Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






СМУТА (ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА) НАЧАЛА XVII ВЕКА



Увеличение территории Московского государства вызвало усложнение административного руководства. К концу XVI века образовалось сложное здание московской приказной администрации - 30 учреждений.

Деятельность этих учреждений чаще всего была связана не с политическими требованиями, а с практическими удобствами. Приказы можно было разделить на два разряда: общегосударственные и территориальные, но и это было иногда очень условно. Государственная власть только требовала от народа и лишала его возможности где-то самостоятельно решать вопросы.

Сложности экономического развития, вызванные опричниной и 25 -летней Ливонской войной ухудшили положение служилого сословия и крестьян. Рост поместного землевладения привел к стремлению закрепить за собой наличное крестьянское население, которое пытается уйти на свободные земли среднего и нижнего Поволжья. Но пока на престоле были представители старой династии, население в большинстве подчинялось своим «природным государям».

Со смертью Ивана IV (Грозного) и гибелью от руки отца в 1581 году старшего сына Ивана, наследником оказался Федор. Неспособный к правлению, запуганный отцовским террором, он полностью подчиняется брату его жены Ирины - Борису Годунову. Происходивший из малоизвестного боярского рода, Годунов фактически становится правителем страны.

Важным фактором внутренней жизни страны можно назвать учреждение в 1589 году патриархата Московского и Всея Руси, т.е. особого и независимого центра.

С гибелью в 1591 году при невыясненных обстоятельствах в Угличе младшего сына Ивана IV, царевича Дмитрия и смертью в 1598 году царя Федора, который был бездетным, прекращается династия Рюриковичей на Московском престоле.

В 1598 году собирается Земский Собор, где впервые был поставлен главный вопрос - выбор царя. Из 512 делегатов 52% составляли служилые люди. Они, не желая усиления боярства, избирают на царство Бориса Годунова.

Первые два года царствования Бориса Годунова были благополучными. Новый царь стремился поддержать порядок и правосудие, приглашал на службу иностранцев, отправлял молодых людей учиться за границу.



В результате переговоров со Швецией были возвращены русские города Копорье и Ивангород.

Но, опасаясь боярских интриг, Годунов поощрял доносы и шпионаж. Так в 1601 году по доносу было разорено семейство Романовых. Никита Романов приходился двоюродным братом первой жены Ивана IV (Грозного). Самый популярный из этой семьи, Федор Никитович, был вынужден принять постриг под именем Филарета.

Отмена Юрьева дня в 1597 году и проведение 5-летнего сыска беглых крестьян расширяли власть землевладельцев над крестьянами.

Большие трудности для крестьян создает и период значительного похолодания с 1601 по 1603 годы, когда им нечем было засевать поля. Голодная смерть косила народ. Только в Москве за три года неурожаев похоронили 127 тысяч. При этом увеличение налогов окончательно расстроило хозяйство.

В 1601 году следует указ по восстановлению Юрьева дня, но он вышел с большими оговорками и только по отношению к мелким хозяйствам. В 1603 году закон не был подтвержден.

Популярность Бориса Годунова стала падать. Особенно среди крестьянства («Вот тебе, бабка, и Юрьев день!»).

Пытаясь изменить ситуацию, Борис Годунов отдает распоряжение раздавать деньги голодающим, но цены на хлеб сразу же выросли. Он решил раздавать хлеб, но пункты раздачи превратились в места убийств друг друга.

Народные волнения охватывают все большие районы, а при ослаблении центральной власти все больше растут претензии различных социальных групп.



Борьба за обладание московским престолом оживила тень царевича Дмитрия. Молва о спасении младшего сына Ивана IV нашла реальное воплощение в появлении человека (Юрия Богданова Отрепьева), который в 1602 году объявил о своих претензиях на престол. Борис Годунов велел провести расследование об этом человеке. Выяснилось, что это монах Чудова монастыря Григорий. До пострижения он, выходец из небогатой дворянской семьи, служил при боярах Романовых. Отрепьев отличался умом и литературным дарованием.

После расправы с семейством Романовых его приблизил патриарх Иов. Вероятно, Отрепьев не сразу принял новую для него роль, но перебежав в Польшу, он получил не только поддержку, но и покровительство в окружении польского короля Сигизмунда III. Особую активность проявил сенатор Юрий Мнишек, который увидел в появлении Отрепьева возможность обогащения и выдал за него свою дочь.

В октябре 1604 года, собрав пестрое войско из поляков и казаков, Отрепьев вошел в пределы Московского государства и выпустил воззвание к русскому народу, где просил принять его как законного наследника русского престола. Войска, посланные Борисом Годуновым, воевали вяло и нерешительно.

В апреле 1605 года умирает Борис Годунов, и Москва торжественно принимает нового царя, Дмитрия (Отрепьева). Его энергичность и стремление к активной деятельности начинают раздражать боярство. Против него готовится заговор. Руководителем боярского заговора становится князь Василий Иванович Шуйский.

В ночь на 17 мая 1606 года царь Дмитрий был убит, бояре объявили москвичам, что убитый был самозванцем. Тело Лжедмитрия было сожжено, а пеплом выстрелили в сторону Польши.

Так закончился первый период Смуты, вошедший в историю под названием «династический».



Московское боярство, не утруждая себя созывом Земского Собора, объявляет царем Василия Ивановича Шуйского. Такое действие бояр вызывает возмущение у дворян и священнослужителей. Недаром Шуйский получит название «боярский царь».

Но и бояре не доверяют Шуйскому. Они заставляют его подписать «Крестоцелование», в котором его обязали не верить доносам, судить только истинным судом, не отбирать имущество у наследников, если они не виноваты. Этот документ был первым договором царя с боярами. Шуйский подписал его, но выполнять не собирался.

Воцарение Шуйского послужило сигналом к всеобщему противоборству и вооруженному столкновению сословий. Начинается второй период Смуты. «С осени 1606 года в государстве открылась кровавая смута, в которой приняли участие все сословия московского общества, восстав одно на другое» (С.Ф.Платонов).

Одним из самых популярных вождей становится бывший военный холоп князя Андрея Телятевского, Иван Болотников. В 1606 году армия Болотникова создает угрозу Москве. Бояре выбирают Михаила Скопина-Шуйского руководителем в уничтожении армии Болотникова. В1607 году, используя предательство в окружении Болотникова, Скопин-Шуйский сумел подавить выступление. Оставшиеся в живых рассеялись, готовые вновь выступить, если найдется новый предводитель.

Такой нашелся в лице второго Лжедмитрия. Этот обманщик даже не пытался доказать свое происхождение, но никто и не занимался проверкой его личности. Собрав большое и пестрое по своему составу войско Лжедмитрий II приступил к осаде Москвы, расположившись станом в селе Тушино (его прозвали «Тушинским вором»).

В это тяжелое для Москвы время в тушинский лагерь иногда по нескольку раз переходят московские бояре, чтобы служить явному обманщику. Осада Москвы вызвала недовольство и недоверие москвичей к царю Василию Шуйскому. Этим воспользовались бояре, которые 17 июля 1610 года свергли Василия Шуйского и насильственно постригли в монахи. Так закончился второй период Смуты. Он получил название - «сословный».

Третий период становится самым трагическим временем для Московского государства. Он начался с создания правительства бояр «Семибоярщина». Часть боярского правительства отправились в Польшу пригласить на престол сына польского короля Сигизмунда III - Владислава.

Король не решился отправить сына в объятую гражданской войной Московию. С польским гарнизоном на правах наместника в Москву прибывает в сентябре 1610 года Александр Гонсевский. Он ведет себя жестко, чем вызывает возмущение москвичей. Под давлением жителей Москвы бояре из правительства «Семибоярщины» договариваются о приглашении шведов для борьбы с поляками. Но шведы оговаривают условия оккупацией северо-западных земель. Это была уже прямая интервенция.

Центральной власти уже никто не доверяет ни на востоке, ни на юге. Границы земель закрываются, и Московское государство начинает распадаться на прежние удельные земли. Так закончился третий период Смуты, получивший название «национальный».

Во главе национально-религиозной оппозиции становится патриарх Гермоген. Вопреки запрету правительства, он рассылает письма с прямым призывом спасать страну. Эти письма были отправлены посадскому населению Владимира, Нижнего Новгорода, Вологды и Ярославля.

В начале 1611 года начинается широкое патриотическое движение по всей стране. Весной 1611 года к Москве подошло первое ополчение, представлявшее объединение дворян, бояр и казаков под руководством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, князя Дмитрия Трубецкого и казачьего атамана Ивана Заруцкого. И хотя объединенные силы имели общий договор, но сословное соперничество взяло верх. Недовольные казаки, вызвав для объяснений П.Ляпунова, зарубили его. Возмущенные соратники покинули ополчение. Первое ополчение разошлось.

Неудача первого ополчения не уничтожила желания народа организовать новое. Таким центром народного объединения становится Нижний Новгород. Организатором нового ополчения становится нижегородский староста Кузьма Захарьевич Минин. Продав все свое имущество, он вложил деньги в сбор средств на новое ополчение и приобретение оружия. Командовать новым ополчением был приглашен талантливый военоначальник, князь Дмитрий Михайлович Пожарский. К князю Пожарскому присоединился князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, приведя с собой казаков.

Весной 1612 года ополчение двинулось сначала к Костроме, а с апреля 1612 года Ярославль становится центром объединения всех народных сил. В Ярославле в течение четырех месяцев действует Земский Собор, временная верховная власть в стране. Сюда прибывают бояре из Москвы и Подмосковья, признавшие временную власть и согласные решать вопросы вместе.

Осенью 1612 года второе ополчение двинулось к Москве и ополченцы перекрыли все пути поставки продовольствия и оружия для польского гарнизона, который закрылся в Кремле и Китай-городе. 22 октября голодные поляки не могли обороняться и покинули Китай-город, перейдя в Кремль. Ополченцы окружили Кремль, но поляки и не думали защищаться. Они вымаливали себе только жизнь и пощады. Князь Д.Пожарский от себя дал обещание, что ни один пленник не погибнет от меча. 24 октября поляки открыли Троицкие ворота и стали выпускать бояр и дворян, которые сотрудничали с ними. Старший из бояр Ф.Мстиславский, возглавлявший правительство «Семибоярщины», вызвал гнев ополченцев, особенно казаков. Но до расправы дело не дошло. Д.Пожарский дал возможность боярам забрать семьи и уехать из Москвы.

25 октября 1612 года второе ополчение торжественно вступило в Кремль. В Успенском Соборе был отслужен благодарственный молебен об освобождении Москвы.

Польский король Сигизмунд III с небольшим отрядом и с сыном Владиславом остановился под Волоколамском, напоминая о приглашении его сына на московский престол. Получив жесткий отказ, поляки сочли лучше вернуться в Польшу. Предложение шведов о шведском королевиче так же встретило отказ.

По всему Московскому государству были посланы грамоты о созыве Земского Собора с главным предложением не избирать царя из иноземцев, а только из своих бояр. Большинство выборных стояли за Романовых, глава этого семейства Никита Романов приходился двоюродным братом царицы Анастасии, первой жены Ивана IV (Грозного).

Разорение Борисом Годуновым этого семейства, а особенно страдания, находящегося в польском плену митрополита Филарета, бывшего боярина Федора Никитовича Романова, становится для русских примером истинного мученичества за правое дело.

Земский Собор заседал до февраля 1613 года, и было решено отправить делегацию из представителей бояр и служилых людей в Ипатьевский монастырь около города Костромы. Там, после уговоров, Михаил Федорович, и с благословения матери, инокини Марфы, он дал согласие на царствование.

Смутное время стало для Московского государства периодом тяжелых потрясений в политической, социальной и экономической жизни страны. На целый век пришлось отложить модернизацию страны. Был потерян ряд городов на западе, фактически начался процесс закрепощения крестьян. Но, в то же время, Смута сформировала чувство национального и религиозного единства и новое понимание государства как общего дела.

В государстве, расстроенном Смутой, юный и неподготовленный царь не смог бы удержаться на престоле без поддержки Земского Собора. Большое влияние на Михаила Федоровича оказывал его отец, митрополит Филарет, вернувшийся в 1619 году из польского плена. Став патриархом, Филарет подписывал все документы вместе с сыном. С участием патриарха исправляется положение с финансами, деятельностью администрации и с судопроизводством.

 

 


VI.


Просмотров 479

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!