный доход, который общество может использовать для личного потребления, а также для развития производства. Таким образом, ЧП – это разность между ВОП и стоимостью потребленных средств производства (СП). ЧП разделяется на две части: необходимый продукт и прибавочный продукт.

 

* Необходимый продукт (НП) – это и часть ЧП, которая необходима для нормального воспроизводство рабочей силы, то есть для поддержки ее трудоспособности, включая и подготовку нового поколения работников. За счет НП должны покрываться затраты на питание и одежду, содержание жилья, получение образования, удовлетворение культурных и социальных потребностей, на экологические мероприятия. Минимальный размер НП определяется жизненным минимумом, необходимым производителю для воспроизводство своей рабочей силы и нормального ее функционирования. Максимальная – размерами ЧП.

* Прибавочный продукт (ПП) – это часть ЧП, которая выступает як излишек сверх НП. ПП возникает только на определенном уровне развития человеческого общества, при достижении ним определенного уровня развития производительных сил. То есть, только тогда, когда производитель получил возможность своим трудом создавать больше продукта, чем ему необходимо для жизни.

 

9. Типы общественного производства:

 

это-процесс создания материальных благ, в том числе предметов потребления, необходимых для существования общества. Производство является общественным вследствие разделения труда между членами общества. Производство организуется с целью удовлетворения потребностей людей Производство предметов потребления осуществляется трудящимися с помощью средств производства. состоит из трех основных элементов: - трудящихся; - средств производства; - предметов потребления, Степень обобществления элементов производства (принадлежности обществу, а не частным лицам) является критерием прогрессивности общественно-экономической формации.

 

Современное общественное производство является системой разных укладов при господстве капиталистической ОЭФ. Оно представляет систему прав (обычаев, традиций, законов = “институтов” в соответствии с институционализмом), интегрирующих все уклады ради интересов господствующего из них.

 

Общественное производство объясняет не только производство (т.е. индустриальное изготовление благ, но и другие менее развитые источники благ, например собирательство). Оно показывает систему воспроизводства прав, обеспечивающую производство (изготовление), распределение, обмен и потребление благ. Это и составляет главный объект курса экономической системы общества.

 

В зависимости от сочетания основных принципов организации производства — специализации и непрерывности — различают три основных типа производства:

 

* массовое,

* серийное и

* единичное.

 

Массовое производство характеризуется большим объемом выпускаемой продукции при строго ограниченной номенклатуре. Производственный процесс расчленяется на отдельные операции, что позволяет добиваться специализации оборудования, широкого внедрения автоматизации и механизации производства и ритмичной работы предприятия.

В серийном производстве изготавливаются изделия сравнительно большой, но ограниченной и периодически повторяющейся номенклатуры. Поэтому здесь используются серийные методы организации производства. Чтобы повысить эффективность организации серийного производства, необходимо углублять специализацию, сокращать номенклатуру обрабатываемых изделий, стремиться к повышению величины и повторяемости партий изделий, так как это обеспечивает рост уровня использования оборудования и производительности труда.

Для единичного производства характерно изготовление продукции отдельными экземплярами или мелкими партиями, которые не повторяются. Такое производство основано на принципе технологической специализации и оснащается универсальным оборудованием.

 

10.Многообразие форм собственности и присвоения:

Формой собственности будем называть её вид, характеризуемый по признаку субъекта собственности. Иначе говоря, форм собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы. Исходя из такого определения, выделим следующие формы собственности.

 

Индивидуальная (индивидуализированная) собственность, в пределах которой субъект собственности персонифицирован как физическое лицо, индивидуум, обладающий полным правом (в рамках законности) распоряжения принадлежащим ему объектом собственности или частью, долей объекта. При такой форме собственности собственник знает, что же принадлежит именно ему.

В пределах индивидуальной собственности в зависимости от природы объекта собственности и характера его использования собственником можно различать личную и частную собственность. Личную собственность отличают от частной двояким образом.

умается, что следует выделить такую форму, как общенародная (общественная) собственность на природные богатства, не вовлеченное в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью, включая землю, воды, воздушное пространство, флору, фауну. Эти богатства следует назвать общенародным достоянием. Они являются исключительным объектом собственности всего народа. По отношению к этому объекту собственности должна применяться формула: “это то, что принадлежит всем вместе и каждому в отдельности на правах равнодоступности”. На пользование такой собственностью дворник имеет равные права с президентом, все становятся в общую очередь распорядительство общенародной собственностью по поручению её владельца – народа, населения могут осуществлять только органы народовластия.

 

Что же касается государственной собственности, то она вовлечена в общественное производство и потому не может принадлежать всем на равных началах.

В итоге в укрупненном представление совокупность форм собственности охватывает:

 

* общенародную – в виде природных богатств общенародного пользования, обладающей общей и равной доступностью для всех членов общества (к сожалению, эта форма собственности не выделена в принятых российских законодательных актах о собственности);

* государственную – природные богатства, основные поизводственные средства, оборотные средства, информация, представляющие часть общенародной собственности – переданную по воле народа и решению органов народовластия в ведение и распоряжение государственных органов на определённых условиях использования с одновременным делегированием ответственности;

* региональную государственную, преданную в ведение и распоряжение региональных государственных органов (собственность субъектов федерации);

* коммунальную, муниципальную, переданную в распоряжение местных органов;

* коллективную, представляющую неделимую часть общенародной, государственной, региональной собственности, преданную на определенный или неограниченный срок коллективу лиц, а также арендованную и используемую в сответствии с системой правил и норм, установленных законом, договором, уставом. Это по сути производная форма собственности, возникающая в результате передачи прав собственности;

* общую – в виде имущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг, созданных, приобретенных, первоначально принадлежащим двум или нескольким лицам, членам ассоциированной группы, используемых ими по своему усмотрению при соблюдении общих установленных законом правил и ограничений (к таким формам в определенной степени относятся акционерная, коллективно-долевая, кооперативная собственность). Общая собственность делится на совместную, в рамках которой объект собственности пинадлежит всем участникам, лицам на равных началах, без выделения долей, и долевую собственность, при которой определена доля каждого из отдельных собственников, участников, лиц в общем праве собственности;

* индивидуальную, представляющего имущество, предметы, информацию, принадлежащие лично индивидууму и используемые им по собственному усмотрению при соблюдении правовых норм, распространяющихся на граждан-собственников.

Целесообразно также выделять собственность общественных организаций и групповую, семейную собственность.

 

11. Эффективность общественного производства:

Экономическая эффективность общественного производства — комплексная экономическая категория. Она отражает степень достижения цели — получение максимальных в данных условиях конечных результатов экономической деятельности на единицу затрат или ресурсов экономического потенциала.

В этом определении достигаемый результат (эффект) увязывается с его способностью удовлетворять спрос потребителей.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА - это важнейшая характеристика результативности общественного производства, которая выражает отношение величины произведенных товаров и услуг к совокупным затратам общественного труда.

Эоб.пр. = результат : затраты

Как экономическая категория она отражает производственные отношения по поводу рационального использования материальных ресурсов.

Для сравнительной оценки эффективности общественного производства в разных странах используют показатель ПРОИЗВОДСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, Этот показатель характеризует производительность общественного труда в сравнении с количеством населения. Его вычисляют отношением национального дохода к численности населения - (национальный доход : численность населения)

 

12.Производственные возможности:

Производственные возможности – это возможности производства экономичнеских благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор; какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

 

13.Экономический рост и его движущие силы:

Экономический рост - это увеличение объема производства продукции в национальной экономике за определенный период времени (как правило, за год).

Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. В первом случае рост достигается путём увеличения экстенсивных факторов роста. Во втором - за счёт интенсивных факторов роста. С развитием и освоением современных достижений науки и техники интенсивные факторы роста становятся преобладающими. В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие.

Факторы, влияющие на экономический рост:

1. количество и качество трудовых ресурсов

2. эффективность основного капитала

3. количество и качество природных ресурсов

4. эффективность управления

5. эффективность технологий

14.Основные типы организации хозяйства:

 

15.Товар:

это-любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

 

16.Деньги:

это — специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

 

17.Рынок и его функции:

это — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Функции:

1. информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;

4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

18.Модели рынка:

- Полиполия (рынок совершенной конкуренции).

В рынке такого типа есть наличие многочисленной группы независимых производителей одинакового типа товаров и большого числа потребителей. В результате потребители приобретают товар у того из производителей, кто им больше нравится (личное предпочтение). Последние получают возможность реализовывать свою продукцию любому из покупателей, руководствуясь своей выгодой. В этой схеме потребитель не играет особой роли в формировании доли общего спроса.

- Олигополия (рынок несовершенной конкуренции).

Здесь ситуация выглядит следующим образом. На рынке находится значительное количество потребителей и существенно ограниченное число производителей. Они, производители, в состоянии возмещать большую часть доли общего спроса. Их мощности настолько велики, что они в состоянии делать это каждый сам. Рынок производства аэробусов может давать наглядное представление такого вида рынка.

- Рынок монополистической конкуренции.

В экономическом пространстве сосуществует множество производителей, которые поставляют разнородную продукцию. Но в отдельной сфере производства, каждый из них противостоит значительной массе потребителей. Он выступает в качестве монополиста и имеет товар, у которого нет конкуренции в этой отрасли. Примером служит продукция известных брендов, которую покупают только из-за фирменного знака.

- Монопсония (несовершенная конкуренция особого типа).

В этом случае присутствует масса самостоятельных производителей и единичный потребитель. Он может скупать весь предлагаемый товар, производимый всеми, присутствующими на рынке, производителями. Примером может послужить рынок службы занятости, когда одно предприятие скупает рабочую силу множества людей.

 

19.Механизм рынка:

Рынок, во всем своем многообразии форм и отраслевых проявлений, представляет собой взаимосвязь и взаимодействие всего трех рыночных элементов – это спрос, предложение и цена.

механизмы рынка:

а) необычайную гибкость, легкую адаптивность и приспособляемость к изменяющимся условиям;

б) быстроту устранения возможных экономических неуравновешенных ситуаций и эффективность распределения рыночных ресурсов;

в) простоту функционирования (порой достаточно только знаний о ценах и затратности);

г) поддержку стремления к освоению технических новинок (именно через их новизну можно получить стартовые сверхприбыли);

д) реализацию стремления к удовлетворению потребителей через повышение качества предлагаемых услуг и товаров;

е) обеспечение полной демократии и открытости функционирования субъектов рынка.

 

20. Структура рынка:

Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

Разновидности структур рынка:

* Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

* Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

* Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.

* Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

* Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

* Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.

* Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.

* Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

21.Положительные и отрицательные стороны рынка:

Положительные стороны рыночной экономики:

1. Эффективное распределение ресурсов.

2. Свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей.

3. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, тенденция к снижению цен.

4. Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям.

5. Инициирование и оптимальное использование результатов научно- технического прогресса.

Негативные стороны рыночной экономики:

1. Угасание конкуренции.

2. Неравное распределение дохода.

3. Расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития.

4. Нестабильность: инфляция и безработица.

5. Отрицательное влияние монополий.

Как уже указывалось выше, развитию рыночной экономики свойственна концентрация производства и капитала, объективно возникающая вследствие стремления предпринимателя к усилению позиций предприятия относительно конкурентов.

22. Формы торговли в рыночной экономике:

Рыночные связи различаются по способам взаимодействия продавцов и покупателей в торговых сделках. Эти сделки можно классифицировать следующим образом.

1. По способам связи между агентами рынка различаются такие виды торговли. Производитель или владелец товара непосредственно продает его потребителю. Производитель реализует полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю. Зачастую посредничество бывает многозвенным, когда в нем последовательно участвует несколько перекупщиков товара.

2. В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следующие формы торговли.

Бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товаров на другие.

Продажа благ за наличные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке.

Реализация продукции по безналичному расчету (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства.

Продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу).

Реализация товаров в кредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки). Такая форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к выгоде потребителей и продавцов.

Предоставление вещей в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).

3. С учетом объема продаж различают такие формы торговли. Оптовая торговля (купля-продажа продукции в больших количествах). Обычно товары закупаются оптом, крупными партиями торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи.

Розничная торговля означает реализацию преимущественно потребительских благ в небольших количествах. Таким образом отдельные лица покупают нужные им продукты в магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках.

Рыночные отношения различаются не только по рассмотренным здесь формам связи между производителями (продавцами) и покупателями (потребителями). Важное значение имеет характер поведения и взаимодействия этих агентов, что определяет разные типы рынков.

 

23. Роль и функции товарной биржи:

Товарная биржа — постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.

Функции товарной биржи:

1. Организация рынка сырья с помощью биржевого механизма:

Прежде всего, биржа обеспечивает спрос на сырье, который прямо не связан с его использованием. Специфически биржевой спрос и предложение осуществляют деятели биржи - биржевые спекулянты. Биржевая торговля обеспечивает возможность того, что при существующих ценах не будет ни дефицита, ни затоваривания. На бирже обращается не сам товар, а титул собственности на него или же контракт на поставку товара.

2. Выявление и регулирование биржевых цен:

Биржа участвует в выявлении и регулировании цен на все виды биржевых товаров. Концентрация спроса и предложения на бирже, заключение большого количества сделок исключает влияние нерыночных факторов на цену, делают ее максимально приближенной к реальному спросу и предложению. Биржевая цена устанавливается в процессе ее котировки, которая рассматривается как наиболее важная функция биржи. Под котировкой понимают фиксирование цен на бирже в течение каждого дня ее работы, регистрацию курса валюты или ценных бумаг, цену биржевых товаров.

3. Стабилизация цен:

Колебания цены, вызванные расхождением реального спроса и реального предложения, слабо эластичны, не погашаются немедленно, а скорее обладают кумулятивностью - способностью превращаться в резкие колебания цены. Биржевая спекуляция является механизмом не вздувания цен, а их стабилизации;

4. Информационная деятельность бирж:

Выработка товарных стандартов, установление сортов, приемлемых для потребителей и потому обладающих относительной ликвидностью, регистрация марок фирм, допущенных к биржевой торговле. Последнее особенно важно. Это своего рода ценз на качество продукции, произведенной фирмой. Важной стороной деятельности биржи является стандартизация типовых контрактов, своего рода установление традиций торговли.

5. Товаропроводящая функция:

т. е. функция, из-за которой они первоначально и возникли - покупка и продажа реального товара.

6. Стабилизация денежного обращения и облегчение кредита:

Биржа увеличивает емкость денежного обращения, т. к. она представляет собой сферу максимальной ликвидности товаров. Биржа - одна из важнейших сфер приложения ссудного капитала, поскольку она предоставляет надежное обеспечение ссуд и сводит риск к минимуму.

7. Урегулирование всевозможных споров и разногласий между сторонами - арбитражная деятельность.

В процессе биржевых торгов в силу самых разных причин (ошибка, попытка обмана и т. д.) возможны случаи возникновения спорных ситуаций между участниками биржевой торговли, которые по своему характеру могут быть разрешены непосредственно только на бирже и ее соответствующим нейтральным органом. Обычно это третейский суд или арбитраж.

8. Биржевое страхование (хэджирование)

Хеджированием называют страхование сделок от вероятного изменения цены путем занятия на параллельном (срочном или биржевом) рынке противоположной позиции.

9. Обеспечение торговли по образцам и стандартам:

Биржа устанавливает жесткие требования к тем товарам, которые допускаются к биржевым торгам. На основе этих требований разрабатываются биржевые стандарты, которые учитываются производителями и потребителями на товарных биржах.

10. Формирование и функционирование мирового рынка.

Современная товарная биржа в этом моменте соединяет функционирование товарной, фондовой и валютных бирж.

11. Информационная деятельность биржи.

Задачи биржи - не снабжение экономики сырьем, капиталом, валютой, а организация, упорядочение, унификация рынков сырья, капитала и валюты.

24. Виды операций на товарной бирже:

Кассовые и фьючерсные* сделки

Фьючерсные сделки с опционом*

Стеллажные сделки

Фьючерсные контракты

25. Финансовый рынок и его структура:

Финансовый рынок в экономической теории — система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.

 

На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.

Структура финансового рынка:

* Кредитный рынок

* Валютный рынок

* Рынок ценных бумаг (фондовый рынок)

* Страховой рынок

* Рынок инвестиций

 

На финансовом рынке объектом купли-продажи выступают финансовые ресурсы. Однако имеется принципиальное различие сделок в различных секторах финансового рынка. Если на кредитном рынке деньги продаются как таковые, т. е. они сами являются объектом сделок, то на фондовом рынке, например, продаются права на получение денежных доходов, уже созданных или будущих.

26. Фондовая биржа:

Фо́ндовая би́ржа — организация, предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

Задачи фондовой биржи:

1. Предоставление централизованного места, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа;

2. Выявление равновесной биржевой цены;

3. Аккумулирование временно свободных денежных средств и способствование передаче права собственности;

4. Обеспечение гласности, открытости биржевых торгов;

5. Обеспечение арбитража;

6. Обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале;

7. Разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли.

27. Доходы. Виды. Источники формирования:

Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. В частном смысле под доходами понимаются доходы государства, доходы организаций или доходы населения:

* Доходы государства — доходы, получаемые государством за счёт взимания налогов, пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи и используемые для осуществления государственных функций.

* Доходы организации — увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Доходами от обычных видов деятельности организации является выручка от реализации товаров и услуг.

* Доходы населения — личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемые в виде денежных средств. К ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества, сдачи его в аренду.

Источники формирования дохода:

В XVIII веке физиократы считали, что основным источником дохода является земля. Франсуа Кенэ в своей работе «Физиократия» подчёркивал первостепенность данного источника дохода:

В трудовой теории стоимости выделяют два основных источника формирования национального дохода, создаваемого полностью трудящимися: заработную плату работников и прибавочную стоимость, присваиваемую эксплуататорскими классами. Карл Маркс утверждал, что быстрое повышение доходов капиталистов и крупных земельных собственников по отношению к заработной плате наёмных рабочих приводит к росту эксплуатации и усилению антагонизма между трудом и капиталом.

Согласно теории факторов производства, основанной французским экономистом Жаном Батистом Сэем, стоимость представляет совокупность различных доходов. Каждый фактор производства, участвуя в создании товара, приносит своему владельцу ту или иную часть стоимости, эквивалентную затратам этого фактора. По данной теории выделяют четыре основных источника формирования доходов: заработную плату, земельную ренту, прибыль и ссудный процент. Сэй в своей теории утверждал, что доходы различных общественных групп независимы друг от друга, то есть рост или падение одних доходов не влияет на величину других. Этим подчёркивается отсутствие антагонизма между классами, всеобщая заинтересованность всех социальных групп в росте общественного богатства

28. Распределения доходов населения. Неравенство доходов:

Под доходом понимается сумма всех видов поступлений в денежной форме или виде материальных благ или услуг, получаемых в качестве оплаты за труд, в результате различных видов экономической деятельности или использования собственности, а также безвозмездно в форме социальной помощи, пособий, дотаций и льгот. Уровень благосостояния людей характеризуют, прежде всего, получаемые ими доходы. Именно доходы определяют наши возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т.д. Понятие дохода шире понятия заработной платы, поскольку доход может содержать и другие денежные поступления.

Уравнительное распределение. Оно имеет место, когда все члены общества (или его определённая часть) получают равные доходы или блага. Такой принцип характерен для первобытных социумов. В литературе можно встретить и другое, книжное название этого принципа – эгалитарное распределение. Поскольку люди по своим способностям и энергии различаются, то уравниловка вознаграждении их труда порождает тунияцев, «пользующихся» чужими наградами.

Рыночное распределение предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства получает разный доход – в соответствии с хозяйственной полезностью, продуктивностью своего фактора. По отношению к обладателям рабочей силы действует известный принцип распределения по труду. Он означает, что размер доходов каждого трудящегося зависит от конкретной рыночной оценки значимости данного вида труда, а также от его конечных результатов (сколько, чего, как и какого качества произведено).

 

Распределение по накопленному имуществу. Он проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передаёт по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).

 

Привилегированное распределение особенно характерно для стран с неразвитой демократией и граждански пассивным обществом. Там правители самоуправно перераспределяют общественные блага в свою пользу, устраивая для себя повышенные оклады и пенсии, улучшенные условия жизни, труда, лечения, отдыха и другие льготы.


Просмотров 317

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!