Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Проблема понимания времени и пространства в разных культурных традициях



первобытность

Пространство:

· Эксцентричность – себя самого первобытный человек воспринимает как «ты», принадлежащим кому-то. Он – это «твое» по отношению к миру.

· Отсутствие грани между восприятием внутренних, душевных состояний и внешнего мира. Все, что с ним происходило, человек отождествлял с внешними событиями.

· Дуализация мира по координатам хаос-космос и сакральное-профанное. Первое проявляется в мифе, второе – в ритуале. Хаос – это потенция мира, его тьма и бесконечность, бесформенности, представляемой как земля, вода, влага, пучина, вихрь, женское начало. Его противоположность – космос – актуализированность, расчлененность, рождаемость, отождествляемые со светом, формой, небом, мужским началом. Хаос-космос – это единая реальность, а профанное-сакральное – несовместимые контрасты бытия, напряженность ритма жизни.

· Хаос-космос – проявленность в вертикальности мира, образе пропасти-провала, Древа Жизни. Есть представление о центре – священные места, проклятые места. Хаос – это основание мира, которое у него отнимает космос. Поэтому космос – мир жизни человека – это нечто неестественное и незаконное. Космос убил хаос, дав жизнь человеку. Поэтому человек в долгу перед миром Хаоса, миром богов. Так рождается жертвенность, основанное на аскезе.

Если говорить о представлениях о времени – первобытность не знает будущего. Есть только вчера и сегодня, а будущее свернуто до повторяемости сегодня. Появление представлений о цикличности времени – это поздняя первобытность, когда особое место в деятельности начинает принадлежать земледелию. Ритмичность времени – это алгоритм в действии. В основании ритуала – ритмичность и алгоритм. Все виды деятельности этого времени подчиняются ритуальности. Формы ритуальности – праздник, возвращающий то, что уже свершилось (Новый год), очищение (подготовка), путь (действо), жертвоприношение и трапеза, дающая сытость (благоволение богов).

Древний Египет

дуализмв понимании пространственности мира, сводящем целое к единству и борьбе двух начал, определяющиммагический характермироощущения. Люди этого времени считали, что между предметом и его определением имеется взаимосвязь. Изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным.



целое постепенно усложняется и дифференцируется,иерархичным

Динамика пространства проявляется в развитии орнаментов.

 

Время представлено вариантами: жизненное время – оно конечно и кратковременно, смерь – период перехода в вечность, оно имеет разный темп и склонной к замедлению и Вечность – время без движения.

Древняя Индия

Нет истории. Время космично: праздники определяются по звездам. Время проявляется только в природных явлениях. Есть и индивидуальное время, проявляющееся в изменениях. Символом его является бамбук.

Интровертность, т.е. обращенность вовнутрь, поиск каждой личностью индивидуального спасения от себя самого;

Словоцентричность — в индуизме Слово впервые в истории рассматривается как высшая реальность.

Пространство и время неразделенные понятия, так как пространство и время характеристики единого мира.

Греческая античность

Ключевой универсалией культуры древних греков, характеризующим специфику их мировосприятия становится понятие «космос» (дословно «порядок»). Мир греки считают ставшим именно тогда, когда Хаос начал оформляться, т.е. проявлять соизмеримость отношения частей к целому. Критерии космоса -- гармония, мера, пропорциональность. Мир совершенен и представляет собой вечный Идеал, на поиски которого направлено все искусство Древней Греции. Поэтому он воспринимается греками как совершенная целостность, абсолютная и неделимая.



Космическая Вселенная греков — это благоустроенное множество всех обозримых предметов, ограниченное телесно воспринимаемым небосводом. Земля представлялась плоским кругом, серединой которой был «пуп земли» — белый камень, располагавшийся в середине храма в Дельфах. Согласно легенде именно над этим местом встретились две, выпущенные в разные стороны Зевсом голубки.

Время греки представляли движущимся на месте, как небосвод. Греки не интересовались прошлым и не стремились к будущему, не вели летоисчисление. Их интересовало только количество времени, отделяющее данное событие от другого, а не последовательность событий и их продолжительность.

У грека появляется ощущение внутреннего мира. Это явление связано с зарождением философии. Уже существовала фигура мудреца, но он не был любомудром. Фалес — не просто мудрец греков, но и первый философ. Мудрец — лучший из людей, потому, что больше всех знает, и знание свое он получил в дар от богов. Философ – лучший из людей только потому, что он сам себя таким сделал. Через самопостижение и самосовершенствование философ обретает счастье. Судьба преодолевается философом и становится для него бытием. Он «не плачет и смеется, а понимает».

Римская античность

Пространственные характеристики мира расширяются, становясь многообразными. Священная граница Рима Помериум отныне может быть расширена только тем властелином, который расширил общие границы Римской империи. Возникает потребность искусственного объединения этого нового пространства через создание не виданная до этого имперской машины государственности, основанной на законе власти, силы, подчинении.



Время начинает сближаться с понятием человеческой жизни, хотя сама по себе человеческая жизнь не видится как ценность. Оно начинает становиться историчным, отправной точкой станет основание Рима.

Римская история становится историей всемирной. Римский гражданин становится всемирным гражданином. Идея Великой империи возносится не раз в истории (Второй Рим, Третий Рим). Римлянин -- человек космополитического мышления.

Средние века

1. двойственность и противоречивость мировоззренческих установок доминантной культуры и народной культуры на уровне конкретного человека, а не противостояния слоев общества.

2. Космос уже не понимается как абсолютное гармоничное единство, обладающее целостностью, а все больше начинает раскалываться на мир Бога и мир человека, управляемые Абсолютным началом -- Богом.

3. Каждая вещь физического мира также начинает раскалываться на две составляющие, одна из который принадлежит только миру земному, а вторая — божественному.

4. Пространство получает направление: в нем возникает вертикаль. Оно становится неоднородным, а эмоционально окрашенным в разные цвета (пространство языческого мира, христианского, сакрального и земного).

  1. На смену темы судьбы в средние века приходит тема провидения, которое есть начало смысловое. Судьба же – это начало бессмысловое.

6. Героизм начинает пониматься как тщета и самоотрицание человеком самого себя. В новой интерпретации героизм не преодолевает рабство, а ведет к нему. Герой перестает быть сыном Бога, возвращаясь в ничтожество собственной природы. Высшее достоинство для средневекового человека заключается не в героизме, а в святости.

7. Время начинает распадаться на множество подвидов: аграрное, родовое, библейское, историческое, церковных служб, литургическое и т.д. Именно литургическое, библейское время вносят новый компонент в понимание его как линейного, т.е. имеющего начало и конец. Существует и особое время Бога — Вечность. Человек может совершить прорыв в вечность через озарение. Поэтому становится популярной мистика. В описании жизни святых мы не найдем ни даты его рождения, ни дат, связанных с его жизнью, но одна будет там непременно — дата его смерти, как единения с Богом. Интересно, что назывался лишь день и месяц, год не указывался. Ведь для отмечания дня святого в последствии важен только день. Отныне этот день становился праздником. Измеряли время примитивно, отмечая его в основном по солнцу или при помощи песочных часов. Время мало ценилось, и относились к нему в основном безразлично. Время считалось не принадлежащим человеку. В 13 веке в быту распространяется понятие часа, ориентированное на дневную деятельность человека. Механические часы появятся также в13 веке, в 14 веке — в виде башенных они украшают города. До их появления время отбивали церковнослужители при помощи колоколов.

Возрождение

Мир по-прежнему представляется дуальным, но в представлениях человека меняется доминанта: теперь мир земной уже не оценивается как вторичный, производный, низший по отношению к миру неземному. Мир жизни, кажется высшим творением Бога, построенным по принципу иерархии, где наивысшим совершенством обладает только сам человек. Только человек наделен божественным качеством — способностью творить. Когда-то Адам и Ева были изгнаны из Рая за то, что совершили великий грех: создали человека по подобию самих себе, а это было разрешено только самому Творцу. Существуя на Земле, человек оказывается теургом земным, так как может творить. Теоцентризм сменяется антропоцентризмом.

Человек начинает возвеличивать себя и свои божественные возможности. Способность творить становится высшим проявлением его божественности. Художник становится самой уважаемой личностью в обществе. Ренессансный тип личности-художника отличается титанизмом (он совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсальностью (реализует свои способности в самых разнообразных областях). Меняется само представление о человеке: он теперь не «сосуд греха», а «венец творенья», созданный по образу и подобию Бога. Чтобы приблизиться к Богу не надо уходить в пустыню и подвергать себя аскезу, а быть художником, уподобляясь Богу в творчестве. Именно в ренессансной культуре была выработана идея о безграничном могуществе человека, о его неограниченных возможностях. Принцип античности «Мимезис», как подражания природе, уступает место новому принципу «метексис» – сотворчество с ней. Творчество и творческая личность тем самым получают приоритет перед произведением, а замысел – перед воплощением.

Новационность Возрождения связано с ориентированностью культуры на «омолаживание» и регенерацию времени. Его противоположностью было образное понимание эпохи средневековья как осени. Юность Возрождения должна быть вечной, ведь античные боги не подчинялись власти времени. Культура Ренессанса, его искусство и пластика позволяют сформулировать архетип юности, который по своей сути является выражением поиска неизменности, на вид как бы историчен. На эпоху Ренессанса можно также взглянуть как на великую цельную попытку начать историю заново, на акт обновления начала, регенерацию социального времени.

Девиз Возрождения «Нет ничего ничтожного в вещах» (Рёмер Висхер). Красота рукотворная начинает цениться также высоко, как и красота божественная. Искусство и природа становятся равнозначными понятиями. Появляются кунсткамеры, где творения рук человека хранились рядом с творениями природы.

Именно в эту эпоху происходит преодоление времени как вечности и становление его как настоящего и быстро текущего явления. Время начинают ценить. Утверждается лозунг «Лови момент!», который трактуется не как важность использовать миг, т.к. его уже больше не будет, а в значении важности каждого мига в равной степени. Появляется понимание историзма.

Нового времени:

Ø Время линейно и однонаправлено -- вера в прогресс; Миф о прогрессе – главный миф нового времени. Через прогресс человек пытается еще раз утвердить идею антропоцентризма. Оно необратимо, его нельзя вернуть, поэтому оно – ценность.

Ø Пространство – весь многообразный мир. Оно реально и познаваемо.


 


Просмотров 829

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!