Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Типы патологического эмоционального реагирования



Место патопсихологии

 

Патопсихология - одна из самых старых и важнейших составляющих медицинской психологии, сводится к определению структуры нарушений познавательных процессов, закономерностей их распада в сопоставлении с нормой в понятиях современной психологии, диагностике особенностей личности, поведения, общения и адаптации к изменяющимся условиям функционирования, защитных приспособительных механизмов личности в связи с психическими расстройствами.

Основная цель патопсихологии - диагностика изменений психики человека по отношению к норме.

Патопсихологияизучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Основатель П. в России – Б.В.Зейгарник (была ученицей Курта Левина)

Объект изучения – больной человек.

Методы психопатологии – учится патогенез, диагноз. Предмет – изучение психической деятельности в условиях болезни.

Патопсихолог не ставит диагноз, изучает тонкие психические нарушения.

 

Прикладное значение психологии чрезвычайно значимо. Практические задачи, стоящие перед патопсихологическим исследованием, разнообразны. Прежде всего данные психологического эксперимента могут быть использованы для дифференциально-диагностических целей.


2. Предмет - психические процессы человека (в нарушении)

Задачи:

- решение задач диф диагностики.
- экспертиза (симуляция - изображние несущ болезни, диссимуляция - установка на преуменьшение, анозогнозия - "я здоров и все тут", аггровация - установка на преувеличение)

- описание заболевания в динамике

- описание влияния лечения на течение заболевания

- реабилитация


3. Принципы

-системный качественный анализ нарушений

-динамика развития(указывать не только нарушенное, но и сохранное)

-качественная, не количественная оценка результатов

-надежность данных

-один и тот же симптом может быть свидетельством разных состояний

-в усл-ях патопсихологического эксперимента должны актуализироватся механизмы психики, использующиеся человеком в обычной жизни



-патопси эксперимент должен актуализировать не только умственные, но и личностные свойства клиента

-не только патология, но и сохранное должно быть отражено

-возможность учета поиска лечения
4. Эксперементально-психологические методы. Характеристики:

-контролируемость условий

-относительная объективность

-удобство для передачи проф опыта

-высокая степинь формализации оценки

Патопсихологические экспер методы заключаются в целенаправленной оценке в эксперименте конкретных психических функций в рамках функциональной пробы.

Эксп методы: проэктивные, тестовые, психосемантические


5. Деонтологически епроблемы

· Каждый пользователь теста дол- жен располагать сведениями о валидности и надежности

· Любой из исполь-зуемых диагностических инструментов должен отвечать целям

· При проведении методик и тестов требуется подготовка, а то и лицензия,

· Обследуемый должен получить сведения о целях, о том, как будут использованы результаты.

· Избегание фетишизма в методиках

1. Придерживаться конфиденциальности (врачебная тайна)

2. Осознайте пределы своей компетентности.

3. Избегайте расспрашивать о несущественных деталях.

4. Относитесь к клиенту так, как вы хотели бы, чтобы относились к Вам.

5. Принимайте во внимание индивидуальные и культурные различия.

Надо помнить о том, что на основании одного ответа или даже выполненного теста нельзя поставить диагноз о наличии патологии. Психолог должен быть убежден, что инструкции, которые он давал, были правильно поняты, а мотивация к выполнению задания соответствовала ситуации



Принципами клинического интервью являются:

· Однозначность – правильное, корректное и точное формулирование вопросов

· Точность -

· доступность формулировок-вопросов – социокультцурные, лингвистические, образовательные нюансы

· адекватность

· последовательность (алгоритмизованность) К примеру, если первыми удается выявить наличие слуховых галлюцинаций, то дальнейший расспрос строится по следующей схеме-алгоритму: оценка характера галлюцинаторных образов (количество «голосов», их осознаваемость и критичность и т.д.) — степень эмоциональной вовлеченности — степень критичности пациента к галлюцинаторным проявлениям — наличие расстройств мышления (бредовых интерпретаций «голосов») и Далее

· гибкость

· беспристрастность опроса

· проверяемость получаемой информации. - для уточнения конгруэнтности понятий и исключения неверной интерпретации ответов диагност задает вопросы типа: «Что Вы понимаете под словом «голоса»,

 

Состояние больного играет очень важную роль в успешном проведении исследования. Нежелательно проведение исследования после бессонной ночи, физического переутомления, при чувстве голода или, наоборот, непосредственно после еды. Повторные исследования желательно проводить в то же время дня, что и первичные.

 

В выборе методик патопсихологического исследования могут играть существенную роль следующие обстоятельства.

a. Цель исследования—дифференциальная диагностика (в зависимости от предполагаемых заболеваний), определение глубины психического дефекта, изучение эффективности терапии.

 



b. Образование больного и его жизненный опыт, например, недостаточно грамотному
испытуемому не следует давать задания по методике образования сложных аналогий.

c. Иногда существенную роль играют особенности контакта с больным. Так, нередко
приходится обследовать больного с нарушением деятельности слухового или зрительного
анализатора.

 


6. В спихологии - высшая фотма отражения действительности

В психиатрии - фон, на котором присходят психические явления.

Из Зейгарник:

В данной книге нет возможности остановиться на всех аспектах сознания. Хотелось лишь напомнить, что 1) в психологии эта проблема разрабатывается с разных позиций и аспектов, как в теоретическом, так и феноменологическом плане: 2) что как бы различий ни были пути исследования сознания, все отечественные психологи исходят при решении даже его частных проблем из марксистско-ленинской философии положения о том, что сознание отражает объективный вне нас существующий мир, что оно обладает свойством не только отражать, но и творить его.

Понятие сознания в психиатрии не совпадает с его философским и психологическим содержанием. Оно является скорее "рабочим". Ведущий современный психиатр А. В. Снежневский говорит, что "если подходить к сознанию в философском смысле, то мы, естественно, должны сказать, что при всяком психическом заболевании высшая форма отражения мира в нашем мозге нарушается". Поэтому клиницисты пользуются условным термином нарушения сознания, имея в виду особые формы его расстройства.

Нарушениея сознания

Сознание- высшая форма отражения действительности, способ отношения с объективным закономерностям рефлексия.

Самосознание- осознание собственной личности.

 

Синдромы нарушенного сознания:

1. выключенное сознание(оглушение, сопор, кома)

Обнубиляция сознания –легкая форма оглушения

Сопар-глубокое угнетение сознания при сохранении рефлексов

Кома- нарушение деятельности сознания, нет реакции на боль

 

2. помраченное сознание

Расстройство дезинтеграции сознания –нарушение ориентировки в конкретно-предметной среде.

Онеройд- преобладание наплывов псевдосостояний(могуб быть эпизодами, а могут длиться днями и неделями)

Делирий- преобладание наплывов истинных зрительных галлюцинаций. Сочетается с длительным возбуждением, усиливается к вечеру и ночью. Может быть алкогольной, наркотической, сосудистой или другой природы.

Абортивный делирий- несколько часов

Минеций- суетливое поведение, дезориентировка, нарушается запоминание новой информации. В контакт вступить невозможно.

Сумеречное помрачение сознания -вид нарушения сознания, возникающий внезапно и проявляющийся дезориентировкой в окружающем с сохранностью привычных автоматизированных действий. Сопровождается речедвигательным возбуждением, аффектом страха, тоски, злобы, острым бредопреследования и внезапным наплывом галлюцинаций устрашающего содержания (преимущественно зрительных).

 

Онейро́идный синдро́м (онейро́ид) (др.-греч. ὄνειρος — сновидение, εἶδος — вид), шизофрени́ческий дели́рий[1] — психопатологический синдром, характеризующийся особым видом качественного нарушения сознания (онейроидная, грезоподобная дезориентировка) с наличием развёрнутых картин фантастических сновидных и псевдогаллюцинаторныхпереживаний, переплетающихся с реальностью. Дезориентировка во времени и пространстве (иногда и в собственной личности) при онейроиде отличается и от оглушения(характеризующегося отсутствием ориентировки), и от аменции (характеризующейся постоянным безрезультатным поиском ориентировки) — при онейроиде больной является участником переживаемой псевдогаллюцинаторной ситуации.

 

Делириозное расстройство - Характеризуется наличием истинных преимущественно зрительных, галлюцинаций и иллюзий, и, как следствие, — вторичным бредом; наличием эмоционально аффективных нарушений,сенсопатиями, затруднённой ориентировкой в окружающем мире, дезориентацией во времени. При этом сохраняются осознание собственной личности и опасностей. Эмоциональное состояние больного зависит от характера галлюцинаций. После выхода из делирия — частичная конградная амнезия (амнезируются реальные события и болезненные воспоминания). Больной может быть опасен для себя и окружающих.

Сумеречное расстройство сознания - вид нарушения сознания, возникающий внезапно и проявляющийся дезориентировкой в окружающем с сохранностью привычных автоматизированных действий.

Аментивное расстройство сознания - более тяжёлая форма помрачения сознания, чем делирий. Характерно: нарушение синтеза восприятий, бессвязность в речи (спутанность мышления), дезориентировка в среде и собственной личности, возникновение обильных галлюцинаций.

 

8. Признаки расстройства сознания по Ясперсу:

1. дезориентировка во времени, месте, ситуации;

2. отсутствие отчетливого восприятия окружающего:

3. разные степени бессвязности мышления;

4. затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений.


9. Нарушения самосознания

Деперсонализация . Характеризуется чувством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего "Я", которые воспринимаются как бы со стороны. Частым проявлением деперсонализации является нарушение "схемы тела" ("дисморфобии"), могут возникать при разных заболеваниях — при эпилепсии, шизофрении, после черепно-мозговых травм и др.

Синдром можно рассматривать как триаду, состоящую из: а) идеи о физическом недостатке с активным стремлением от него избавиться: б) идеи отношений и в) пониженного настроения.

Выделяют следующие формы деперсонализации:

· аллопсихическую

· аутопсихическую

· соматопсихическую

· анестетическую.

Аллопсихическая деперсонализация характеризуется искажением или утратой действия, поступки, речь, движения и т.д. совершаются как бы автоматически, происходит их отчуждение. Затем утрачивается чувство единства «Я» (ощущение раздвоенности). Больные отмечают, что в них как бы сосуществуют две личности.

Аутопсихическая деперсонализация характеризуется чувством постоянно нарастающей потери индивидуальной специфичности социальной коммуникации. Вначале возникает ощущение собственной измененности, сопровождающейся затруднением контактов с людьми. Больные воспринимают себя не такими, как прежде, оскудевшими интеллектуально и духовно, «чужими среди людей». В дальнейшем отмечается чувство полной утраты представления о своем «Я». Больные жалуются, что они полностью лишились собственного мировоззрения, взглядов, суждений, стали безликими людьми.

Соматопсихическая деперсонализация характеризуется чувством отчуждения восприятия отдельных физиологических процессов с утратой их чувственной яркости. Она может проявляться в виде отчуждения сна (при его фактическом наличии), в отсутствии субъективного чувства облегчения и удовлетворения от опорожнения во время дефекации или мочеиспускания, при насыщении пищей и т.п.

Анестетическая деперсонализация(болезненное психическое бесчувствие). Характеризуется болезненно переживаемым пациентом ощущением постепенного побледнения высших эмоций с последующей их утратой. Больные тяжело переживают ощущение утраты способности радоваться, печалиться даже при особо важных для них событиях и фактах. Появляется мучительное ощущение чувства утраты эмоций, не способность ощущать удовольствие, радость, любовь, ненависть, грусть.

Дереализация– искаженное восприятие объективной реальности в целом без нарушения восприятия отдельных ее параметров. Это искаженное мироощущение с чувством безжизненности, нереальности, чуждости, незнакомости, блеклости окружающего. К деареализации также относятся: «уже виденное» - кратковременное состояние, при котором в незнакомой ситуации возникает ощущение, что она знакома

10. Выключенное сознание:

-Оглушение.

ррезкое повышение порога для всех внешних раздражителей, отвеает на вопросы "спросонок", замедленность в движениях, молчаливость, сложное содержание вопроса неоценивается, ориентировка в окружающем нполая или отсутствует

-Обнубиляция - легкая форма оглушения

-Сопор - глубокое огрубление сознания при сохранности рефлексов.

-Кома - нарушение деятельности сознания, угрожающее жизни

 

 


11. Клиническая классификация эмоциональных состояний

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

 

Р.М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.

 

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

 

Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

 

Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства.

 

Функции эмоций

1. Сигнальная (коммуникативная)

2. Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение,

3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий.

4. Побудительная (стимулирующая) функция.

5. Подкрепляющая функция

Различают первичные (основные) и вторичные (сложные) эмоции. К первичным эмоциями относят: радость, печаль, тревогу, гнев, отвращение, стыд, удивление. К вторичным эмоциям относят различные смешения первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций (например, гордость

1. Нарушения в эмоциональной сфере включают в себя гипотимию, гипертимию, паратимию, а также нарушения динамики эмоций.

· Гипотимия-хроническое снижение эмоциональности по всем трем компонентам (аффект, когниция, экспрессия

· Гипертимия представляет собой устойчивое эмоциональное возбуждение, Гипомания — легкая степень мании, когда отмечается постоянный легкий подъем

· Мания — неадекватное обстоятельствам приподнятое настроение, которое может варьировать от беспечной веселости до неконтролируемого возбуждения.

· Паратимияпредставляет собой одновременное сосуществование двух противоположных по модальности эмоциональных состояний или несоответствие эмоциональной реакции вызвавшему ее поводу (эмоциональная неадекватность). Наиболее часто паратимия проявляется в симптоме «стекла и дерева», который является сочетанием сниженной эмоциональности с повышенной ранимостью

2. Нарушения динамики эмоцийсвязаны с состояниями эмоциональной лабильности или ригидности.

· Эмоциональная лабильность представляет собой быструю и частую смену настроения.

· Эмоциональная ригидность заключается в замедлении эмоциональной реакции,

Основными расстройствами динамики эмоций являются биполярное аффективное расстройство и циклотимия.

· Биполярное аффективное расстройство характеризуется повторными эпизодами смены настроения и значительного нарушения активности (чередование состояний мании и депрессии

· Циклотимия — менее выраженное состояние хронической нестабильности настроения с многочисленными эпизодами легкой депрессии и легкой приподнятости. Временами настроение может быть нормальным.

3. По содержанию эмоциональные состояния признаются патологическими, когда они не соответствуют обстоятельствам, при которых принято испытывать такие состояния.

4. По частоте возникновения, интенсивности и устойчивости(продолжительности) эмоциональные состояния признаются патологическими, когда они не вписываются в принятые культурой временные рамки их допустимого проявления и мешают выполнению различных социальных функций и обязанностей.

5. Степень осознанности и реалистичности эмоциональных состояний.

Выделяют две группы условий возникновения эмоциональных нарушений: внешние ситуационные условия, внутренние личностно обусловленные условия.

12. Продуктивыне и негативные эмоциональные состояния

Продуктивные эмоциональные расстройства.


Патология чувственного тона включает эмоциональные гиперестезию и гипестезию.
Эмоциональная гиперестезия — нарушение чувственного тона, при котором обычные по силе ощущения и восприятия сопровождаются неадекватно обостренной эмоциональной окраской. Возникает при понижении порога эмоционального реагирования и обычно сочетается с гиперакузией, гиперосмией, сенестопатиями.

 

Эмоциональная гипестезия — это нарушение чувственного тона, при котором обычные по силе ощущения и восприятия сопровождаются неадекватно ослабленной эмоциональной окраской. Возникает при повышении порога эмоционального реагирования.
Входит в структуру дереализационных и деперсонализационных расстройств.

 

Патология эмоциональных состояний, отношений, реакций состоит из гипотимии, гипертимии, паратимий и нарушений динамики эмоций.


Гипотимия

Тоска - Входит в структуру депрессивных, невротических и депрессивнопараноидных, онейроидных синдромов, дисфории.

Тревога — эмоциональное состояние или реакция, характеризующаяся внутренним волнением, беспокойстюм, Входит в структуру невротических, тревожнодепрессивных, острых бредовых, аффективнобредовых синдромов и помрачений сознания.
Растерянность —эмоциональное состояние с переживанием недоумения, беспомощности. Входит в структуру синдромов помрачения сознания, атипичных аффективных, аффективнопараноидных, острых бредовых синдромах, отражая особую их остроту.
Страх —Входит в структуру фобического, острых бредовых синдромов, острого галлюциноза, помрачений сознания, гипоталамических пароксизмов, ночных и дневных страхов у детей.

 

Гипертимия
Эйфория —Входит в структуру маниакальных, маниакальнобредовых, онейроидного, парафренного синдромов, алкогольного и некоторых форм наркоманического и токсикоманического опьянения.


Благодушие — эмоциональное состояние с оттенком довольства. Входит в структуру паралитического, псевдопаралитического, психоорганического, Корсаковского синдромов и некоторых видов синдромов деменции.


Экстаз — эмоциональное состояние с наивысшей приподнятостью, экзальтацией, часто с религиозным мистическим оттенком переживаний.

Входит в структуру синдрома особых состояний сознания, атипичного маниакального синдрома, онеироидного состояния сознания.


Гневливость — высшая степень раздражительности, злобности, недовольства окружающим со склонностью к агрессии, разрушительным действиям.
Входит в структуру дисфории, сумеречных состояний сознания, психоорганического и атипичного маниакального синдромов.


Паратимия
Амбивалентность
— одновременное сосуществование двух противоположных по знаку эмоциональных оценок одного и того же факта, объекта, события.
Эмоциональная неадекватность — качественное несоответствие эмоциональной реакции вызвавшему ее поводу. Одним из вариантов эмоциональной неадекватности является фамильная ненависть.
Оба симптома входят в структуру кататонических и негативных личностных расстройств. Симптом «стекла и дерева» — сочетание эмоционального притупления с повышенной ранимостью, чувствительностью, душевной хрупкостью. При этом сила и качество эмоциональной реакции не соответствуют значимости раздражителя.
Входит в структуру начальных негативных личностных расстройств при шизофрении.
Нарушения динамики эмоций
Эмоциональная лабильность
— быстрая и частая смена полярности эмоций, возникающая без достаточного основания, порой беспричинно.
Характерна для синдромов астенического, абстинентных, помрачения сознания, истерических проявлений, делирия.

Тугоподвижнооть (инертность, ригидность) — протрагирование эмоциональной реакции, проявляющееся длительным застреванием на одной эмоции, повод для которой уже исчез.
Входит в структуру эпилептических изменений личности, психоорганического синдрома.
Слабодушие — невозможность сдержать внешние, контролируемые волевым усилием, проявления эмоциональных реакций.
Входит в структуру невротических и психоорганического синдромов, истерических проявлений.


Негативные эмоциональные расстройства.


Сужение эмоционального резонанса — уменьшение экстенсивности (распространенности) эмоциональных реакций, сужение их спектра, проявляющиеся в уменьшении набора объектов, ситуаций, потребностей, видов деятельности, на которые субъект ранее эмоционально реагировал.
Эмоциональная патологическая инверсия — крайняя степень сужения эмоционального резонанса с направленностью реагирования на внутренние утилитарногедонические потребности.
Эмоциональная нивелировка — исчезновение дифференцированного эмоционального реагирования, ранее свойственного данному субъекту. Оно проявляется в уравнивании выраженности эмоциональных реакций на объекты, события, ситуации, потребности, виды деятельности различной значимости.
Побледнение эмоций — снижение интенсивности (силы) эмоциональных проявлений, сопровождающееся уменьшением выразительности (экспрессивности) мимики и жестов.

Эмоциональная тупость — бесчувственность, безразличие, полная эмоциональная опустошенность («паралич эмоций») с исчезновением адекватных эмоциональных реакций.

Все вышеописанные негативные расстройства, оцениваемые и по экстенсивности, и по интенсивности проявлений, встречаются при апатикоабулическом синдроме различной степени выраженности.

 

 

Типы патологического эмоционального реагирования

· Кататимный тип возникает при определенных жизненных ситуациях, вызывающих эмоциональное напряжение (т.е. в стрессовых ситуациях). Эти реакции относительно кратковременны, лабильны, имеют психогенную обусловленность и содержание. По такому типу возникают и развиваютсяневрозы и реактивные психозы.

· Голотимный тип определяется наличием полярности психопатологических состояний, первичностью (эндогенной обусловленностью), их относительной устойчивостью и периодичностью возникновения. Субъективное состояние и окружающая обстановка при этом подвергаются сверхценной или бредовой интерпретации, содержание которой совпадает с доминирующим эмоциональным состоянием. Такой тип эмоциональной патологии свойственен эндогенным психозам (маниакально-депрессивный психоз, некоторые инвовационные психозы, шизофрения).

· Паратимный тип характеризуется диссоциацией, нарушением единства в эмоциональной сфере между эмоциональными проявлениями и другими компонентами психической деятельности. Он встречается при шизофрении.

· Эксплозивный тип патологического эмоционального реагирования отличается сочетанием инертности, тугоподвижности эмоциональных проявлений и их взрывчатостью, импульсивностью. Такой тип эмоциональной патологии свойственен эпилепсии, некоторым органическим заболеваниям головного мозга.

· Дементный тип сочетается с нарастающими признаками слабоумия Отмечается расторможенностью низших, импульсивных влечений на фоне благодушия, эйфории или апатии, гипобулии, гиподинамии, аспонтанности с грубой некритичностью. Такой тип эмоциональной патологии свойствен прогрессирующим слабоумиям (старческое слабоумие, атеросклероз сосудов головного мозга, пресенильные деменции, прогрессирующий паралич и др.).


14. Патология чувственного тона

Патология чувственного тона включает эмоциональные гиперестезию и гипестезию.

 

· Эмоциональная гиперестезия — нарушение чувственного тона, при котором обычные по силе ощущения и восприятия сопровождаются неадекватно обостренной эмоциональной окраской. Возникает при понижении порога эмоционального реагирования и обычно сочетается с гиперакузией, гиперосмией, сенестопатиями.

· Эмоциональная гипестезия — это нарушение чувственного тона, при котором обычные по силе ощущения и восприятия сопровождаются неадекватно ослабленной эмоциональной окраской. Возникает при повышении порога эмоционального реагирования.

Патология эмоций

Выделяется пять основных типов патологического эмоционального реагирования.

 

Эмоциональные расстройства по симптоматологии делятся на продуктивные и негативные.


Продуктивные эмоциональные расстройства.


Патология чувственного тона включает эмоциональные гиперестезию и гипестезию.
Эмоциональная гиперестезия — нарушение чувственного тона, при котором обычные по силе ощущения и восприятия сопровождаются неадекватно обостренной эмоциональной окраской. Возникает при понижении порога эмоционального реагирования и обычно сочетается с гиперакузией, гиперосмией, сенестопатиями.

 

Эмоциональная гипестезия — это нарушение чувственного тона, при котором обычные по силе ощущения и восприятия сопровождаются неадекватно ослабленной эмоциональной окраской. Возникает при повышении порога эмоционального реагирования.
Входит в структуру дереализационных и деперсонализационных расстройств.

 

Патология эмоциональных состояний, отношений, реакций состоит из гипотимии, гипертимии, паратимий и нарушений динамики эмоций.


Гипотимия

Тоска - Входит в структуру депрессивных, невротических и депрессивнопараноидных, онейроидных синдромов, дисфории.

Тревога — эмоциональное состояние или реакция, характеризующаяся внутренним волнением, беспокойстюм, Входит в структуру невротических, тревожнодепрессивных, острых бредовых, аффективнобредовых синдромов и помрачений сознания.
Растерянность —эмоциональное состояние с переживанием недоумения, беспомощности. Входит в структуру синдромов помрачения сознания, атипичных аффективных, аффективнопараноидных, острых бредовых синдромах, отражая особую их остроту.
Страх —Входит в структуру фобического, острых бредовых синдромов, острого галлюциноза, помрачений сознания, гипоталамических пароксизмов, ночных и дневных страхов у детей.

 

Гипертимия
Эйфория —Входит в структуру маниакальных, маниакальнобредовых, онейроидного, парафренного синдромов, алкогольного и некоторых форм наркоманического и токсикоманического опьянения.


Благодушие — эмоциональное состояние с оттенком довольства. Входит в структуру паралитического, псевдопаралитического, психоорганического, Корсаковского синдромов и некоторых видов синдромов деменции.


Экстаз — эмоциональное состояние с наивысшей приподнятостью, экзальтацией, часто с религиозным мистическим оттенком переживаний.

Входит в структуру синдрома особых состояний сознания, атипичного маниакального синдрома, онеироидного состояния сознания.


Гневливость — высшая степень раздражительности, злобности, недовольства окружающим со склонностью к агрессии, разрушительным действиям.
Входит в структуру дисфории, сумеречных состояний сознания, психоорганического и атипичного маниакального синдромов.


Паратимия
Амбивалентность
— одновременное сосуществование двух противоположных по знаку эмоциональных оценок одного и того же факта, объекта, события.
Эмоциональная неадекватность — качественное несоответствие эмоциональной реакции вызвавшему ее поводу. Одним из вариантов эмоциональной неадекватности является фамильная ненависть.
Оба симптома входят в структуру кататонических и негативных личностных расстройств. Симптом «стекла и дерева» — сочетание эмоционального притупления с повышенной ранимостью, чувствительностью, душевной хрупкостью. При этом сила и качество эмоциональной реакции не соответствуют значимости раздражителя.
Входит в структуру начальных негативных личностных расстройств при шизофрении.
Нарушения динамики эмоций
Эмоциональная лабильность
— быстрая и частая смена полярности эмоций, возникающая без достаточного основания, порой беспричинно.
Характерна для синдромов астенического, абстинентных, помрачения сознания, истерических проявлений, делирия.

Тугоподвижнооть (инертность, ригидность) — протрагирование эмоциональной реакции, проявляющееся длительным застреванием на одной эмоции, повод для которой уже исчез.
Входит в структуру эпилептических изменений личности, психоорганического синдрома.
Слабодушие — невозможность сдержать внешние, контролируемые волевым усилием, проявления эмоциональных реакций.
Входит в структуру невротических и психоорганического синдромов, истерических проявлений.


Негативные эмоциональные расстройства.


Сужение эмоционального резонанса — уменьшение экстенсивности (распространенности) эмоциональных реакций, сужение их спектра, проявляющиеся в уменьшении набора объектов, ситуаций, потребностей, видов деятельности, на которые субъект ранее эмоционально реагировал.
Эмоциональная патологическая инверсия — крайняя степень сужения эмоционального резонанса с направленностью реагирования на внутренние утилитарногедонические потребности.
Эмоциональная нивелировка — исчезновение дифференцированного эмоционального реагирования, ранее свойственного данному субъекту. Оно проявляется в уравнивании выраженности эмоциональных реакций на объекты, события, ситуации, потребности, виды деятельности различной значимости.
Побледнение эмоций — снижение интенсивности (силы) эмоциональных проявлений, сопровождающееся уменьшением выразительности (экспрессивности) мимики и жестов.

Эмоциональная тупость — бесчувственность, безразличие, полная эмоциональная опустошенность («паралич эмоций») с исчезновением адекватных эмоциональных реакций.

Все вышеописанные негативные расстройства, оцениваемые и по экстенсивности, и по интенсивности проявлений, встречаются при апатикоабулическом синдроме различной степени выраженности.

 


16.. Нарушение эмоций в структуре синдромов

 


17. Депресс-маниакальн синдром

МДП: В отличие от шизофрении маниакально-депрессивное заболевание имеет бо­лее благоприятный прогноз в связи с существенной редукцией психопатологических симптомов после завершения фаз заболевания. К МДП относят би­полярный и монополярный типы (монополярный депрессивный или монополярный маниакальный психоз).

Характерным признаком маниакально-депрес­сивного заболевания является чередование психотических фаз (различной силы и продолжительно­сти) и светлых промежутков, «свободных» от забо­левания.

Для обозначения психотического состояния в рамках МДП принято выражение «фаза». Продолжительность отдельных фаз варь­ирует в пределах от нескольких дней до нескольких лет. Отличительной особенностью МДП является за­висимость начала фазы от времени года.

Циркулярные фазы характеризуются симптома­тикой, отражающей изменения эмоциональной сфе­ры, мышления и психомоторики.

Психопатология маниакально-депрессивного забо­левания характеризуется нарушениями в следующих сферах: 1) настроении, скорости психических процес­сов, волевой деятельности; 2) мышлении (нарушения, формальные и по содержанию); 3) психомоторике; 4) соматике (вегетативные и другие нарушения регу­ляции).

Маниакальные и депрессивные состояния отли­чаются противоположностью психопатологической симптоматики. Можно предположить, что в случае мании имеет место патологическое повышение, а в случае депрессии — снижение энергетического по­тенциала, заложенного в основу психических про­цессов. Таким образом, психопатология МДП разде­ляется на эндогенный депрессивный и эндогенный маниакальный синдромы.

Эндогенный депрессивный синдром: Снижение фона настроения (депрессия, субдеп­рессия) отмечается практически при любом Нарушения познавательной деятельности, выяв­ляемые у пациентов, страдающих гипотимическими расстройствами, выражаются в основном в виде динамических нарушений (в первую очередь, сни­жения скорости протекания и интенсивности) пси­хических процессов (Г. Н. Носачев, Д. В. Романов, 2001). Восприятие характеризуется выраженным в боль­шей или меньшей степени сужением его объема. Внимание отличается преимущественно сниже­нием активности. Характерно затруднение произ­вольной концентрации на объектах. Возможна истощаемость внимания. Отмечается также снижение переключаемости и объема. Выявляется снижение объема оперативной па­мяти. Кратковременная память характеризуется низким объемом запоминания, про- или постактив­ным торможением следов. Смысловое запоминание и долговременная память при депрессии страдают мало. В структуре мышления отмечаются прежде все­го замедление темпа мыслительных процессов, бед­ность и шаблонность ассоциаций Воображение отличается существенным снижением продуктивности, реалистичность при этом от­носительно сохранна. Речь: Устная отличается выраженным замедлением темпа, уменьшением громкости, низкой спонтанной речевой активностью, непродуктив­ность Мотивационно-потребностная сфера ха­рактеризуется ослаблением Внешний вид подавленный   Эндогенный маниакальный синдром(противоположностьдепрес. – повышение) Восприятие характеризуется расширением объема, сни­жением дифференцированности восприятия, «слу­чайным» восприятием. Внимание - «сверхпереключаемость», повышен­ная отвлекаемость Память в ряде случаев носит черты гипермнезии гипердинамически­ми. Нарушения сво­дятся к ускорению темпа Воображение отличается сохранностью продуктивности Мотивационная сфера: отличается ос­лаблением и неустойчивостью мотивов Речь: Устная отличается ускорением темпа , увеличением громкости и преобладанием Монолога , логореей. Внешний вид: расторможенные мото­рика, мимика, жестикуляция и мышленя  

 


18. Виды амнезий

 

Амнези́я (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и μνήμη — память) — заболевание с симптомами потери памяти, особенно на недавние важные события, или неполных воспоминаний о произошедших событиях.

1.
Ретроградная амнезия — больной не помнит события, происходившие до начала амнезии.

2. Антероградная амнезия — больной теряет способность запоминать события, происходящие после начала заболевания (спровоцированного, например, травмой или стрессом). При этом он может помнить всё, что было раньше. Больной может страдать одновременно ретроградной и антероградной амнезией из-за повреждения средних темпоральных зон и особенно гиппокампа.

3. Фиксационная амнезия — нарушение памяти на текущие (больше, чем на несколько минут) события. Составной элемент синдрома Корсакова.

4. Травматическая амнезия — амнезия в результате травмы головы (удара, падения на голову). Травматическая амнезия часто временная.

5. Синдром Корсакова — тяжёлая антероградная и ретроградная амнезия из-за недостатка витамина B1 в мозгу, в сочетании с другими симптомами. Причиной чаще всего является алкоголизм, хотя и другие причины, например сильное недоедание, могут приводить к тому же синдрому.

6. Диссоциированная амнезия — амнезия, при которой забываются факты из личной жизни, но сохраняется память на универсальные знания. Диссоциативная амнезия обычно является результатом психической травмы.

· Локализованная амнезия — нарушение памяти только одной модальности, все остальные остаются сохранны. Такие нарушения возникают в результате поражения соответствующего отдела мозга. Например, приагнозии нарушается узнавание ранее знаемых предметов, при апраксии — нарушаются ранее знаемые двигательные навыки, при афазии — память на слова и речь.

· Избирательная амнезия — больной забывает некоторые из событий, которые произошли в течение какого-то ограниченного периода времени, но сохраняет память на универсальные знания. Как правило, подобные случаи бывают связаны с психическими травмами, полученными в результате этих событий.

· Генерализованная амнезия — больной забывает всё, что происходило в какой-то ограниченный период времени и некоторые события, происходившие до того.

· Непрерывная амнезия — больной перестаёт запоминать новые события, а также забывает часть из старых. При диссоциативной амнезии такое встречается крайне редко.

7. Диссоциативная фуга — более тяжёлое заболевание, чем диссоциативная амнезия. Больные диссоциативной фугой внезапно уезжают в другое место и там полностью забывают свою биографию и личные данные, вплоть до имени. Иногда они берут себе новое имя и новую работу. Диссоциативная фуга длится от нескольких часов до нескольких месяцев, изредка дольше, после чего больные так же внезапно вспоминают своё прошлое. При этом они могут забыть всё, что происходило во время фуги.

8. Детская амнезия — неспособность всех людей вспомнить, что происходило с ними в младенчестве и раннем детстве. Причины, вероятно, в неразвитости соответствующих областей головного мозга.

9. Постгипнотическая амнезия — неспособность вспомнить, что происходило во время гипноза.

 

Непосредственная память

Непосредственная память – это способность воспроизводить информацию сразу же после действия того или иного стимула.

 

Одними из наиболее распространенных видов нарушений непосредственной памяти являются:

1) корсаковский синдром;

2) прогрессирующая амнезия.

Корсаковский синдром – это нарушение памяти на текущие события при относительной сохранности памяти на события прошлого. Этот синдром был описан отечественным психиатром С. С. Корсаковым.

Корсаковский синдром может проявляться в недостаточно точном воспроизведении виденного или слышанного, а также в неточной ориентировке. Часто больные сами замечают дефекты своей памяти и пытаются заполнить пробелы вымышленными вариантами событий. Реальные события то отчетливо отражаются в сознании больного, то причудливо переплетаются с никогда не существовавшими событиями. Неспособность запоминать текущие события приводит к невозможности организации будущего.

При прогрессирующей амнезии расстройства памяти распространяются как на текущие события, так и на события прошлого. Больные путают прошлое с настоящим, искажают последовательность событий. При прогрессирующей амнезии отмечены следующие признаки:

1. Интерферирующий эффект – наложение событий прошлого на события настоящего, и наоборот.

2. Дезориентировка в пространстве и во времени. Пример: больной кажется, что она живет в начале ХХ в.; она думает, что недавно началась Октябрьская революция.

Такие нарушения памяти часто отмечаются при психических заболеваниях позднего возраста. Сначала у больных снижается способность к запоминанию текущих событий, затем из памяти стираются события последних лет. При этом сохранившиеся в памяти события из отдаленного прошлого приобретают в сознании больного особую актуальность. Больной живет не в настоящем, а в обрывках ситуаций и действий, которые происходили в далеком прошлом.

Для иллюстрации подобных нарушений памяти приведем примеры, взятые из результатов экспериментального исследования одной из больных:

1) объясняя смысл пословицы «Не в свои сани не садись», говорит: «Не будь таким нахальным, невежливым, хулиганом. Не ходи, куда не нужно»;

2) смысл пословицы «Куй железо, пока горячо» объясняет так: «Работай, будь трудолюбивым, культурным, вежливым. Делай все быстро, хорошо. Люби человека. Все для него делай».

Таким образом, понимая переносный смысл пословицы, больная не может запомнить его и отвлекается. Суждения больной характеризуются неустойчивостью, правильные суждения чередуются с неверными.

 


20. Корсаковский синдром

Корсаковский синдром (С.С. Корсаков, отечественный психиатр, 1854—1900; синоним амнестический синдром) — сочетание расстройства памяти на текущие события (так называемая фиксационная амнезия), ориентировки во времени, месте, окружении и ложных воспоминаний. Может возникнуть при тяжелых интоксикациях, прежде всего хронической алкогольной, дефиците витамина В., инфекционных болезнях, опухолях головного мозга, гипоксии разного происхождения, нарушении мозгового кровообращения, после черепно-мозговой травмы и др.

Патопсихологической основой расстройств памяти на текущие события при К. с. считают нарушения их удержания (ретенции) и особенно воспроизведения (репродукции), тогда как непосредственное запоминание нарушено мало.

Из проявлений К. с. особенно выражены расстройства памяти на текущие события. Больные почти мгновенно забывают содержание только что сказанного ими, спустя несколько минут не помнят, кто к ним подходил,

Наиболее резко нарушается словесная память, в меньшей степени — образная, еще меньше нарушена так называемая эмоциональная память, в связи с чем, совершенно не помня содержания неприятного события, больной может приходить в плохое настроение в обстановке, где оно произошло, или при виде лица, имевшего к нему отношение. (Укол)

Несмотря на выраженное расстройство памяти на текущие события, память на события прошлой жизни, нередко отдаленные, остается относительно сохранной, а некоторые воспоминания о давних событиях отличаются особенной яркостью.

Ориентировка в месте также в большинстве случаев носит неточный характер. Больные с более тяжелыми расстройствами не могут ориентироваться даже в окружающей обстановке, например не находят своей койки, не могут найти путь в столовую, туалет.

Ложные воспоминания при К. с. бывают двух видов. Более типичными являются замещения пробелов памяти на текущие события воспоминаниями о реальных событиях, происходивших в прошлом. Так, больные, давно находящиеся в больнице, говорят о том, что недавно «пришли с работы», «были в гостях у родственников» и т.п. Этот вид ложных воспоминаний обозначают термином псевдореминисценции. Реже больные при расспросе о текущей жизни сообщают вымышленные истории, нередко фантастического содержания («путешествовал по странам Африки и Азии, встречался с абиссинским негусом», «летал на космическом корабле» и др.). Подобные обманы памяти называют конфабуляциями. Больные с К. с. внушаемы. Задавая вопросы, можно вызвать у них тот или иной вид ложных воспоминаний.

Особую форму приобретают расстройства памяти при корсаковском синдроме, если они развиваются на фоне выраженной аспонтанности, т.е. грубых нарушений мотивационной сферы, активности, как это имеет место у больных с поражениями лобно-базальных отделов мозга. Наблюдая вместе с Ю. Б. Розинским (1948) подобных больных, мы выявили, что такие нарушения памяти обнаруживаются на фоне апатического и эйфорического состояний.

При апатическом состоянии деятельность больных оказывается лишенной произвольности, целенаправленности; для таких больных недоступен выбор, спонтанное переключение с одного предмета деятельности на другой, проявление инициативы, у них отсутствует потребность окончить начатое дело. При эйфорическом состоянии часто наблюдалась расторможенность, легкомысленно-дурашливое поведение расстройства критики.

 


21. Прогрессирующая амнезия

Прогрессирующая амнезия относится к глубоким нарушениям личности, которая является целым комплексом признаков. Данная форма заболевания – это очень часто встречающееся нарушение памяти. При прогрессирующей форме заболевания происходит медленный и неуклонный разлад памяти. Причем сначала «забываются» те события, которые произошли совсем недавно и постепенно те, что происходили ранее. Самыми последними исчезают воспоминания о детских годах, а также механические навыки. То есть потеря памяти происходит в обратном порядке формирования этой функции по закону Рибо. Заболевание протекает в несколько стадий. Изначально пациент просто становится рассеянным и забывчивым. Далее пациент начинает забывать больше и больше явлений. Медленно из памяти выпадают события, произошедшие в прошлом. Пациент начинает путать очередность фактов из своей биографии, когда они происходили. Далее наступает стадия, на которой почти вся память кроме раннего детства исчезает. События детства с этого момента полностью охватывают сознание пациента. Но постепенно и они тоже стираются. На последней стадии пациент теряет твердо усвоенные знания, например, иностранного языка. Данная форма заболевания относится к генерализованной амнезии. Очень часто подобное заболевание очень часто наблюдается при старческой деменции, болезни Альцгеймера, Пика, сенильной деменции, церебральном атеросклерозе.


 


22. Конфабуляции,реминесценции и пр.

 

Конфабуля́ция (лат. confabulari — болтать, рассказывать) — вид парамнезий, заключающийся в том, что больной сообщает о вымышленных событиях, никогда не имевших места в его жизни. Конфабуляции иногда образно называют «галлюцинациями воспоминания». Конфабуляции могут заполнять пробелы памяти больного, но наличие пробелов памяти для формирования конфабуляций совсем не обязательно, они могут формироваться при отсутствии амнезии и гипомнезии. Содержание конфабуляций часто фантастическое, но это не всегда обязательно. Разновидности конфабуляций:

· бредовые — возникают в связи с бредовыми идеями, имеющими место у больного, не связаны с нарушениями памяти;

· мнестические (замещающие, конфабуляции памяти) — возникают для замещения пробелов памяти, делятся на экмнестические (относящиеся к прошлому) и мнемонические (относящиеся к настоящему);

· обусловленные расстройствами сознания продуктивного типа — отражающие тематику перенесённого психоза (галлюциноза, онейроида и др.);

· фантастические — изобилующие неправдоподобными, фантастическими сведениями, часто имеют место при парафренном синдроме;

· экспансивные — бредовые или фантастические конфабуляции мегаломанического характера;

· внушённые (непродуктивные) — возникающие не спонтанно, а будучи спровоцированными подсказкой, наводящими вопросами.

Конфабуляции — симптом различных психических заболеваний.

Так как человеческая память по своей природе реконструктивна (т. е. при воспоминании мозг заново конструирует события, часто пользуясь информацией, полученной после них), конфабуляция может наступать не только во время психологических заболеваний, но и на протяжении жизни здорового человека. Сам человек не может в принципе отличить нормальную конфабуляцию от «обычных» воспоминаний, т. к. между ними нет физиологической и психологической разницы.

 

Реминисценция (в психологии) (от лат. reminiscentia — припоминание) — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным). Термин реминисценция был предложен сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г. Реминисценция может наблюдаться при запоминании самого различного вербального и наглядного материала, а также при закреплении сенсомоторных навыков. Особенно часто реминисценция проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие. Реминисценция более выражена в детском возрасте.


23. Методы для диагностики непосредств. Памяти

. Исследование познавательных процессов проводилось с помощью методик: заучивание десяти слов, опосредованное запоминание, по А. Н. Леонтьеву, воспроизведение рассказов, установление простых аналогий, объяснение метафор и пословиц.


24. Опосредованная память

 

Опосредованная память - память, основанная на связывании новой информации с ранее пережитым опытом. Опосредованная память включает в себя ассоциативную и логическую память.

 

Опосредованное запоминание – запоминание с использованием промежуточного, или опосредующего, звена для улучшения воспроизведения.

Нарушение опосредованного запоминания у больных разных нозологических групп исследовали Г. В. Биренбаум, С. В. Логинова. Оказалось, что введение опосредования часто не улучшает, а ухудшает у больных возможность точного воспроизведения.

 

Причина трудности опосредования у больных олигофренией заключается в недоразвитии мышления, неспособности установить условную смысловую связь между стимульным сло-вом и рисунком. При олигофрении нарушена не только смысловая. но и механическая память. У астенических олигофренов отмечается грубая недостаточность чтения, письма, счета и частые ошибки в памяти. У стенических олигофренов более выражено расстройство долговременной памяти.

 

При эпилепсии отмечается снижение эффективности опосредованного запоминания в сравнении с непосредственным.

У больных эпилепсией, а также при органических поражениях головного мозга отмечаются трудности опосредования предложенных понятий с конкретным рисунком. Это является следствием выраженной склонности к чрезмерной детализации, фиксации на отдельных свойствах предметов. При органических поражениях подкорковых структур головного мозга в большей степени нарушено произвольное воспроизведение и сохранение, в меньшей степени – узнавание и запоминание. Отмечается связь нарушений памяти с психической истощаемостью и снижением сенсомоторной активности.

 

У больных шизофренией условность рисунка становится беспредметной и широкой, что перестает отражать реальное содержание слова, или рисунок отражает актуализацию слабых, латентных свойств, что также затрудняет воспроизведение. Нарушения оперативной, кратко-временной, отсроченной и опосредованной памяти не выявляются. Наблюдаемое в методиках снижение памяти часто имеет вторичный характер, обусловленный снижением волевого усилия.

 

У больных неврозами и при реактивных психозах жалобы на снижение памяти часто не подтверждаются экспериментально-психологическим исследованием. При этих заболеваниях в их механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным расстройствам. Поэтому испытуемый может "работать" под определенное "органическое" заболевание. Однако ошибки могут быть в простых вариантах заданий и отсутствовать в сложных. Снижение памяти и внимания у больных с неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и беспокойство. Отмечаются психогенные амнезии, которые следуют за психотравмой.

 


25. Умств. Работоспособность

Работоспособность - возможность длительной систематической

Классификация проявлений нарушенной трудоспособности:

· нарушение целенаправленности,

· произвольности,

· нарушения объема и регуляции усилий

· нарушение динамики деятельности.

Нарушениях умственной работоспособности являются следствием истощаемости (по классификации Э. А. Коробковой, это ближе всего к нарушению динамики деятельности).

Если таким больным предложить заучивать 10 слов и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя носит ломаный характер. Аналогичные результаты были получены при исследовании больных пробой Крепелина. Кривая, изображающая количество допущенных ошибок, носит тоже ломаный характер, свидетельствуя о прерывности и лабильности продуктивности больных.

Умственная работоспособность может быть нарушена вследствие быстрого "пресыщения", явления, близкого по своему проявлению к истощаемости, но все же имеющего иную психологическую характеристику. Понятие это введено К. Левином для обозначения состояния, когда у человека иссякает потребность к продолжению начатого действия, в то время как условия заставляют его им заниматься.

Колебания умственной работоспособности могли возникать вследствие нарушения совершенно иного фактора — тенденции к чрезмерному опосредованию.

Под работоспособностью принято понимать потенциальную возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени

 

Принято выделять ряд последовательно сменяющих друг друга фаз работоспособности. В процессе выполнения работы человек проходит через следующие фазы:

 

1) фаза мобилизации — предстартовое состояние;

 

2) фаза врабатываемости — возможны сбои, ошибки, но постепенно организм приспосабливается к оптимальному режиму выполнения задания;

 

3) фаза оптимальной работоспособности (компенсации) — оптимальный режим работы, стабильные регуляторы труда;

 

4) фаза неустойчивой компенсации (субкомпенсации) — перестройка организма: необходимый уровень в работе поддерживается за счет ослабления менее важных функций;

 

5) фаза «конечного порыва» — перед окончанием работы при наличии сильного мотива к деятельности;

 

6) фаза декомпенсации — при выходе за пределы фактической работоспособности во время работы в сложных условиях после фазы субкомпенсации наступает данная фаза, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями;

 

7) фаза срыва — возникает при продолжении работы (резкое падение производительности, вплоть до невозможности продолжать работать, неадекватность реакций организма, обмороки);

 

8) фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма наступает после прекращения работы.

 

Начиная с фазы субкомпенсации, возникает состояние утомления. Различают физиологическое и психическое утомление. Физиологическое утомление обусловлено воздействием на нервную систему продуктов разложения, освобождающихся в результате двигательно-мускульной деятельности. Психическое утомление является следствием перегруженности ЦНС. Обычно оба эти вида утомления тесно переплетены между собой, причем психическое утомление (ощущение усталости) предшествует физиологическому.

Психическое утомление разнообразно по своим проявлениям: в области ощущений оно проявляется в понижении чувствительности, в результате чего отдельные раздражители перестают восприниматься, а другие воспринимаются с опозданием. Также снижается способность концентрировать внимание, сознательно его регулировать. Нарушаются показатели памяти: снижается способность к запоминанию, воспоминания приобретают обрывочный характер. Мышление замедляется, теряет свой критический характер, гибкость. В эмоциональной сфере возникает безразличие, скука, состояние напряженности, возможны явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость. Нарушаются сенсомоторные реакции, что проявляется в увеличении времени реакции, потере ловкости, координированности движений. Таким образом, психическое утомление имеет комплексный характер и затрагивает все стороны психической жизни человека.

 

 


Просмотров 1721

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!