Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 1.3. Сценарий и режиссура анимационной деятельности



Сценарий как основной вид драматургии в анимационной деятельности. Сценарий как способ обработки информации, программа управления ау­диторией. Особенности идейно-тематического замысла сценария. Эпизод как основной элемент сценария. Композиция. Основные закономерности компо­зиционного построения сценария. Исходное и главное в событии. Сценарий как литературное произведение, предназначенное для воплощения на сцене. Требования к языку сценариста. Сценарная лексика. Реальное действие в структуре сценария. Художественный материал в создании образов. Публи­цистическая основа сценария массовых форм анимационной деятельности. Этапы работы над сценарием. Замысел как общее представление о содержа­нии и форме будущего сценария. Мировоззрение, опыт, наклонности автора. Критерии отбора материала. Изменения в сценарии в соответствии с погодой и другими обстоятельствами.

Форма, содержание, жанр сценария программы анимационного мероприятия. Определение понятий «форма» и «содержание». Их единство. Жанр как тип художественного произведения. Виды жанров: литературные, музы­кальные, изобразительные, концертные номера. Деление жанров: по тематике, образности, типу композиции. Стиль как система средств и приемов художественной выразительности. Источники сбора материала для сценария.

Специфика режиссуры анимационной деятельности. Режиссура анимационной деятельности как зрелищная организация процесса педагогического воздействия. Функции режиссера анимационной деятельности. Режиссерская организация материала. Специфика работы аниматора в туристско-экскурсионной деятельности. Импровизация как один из принципов поведения аниматора. Синтетичность в использовании средств выразительности. Требования к профессиональным качествам аниматора. Основные требова­ния к художественному и декоративному оформлению анимационных про­грамм. Режиссерская работа аниматора с музыкантами, хореографами, тех­ническими службами, художником. Основные режиссерские приемы в ани­мационной туристской деятельности.

Методические рекомендации



Различия в формах постановочной работы режиссера театральных спектаклей и режиссера культурно-досуговых программ в обязательном соавторстве последнего со сценаристом.

Структура драматургии культурно-досуговой программы состоит из драматургического замысла на документальной основе, перерастающего затем в сценарий.

В основе творческой деятельности при создании культурно-досуговой программы лежат тема (раскрывается через поступки героев) и идея (мнение автора сценария).

Особенности художественного произведения определяют его жанр (сострадание и негодование рождает трагедию или драму, смех и отвращение – сатирическую комедию, насмешка и ирония – КВН, патриотизм и патетика – торжественное собрание, любовь и дружба – вечер камерной музыки и поэзии и т.д.); выбранный жанр определяет форму и содержание.

Структура любого сценария содержит:экспозицию, завяз­ку, развитие действия, кульминацию, развязку и финал.

Сценарий анимационной программы театрализованного пред­ставления или его сценарный план являются основным доку­ментом для разработки режиссерско-постановочного плана, музыкального и светозвукового оформления, проведения и ор­ганизации всех репетиций, изготовления костюмов, декораций, составления сметы расходов для представления и т. д.

Методы изложения материала: а) последовательный прием– каждый материал логически продолжает содержание и настрой предыдущего; б) параллельный прием- в одно и то же время разрабатыва­ются и сопоставляются две параллельные линии повествования, жизни двух героев, две линии поведения и т. п.; в) прием контрастного сопоставления материала – противопоставление разных по содержанию и настроению материалов; г) прием лейтмотива – использование повторяющегося фрагмента музыки или действия; д) ретроспективный прием– переход из настоящего в эпи­зод, повествующий о событиях прошлого; е) ассоциативный прием– самый сложный, рассчитанный на то, что в момент художественного стыка двух эпизодов у зрителя возникнут определенные ассоциации.



Этапы и приемы режиссерской работы над созданием и дальнейшей разработкой сценария: отклик на социальный заказ, выбор темы и идеи, определение жанра и стиля, определение формы и содержания, накопление и отбор материала, поиск сюжетного хода и взаимосвязи эпизодов, работа над композицией.

Первый этап работы – разработка литературного сценария (т.е. перевод литературного текста в драматургическую форму).

Речь персонажей может быть монологической и диалогической, а также подразделяться на виды по правилам риторики – развлекательная, информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывная; стилистика речи зависит от характера аудитории и сценарных задач.

Второй этап работы – оформление сценарного плана (краткого содержания культурно-досуговой программы) и синопсиса (к сценарному плану добавляются ключевые моменты композиции); эти документы представляются руководству для утверждения.

Заключительный этап – режиссерский сценарий (содержит обозначение формы и названия программы, характер аудитории, событийное назначение, список действующих лиц и исполнителей, хронометраж фрагментов и общий, содержательную часть с ремарками, пометками, названиями вставных номеров).

Примеры оформления сценарного плана, синопсиса, литературного и режиссерского сценариев можно посмотреть в учебном пособии Гальпериной Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации (есть в библиотеке).

Работа над композицией должна строится по законам гармонизации: целостность, контрастность, подчиненность идейному замыслу, соразмерность, экспозиция (предвосхищение события), завязка (исходное событие), основное развитие действия, кульминация (точка наивысшего эмоционального накала), развязка, финал.

Монтаж может быть контрастным, последовательным, параллельным, одновременным, содержать лейтмотив и реминисценцию.

Методы реализации сценария следующие: монтаж, иллюстрирование, театрализация, игра.

В малых городах и регионах, известных своими народно-художественными промыслами, сценарий культурно-досугового мероприятия выстраивается с учетом региональной специфики.

Специалист-аниматор должен обладать качест­вами хорошего режиссера, педагога, психолога, сценариста, актера, обладать организаторскими способностя­ми, любить и ценить свою работу, знать принципы и средства туристско-анимационной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что содержит драматургический замысел культурно-досуговой программы?

2. В чем сущность метода соединения эпизодов культурно-досуговой программы в единое целое?

3. Какова структура композиции культурно-досуговой программы?

4. Какие факторы влияют на формирование режиссерского замысла?

5. Какова роль стилистики речи в создании образа персонажа?

6. Как могут быть связаны между собой элементы постано­вочной композиции?

Литература

Основная: (1 – 12).

Дополнительная: (1 – 16).

Навыки и умения:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

- знать специфику деятельности аниматора в туристско-экскурсионном обслуживании;

- разбираться в разнообразии форм и жанров культуро-досуговых программ;

- уметь написать сценарий культурно-досуговой программы на основе конкретного социального заказа или значимого события;

- знатьособенности анимационной работы при подготовке и проведении анимационных программ на туристских маршрутах в малых городах России, регионах, известных своими народно-художественными промыслами, на предприятиях народно-художественных промыслов.


Просмотров 2048

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!