Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Место психологии в системе наук о человеке



 

Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, свидетельствовало и об уровне психических знаний и об общефилософской ситуации.

В настоящее время наиболее общепризнанной считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М.Кедровым:

 

Общественные Технические

науки науки

 

 

Естественные науки

 

Важнейшая функция психологии состоит в том, что она синтезирует достижения других наук, влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

Психология и естествознание:

Устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий.

Физиология ВНД занимается механизмами работы нервной системы, обеспечивающими уравновешивание организма со средой. Знание той роли, которую в этом процессе играют законы работы нервной ткани, необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные виды психической деятельности человека, представлял, на какие механизмы опираются эти формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах протекают.

Начало союза психологии с естествознанием было положено с внедрением в психологию экспериментального метода.

С физикой. Психология отражает то мировоззрение, которое определяется основными открытиями в области физической картины мира (“энергия”, ”поле”).

Психология и общественные науки:

С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах.

С социологией психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения.

Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь.

Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятие художественных произведений.



С философией. Определенные философские концепции выступают в качестве методологической основы.

С педагогикой. Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной организации. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов влияет на эффективность методов обучения и воспитания.

 

Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии.

Осоотношении научной и житейской психологии. Давайте задумаемся над вопросом; чем же отличаются житейские психологические знания от научных?

1. Ж. знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология, стремится к обобщениям.

2. ЖПЗ носят интуитивный характер: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. НПЗ рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3. способы передачи знаний и в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД.



4. В методах, получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии - наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5. НПЗ располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

По Гиппенрейтер Ю. Б.: В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место.

· наука о самом сложном,

· сливаются объект и субъект познания: Люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь? Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания.

· уникальные практические следствия. Практические результаты от развития психологии должны стать качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.

Ананьев

Особенности современной науки:

1) Превращение проблемы чела в общ пробл всей науки в целом;

2) Дифференциация научного изучения чела, специализация дисциплин;

3) Тенденция к объединению разл наук, аспектов и методов иссл-я чела в комплексные системы.

Остро ощущается потребность в едином фундаментальном знании о челе. Современная психол предст собой сильно разветвленную сист теор и прикладных дисциплин, развивающихся на границах многих наук (инженерная психол, психофизиол, медицинсткая, педагогич психол, психолингв и т. д.) В рез-те достигается высокая эффективность иссл-я чела в разл видах его Д., на разных фазах развития, в разл усл-ях.



Асмолов

Чел является элементом разных систем, и в каждой из этих систем он приобретает определённые качества, присущие этой системе. Чел как элемент биоэнергетич ситс (биосфера), чел как организм, как индивид, эл-нт соц сист.

Парадокс системности: чел, являясь Эл-том разл сист, способен вместить в себя все сист. Рассмотрение человека как элемента всех этих систем в их эволюции. Т. о. задействованы разные науки.

 


 

Общая ψ. Вопрос 02.

Во-первых, как писал Л.С.Выготский (1896-1934), «предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма разных точек зрения и мнений по поводу решения самых фундаментальных вопросов, в том числе проблемы предмета психологии.

Объект – это часть объективной реальности, а предмет – совокупность (система) признаков объекта, выделяемых определенной отраслью с точки зрения значимых для нее проблем, с помощью используемых ею методов и на основе выработанного ею понятийно-терминологического аппарата.

 


Просмотров 836

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!