Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Коррекционно-развивающие задачи. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой



Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой.

Научить правильно произносить звуки [С] и [С], дифференцировать их на слух и в произношении.

Учить заменять звук в словах на звук [С] в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.

Познакомить с предлогами с (со), упражнять в их употреблении.

Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов.

Учить анализировать слова и предложения.

Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать ряд слов и назвать слово, которое отличается от остальных по своему слоговому составу:

совок — гном — венок — каток, пятка — ватка — кот — кадка, ветка — корова — клетка — сетка, каток — дом — моток — поток.

Задание 2. Знакомство со звуком [С].

Прослушать скороговорку (звук [С] произносится взрослым утрированно). Какой звук часто слышится в ней?

Везет Санька Соньку на санках.

Санки — скок, Саньку — с ног,

Сонька — бух в сугроб!

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [С]:

губки в улыбке;

зубки сближены;

широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);

горлышко «молчит».

Символ звука: папа поливает огород из шланга: ССССС... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Накачаем насосом колесо: С, С, С, С, ... (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:

с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...;

Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...

Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:

са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты; аст-ост-уст-ист.

Повторить за взрослым серию слогов с выделением голосом какого-нибудь слога:



са-са-сб, су-су-су...

Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

са-ас, ас-са, со-ос, ста-аст, аст-ста...

Задание 7. Закончить слово слогами:

СА: ли..., ко..., кляк..., ро..., плак...;

СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве..., ча....;

СОК: пе..., ку..., но..., ле..., воло..., коло..., голо...

Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Под крышей — четыре ножки,

На крыше — суп да ложки. (Стол)

Белый камень во рту тает. (Сахар)

Задание 9. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить место звука в словах, разделить их на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово.

Задание 10. Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [С] в слове). При затруднении использовать карточку и синий кружок:

санки, сова, лес, суп; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос, поясок.

Задание 11. Вспомнить как можно больше видов посуды, в названии которых есть звук [С], объяснить назначение каждого предмета:

самовар, сковородка, скороварка, солонка, сахарница, сухарница, соусница, стакан, супница, салатница.

Задание 12. Дидактическое упражнение «Объясни значение слов, назови место звука [С] в этих словах». В каком слове звук [С] встречался два раза?

Листопад (падают листья), снегопад — ..., пылесос — ..., самокат — ..., самолет —-..., садовод — ..., лесовод — ...



Задание 13. Дидактическое упражнение «Измени слово, составь с каждым словом предложение».

Заменить первый звук в слове на звук [С]:

мало — сало, Клава — ..., Тоня — ..., бок — ..., Дом — ..., лук — ..., мода. — ..,

Заменить последний звук в слове на звук [С]:

бак — бас, Рим — ..., лев — ..., нож — ..., труд — ..., голод — ...

Заменить третий звук в слове на звук [С]:

лапка — ласка, марка — ..., парта — ..., сопка — ..., качка — ..., дочки — ...

Задание 14. Взрослый предлагает ребенку добавить к слову звук [С]. Какое слово получится?

Тройка (стройка), наряд — ..,, клад — ..., мех — ..., мешок — ...

Задание 15. Выучить чистоговорки:

Са-са-са — вот летит оса.

Су-су-су — не боюсь осу.

Сы-сы-сы — нет осы.

Со-со-со — у Сони колесо.

Ас-ас-ас — я пью квас.

Ос-ос-ос — у собаки нос.

Ис-ис-ис — я ем рис.

Ус-ус-ус — я ем мусс.

Аска-аска — у Сони маска,

Оска-оска — у Сони соска.

Иска-иска — у Сони миска.

Уска-уска — у Сони блузка.

Задание 16. Знакомство со звуком [С].

Символ звука: тонкая струя воды течет из крана: сьсьсь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 17. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:

сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась, апь...;

Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка...

Задание 18. Повторить за взрослым и запомнить ряд слов. Какой одинаковый звук во всех этих словах?

Синий, селедка, синица, сито, сетка.

Задание 19. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить место звука [С'] в каждом из слов, составить с каждым словом предложение.

Задание 20. Выучить чистоговорки:

Ся-ся-ся — мы видели гуся.

Се-се-се — еду на гусе.

Си-си-си сено принеси.

Ась-ась-ась — плывет карась.

Задание 21. Дифференциация звуков [С] — [С]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

са-ся, ся-са, ..., ас-ась…, ась-ас...

Закончить слово подходящим звуком ([С] — [С]):

гу.,., но..., поя..., ло..., голо...

Повторить за взрослым серию слогов:

са-са-ся, ся-са-са, са-ся-ся, ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [С]):

санки, синий, сумка, сова; лось, гусь, весь, нос.

Дидактическое упражнение «Подарить подарки Соне и Симе» (подобрать слова со звуками [С] и [С]).

Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [С] в образованном слове):

нос — носик, пес — ..., кокос — ..., насос — ...,

колесо — ..., сосна — ..., коса .-..., ананас —...

Составить предложения со словом Сима (Соня). Распространить предложения. Сосчитать количество слов в каждом из них. Назвать первое и последнее слово в предложении. Например:

Соня пьет сок.

Соня пьет томатный сок.

Соня пьет свежий томатный сок.

Соня пьет вкусный свежий томатный сок.

Выучить скороговорки:

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы — не усы, не усищи, а усики.

Задание 22. Знакомство с предлогами с, со.

Взрослый предлагает ребенку выполнить задания: поднять мяч с пола, взять книгу со стола, и задает ребенку вопросы: «Откуда ты взял книгу? Откуда ты поднял мяч?». Ребенок отвечает. Взрослый обращает внимание ребенка на употребление предлогов с, со и объясняет их значение и графическое изображение.

Назвать предлог в предложениях:

Катя встала со скамейки. Маша пьет чай с печеньем.

Вставить нужный предлог в предложениях (с, со):

Я взял ... стола чашку. Мальчик несет сумку... книгами.

Составить предложение из слов:

Соня, земля, листья, поднимать, с;

Сима, листья, земля, сухие, поднимать, с;

Вася, осенние, земля, листья, поднимать, с;

Соня, скамейка, встала, со.

Задание 23. Знакомство с буквой С.

Букву С писать мне просто.

С как серп, кривой и острый.

А Ковшиков

На что еще похожа буква С?

Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал. Игры с буквой.

Задание 24. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Сима, сок, стакан, стаканы.

Чтение, списывание предложений, подсчет количества слов в предложениях, нахождение предлога и определение его места в предложении:

Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок.

 

Тема № 26. Звуки [3], [3']; [3] - [3']. Буква 3.


Просмотров 297

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!