Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Первобытный синкретизм и его преодоление в дальнейшем развитии культуры. Синкретичность мифа как праоснова, почва и арсенал системности культуры



Мифологическое сознание, характерное для человека первобытного сообщества отличалось синкретизмом. Основные виды деятельности носили доминирующий сакрально-ритуальный характер. Социальность на этом этапе отличалась такими чертами, как коллективизм и относительное равенство членов сообщества.

Появлениесинкретичного мифологического мышления говорило о том, что у людей возникла необходимость в возникновении коллективного разума и целостной картины мира. Миф становится силой, сплачивающей людей воедино.

Творение мифов явилось актом введения Порядка в познаваемый мир для защиты от давления Великого Неизвестного Хаоса. Ницше сравнивал миф с музыкой, а Леви-Стросс считал, что это нечто среднее между музыкой и связной речью, лежащее за пределами сознательного восприятия, Юнг говорил о том, что миф — это проявление коллективного бессознательного через архетипы.

Мифэто образная, метафорически-целостная модель мира, поэтическая интерпретация или драматизация конфликтных сил природы, жизни и человеческого разума, это вибрирующее выражение фантазии, ценностей и стремлений архаической культуры.

Миф — это синкретичныйобраз, воспринимаемый как реальность. События, о которых говорится в мифе, не нуждаются в комментариях, а сами объясняют все, что происходит с человечеством. В мифе нет чудес, нет реального и нереального.

Б.Малиновский писал, что «Функция мифа состоит не в том, чтобы объяснять, а в том, чтобы подтверждать, не удовлетворять любопытство, но придавать уверенность в силе, не плести байки, а связывать между собой смыслы различных верований, относя их к непрерывно текущему потоку событий» (Малиновский с. 207). Но в мифе происходит накопление первичного знания о мире, вырабатывается пред-модель мировой картины.

Мифологическая картина мира предполагает осознание макрокосмоса (неба, земли, воды, ветра…) как элементов микрокосмоса — тела первородного существа (Осириса, Пуруши и др.) -- «перешеек», «рукав реки», «горный хребет», «бровка канавы» и др.

Миф не знает категории времени и рассматривает жизнь не как последовательность событий, а как вечное их повторение.



Миф есть синкретичное единство художественного, научно-познавательного, активно преобразующего и религиозного начал. Художественное начало проявлялось в его образно-символическом единстве. Научно-познавательное — в способности объяснять и выдвигать гипотезы о том, что неизвестно достоверно. Активно преобразующее -- в возможности и стремлении сформировать то достраиваемое и неизвестное подлинно как желаемую модель, цель, идеал и совершенство. Религиозное начало проявлялось в том, что все то, что привносилось человеком должно было признаваться на веру и требовало уважения и поклонения.

Мифы рассказывают о начале мира. Герои мифа — полубоги и первопредки племени, они же — культурные герои. Они создают землю, солнце и луну, начинают двигать время, побеждают на земле фантастических чудовищ и делают землю пригодной для жизни. Они учат людей ремеслам и искусству, задают должный порядок всему. Это доказывает то, что миф — это модель поведения, регулятор действия. На основе мифа устанавливаются первые запреты — табу.

Интересно, что слова клятва и присяга связаны со словами клонить и сягать, ставшими архаизмами и обозначавших прикосновение. Жест прикосновения, встречаемый и сегодня (присяга у воинов — целование знамени или оружия и т.д.) лежит в основе магического действия и явно предшествует слову.



Таким образом, именно действие предстает как самый древний способ хранения информации в бесписьменном обществе. Информация, запечатленная и сберегаемая в системе действий, содержала в себе ту или иную картину мира и некоторую модель поведения людей в особо значимых ситуациях. По мере забывания магических мотивов и сакральных смыслов ритуальные действия превращаются в обычаи. Однако миф, слово и обряд забывались не одинаково: раньше — мифопоэтические представления, потом — обрядовые действия и дольше всех сохраняется слово. Хотя миф и ритуал в филогенезе предшествуют языку, но язык выступает как более долговечная форма ранних видов общественного сознания.

Миф есть проявление, прежде всего, коллективного, а не индивидуального. Его творцом является не отдельный человек, а сообщество людей.

Миф обладает и эстетичностью. Он может быть высоким, гуманным, а может быть и низменным. Первый воспевает мощь и силу человека, его способность преодолевать враждебные силы, второй устрашает человека, показывая ему его слабость.

Мифологиясистема мифологических сюжетов, объединенных целостностью мировосприятия и иллюстрирующих те или иные положения мировоззренческой идеи.

Если мифология — это коллективная «предрелигия» древности, то фольклор — это искусство бесписьменного народа, в такой же мере коллективно-безавторское, как язык.

Фольклор — это исторически первое художественное коллективное творчество народа.

Фольклор в культурной динамике становится первой формой секуляризации. Динамика мифа в фольклор представлена несколькими направлениями:

· От мифа — к героическому эпосу: герои эпоса уже реальные люди, время описанных событий исторично, место конкретно, форма рассказа не священное знание, а простой рассказ о чем-то героическом и важном, но не священном;

· От мифа — к сказке: изменение не столько содержания, сколько отношения людей к этому содержанию и социального назначения, функцией этого текста. Становясь сказкой, миф утрачивает связь с ритуалом и магией, теряет эзотеричность, т.е. священность и таинственность. Сказки можно рассказывать без соответствующей ситуации. Именно на поздних этапах перерождения мифа в сказку содержание получает комический компонент. Некоторые сказочные персонажи проявляют в себе черты древних верований -- Баба Яга – это мать и хозяйка лесных зверей, имеющая над ними неограниченную власть. Ее древнейший облик – звериный (козел, медведь, утка или сорока). Костная нога, как и курьи ножки в ее избушке – остатки этого звериного облика. Более поздний вариант – Леший, возникший в период патриархата.



· От мифа к заговору и колдовству: в заговоре слово приобретает магическую силу. Именно на основе заговоров формируются и развиваются разнообразные жанры фидеистического слова — проклятие, оберег, благословение, клятва, анафема, считалка; из этих фольклорных форм позднее возникнет молитва («славословия» (Аллилуиа — древнееврейское «Восхваляйте Бога!», Осанна — греч. Спаси же! И др.). Особое место в иудаизме и христианстве займет трактовка слова — слово не только обозначение, но и часть обозначаемого. С этим связан запрет произносить имя Бога в иудаизме, отождествление Слова с Христом, боязнь перевода Писания в православии, повышенное внимание к орфоэпии, орфографии и каллиграфии в восточных традициях и т.д.

· От мифа к загадке: древнейшие загадки входили в магию и ритуал. В ведической традиции этот ритуал, включавший диалог в виде обмена загадками, совершали жрецы в предновогоднюю ночь. Неделя самых длинных ночей в году переживалась как критическая точка годового цикла, когда жизненные силы мироздания как бы истончаются, Хаос побеждает Космос. Вопросно-ответное развертывание космогонии засвидетельствовано не только в древнеиндийской культуре, но и в ирландской, исландской, некоторых африканских, удмуртской и др. культурах. Суть загадки — удивить, неожиданно раскрыть то, что казалось привычным и знакомым. В ее основе — способность человека видеть сходное в разных предметах, упражняли в аналогии. С течением времени загадки теряют сакральность, но сохраняют познавательность. Такая же система вопроса — ответа использовалась в дальнейшем в духовных стихах, катехизисе.

Миф сегодня — это кладовая сюжетов современной литературы. (Вс.Иванов рассказ «Сизиф, сын Эола», А.Камю «Миф о Сизифе», Прометей — герой литературных произведений Эсхила, Гете, Маркса, Горького, Ницше, А.Жида, A Кафки и т.д.). Современность создает свои мифы (НТП, НТР, коммунистический рай).

Миф – это подлинная сердцевина любой культуры, в том числе и современной.


Просмотров 621

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!