Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции



1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.

2. Научить правильно произносить звуки [Р] и [P'J, различать их на слух и в произношении.

3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

4. Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов.

5. Учить ребенка анализировать слова без стечения и со стечением согласных.

6. Путем сравнения пар слов закрепить правило правописания Ь для обозначения мягкости согласных.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Ответь, что я сделал раньше?» Взрослый читает ребенку предложение, задает вопрос: «Ответь, что я сделал раньше?» Ребенок отвечает.

Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после того, как пришел с улицы. Прежде чем пойти в детский сад, я позавтракал. Я поздоровался, прежде чем начать разговор.

Задание 2. Знакомство со звуком [Р].

Прослушать предложение (взрослый голосом выделяет звук [Р]). Какой звук в нем часто слышится?

Барабанщик громко барабанит на барабане: та-ра-ра!

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Р]:

губки свободны;

зубки сближены, но не соприкасаются;

кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует;

посередине язычка идет теплая воздушная струя;

горлышко «работает».

Символ звука: собака громко рычит: РРРРР... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Как рычит злая собака? РРРРР... (звук [Р] произносится громко, раскатисто).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р]»:

р, б, ж, р...; ра, жа, бу, ры...; ар, ам, ур...; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.

Задание 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

pa-ар, ру-... ар-pa, ур-...

Повторить за взрослым серию слогов:

ра-ро-ру-ры..., ар-ор-ур-ир..., бра-бро-бру-бры..., абр-обр-убр-ибр...



Задание 6. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р], по заданию: звук [Р] стоит в начале слова, в середине, в конце слова. Придумать с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в нем, найти знакомый предлог.

Задание 7. Взрослый называет ряд слов сложной структуры со звуком [Р], а ребенок должен внимательно послушать и повторить эти слова. Необходимо объяснить ребенку значение незнакомых ему слов. Определить количество и место звуков [Р] в этих словах:

прожектор, конструктор, оркестр, прорубь, дроворуб, трактор.

Задание 8. Взрослый называет слово целиком, а ребенок произносит его по звукам, определяя количество звуков в слове, количество гласных, согласных и «соседей» определенного звука (например, рак, рот, крот, дружба).

Задание 9. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Р] по заданному первому слогу:

РА: -кушка, -ма...;

РО: -за, -ща...;

РУ: -ка, -чей...;

РЫ: -ба, -бак...

Задание 10. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка разделить их на слоги, а затем сравнить эти слова (каким слогом они отличаются?):

ру-ка, ру-баш-како-ра, ко-яу-ра; муш-ка, тсор-муш-ка; мош-ка, гар-мош-ка.

Задание 11. Убрать из слов звук [Р]. Какие слова получились?

Крошка — кошка, тропка — ..., краска — ...

Задание 12. Выучить чистоговорки:

Ра-ра-ра — высокая гора.

Ры-ры-ры — летят комары.



Ру-ру-ру — начинаем мы игру.

Ро-ро-ро — новое перо.

Ар-ар-ар — летит комар.

Ор-ор-ор — у Ромы топор.

Ур-ур-ур — не гоняй кур.

Ир-ир-ир — мы за мир.

Арка-арка — у Ромы марка.

Орка-орка — крутая горка.

Урка-урка — кошка Мурка.

Ирка-ирка — у Иры дырка.

Задание 13. Знакомство со звуком [Р'].

Повторить за взрослым ряд слов. Какой одинаковый последний звук во всех этих словах: якорь, угорь, фонарь, букварь?

Символ звука: маленький щенок рычит: рьрьрь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука [Р]: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р']»'

рь, мь, рь, дь.„; ря, мя, бю, ри...; арь, амь, омь, урь...; Рита, рис, кошка, крепко, букварь, домик...

Задание 15. Дидактическое упражнение «Назови профессию» (взрослый начинает предложение и просит ребенка закончить его подходящим по смыслу словом).

В аптеке работает... аптекарь. В колокола звонит... звонарь. Траву косит... косарь. Землю пашет... пахарь. Хлеб печет... пекарь. Директору помогает... секретарь.

В каких словах встречается два звука [Р']? Где он стоит в слове?

Задание 16, После первого звука в словах произнести звук [Р']. Какие слова получились?

Битва — бритва, тюк — ..., тяпка — ..., пятки — ...

Задание 17. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р'], по заданию: звук [Р'] стоит в начале, в середине и в конце слова. Разделить слова на слоги, составить с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в этих предложениях, найти предлоги.

Задание 18. Выучить чистоговорки:

Ря-ря-ря — синие моря.

Ре-ре-ре — санки на горе.

Рю-рю-рю — репу я варю.

Ри-ри-ри — горят фонари.

Арь-арь-арь — у меня букварь.

Орь-орь-орь — у Сережи корь.

Ирь-ирь-ирь — у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь — скрипит дверь.

Задание 19. Дифференциация звуков [Р] — [Р]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ра-ря, ру-...; ры-ри, ру-...; ар-арь, ур-...; урь-ур, ирь-...

Повторить за взрослым серию слогов:

ра-ра-ря, ря-ря-ра, ра-ря-ра, ря-ра-ря, ря-ра-ра, ра-ря-ря...

Закончить слово нужным звуком ([Р] — [Р*]):

топо..., фона..., забо..., буква...

Задание 20. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга)

Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

Кто ни прикасается —

За того цепляется. (Репейник)

Под водой живет,

Ходит задом наперед. (Рак)

Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)

Вспомнить отгадки. Какие слова состояли из одного, двух и трех слогов?

Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Р] и [P]):

корова, дорога, гречка, топоры; забор, топор, якорь, торт.

Задание 21. Дидактическое упражнение «Подарить подарки Роме и Рите» (подобрать как можно больше слов со звуками [Р] и [Р']).

Заменить звук [Р] на звук [Р'] в словах. Какие слова получились? Придумать с этими словами предложения:

рад — ряд, ров — ..., пар — ..., хор — ..., удар — ...

Придумать предложения про Риту и Рому по заданию: предложение состоит из двух, трех или четырех слов. Назвать предлоги. Например: Рома спит. Рома крепко спит. Рома спит на кровати.

Выучить скороговорки:

Как на горке, на пригорке

Сидят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Курьера курьер

Обгоняет в карьер.

Задание 22. Знакомство с буквой Р.

Буква Р — рука в кармане,

Буква Р — подарок маме.

О. Гофман

На что еще похожа буква Р? Игры с буквой.

Задание 23. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем слов из кружков; списывание с образца, чтение слов, письмо печатными буквами под диктовку:

ручка, рубаха, радуга, рис, репка, букварь.

Анализ и сравнение слов. Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение:

хор — хорь, удар — ударь...

Анализ предложений, составление схем, запись под диктовку печатными буквами, чтение:

У Ромы репка. У Риты ручка.

 

Тема №45. Звуки [Л] - [Р], [Л'] - [Р'].


Просмотров 304

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!