Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Идда (период выжидания после развода или кончины мужа), ихдад (траур), истибра (период выжидания после приобретения рабыни) и другие предписания



1102. Передают, что аль-Мисвар ибн Махрама, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Субей‘а аль-Асламийа родила ребенка всего через несколько дней после смерти своего мужа. Тогда она пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и попросила разрешения выйти замуж. Он разрешил ей, и она вышла замуж. Этот хадис передал аль-Бухари, но его суть также передал Муслим. В одной из версий хадиса сообщается, что она родила ребенка через сорок дней после кончины мужа.

Передают, что ‘Убейдуллах ибн ‘Абдуллах, внук ‘Утбы ибн Мас‘уда, рассказывал, что его отец написал ‘Умару ибн ‘Абдуллаху письмо, в котором повелел ему отправиться к женщине по имени Субей‘а бинт аль-Харис аль-Асламийа и расспросить ее о том, что с ней произошло и что ей сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда она обратилась к нему за советом. ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз написал ‘Абдуллаху ибн ‘Утбе ответное письмо, в котором сообщил, что Субей‘а рассказала ему о том, что она была замужем за Са‘дом ибн Хаулой из рода ‘Амира ибн Луейа. Он был одним из участников сражения при Бадре и скончался во время прощального паломничества, когда Субей‘а была беременна. Спустя некоторое время она родила, а после очищения от послеродовых кровотечений, она стала принаряжаться, чтобы к ней посватались. Мужчина из рода ‘Абд ад-Дара по имени Абу ас-Санабиль ибн Ба‘как зашел к ней и спросил: «Отчего ты такая нарядная? Никак собираешься замуж? Клянусь Аллахом, ты не должна выходить замуж, пока не пройдет четыре месяца и десять дней». Субей‘а сказала: «Когда он сообщил мне об этом, я дождалась вечера, прикрыла лицо и отправилась к Посланнику Аллаху. Я спросила его об этом, и он ответил, что я уже освободилась от траура, когда родила ребенка, а затем велел мне выйти замуж, если мне представиться такая возможность». Один из рассказчиков хадиса по имени Ибн Шихаб аз-Зухри сказал: «Я не вижу ничего плохого в том, что женщина выйдет замуж после того, как родит ребенка, даже если она еще не очистилась от кровотечений. Но муж не должен вступать с ней в интимную близость до тех пор, пока она не очистится».



1103. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Барире, да будет доволен ею всевышний Аллах, было велено выждать, пока не минуют три менструальных цикла. Этот хадис передал Ибн Маджа, и хотя рассказчики хадиса заслуживают доверия, мусульманские богословы пришли к выводу, что у хадиса есть скрытые недостатки.

1104. Передают, что аш-Ша‘би рассказывал со слов Фатимы бинт Кейс, да будет доволен ею всевышний Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о женщине, с которой муж развелся в третий раз: «Она не имеет права ни на жилье, ни на материальное обеспечение». Этот хадис передал Муслим.

1105. Передают, что Умм ‘Атыйа, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщина не должна находиться в трауре по усопшему более трех ночей. Только после смерти мужа она должна быть в трауре в течение четырех месяцев и десяти дней. В течение этого срока она не должна носить крашеных нарядов, если только они не были сотканы из покрашеной пряжи, краситься сурьмой и умащаться благовониями. И только после очищения от месячных кровотечений она может помазаться ароматической веточкой или азфаром (пахучим веществом черного цвета, похожего на ногти)». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему. В версии Абу Давуда и ан-Насаи также запрещается красить волосы, а в версии ан-Насаи – делать прическу.



1106. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Когда Абу Салама скончался, я смазала глаза соком алое, но Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Он придает лицу румянец, и посему смазывай глаза соком алое по ночам и смывай его днем. А также не причесывай волосы, помазывая их благовониями или хной, потому что они являются красителями”. Тогда я спросила его: “А как же мне делать прическу?” Он ответил: “Используй для этого листья дикой ююбы”». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи с хорошей цепочкой рассказчиков.

1107. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала, что к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха! Скончался муж моей дочери, а у нее больные глаза. Можем ли мы покрасить их сурьмой?» Он ответил: «Нет». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1108. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что его тетя по материнской линии была разведена со своим мужем. Когда же она захотела собрать финики, один из сподвижников сказал ей, что она не должна выходить из дома. Тогда она пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и спросила его, может ли она сделать это. Он сказал ей: «Конечно. Ступай и собери финики. Может быть, ты раздашь милостыню или сделаешь доброе дело». Этот хадис передал Муслим.

1109. Передают, что Фурей‘а бинт Малик, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что у ее мужа сбежали рабы, и он отправился на их поиски. Он настиг их, когда они были в шести милях от Медины в Тарф аль-Кудуме, и они убили его. Тогда она пришла к Посланнику Аллаха и попросила его разрешить ей вернуться к ее семье в род Худра, потому что муж не оставил ей ни собственного дома, ни денег. Посланник Аллаха сначала разрешил ей уехать, но затем послал за ней и спросил: «Как ты сказала?» Она пересказала ему свою историю во второй раз, и он сказал: «Оставайся в своем доме, пока не истечет срок». Фурей‘а сказала: «Я жила в нем еще четыре месяца и десять дней. Во время своего правления ‘Усман ибн ‘Аффан послал ко мне людей, чтобы удостовериться в этом, и я рассказала все, как есть, и он велел людям поступать таким образом». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи, аз-Зухли, Ибн Хиббан, аль-Хаким и другие богословы назвали его достоверным.



1110. Передают, что Фатима бинт Кейс, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала о том, что она сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж дал мне развод в третий раз, и теперь я опасаюсь того, что посторонние люди могут ворваться в мой дом». Тогда он велел ей переехать в другой дом. Этот хадис передал Муслим.

1111. Передают, что ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им всевышний Аллах, сказал: «Не сбивайте нас с толку! В соответствии с Сунной нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, рабыня, у которой скончался господин, от которого у нее родился ребенок, должна выжидать установленный срок в течение четырех месяцев и десяти дней». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и Ибн Маджа, и аль-Хаким назвал хадис достоверным. Несмотря на это ад-Даракутни сообщил, что у хадиса есть скрытые недостатки, выраженные в отсутствии одного из звеньев цепочки рассказчиков.

1112. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что под менструальным циклом подразумевается период очищения между двумя менструациями. Это – краткое изложение хадиса, переданного Маликом, Ахмадом и ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков.

1113-1114. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что для того, чтобы развестись с рабыней, достаточно дважды объявить ей развод, после чего она должна выждать установленный для развода срок в течение двух менструаций. Этот хадис передал ад-Даракутни. Он же передал эти слова от имени Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, но назвал эту версию хадиса слабой. Похожий хадис также передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа со слов ‘Аиши, да будет доволен ею всевышний Аллах, и аль-Хаким назвал хадис достоверным. Однако многие богословы не согласились с этим мнением и назвали хадис слабым.

1115. Передают, что Рувейфи‘ ибн Сабит, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мужчина, который верует в Аллаха и Судный день, не имеет права изливать свою жидкость на то, что посеял другой». Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи. Ибн Хиббан назвал его достоверным, а аль-Баззар – хорошим.

1116. Передают, что ‘Умар, да будет доволен им всевышний Аллах, повелел, чтобы женщина, муж которой пропал без вести, ждала его в течение четырех лет, а затем выждала еще четыре месяца и десять дней срока, установленного для расторжения брака. Этот хадис передали Малик и аш-Шафи‘и.

1117. Передают, что аль-Мугира ибн Шу‘ба, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщина, муж которой пропал без вести, остается замужем до тех пор, пока не получит достоверные сведения о его судьбе». Этот хадис передал ад-Даракутни со слабой цепочкой рассказчиков.

1118. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мужчина не должен проводить ночь в доме женщины, если только он не является ее супругой или махрамом». Этот хадис передал Муслим.

1119. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мужчина не должен уединяться с женщиной, если рядом с ней нет махрама». Этот хадис передал аль-Бухари.

1120-1121. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о пленных, захваченных в сражении при Аутасе: «Не вступайте в половое сношение с беременными женщинами до тех пор, пока они не разрешатся от бремени, а с остальными – до тех пор, пока не минует один менструальный цикл». Этот хадис передал Абу Давуд, и аль-Хаким назвал хадис достоверным.

1122-1125. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ребенок остается там, где он появился на свет, а прелюбодею достается камень». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают также, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала о том, что Са‘д ибн Абу Ваккас и ‘Абд ибн Зам‘а, да будет доволен ими всевышний Аллах, притязались по поводу одного мальчика. Са‘д ибн Абу Ваккас сказал: «О Посланник Аллаха! Это – сын моего брата ‘Утбы ибн Абу Ваккаса. Он рассказал мне о том, что этот ребенок является его сыном. Посмотри, как он похож на него». ‘Абд ибн Зам‘а сказал: «О Посланник Аллаха! Это – мой брат. Его мать родила его на постели моего отца». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, взглянул на мальчика и увидил необычайное сходство между ним и ‘Утбой. Тогда он сказал: «Послушай, ‘Абд, мальчик останется с тобой. Ребенок остается там, где он появился на свет, а прелюбодею достается камень. А ты, Сауда бинт Зам‘а, должна закрываться перед ним». После случившегося этот мальчик никогда не видел лица Сауды. Этот хадис также передали аль-Бухари и Муслим. Ан-Насаи передал похожий хадис со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им всевышний Аллах, а Абу Давуд – со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им всевышний Аллах.

 

Глава 12

Молочное родство

1126. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Одного или двух кормлений не достаточно для молочного родства». Этот хадис передал Муслим.

1127. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вошел к ней, когда возле нее сидел мужчина. Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, это не понравилось, и по его лицу я увидела, что он разгневался. Тогда я сказала: «О Посланник Аллаха! Это – мой молочный брат». В ответ он сказал: «Думайте, кого вы называете своими молочными братьями. Кормление можно принять во внимание только в том случае, если оно утоляет жажду». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1128. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что однажды Сахля бинт Сухейл, да будет доволен ею всевышний Аллах, пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «О Посланник Аллаха! Салим, освобожденный раб Абу Хузейфы, живет с нами, и он уже достиг совершеннолетия». Он сказал: «Напои его своим молоком и породнись с ним». Этот хадис передал Муслим.

1129. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала: «После того, как женщинам было велено носить покрывало, ко мне пришел Афлах, брат Абу аль-Ку‘ейса. Он попросил разрешения войти, но я не разрешила ему, а когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вернулся домой, я рассказала ему о случившемся. Он велел мне впускать Афлаха и сказал: “Да ведь он – твой дядя по отцовской линии”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1130. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала, что вначале в коранических откровениях было сказано, что молочное родство устанавливается после десяти полноценных кормлений. Затем это предписание было аннулировано новым, согласно которому молочное родство устанавливается после пяти полноценных кормлений. Это предписание упоминалось в Коране вплоть до самое смерти Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Этот хадис передал Муслим.

1131. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророку, мир ему и благословение Аллаха, предложили взять в жены дочь Хамзы, на что он ответил: «Я не могу жениться на ней, потому что она является дочью моего молочного брата. Все запреты, связанные с кровным родством, также распространяются на молочное родство». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1132. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Молочное родство устанавливается только в том случае, если молоко проникает через стенки кишечника и если ребенок еще не оторван от груди». Этот хадис передал ат-Тирмизи, и аль-Хаким назвал его достоверным.

1133. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, сказал: «Кормление принимают во внимание только в первые два года жизни ребенка». Этот хадис передали ад-Даракутни и Ибн ‘Адий. В одной из версий хадиса сообщается, что эти слова принадлежат Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, но оба богослова пришли к выводу, что они принадлежат самому Ибн ‘Аббасу, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом.

1134. Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кормление принимают во внимание только в том случае, если оно помогает росту костей и увеличению мышц». Этот хадис передал Абу Давуд.

1135. Передают, что ‘Укба ибн аль-Харис, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал о том, что он женился на Умм Йахйа бинт Абу Ихаб, после чего к ним явилась женщина и сказала: «Я кормила грудью вас обоих». Тогда он обратился за советом к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и тот сказал: «Что такое? Ведь вам же сказали». Так ‘Укба ибн аль-Харис расстался с ней, и она вышла замуж за другого мужчину. Этот хадис передал аль-Бухари.

1136. Передают, что Зийад ас-Сахми рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил отдавать детей на кормление глупым женщинам. Этот хадис передал Абу Давуд, однако Зийад не был сподвижником Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и поэтому хадис является отосланным.

 

Глава 13

Материальное обеспечение

1137. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что жена Абу Суфйана Хинд бинт ‘Утба вошла к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «О Посланник Аллаха! Абу Суфйан – очень скупой человек. Он не обеспечивает меня и моих детей надлежащим образом, и мне приходится брать у него деньги без его ведома. Ложится ли на меня за это грех?» Он сказал: «Бери из его имущества то, что необходимо тебе и твоим детям, но знай меру». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1138. Передают, что Тарик аль-Мухариби, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Когда мы прибыли в Медину, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стоял на кафедре и читал проповедь. Он сказал: “Рука, подающая милостыню, выше. Начни с тех, кто находится на твоем иждивении – с матери, отца, сестры, брата и остальных родственников по мере убывания степени твоего родства с ними”». Этот хадис передал ан-Насаи, а Ибн Хиббан и ад-Даракутни назвали его достоверным.

1139. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб имеет права на еду и одежду, и кроме того, его нельзя обременять работой, с которой ему не справиться». Этот хадис передал Муслим.

1140. Передают, что Хаким ибн Му‘авийа аль-Кушейри, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал со слов своего отца о том, что однажды он спросил: «О Посланник Аллаха! Каковы наши обязанности перед нашими женами?» Он сказал: «Ты обязан кормить их, если ешь сам, и одевать их, если одеваешься сам. И ты не имеешь права бить их по лицу, оскорблять и выгонять за пределы дома». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным. Неполностью и без цепочки рассказчиков этот хадис также передал аль-Бухари.

1141. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что во время прощального паломничества Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их благодаря доверию Аллаха и обладаете ими по слову Аллаха. Они обязаны не позволять сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите, и если они ослушаются, то бейте их, избегая жестокости! А вы обязаны кормить и одевать их надлежащим образом!» Это – часть длинного хадиса, переданного Муслимом.

1142. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для того, чтобы стать грешником, достаточно не заботиться о тех, кто находится на твоем иждивении». Этот хадис передал ан-Насаи. А в версии Муслима говорится: «…достаточно лишить хлеба насущного того, чье пропитание находится в твоих руках».

1143. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что беременная женщина, чей муж скончался, не имеет прав на материальное обеспечение. Этот хадис передал аль-Бейхаки, и хотя рассказчики хадиса заслуживают доверия, он сообщил, что эти слова принадлежат самому Джабиру, да будет доволен им всевышний Аллах.

Однако его мнение подтверждается хадисом, в котором сообщается, что Фатима бинт Кейс, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о женщине, с которой муж развелся в третий раз: «Она не имеет права ни на жилье, ни на материальное обеспечение». Этот хадис передал Муслим.

1144. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Рука, которая находится сверху, лучше руки, которая находится снизу. Пусть каждый из вас начинает с тех, кто находится на его иждивении. Женщина говорит: “Накорми меня или разведись со мной”». Этот хадис передал ад-Даракутни с хорошей цепочкой рассказчиков.

1145. Передают, что Суфйан ибн Са‘ид рассказывал со слов Абу аз-Зинада, что Са‘ида ибн аль-Мусайаба спросили о мужчине, который не в состоянии содержать семью, на что он велел расторгнуть их брак. Абу аз-Зинад спросил: «Это соответствует Сунне?» Он сказал: «Да, это соответствует Сунне». Этот хадис передал Са‘ид ибн аль-Мансур, и мусульманские богословы назвали его сильным, но отосланным.

1146. Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им всевышний Аллах, отправил своим военачальникам послания, в которых повелел мужчинам, которые оставляют своих жен дома, либо обеспечивать их материально, либо разводиться с ними. А тем, которые решат развестись, он повелел высылать разведенным женам деньги, которые они удержали у них. Этот хадис передали аш-Шафи‘и и аль-Бейхаки с хорошей цепочкой рассказчиков.

1147. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Делайте пожертвования!» Один из мужчин спросил его: «О Посланник Аллаха! У меня есть динар». Он сказал: «Потрать его на себя». Мужчина сказал: «У меня есть еще один динар». Он сказал: «Потрать его на своего ребенка». Мужчина сказал: «У меня есть еще один динар». Он сказал: «Потрать его на свою жену». Мужчина сказал: «У меня есть еще один динар». Он сказал: «Потрать его на своего слугу». Мужчина сказал: «У меня есть еще один динар». Он сказал: «Ты лучше знаешь, что делать с ним». Этот хадис передали аш-Шафи‘и и Абу Давуд, и текст хадиса принадлежит последнему. В версии ан-Насаи и аль-Хакима жена упоминается раньше ребенка.

1148. Передают, что Бахз ибн Хаким рассказывал со слов своего отца и деда о том, что он спросил: «О Посланник Аллаха! Кому мне следует сделать добро?» Он сказал: «Своей матери». Он спросил: «А затем кому?» Он сказал: «Затем еще раз своей матери». Он спросил: «А затем кому?» Он сказал: «Затем еще раз своей матери». Он сказал: «А затем кому?» Он сказал: «Затем своему отцу и остальным родственникам по мере убывания степени их родства». Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи, и последний назвал хадис хорошим.

 

Глава 14

Опека и воспитание

1149. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха! Я носила своего сына во чреве, кормила его своей грудью и усаживала к себе на колени, а теперь его отец развелся со мной и хочет отнять его у меня». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У тебя на него больше прав до тех пор, пока ты не выйдешь замуж». Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, и аль-Хаким назвал его достоверным.

1150. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж хочет отнять у меня сына, который помогает мне и носит для меня воду из колодца Абу ‘Инабы». Затем к ним подошел ее муж, и тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сынок, вот твой отец, а вот твоя мать. Возьми кого-нибудь из них за руку!» Мальчик взял за руку свою мать, и она ушла вместе с ним. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал хадис достоверным.

1151. Передают, что Рафи‘ ибн Синан, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что он обратился в ислам, а его жена отказалась уверовать. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, усадил его по одну сторону, и его жену – по другую сторону, а между ними усадил их ребенка. Когда же ребенок потянулся к матери, он сказал: «О Аллах, укажи ему верный путь!» Тут ребенок потянулся к своему отцу и остался с ним. Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, а аль-Хаким назвал его достоверным.

1152-1153. Передают, что аль-Бара ибн ‘Азиб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отдал дочь Хамзы на воспитание ее тете по материнской линии и сказал: «Тетя по материнской линии подобна матери». Этот хадис передал аль-Бухари.

Ахмад передал похожий хадис со слов ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им всевышний Аллах, в котором говорится: «Девочка должна остаться с ее тетей по материнской линии, потому что тетя по материнской линии подобна матери».

1154. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если слуга принес вам еду и вы не усаживаете его рядом, то дайте ему попробовать хотя бы один-два кусочка». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

1155. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Одна женщина получала наказание за то, что держала кошку взаперти до тех пор, пока кошка не умерла. Из-за нее она оказалась в аду. Она не кормила и не поила ее, а держала взаперти и даже не выпускала покормиться живностью на земле». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

 

Книга 9

Преступления

1156. Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Проливать кровь мусульманина, который свидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, можно только в трех случаях: если он вступил в брак и совершил прелюбодеяние; если он убил человека и если он отрекся от веры и откололся от общины». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1157. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Убивать мусульманина можно только в трех случаях. Если он вступил в брак и совершил прелюбодеяние, то его надлежит забросать камнями до смерти; если он преднамеренно убил мусульманина, то его надлежит казнить; если же он отрекся от ислама и борется против Аллаха и Его Посланника, то его надлежит либо казнить, либо распять, либо изгнать». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, а аль-Хаким назвал его достоверным.

1158. Передают, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Первым, о чем люди будут спрошены в день воскресения, будет пролитая кровь». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1159. Передают, что Самура, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек убил своего раба, то мы убьем его, если же он изувечил его, то мы изувечим его». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал хадис хорошим. Со слов Самуры этот хадис пересказывал аль-Хасан аль-Басри, однако существует мнение, что последний не слышал хадисов из уст этого славного сподвижника. В версии Абу Давуда и ан-Насаи говорится: «…если же он кастрировал его, то мы кастрируем его». Аль-Хаким назвал эту версию достоверной.

1160. Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отец не может быть казнен за убийство собственного сына». Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, и хотя Ибн аль-Джаруд и аль-Бейхаки назвали его достоверным, ат-Тирмизи назвал хадис запутанным.

1161-1162. Передают, что Абу Джухейфа, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды он спросил ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им всевышний Аллах: «Есть ли у вас какие-нибудь откровения, помимо Корана?» Он сказал: «Нет. Клянусь Тем, кто заставляет прорезываться семена и создает души! У меня нет ничего, кроме знания, которое всевышний Аллах открывает человеку в Коране, и этого манускрипта». Он спросил: «А что записано в этом манускрипте?» Он ответил: «Предписание выплачивать выкуп за убитых и освобождать пленных и повеление не убивать мусульманина за убийство неверного». Этот хадис передал аль-Бухари.

Передают также, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им всевышний Аллах, сказал: «Жизни правоверных равны. Даже самый жалкий из них может гарантировать безопасность человеку от имени всех остальных. Они едины в борьбе со своими противниками. Правоверный не может быть казнен за убийство неверного, и неверный, который заключил с мусульманами мирный договор, не может быть казнен, пока не нарушит этот договор». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи, а аль-Хаким назвал хадис достоверным.

1163. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды люди обнаружили девушку, голова которой была раздавлена между двумя камнями. Люди спросили ее: «Кто сделал это? Такой-то? Такой-то?» Наконец, они упомянули имя одного иудея, и она кивнула головой. Когда этого иудея схватили, он признался в совершении преступления, и тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел раздавить его голову между двумя камнями. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.

1164. Передают, что ‘Имран ибн Хусайн, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что молодой раб, принадлежащий бедным людям, отрезал ухо рабу, принадлежащему богатым людям. Когда же они пришли к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, он не повелел выплатить материальную компенсацию. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков.

1165. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что один мужчина пронзил копьем колено другому мужчине. Тот пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Отомсти за меня!» Он ответил: «Когда поправишься». Спустя некоторое время он опять пришел к нему и сказал: «Отомсти за меня!» Он разрешил ему отомстить обидчику, но спустя некоторое время он опять пришел к нему и сказал: «О Посланник Аллаха! Я остался хромым». Он сказал: «Я запретил тебе, но ты ослушался меня______». Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил мстить за нанесенные увечья до того, как пострадавший исцелится. Этот хадис передали Ахмад и ад-Даракутни, причем последний назвал его отосланным.

1166-1167. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что две женщины из племени Хузейл боролись друг с другом. Одна из них бросила камень в другую и убила ее и плод, который она носила в своем чреве. Люди обратились за решением к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел выплатить выкуп за убитый плод в размере одного раба или одной рабыни в отличном состоянии и возложил ответственность за выплату выкупа за убитую женщину на женщину, которая совершила убийство. Сумму выкупа надлежало распределить между сыном убитой женщины и остальными наследниками. Тут Хамль ибн ан-Набига аль-Хузали сказал: «О Посланник Аллаха! Почему мы должны платить за того, кто никогда не пил и не употреблял пищу, не разговаривал и даже не плакал? За такого убитого не следует платить выкуп». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это суть собрат колдунов и прорицателей, которые произносят такие же созвучные речи». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают также, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им всевышний Аллах, спросил: «Кто присутствовал, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел выплатить выкуп за убитый плод?» Тогда Хамль ибн ан-Набига встал и сказал: «Я присутствовал, когда две женщины подрались друг с другом. Одна из них ударила другую…» Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали хадис достоверным.

1168. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что его тетя по отцовской линии по имени ар-Рубеййи‘ бинт ан-Надр сломала передний зуб молодой девушке. Родственники ар-Рубеййи‘ бинт ан-Надр попросили родственников девушки простить ее, но они отказались сделать это. Тогда они предложили им материальную компенсацию, но они отказались от денег и отправились к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. с требованием отомстить за сломанный зуб. Анас ибн ан-Надр, да будет доволен им всевышний Аллах, сказал: «О Посланник Аллаха! Неужели они сломают зуб ар-Рубеййи‘? Клянусь Тем, кто отправил тебя с истиной, они не сломают ее зуб!» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О Анас! Аллах предписал вершить возмездие». Тут родственники девушки согласились простить виновную, и тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, среди рабов Аллаха есть такие, которые заклинают Аллаха, и Он соглашается с ними». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

1169. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек убит непреднамеренно или в результате попадания камня, кнута или палки, то выкуп за убитого равен выкупу за непредумышленное убийство. Если же человек убит преднамеренно, то за него следует отомстить. А если кто-нибудь попытается помешать этому, то на него падет проклятие Аллаха». Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа с сильной цепочкой рассказчиков.

1170. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если один мужчина схватил другого, а второй убил его, то того, кто убил человека, надлежит казнить, а того, кто держал его, надлежит заточить в тюрьму». Этот хадис передал ад-Даракутни, причем одна версия хадиса является отосланной, а другая – целостной. Рассказчики хадиса заслуживают доверия, и Ибн аль-Каттан назвал его достоверным, однако аль-Бейхаки предпочел назвать его отосланным.

1171. Передают, что ‘Абд ар-Рахман аль-Бейламани рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, казнил мусульманина за убийство неверного, который заключил с мусульманами мирный договор, а затем сказал: «Я – самый достойный из тех, кто гарантировал им безопасность». Этот хадис передал ‘Абд ар-Раззак, и он же назвал его отосланным. Ад-Даракутни передал похожий хадис со слов Ибн ‘Умара, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, и эта версия является целостной, но очень слабой.

1172. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что неизвестные люди вероломно убили юношу, и тогда ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Если бы в этом убийстве принимали участие все жители Саны, то я казнил бы их всех до одного». Этот хадис передал аль-Бухари.

1173-1174. Передают, что Абу Шурейх аль-Хуза‘и, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если же здесь после моих слов будет убит чей-то родственник, то пострадавшая сторона может принять любое из двух решений: либо принять выкуп за убитого, либо казнить убийцу». Это – отрывок длинного хадиса, переданного Абу Давудом и ан-Насаи. Суть хадиса также передали аль-Бухари и Муслим со слов Абу Хурейры, да будет доволен им всевышний Аллах.

 

Глава 1

Выкуп за убитого

1175. Передают, что Абу Бакр ибн Мухаммад ибн ‘Амр ибн Хазм рассказывал со слов своего отца и деда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил в Йемен послание, в котором было написано: «Если доказано, что человек предумышленно и несправедливо убил правоверного, то его надлежит казнить, если только родственники убитого не пожелают поступить с ним иначе. Выкуп за убитого человека составляет сто верблюдов. Полный выкуп должен быть выплачен, если человеку целиком отрезали нос, или выкололи оба глаза, или отрезали язык, или вырезали губы, или отрезали половой член, или отрезали яички, или повредили позвоночник. За отрубленную стопу надлежит выплатить половину выкупа; за нанесение глубокой травмы головы или проникающего ранения на теле – треть выкупа; за нанесение травмы головы со смещением костей – пятнадцать верблюдов; за каждый отрубленный палец на руке или ноге – по десять верблюдов; за перелом зуба или нанесение травмы с обнажением кости – пять верблюдов. Мужчину надлежит казнить за убийство женщины. Если же люди пожелают выплатить выкуп золотом, то они должны выплатить тысячу динаров». Это – отрывок длинного хадиса, переданного Ахмадом, ан-Насаи, Ибн Хузеймой, Ибн аль-Джарудом, Ибн Хиббаном, а также Абу Давудом в сборнике “аль-Марасиль”, причем мусульманские богословы не были единодушны в признании его достоверности.

1176-1177. Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выкуп за непредумышленное убийство состоит из пяти частей: двадцать трехгодовалых верблюдиц, двадцать четырехгодовалых верблюдиц, двадцать годовалых верблюдиц, двадцать двухгодовалых верблюдиц и двадцать двухгодовалых верблюдов». Этот хадис передал ад-Даракутни. В версии Абу Давуда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджи вместо слов «двадцать двухгодовалых верблюдов» говорится: «…и двадцать годовалых верблюдов». Тем не менее цепочка рассказчиков первой версии более надежная. Ибн Абу Шейба передал прерванную версию этого хадиса, но она более достоверна, чем все восходящие версии.

Передают также, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел выплачивать выкуп за непредумышленное убийство в размере тридцати трехгодовалых верблюдиц, тридцати четырехгодовалых верблюдиц и сорока беременных пятигодовалых верблюдиц. Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи.

1178. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самыми дерзкими перед Аллахом являются трое грешников: совершивший убийство на священной земле; убивший человека, который не убивал его родственников; и совершивший убийство, дабы отомстить за зло, причиненное ему во времена невежества». Этот хадис передал Ибн Хиббан, и он же назвал хадис достоверным.

1179. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выкуп за случайное или неумышленное убийство, совершенное хлыстом или палкой, составляет сто верблюдов, сорок из которых должны быть беременными». Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал хадис достоверным.

1180. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Эти два пальца равны». Он имел в виду большой палец и мизинец. Этот хадис передал аль-Бухари. В версии Абу Давуда и ат-Тирмизи говорится: «Все пальцы равны, и все зубы равны. Резцы и большие коренные зубы равны». А в версии Ибн Хиббана говорится: «За пальцы руки и ноги выплачивается одинаковый выкуп: по десять верблюдов за каждый палец».

1181. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек занимается медициной, но не является известным специалистом, то он несет ответственность в случае, если убьет больного или нанесет ему увечье». Этот хадис передал ад-Даракутни, и аль-Хаким назвал хадис достоверным. Его также передали Абу Давуд, ан-Насаи и другие богословы, однако отосланные версии хадиса сильнее, чем его целостные версии.

1182. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб также рассказывал со слов своего отца и деда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «За каждое ранение с обнажением кости надлежит выплатить пять верблюдов». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем в версии Ахмада также говорится: «Все пальцы равны, и за каждый отрубленный палец надлежит выплатить по десять верблюдов». Ибн Хузейма и Ибн аль-Джаруд назвали хадис достоверным.

1183. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб также рассказывал со слов своего отца и деда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выкуп за убитого неверного, который заключил мирный договор с мусульманами, равен половине выкупа за убитого мусульманина». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем в версии Абу Давуда говорится: «Выкуп за убитого неверного, который заключил мирный договор с мусульманами, равен половине выкупа за убитого свободного человека». А в версии ан-Насаи говорится: «Выкуп за нанесение увечий женщине равен выкупу за нанесение увечий мужчине, если он не превышает треть полного выкупа». Ибн Хузейма назвал хадис достоверным.

1184. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб также рассказывал со слов своего отца и деда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выкуп за неумышленное убийство равен выкупу за умышленное убийство, однако в этом случае обвиняемого нельзя казнить. Все это происходит в результате наущений сатаны, который заставляет проливаться кровь людей, которые не испытывают друг к другу ненависти и не поднимают друг на друга оружие». Этот хадис передал ад-Даракутни, и он же назвал его слабым.

1185. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, один мужчина убил другого. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел выплатить выкуп за убитого в размере двенадцати тысяч дирхемов. Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, однако ан-Насаи и Абу Хатим предпочли назвать хадис отосланным.

1186. Передают, что Абу Римса, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды он привел своего сына к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Он спросил: «Кто это?» Абу Римса ответил: «Это – мой сын, и ты будь сему свидетелем». Он сказал: «Воистину, ты никогда не будешь отвечать за его прегрешения, и он не будет отвечать за твои». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, а Ибн Хузейма и Ибн аль-Джаруд назвали хадис достоверным.

 

Глава 2


Просмотров 331

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!