Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные тенденции и противоречия в социально-экономическом и политическом развитии Казахстана в 1965-1985гг



 

В начале 70-х годов происходило свертывание реформ, начатых в середине 60-х. Поднять эффективность общественного производства не удалось. Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет экстенсивного использование потенциала республики. За период 1970-1985гг общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, химической промышленности – более чем втрое. Бало введено около тысячи новых промышленных предприятий и цехов, в их числе Казахский газоперерабатывающий завод, завод пластмасс в Шевченко, Карагандинский завод резинотехнических изделий, Павлодарский и Чимкентский нефтеперерабатывающие заводы, Экибастузкая ГРЭС, Капчагайская ГЭС и др. Сформировались территориально-промышленные комплексы – Мангышлакский, Каратау-Джамбульский, Павлодар-Экибастузкий.

В основе экономики лежал принцип директивного управления и диктат центра. Сырьевая направленность экономики Казахстана привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слоборазвитыми перерабатывающая промышленость, производство товаров народного потребления. Около 60% непродовольственных товаров народного потребления поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья.

Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении темпов прироста промышленной продукции, уменьшении национального доход. Планы развития страны не выполнялись.

Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана к кризису.

Кризисные явления нарастали и в сельском хоз-ве. В эти годы проявляется устойчивая тенденция снижения урожайности. В животноводстве производство, за исключением птицы, было убыточным.

В 70-80гг. снизились реальные доходы населения. Нарастал дефецит товаров народного потребленя, привычными стали многочасовые очереди. Всякое инакомыслие подавлялось.



Таким образом, кризисные явления в 70-80-е гг. нарастали во всех сферах жизни Каз-на.

 

Народное образование, наука и культурная жизнь Казахстана в 1965-85-х годах.

Развитие системы образования. Хрушевские идеи приближения умственного и физического труда и укрепления связи между школой и производством привели к проведению в конце 50-х-начале 60-х годов радикальной реформы образования. В 1958г. был принят союзный закон, продублированный в 1959 г. республиканским Законом "Об укреплении связи школы с жизнью". Согласно ему, вместо семилетнего и десятилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершению которого выпускники обязаны были три года проработать на заводах или в сельском хозяйстве, совмещая работу с учебой или учиться в средних политехнических школах с производственным обучением. Поступление в вузы теперь обусловливалось производственным стажем, а не теоретической подготовкой абитуриентов. В Казахстане переход к новой системе был завершен в 1962-1963 гг.

Эта реформа вызвала неоднозначные последствия. Усилилась текучесть кадров на производстве, где увеличилось число рабочих -"транзитников" на пути в вузы. Падал престиж высшего образования, ученые и интеллигенция использовались на физических, непроизводительных работах в ущерб их профессиональной деятельности.

В 1964 г. некоторые положения этой реформы были пересмотрены, и вводилось обязательное среднее десятилетнее обучение, начинают разрабатываться новые учебные программы и планы, в 1970 г. утверждается Устав средней общеобразовательной школы, по которому вводилось три ступени обучения - начальное (до 3 класса), восьмилетнее и среднее (10 лет). Выпускники восьмилетних школ могли продолжать обучение в десятилетней школе или профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях, после чего имели право поступить в вуз.



В 70-х годах происходит уменьшение числа школ при увеличении числа учащихся. Так, в 1966 г. в 10 728 школах обучалось 2 852 тыс. учеников, в 1976 г. в 9 604 школах - 3 346,4 тыс. учеников, а в 1979 г. в 8 910 школах- 3 257,2 тыс, учеников. С середины 70-х годов наблюдается тенденция уменьшения количества учащихся, что было вызвано демографическими причинами.

 


Просмотров 839

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!