Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОННОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ. ИНСТРУКТАЖ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА



Организационные основы обеспечения охраны трудана предприятиях. Они вытекают из обязанностей и прав по охране трудаработодателя и работника, которые регламентируются КЗоТом РФ и Основами законодательства РФ об охране труда(далее – Основами). При этом ст. 3 Основ закрепляет признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия. Поэтому согласно ст. 139 КЗоТ РФ основной обязанностью работодателя по охране трудаявляется обеспечение здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте. Поэтому он обязан внедрять современные средства труда безопасности, предупреждающие травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профзаболеваний работников. Более детальные обязанности работодателя приведены в ст. 9 Основ. Должностные лица обязаны (ст. 143 КЗоТ РФ) обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих местах и создавать на них условий труда, соответствующие требованиям НТД по охране труда. Отсутствие в последних требований по безопасному ведению работ не освобождает их от вышеуказанной обязанности. В таких случаях работодатель должен принять по согласованию с профкомом предприятия меры, обеспечивающие безопасные условий труда работников.

Согласно ст. 10 Основ работник предприятия по охране трудаобязан:

- соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;

- правильно применять средства коллективной защиты и средства индивидуальной защиты;

- немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом НС, происшедшем на производстве, о признаках профзаболевания, а также о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью людей. Чтобы он успешно выполнял эти обязанности, глава 11 Основ указывает гарантии права работника на охрану труда, которые обеспечивает государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Ниже остановимся на ряде важнейших прав работника, которые в основном реализуют работодатели, ответственные за состояние условий и охрану трудана предприятии.



Работодатель обязан проводить обучение и инструктирование работников по охране труда (ст. 144 КЗоТ и 12 Основ) за счет своих средств. Для лиц, поступающих на производство с вредными или опасными условиями труда, где требуется профотбор, он организует предварительное обучение по охране трудасо сдачей экзамена и последующей периодической аттестацией. Все работники предприятий, включая руководителей, обязан проходить обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране трудав порядке и в установленные для них сроки. В зависимости от характера и времени проведения инструктаж работающих подразделяют (ГОСТ 12.0.004-90) на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой. Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда(или лицо, заменяющее его), а остальные виды инструктажа – непосредственный руководитель работ. О проведении каждого инструктажа по программам, указанным в ГОСТ 12.0.004-90, и проверки знаний, полученных при инструктаже, эти работники делают запись в спецжурнале с обязательной подписью инструктируемого. При неудовлетворительной оценке знаний инструктируемого нельзя допускать его к работе. Ему необходимо вновь пройти инструктаж.

Вводный инструктаж проводится со всеми принимаемыми на работу, в том числе и с командированными и прибывшему на производственное обучение или практику; первичный инструктаж на рабочем месте – со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимые из одного подразделения в другое, впервые выполняющими новую работу и командированными, в том числе и с пребывшими на обучение или практику; повторный – не реже чем через 6 месяцев со всеми работающими; внеплановый – при изменении стандартов, правил и инструкций охраны трудаили технологического процесса, замене или модернизации оборудования или инструмента, нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару; по требованию органов госнадзора за охрану труда; при перерывах в работе более 30 (для работ с повышенными требованиями безопасности труда) и 60 (для остальных работ) календарных дней; целевой – с лицами перед производством работ, выполняемых по наряду-допуску, разрешению или другому документу; выполнением разовых работ, не связанных с прямыми их обязанностями, а связанных с ликвидацией последствий аварий, средствами безопасности, и катастроф; проведением экскурсии на предприятии или организации массовых мероприятий с учащимися.



На предприятиях следует осуществлять планирование работ по охране труда(важнейшая функция СУОТ), которое может быть перспективное, текущее и оперативное. Оно проводится в соответствии с Рекомендациями по планирования мероприятий по охране труда (утв. постановлением Минтруда РФ от 27.02.95г. за № 11) и предложениями Рострудинспекции и других органов надзора и контроля за охраной труда. При этом учитываются результаты анализа причин производственного травматизма и профзаболеваний, экспертизы технического состояния оборудования и данные санитарно-технического паспорта цеха (участка), а также работы по сертификации постоянных рабочих мест на объектах на соответствие требованиям охраны труда.



В Рекомендациях определены 26 укрупненных организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий, направленных на реализацию требований НТД по охране труда.

Перспективное планирование работ по охране труда осуществляют в форме плана первоочередных мер по улучшению условий и охраны трудапо предприятию на ближайшие три года. Текущее планирование ведут на 1 – 2 года в форме плана мероприятий по охране труда, включаемых в виде соглашения по охране трудав коллективный договор. Планирование таких работ ведут служба и комиссия по охране трудаили служба охране трудаи совместные комитеты (комиссии) по охране труда. Они указывают по каждому мероприятию стоимость работ, сроки и лиц, ответственных за исполнение, а также ожидаемый социальный эффект. Он выражается количеством работников (в том числе женщин), которым улучшают условия труда и которых высвобождают с тяжелых физических работ.

Оперативное планирование работ по охране трудаведут на квартал, месяц в Форме планов по цехам и участкам на основе соглашения по охране трудана текущий год, обследований контролирующих органов и т.д. Эти планы согласовывают со службой охраны труда, заинтересованными подразделениями и утверждают руководители этих подразделений предприятия.

Мероприятия по охране труда, включенные в соглашение, обеспечиваются соответствующей проектно-конструкторской и технологической документацией. Они финансируются за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в федеральном, республиканском, областном, городском, районном и поселковом бюджете; прибыли (доходов) предприятий, а также их фондов охраны труда. Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели (ст. 17 Основ).

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами (работодателем и профсоюзом или органом, уполномоченным на то работниками предприятия) либо со дня, установленного в соглашении. Контроль за его выполнением осуществляют непосредственно стороны или уполномоченные ими представители, а контроль за правильным использованием средств, направляемых на реализацию мероприятий по охране труда, – федеральные органы исполнительной власти и органы по труду субъектов РФ.

В обеспечении здоровых и безопасных условий труда работников большую роль играет паспортизация условий труда и аттестация рабочих мест по охране труда, а также сертификация постоянных рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда. Паспортизация условий труда осуществляется в РФ с 1980г. путем составления санитарно-технического паспорта цеха. Он отражает состояние санитарно-гигиенических условий труда работников в цехе, выявляет участки или рабочие места, не удовлетворяющие требованиям НТД по охране труда, а также численность работающих в этих условиях.

В качестве паспортизируемого объекта в цехе принимают производственный участок, который характеризуется одинаковыми условиями труда для всех работающих. Если участок территориально разобщен или условия труда (по воздействию вредных факторов) не являются одинаковыми для всех работающих на этом участке, то в качестве такого объекта может быть принята группа рабочих (помещение) в составе этого участка, характеризующаяся идентичными условиями труда, или отдельное рабочее место. Эту работу выполняет начальник цеха до проведения паспортизации и затем согласовывает со службой охраны трудаи с профкомом. К учету принимают РМ, на которых работающие выполняют трудовые обязанности не менее, чем половины смены. По каждому такому объекту в паспорт заносят фактические и нормативные (по ГОСТ 12.1.005-88, 12.1.003-83 и 12.1.012-90) величины уровней шума и вибрации, загазованности и запыленности воздуха, искусственной освещенности, температуры и относительной влажности воздуха (теплый и холодный периоды года). Одновременно указывают источники шума, вибрации, загазованности, пылеобразования и их количество, а также наименование выделяющихся паров, газов и пыли по каждому паспортизируемому объекту. Кроме того, приводится обеспеченность цеха санитарно-бытовыми помещениями.

Такой паспорт заполняется ежегодно в 2 экземплярах в течение 5 лет, один из которых находится у начальника цеха, а второй – в службе охраны трудапредприятия.

Дальнейшим развитием паспортизации условий труда является аттестация рабочих мест по условиям труда. Она должна проводиться в отрогом соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. приказом Минтруда РСФСР и 2 от 08.01.92г.) в сроки, установленные самим предприятием, но не реже 1 раза в 3 года.

Аттестационные комиссии предприятий (в составе руководителей отделов охраны труда, условий труда, охраны труда и здоровья, главного технолога, начальников цехов, представителей профсоюза, а также медработников и квалифицированных специалистов и рабочих) по каждому учтенному рабочему месту определяют перечень всех опасных и вредных факторов и отражают их в соответствующей карте аттестации данного рабочего места. Затем путем инструментальных замеров или расчетов и обоснований устанавливают их фактическое значение. К оценке принимают факторы, воздействующие на работника в процессе труда не менее 80% рабочего времени. Оценка условий труда проводится с использованием «Гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» (утв. Госкомсанэпидемнадзором РФ 12.07.94г.). Результаты оценки могут быть:

- рабочее место по условиям труда отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (т.е. оптимальные или допустимые условия труда), когда вредные производственные факторы отсутствуют или фактические их значения в пределах оптимальных или допустимых санитарных норм;

- рабочее место относится к вредным или опасным условиям труда (3 или 4 класс условий труда), когда фактическое значение хотя бы одного из этих факторов превышает гигиенические нормативы. При этом в зависимости от величины фактического превышения фактора над нормативным (ПДК, ПДУ) условия труда 3 класса относят к первой, второй, третьей или четвертой степени вредности. Для 3 и 4 классов условий труда комиссия определяет виды льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда для работников, занятых на аттестуемых рабочих местах, а также разрабатывает мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда.

В настоящее время на предприятиях РФ осуществляется реализация постановления Правительства РФ по сертификации постоянных рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда. Ее базой является аттестация рабочего места по условиям труда. Следовательно, в РФ ведется целенаправленная работа по дальнейшему улучшению условий и охраны трудадля работников предприятий.

Технико-экономический анализ результатов как аттестации рабочих по условиям труда, так и сертификации постоянных рабочих мест позволяет:

- определить рабочее место, подлежащие ликвидации;

- выявить рабочее место, подлежащие рационализации, и пути ее проведения;

- установить необходимость создания новых рабочих мест, соответствующих требованиям безопасности труда и передовому научно-техническому уровню;

- наметить меры по переподготовке рабочих, высвобожденных в связи с ликвидацией и рационализацией рабочих мест;

- выявить новые пути по улучшению условий и охраны трудана предприятии.

Особое место в паспортизации условий труда, аттестации рабочих мест по условиям труда и их сертификации занимают инструментальные измерения. Их проводят работники санитарно-промышленных лабораторий предприятий (если ее нет, необходимо заключать договор с организацией, способной выполнить эти измерения) под руководством службы охраны трудаи начальников цехов по утвержденному работодателем и профкомом предприятия графику. При этом должно применяться требуемое метрологическое обеспечение замеров, а именно: современные (лучше стандартизируемые или аттестованные) методики измерений вредных и опасных факторов и приборов, прошедшие в установленные сроки метрологическую проверку.

 


Просмотров 985

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!