Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Короткометражные анимационные фильмы



«Уоллес и Громит: стрижка под ноль» -фильм Ника Парка из анимационного цикла о нерасторопном изобретателе и его находчивом псе во многом калькирует комический конфликт, ставшей визитной карточкой британского искусства (прежде всего, серии книг П.Г.Вудхауса о Дживсе и Вустере), но делает это с большой драматургической изобретательностью. Сразу бросается в глаза редкое в среде современных кинематографистов, что печально, чувство ритма, способность создать плотное, насыщенное событиями повествование, осмысленное использование трюков, пародийно выворачивающее наизнанку клише экшна «бондовского» типа.

Ника Парка нельзя назвать артхаусным режиссером, он – виртуоз общедоступной формы, возрождающий культуру коммерческой анимации. Ведь, что стесняться – всем нам нужно иногда отдыхать, потому гораздо лучше, если помогут нам в этом сделанные с умом и тактом развлекательные ленты (как анимационные, так и игровые), а не низкопробный, пошловатый кинофастфуд вроде «Пингвинов из Мадагаскара».

«Кот в сапогах» -анимационная лента Гарри Бардина, снятая им уже в условиях рыночной экономики, то есть без государственной поддержки и «надежды на лучшее», потому цинизм и вульгарность порой переходит в ней все мыслимые границы. Саркастическая усмешка над русским национальным характером, патриотизмом, культурной и экономической зависимостью России от Запада в 90-е порой выглядит неумелым воспроизведением либеральных стереотипов, никак фактологически не подкрепленным.

Кот, спасающий своего хозяина из разных передряг, - не просто материал, взятый Бардиным из сказки Шарля Перро, а легко узнаваемая метафора доблестных интеллектуалов, начитанных и говорящих на иностранных языках, приезжающих помочь беспомощному, погрязшему в алкоголизме русскому народу. Русофобия и западничество режиссера – осмысленная идеологическая и художественная стратегия, и то, что она идет рука об руку с пошлостью, неудивительно. Нигилизм немыслим без цинизма, неверие не во что всегда пропитано мизантропией. Это также очевидно как и то, что конструктивные эстетические методы тесно связаны с верой в возможности человека к переменам.



«Стеклянная гармоника» -шедевр советской анимации, созданный А.Хржановским в 1968 году, который представляет собой пример емкого и лаконичного авторского высказывания, прославляющего все лучшее в человеке и непримиримо отвергающее всю мерзость его страстей. Эпиграф и некоторые другие структурные элементы использованы режиссером в качестве предохранителей от социалистической цензуры, однако, притчевая форма повествования открыто намекает зрителю на его общечеловеческий характер.

Смыслообразующим компонентом картины становится противопоставление взаимоисключающего воздействия на людей искусства и денег: если первое – эстетически возвышает, дает проявиться потенциально скрытому за слоями лжи богоподобному лику человека (визуальным выражением этой драгоценной сути становится совершенство классического живописного портрета), то вторые – оскотинивают, превращают в уродливые гибриды деформированных звериных тел (манифестируют эту регрессивную метаморфозу авангард и босхиански-брейгелевские кошмары, бесстрашно заявляющие об отравленности человеческой природы грехом).

Хржановский воспринимает классику и авангард не как эстетических антагонистов, а как способы выражения разных жизненных моделей: того, кто совершенствуется, духовно обновляется на пути самоотвержения и служения людям, неизбежно тянет подлинно прекрасное (не слащавое, а именно прекрасное, то есть духовно здоровое, цельное, одухотворяющее даже внешний облик его носителя), того же, кто движется инерционным путем, рабски следуя за своим эгоизмом, неминуемо привлекает все уродливое и девиантное (этим и объясняется популярность деструктивных авангардистских стратегий в наше развращенное время).



«Стеклянная гармоника» - гимн человеческому в человеке и гневное проклятие в адрес всего того, что искажает его сокровенную, часто скрытую от него самого красоту, и вместе с тем настойчивый протест против бездуховности советского режима, столь же хитро паразитирующего на людских страстях, как и капитализм. Ведь, когда в одной из сцен фильма музыканта уводят, русский зритель не может не провести горьких и так знакомых ему аналогий с Мандельштамом, Булгаковым, Пастернаком, Даниэлем и всеми, кого коммунизм травил без угрызений совести.

«Икар и мудрецы»- легендарная семиминутная лента Хитрука, автора не только «Каникул Бонифация» и «Винни Пуха», но и множества иных столь же замечательных и высококлассных мультфильмов для любой аудитории. В данной лаконичной зарисовке он, как и многие другие выдающиеся деятели советского искусства, ставит проблему несовместимости мещанского самоуспокоения и непрестанного духовного голода творчества. Сначала «мудрецы» не мешают реализации способностей ищущего, но впоследствии (и Хитрук показывает это посредством выразительных метафор), выступают против нее единым фронтом.

Режиссер выбрал образ Икара не случайно, он стал для него символом борьбы с притяжением земных забот, протестом против давления цинично-материалистического мировоззрения, столь распространенного во всех так называемых «развитых» обществах. Мертвые сентенции, изреченные надутыми «мудрецами», каменеют, превращаясь в обелиски, способные раздавить слабое стремление к свободе и саморазвитию. Но тяга Икара к небу столь сильна, что остановить ее может лишь смерть, потому памятник герою становится немым упреком человеческой зависти.

Прекрасен, исполнен возвышающей силы момент полета Икара, когда, несмотря на все усилия своих противников, он все-таки взлетает: его свободный полет противопоставлен мелкому суетливому копошению испуганных обывателей, но их злоба черными облаками застилает герою путь, низвергая на землю. Трудно еще где-либо в истории советской анимации найти столь пронзительную сцену, исполненную такого сострадания к поруганному человеческому достоинству! Но эстафета творческих дерзаний не остановима: на смену погибшему герою приходит другой, и пока они будут появляться в этом мире, он устоит под деструктивным напором человеческих пороков – таков выстраданный, завоеванный в боях с советской цензурой оптимизм Федора Хитрука.

«Несуразь» -пятиминутная дебютная работа Анны Романовой, один из тех редких случаев, когда ученик превосходит своего учителя. Иван Максимов, вот уже много лет нещадно эксплуатирующий созданную им стилистику ритмических музыкальных фантазий, как режиссер, видимо, уже отошел в прошлое, зато его ученица поражает свежестью восприятия жизни, и что еще важнее, - независимостью от мировоззрения автора «Ветра вдоль берега», хотя и сохраняет с ним эстетическую преемственность.

Добиваясь почти феллиниевской плотности в репрезентации колоритных комических типажей за такое короткое время, Романова создает внятное художественное высказывание о преодолении мизантропии через сближение с окружающими, даже если они непохожи на нас. Ужас перед одиночеством отрезвляет, заставляя ценить тех, кто рядом с нами – разве не глубокая мысль для всего лишь пятиминутного фильма?!

«Ветер вдоль берега» - возможно, лучшая лента Ивана Максимова, по крайней мере, наиболее полно и изобретательно выражающая его эстетическое кредо, которое отличает децентрированное повествование, обилие второстепенных комических персонажей и бурлескных ситуаций, и самое главное – безупречное чувство музыкального ритма. Способность собрать разнородные элементы в единое, темпорально организованное целое, создать своего рода визуальную симфонию – наиболее сильная сторона максимовской эстетики, а вот стилевые самоповторы, неизбежно кочующие из одного его фильма в другой, сигнализируют о том, что режиссеру нечего сказать, что зритель имеет дело всего лишь с эффектной, даже виртуозной формой, но не больше.

Максимов обладает своим неповторимым художественным видением, но оно основано на причудливой фантазии режиссера и его технической подкованности, а не на артикулированном мировоззрении, и это расстраивает любого зрителя, ждущего не только от игрового, но и от анимационного фильма реальной авторской боли по поводу той или иной проблемы.Одного профессионального мастерства недостаточно чтобы стать художником с большой буквы.

«Как я похудел на 21 грамм» -мультфильм, созданный Константином Комардиным и Павлом Сухих («Хихусом»), который, к сожалению, говорит со зрителем на языке модной в 90-е нью-эйджевской духовности, архаичной и нелепой сейчас, когда люди стали худо-бедно, но преодолевать собственное невежество и воспринимать религиозные традиции раздельно, а не в слащавой экуменической мешанине. Популяризированный пелевинскими сочинениями коктейль из Кастанеды, даосизма, йоги и неформального образа жизни подается авторами с ностальгией по утраченным блаженным временам нестяжания и поиска истины, выступая как единственная духовная альтернатива маховику корпоративного капитализма.

Такая позиция, по меньшей мере, нелепа, ведь контркультура обогатила и придала новых сил рыночной индустрии, сделав ее еще безжалостнее, и это реальный факт, засвидетельствованный и проанализированный не только многими деятелями академической науки от Болтански и Кьяпелло до Жижека, но и такими крупными прозаиками как Уэльбек и Бегбедер. На Западе это отрицают, наверное, только совсем больные ностальгией по 60-м постаревшие хиппи. В России же по-прежнему модно противопоставлять сытые и бездуховные нулевые голодным, но романтическим 90-м.

В то же время, нельзя не отметить значительность метафоры, выбранной авторами этой ленты: жить без души и совести, продавая себя направо и налево, конечно, проще, чем мучиться, давая высказаться говорящим из твоего сердца наперекор обстоятельствам и твоему внутреннему сопротивлению боговдохновенным интуициям. Режиссеры не стесняются самых отталкивающих, даже инфернальных деталей в описании сделки человека с буржуазным миром, и это заслуживает не только уважения, но даже восхищения, потому что авторы идут в своем отрицании зла до конца, отвергая его и гнушаясь им.

Но позитивная альтернатива мраку непрерывного стяжания – Тот, Кто может вложить в руки человека реальное оружие в борьбе со злом, от авторов скрыт, непонятен, Его место занимают ориенталистские суррогаты, бессильные в духовной брани, потому что сами этим злом порождены. И то, что очередной корпоративный монстр построил свое здание на месте «того самого подвальчика», вместилища «духовных поисков свободных 90-х», по которому так ностальгируют герой и сами режиссеры, говорит пусть бессознательно, возможно, против воли создателей о том, что и подвальчик, и новое капище капитализма стоят на одном фундаменте. То же самое зло приобрело лишь новую форму, потому искать спасение от него надо в иной системе координат, которая им не затронута и не осквернена.

«Мужчина встречает женщину» -пятнадцатиминутный шедевр Дмитрия Геллера, по праву заслуживший множество фестивальных наград и похвал от кинокритиков, выполнен в подчеркнуто мрачной стилистике, техника рисунка напоминает работу углем – так каллиграфически проработаны силуэты, так завораживает симфония черного и белого цветов. Геллер стремился снять именно фильм, потому пластика его персонажей столь выразительна и почти неотличима от актерского исполнения: взгляды, лица, жесты образуют потрясающий, жизненно достоверный портрет человеческих отношений.

Заслугой режиссера можно считать его самоустранение от оценок – каждый из его героев несет часть вины за разрушение самого главного, что их сближает: никто не хочет отдавать, стремясь лишь обладать, защитить свой эгоизм от того зова к самопожертвованию, без которого немыслима подлинная любовь. Геллер показывает себя тонким, мудрым аналитиком человеческой души, способным бескопромиссно и честно заявить о том, что открылось ему, возможно, в его собственном опыте – о слабости и предрасположенности человека ко злу, которое делать всегда легче, чем добро. Идти под гору всегда легче, чем на гору.

«Мужчина встречает женщину» - тот редкий случай, когда произведение искусства не мрачнее и не тяжелее, чем сама жизнь. Плавность ритма, почти кинематографические крупные планы, четкое понимание режиссером своих творческих задач создают негромкое, лишенное декларативного пафоса произведение, скромно прячущее за камерностью формы общечеловеческое по значимости высказывание, быть может, именно по причине интеллигентной сдержанности постановщика в рассказывании этой горькой истории она не подавляет зрителя безысходностью, но вдохновляет на перемены. Мы сами вольны не допустить того, о чем нас так деликатно предупреждает Дмитрий Геллер.

«Парад» -вышедший в 2009 году восьмиминутный анимационный фильм Пьера-Эммануэля Лие, одно из самых емких со времен «Стеклянной гармоники» противопоставление агрессивного мещанства яркой творческой непосредственности, также как и фильм Хржановского соединяющее концепцию и стиль в единое, неразрывное целое. Серость, даже мрак, обывательской обезличенности, атмосфера подозрительности и завистливое уничтожение всего иного вступает в схватку с богатством фантазии и возвышенных мыслей, которые как цветные облака, сопровождают человека и освещают ему путь.

Самым сильным ходом режиссера стало художественное решение картины, укорененное в ее концепции: ведь действительно, возвышенные мысли расцвечивают жизнь, потому мещанская многозаботливость, привязанность к материальному подобна тьме (при просмотре картины также неоднократно вспоминается «Красный шар» Ламорисса, с его колористическим антагонизмом детского восприятия как цветного и взрослого – как серого). «Парад» Лие – своего рода размышление о конструктивной роли искусства в нашей жизни, о том, что она в любой момент может стать насыщенной и многообразной, если только мы преодолеем уютную ограниченность уродливого повседневного мирка, раскрыв лучшее в нас, наперекор унылым роботизированным привычкам.

 


Просмотров 117

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!