Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Требования к уровню подготовки выпускника по специальности



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Утверждаю

Директор Новгородского

Филиала РАНХиГС

 

__________________А.В. Костюкова

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«АДМИНИСТРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

 

Составитель: Калужин А.В.

 

Согласовано на заседании кафедры

экономики и маркетинга

« 20 » октября 2012 г., протокол №2

 

Зав. кафедрой__________________ /О.Д. Притула/

 

Великий Новгород

Программа дисциплины «Административный менеджмент» и ее учебно-методическое обеспечение (список рекомендованной литературы, планы семинарских занятий, контрольные вопросы, словарь терминов, тестовые задания и др.) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление».


Общие требования к образовательной программе подготовки

Выпускника по специальности «Государственное и муниципальное управление».

 

3.1. Образовательная программа подготовки менеджера разрабатывается на основе настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, методическое обеспечение образовательного процесса (программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, основную учебную литературу, методические рекомендации по видам занятий), обеспечение образовательного процесса профессорско-преподавательским составом.

 

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

 



3.3. Образовательная программа подготовки менеджеров состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.

Дисциплины и курсы национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины по выбору студентов должны отвечать назначению цикла и содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

 

3.4. Образовательная программа подготовки менеджера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специализации;

ФТД – факультативы,

а также итоговую государственную аттестацию

Учебный план должен быть структурирован по циклам и компонентам образовательной программы.

 

3.5. Содержание национально-регионального компонента образовательной программы подготовки менеджера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

Требования к уровню подготовки выпускника по специальности.

 

Специалист должен:

 

иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;



понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.

Знать:

теоретические основы и закономерности функционирования экономки, включая переходные процессы;

принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.

Уметь:

выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать. рецензировать тексты;

использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.

Владеть:

специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);

навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.

Цели и задачи

Крупномасштабные преобразования и реформы, проводимые в России в начале 90-х годов в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества обозначили целый ряд проблем, требующих немедленного разрешения. Одна из главных проблем реформирования современной России связана с поиском новой эффективной модели государственного управления.

Становление новой политической системы государственной власти, основанной на принципах разделения властей и правового государства, вызвали необходимость реформы в организации деятельности органов государственного и местного управления.

В условиях коренных изменений и преобразований в области политического устройства страны, существующая система государственной власти и управления оказалась неготовой и неспособной осуществлять руководство в жизненно важных сферах, произошло резкое ослабление управления и снижение его эффективности.

Причинами сложившегося негативного положения в сфере государственного и муниципального управления явилось, во-первых, отставание развития науки государственного управления от требований практики управления. Во-вторых недостаточный уровень подготовки работников органов государственного и муниципального управления. В связи с этим, на первый план выходит проблема качественной подготовки кадров аппарата государственного управления органов местного самоуправления.

Важность подобного подхода обусловлена очевидной слабостью нынешнего государственного управления, громоздкостью самого аппарата, отсутствием системы в управлении общественной жизнъю страны, недостаточным профессионализмом и, что немаловажно, низкими нравственными качествами части государственных и муниципальных служащих. В связи с этим, одной из важнейших задач в области реформирования системы государственного управления в стране становится повышение эффективности системы кадрового обеспечения государственной и муниципальной службы.

Как учебная дисциплина “Административный менеджмент ” является одной из основных дисциплин учебного процесса по подготовке кадров для органов государственного и муниципального управления. Она касается изучения важнейших аспектов организации упарвления.

Целью преподавания данной учебной дисциплины является создание условий для формирование у слушателей представления о системе знаний административного менеджмента, а также способствование приобретению слушателями умений и навыков и применении их в осуществлении ими своей практической деятельности.

Задачами учебной дисциплины “Административный менеджмент ” являются:

- обеспечение целостности представления о совокупности элементов системы управления, ее структуре, основных процессах, построении, функционировании и совершенствовании;

- раскрытие понятия административного управления, его правовой базы.

- изложение основных положений дисциплины “Административный менеджмент ”.

- раскрытие содержания понятия административное управление (методы, закономерности, основные принципы);

 

Формы контроля

 

Оперативный контроль. Данный вид контроля проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. Возможные формы оперативного контроля: устный опрос, письменная работа, тест и т. д.

Рубежный контроль.Данный вид контроля успеваемости студента – одна из составляющих оценки качества освоения образовательных программ. Возможные формы рубежного контроля – тест, контрольная работа, доклад, реферат, курсовая работа и т. д.

Итоговый контроль. Указывается форма контроля усвоения данной дисциплины, предусмотренная учебным планом – зачёт, экзамен.

Учебно-тематический план дисциплины
по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Наименование темы Всего часов В том числе, час. Формы контроля
Аудиторная работа Самост. работа
лекции практич. занятия
Тема 1. Административный менеджмент как научная дисциплина  
Тема 2. Административно-правовая организация управления   ОК
Тема 3. Административный менеджмент как система управления  
Тема 4. Административно-правовая организация управления экономикой - РК
Тема 5. Административно-правовая организация управления социально-культурной сферой.    
Тема 6. Административно-правовая организация управления административно-политической сферой.   ОК
ИТОГО  
Итоговый контроль Экзамен

· ОК – Оперативный контроль.

· ** РК – Рубежный контроль.

 

 

Программа дисциплины

Тема 1. Административный менеджмент как научная дисциплина.

1. Становление и развитие системы знаний об управлении.

2. Предмет дисциплины административный менеджмент.

3. Методы научного исследования в административном менеджменте.

 

 

Тема 2. Административно-правовая организация управления

1.Понятие управления и его виды.

2.Правовая основа

3.Цели и задачи административного менеджмента

 

Тема 3. Административный менеджмент как система управления.

1.Административно-правовые нормы и отношения

2.Субъекты административного управления.

3.Административно-правоые формы.

4.Административно правовые методы.

Тема 4. Административно-правовая организация управления экономикой.

1. Управление промышленностью, строительством и ЖКХ.

2. Управление транспортно-дорожным комплексом, связью и информатизацией.

3. Управление агропромышленным комплексом, использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.

4. Управление финансами и кредитом.

 

Тема 5. Административно-правовая организация управления социально-культурной сферой.

1. Управление образованием, наукой и культурой,

2. Управление здравоохранением и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения

3. Управление в области труда и социального развития.

 

Тема 6. Административно-правовая организация управления административно-политической сферой.

1. Управление в области обороны и безопасности.

2. Управление внутренними делами.

3. Управление в области иностранных дел.

4. Управление юстицией

5. Организация управления в особых условиях.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М. 2007– 186 с.

2. Бахрах Д.Н. Административное право. 3-е изд., с изм. и доп. М. 2009– 486 с.

3. Административное право: Учебник / Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. – М.: Проспект, 2009. – 480 с.

4. Административное право России. Ч.1: Гос. управление и административное право: Учебник / Под ред. А.П. Коренева. – 4-е изд., с изм. и доп. – М.: Щит-М, 2010. – 300 с.

5. Административное право: история развития и основные современные концепции / Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. – М.: ЮРИСТЪ, 2008. – 410 с. – (Res cottidiana).

  1. Административные правонарушения в области дорожного движения. – М.: Книга-сервис, 2009. – 64 с.
  2. Безопасность предпринимательской деятельности: Учеб. пособие для вузов / Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А,Д. – М.: Экономика, 2004. – 334 с

 

 

Планы практических (семинарских) занятий

 

Тема 3. Административный менеджмент как система управления

Вопросы:

1.Административно-правовые нормы и отношения

2.Субъекты административного управления.

3.Административно-правоые формы.

4.Административно правовые методы.

 

Тема 6. Административно-правовая организация управления административно-политической сферой.

Вопросы:

5. Управление в области обороны и безопасности.

6. Управление внутренними делами.

7. Управление в области иностранных дел.

8. Управление юстицией Организация управления в особых условиях.

 

Словарь терминов и персоналий:

Аппарат государства – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций.

Государственная администрация – это совокупность управленцев высшего и среднего звена, обладающих линейными и штабными полномочиями и имеющих непосредственное отношение к ряду действий: целеполагание в организации, определение стратегии деятельности организации, определение ресурсов в масштабах всей организации, необходимых для ее успешного функционирования, осуществление контроля в общеорганизационном масштабе, разработка, принятие и реализация управленческих решений

 

Государственное и муниципальное управление – деятельность государственного или муниципального исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соотвествующего территориального образования, посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполения этих актов и актов оргаов законодательной (представительной) власти.

 

Должностное лицо местного самоуправления – лицо наделенное местным сообществом полномочиями по осуществлению представительных, распорядительных, исполнительных и контрольных функций местного самоуправления и не относящиеся к категории государственных служащих, являются

 

Компетенция местного самоуправления - круг предметов ведения, выделенных и удостоверенных федеральными законами, правовыми актами субъектов РФ и местного самоуправления, а также права и обязанности органов местного самоуправления.

 

Метод управления - это конкретный способ осуществления задач и функций субъекта управления направленный на достижение цели управления.

 

Местное самоуправление в РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

 

Местное самоуправление- право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

 

 

Местный бюджет определяется как совокупность организационных бюджетных отношений, посредством которых часть финансовых ресурсов страны направляется в распоряжение местных органов власти (муниципальных образований) для решения вопросов местного значения, а также осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

 

Местный референдум – высшее непосредственное выражение воли населения данной территории. Проводится по наиболее важным вопросам местного значения.

 

Муниципальное образование – город, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, или часть поселения в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

 

Муниципальная собственность – собственность муниципального образования – города, района, городского или сельского района.

 

Муниципальное управление – это организация и координация действий граждан и хозяйствующих субъектов для обеспечения комплексного социально-экономического развития территорий, удовлетворения социально-культурных потребностей населения.

 

Муниципальные финансы – система экономических отношений, посредством которой распределяются и перераспределяются местный национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие муниципальных образований.

 

Муниципальная служба – профессиональная деятельность на постоянной основе на должностях муниципальной службы по обеспечению полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

 

Муниципальные служащие - лица, осуществляющие профессиональную деятельность на постоянной основе по обеспечению полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

 

Орган муниципального управления - организационно оформленная группа должностных лиц (муниципальных служащих) наделенная компетенцией и необходимыми средствами для осуществления управления определенным территориальным образованием, отраслью хозяйства, социально-культурной сферой.

 

Органы муниципального управления - исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, образуемые в городских, сельских поселениях, нескольких поселений, объединенных общей территорией, частью поселения, иной населенной территорией, имеющей статус муниципального образования.

 

Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы.

 

Организационная среда государственной администрации – это совокупность переменных величин, находящихся внутри и вне государственной администрации, детерминирующих ее деятельность.

 

 

Полномочия местного самоуправления – это строго очерченный и закрепленный нормами муниципального права (Конституцией РФ, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

 

Предмет ведения местного самоуправления - сферы жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.

 

 

Принципы муниципального управления - объективные основы, на которых базируется структура и процесс управления и в которых заключены закономерности построения, функционирования и совершенствования управления.

 

Принципы организации и контроля управленческих решений - объективные основы, на которых строится организация и контроль исполнения распорядительных документов органов управления, в которых абстрагированы объективные условия развития государственного и муниципального управления, его закономерности.

 

Процесс муниципального управления есть последовательность действий органов муниципального управления по достижению цели управления.

 

Региональное государственное управление – это теория и практика осуществления управляющих действий государства в масштабах или на уровне соотвествующей обособленной части.

 

 

Региональный децентрализм – это увеличение степени делегирования полномочий (все больше вопросов решается на местах).

 

Структурное подразделение органа муниципального управления – это организационно оформленная группа должностных лиц (муниципальных служащих) наделенная соответствующей компетенцией и необходимыми для обеспечения деятельности органа управления средствами.

 

Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного осуществления собственного интереса в вопросах местного значения.

 

Технология управления - совокупность формализованных и неформализованных приемов применяемых в управленческой деятельности.

 

Управленческая деятельность это совершение определенных действий и операций по осуществлению функций управления, направленных на достижение конкретной поставленной цели.

 

Управление – элементарная функция организованной системы, обеспечивающая сохранение определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей

 

Управленческая процедура - полный перечень операций и действий, составляющих функцию органа управления или структурного подразделения, распределение операций и действий между исполнителями с учетом требуемой квалификации, последовательность и методы выполнения операций и действия с помощью средств вычислительной и организационной техники, определение технически обоснованных затрат труда на выполнение рутинных, не творческих операций и действий.

 

Управленческая операция - работа, обеспечивающая получение результата, необходимого для реализации функции управления.

 

Функция управления вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект.

 

Эффективность управления – это умение достигать результатов с наименьшими затратами.

 

 


Просмотров 205

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!